Банк на Подкаменной Тунгуске
В Эвенкийский район – бескрайнюю тайгу, расположенную примерно посередине между Байкалом и Таймыром, – первый банк добрался 85 лет назад на оленях. При помощи двух проводников-эвенков старший бухгалтер Красноярской краевой конторы Госбанка СССР в ноябре 1937 года доставил на берега Подкаменной Тунгуски бланки финансовой отчетности и прочую банковскую документацию и открыл отделение банка в одном из жилых бараков. Старшего бухгалтера звали Василий Трофимович Лубенков, и на тот момент ему исполнился 21 год.
Банковским служащим сын крестьянина, погибшего на Первой мировой войне, стал в 1932-м, когда устроился на должность ученика бухгалтера в Игарское отделение Госбанка. Городок на берегу Енисея в Туруханском районе Красноярского края в разгар индустриализации был центром вывоза сибирского леса, «столицей» многочисленных лесоповалов.
На фоне большинства сверстников Василий Лубенков имел неплохое по меркам эпохи образование – четыре класса сельской школы, учебу в которой он совмещал с работой пастухом. В заполярной Игарке бывший пастух успешно переквалифицировался в бухгалтера и спустя десятилетия с теплотой вспоминал своих первых учителей из местного отделения Госбанка: «Все они были знающими специалистами и добрыми, отзывчивыми людьми, которые не только помогли мне, шестнадцатилетнему парнишке, быстро освоить и полюбить работу цифровых дел мастера – бухгалтера, но и стали для меня второй семьей».
Успешно проработав пять лет на берегах Енисея, Лубенков получил повышение по службе – был назначен старшим бухгалтером – и ответственное назначение: возглавить только что учрежденное отделение Государственного банка в поселке Байкит, районном центре на севере Красноярского края, на берегах Подкаменной Тунгуски.
Подкаменная Тунгуска впадает в Енисей в 700 верстах южнее Игарки. Это расстояние в сентябре 1937 года старший бухгалтер Василий Лубенков и сопровождавший его кассир Павел Егорушкин преодолели на аэроплане, а дальше началась настоящая одиссея.
До поселка Байкит оставалось чуть более полутысячи верст, но для северной тайги сентябрь уже был концом летней навигации: в ожидании ветров и морозов ни самолеты, ни катера в пункт назначения не отправлялись. Лубенков проявил упорство в достижении цели. Он придумал решение и связался по телеграфу с начальством: «Краевая контора Госбанка разрешила купить нам парусную лодку и лошадь, которая должна идти по берегу реки и тянуть лодку, когда не было ветра, а во время ветра лошадь погружали в лодку. Таким образом в течение 10 дней проплыли 200 км».
В октябре Подкаменная Тунгуска стала покрываться льдами, движение под парусом было уже невозможно. На маленьком хуторе Кузьмовка, проявив недюжинные способности коммерсанта, Василий Лубенков продал местным староверам ставшую ненужной лошадь и дожидался устойчивого снежного покрова. Вместе со снегом к Кузьмовке должны были прийти тунгусы, как тогда именовали кочевников-эвенков. На их оленях старший бухгалтер и рассчитывал добраться наконец к месту будущей службы. 85 лет назад для огромного таежного района площадью как две Германии именно олени были главным средством передвижения.
«Через месяц ожидания, – вспоминал позднее Лубенков, – наш отряд, состоящий из двух проводников-эвенков и 10 оленей, в середине ноября 1937 года отправился в путь. После нескольких дней тренировки мы смогли ехать верхом на оленях, погрузив на них и поклажу. Ночевали прямо в тайге, спали на снегу на подстилке из еловых веток».
Отделение Госбанка старший бухгалтер Лубенков открыл уже в декабре 1937-го в одном из жилых бараков поселка Байкит. Первыми клиентами стали несколько кочевых колхозов, занимавшихся пушным промыслом, и только что созданный в Эвенкии оленеводческий совхоз (оленьсовхоз).
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".