22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Ура-туристы
Общество

Ура-туристы

Произошедший в конце прошлого года обвал продаж зарубежных туров сразу же дал повод для разговоров о резком росте популярности отдыха в России. Работающие на внутреннем рынке операторы и власти даже окрестили наступивший 2015 год «Годом внутреннего туризма». Правда, основан этот оптимизм пока скорее на умозрительных доводах – весьма зыбкой экономической конъюнктуре и патриотических лозунгах. Также российские власти особые надежды возлагают на вошедший в состав РФ Крым, но там, похоже, ситуация остается еще более непредсказуемой 

С рублем и достоинством

Как рассказал журналу «Профиль» глава Ростуризма Олег Сафонов, выбор в пользу отдыха на родине россияне начали делать еще в прошлом году, по итогам которого внутренние турпотоки выросли с 32 млн до 41,5 млн человек. «Это не только южные регионы. Это и столицы, и Поволжье, и «Золотое кольцо», и другие территории, – отметил он. – На Алтай приезжает 1,6 млн человек в год, на Шерегеш (Кемеровская область) – более 1 млн человек».

Объясняют успех участники рынка не только падением курса рубля, хотя и признают этот фактор одним из решающих. «Курсовая разница сделала выездные туры менее привлекательными по сравнению с внутренними, – говорит председатель Регионального совета Российского союза туриндустрии (РСТ) Ольга Санаева. – Определенную роль играет так называемый отложенный спрос – люди уже наездились по заграницам, теперь решили посмотреть и свою страну, в которой к тому же за последние годы подросла туристическая инфраструктура».

«Главная тенденция – появление нового, требовательного потребителя, который раньше не отдыхал внутри страны и привык к определенному уровню сервиса, знакомого ему по пакетным турам за рубеж, – говорит руководитель комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России (АТОР) Илья Уманский. – Массовым явлением у нас пакетные варианты стали только сейчас, хотя первые предложения появились лет 7 назад». «Уже 30% туроператоров, которые ранее занимались выездным туризмом, переориентировались и теперь занимаются внутренним и въездным, – вторит Олег Сафонов. – На первом этапе работают в основном по южному направлению: Сочи, Анапа, Крым, Минеральные Воды. Это значительный сегмент, миллионы людей туда поедут».

Также немалую роль в изменении туристических потоков собеседники «Профиля» отвели и сугубо патриотическим соображениям. «Есть эмоциональная составляющая – это нежелание ехать туда, где тебе не рады. В первую очередь это касается Европы», – отметила Ольга Санаева. Глава Ростуризма высказался на этот счет еще более категорично: «Любой человек, который имеет честь, совесть и достоинство, никогда не поедет в ту страну, которая против его страны ввела незаконные ограничения. Или по крайней мере должен задуматься об этом».

Черное – значит лучшее

«Мы, как жители северной страны, в основном предпочитаем отдых у моря – это касается как выездного, так и внутреннего туризма. В России это курорты Краснодарского края, Крым, Астрахань, Балтика, на Дальнем Востоке – побережье Японского моря», – говорит Ольга Санаева. Когда россияне «распробовали» Турцию и Египет, черноморские курорты начали критиковать за низкий уровень сервиса и необоснованную дороговизну. Но в этом году, уверены в РСТ, ситуация изменится.

Главный редактор туристического портала «Турдом.ру» Дмитрий Даниленко, правда, признает, что сделать все, как в Турции или Египте, быстро вряд ли получится, и формат «все включено» в России только развивается. «Исторически у нас концепция отдыха была другая, – говорит он. – В той же Турции или Египте рекреационные зоны – это окруженные пустыней закрытые кусочки территории, где сосредоточена вся инфраструктура. У нас же это променад, магазинчики, то есть модель отдыха ближе к Европе».

Впрочем, и при этом, по мнению Даниленко, черноморским курортам Краснодарского края в нынешнем сезоне будет обеспечена высокая заполненность: «Масса людей, привыкших к качественному сервису, стали невыездными и формируют огромный спрос на те немногие объекты, которые могут удовлетворить их запросам. Потому стоимость отдыха в таких комплексах просто запредельная. В прошлом году были проблемы с заполнением номерного фонда в огромном районе, появившемся после Олимпиады, – Имеретинском. Тогда цены были сильно завышены, а на сегодняшний день их более-менее привели к адекватному уровню. Это стало возможным как раз за счет сотрудничества с туроператорами, которые сформировали пакетные предложения». Теперь, по словам Даниленко, можно найти варианты в «олимпийских» апартаментах стоимостью 15–20 тыс. рублей за неделю на человека.

«Абхазию хоть и неофициально, но тоже относят к внутреннему туризму, и показатели роста спроса на отдых в этой стране сопоставимы со средними по внутреннему рынку вообще», – отметил, в свою очередь, представитель АТОР Илья Уманский.

Речные извилины

Увеличения собственно российских туристов ожидают и организаторы речных круизов. «Есть тенденция появления новых туристов, то есть тех, кто либо вообще никогда не был в круизе, либо был еще в советские времена, – рассказал «Профилю» генеральный директор круизной компании «Инфофлот» Александр Сахаров. – На сегодняшний день мы видим рост спроса на 20–25%». Он также подчеркнул, что в сегменте речных круизов глубина продаж вообще очень высока, и рост спроса рассчитывается начиная с июля прошлого года, когда стали покупать путевки.

Сергей Метелица / ТАСС
©Сергей Метелица / ТАСС

При этом, однако, Сахаров признал, что теперь в отрасли наблюдается еще более резкий отток иностранных клиентов: «Количество иностранных туристов в сегменте речных круизов уменьшилось приблизительно на 30%. И в большинстве своем это граждане англоговорящих стран – США, Великобритании, Австралии, небольшая «просадка» видна у немцев. Некоторые теплоходы, которые работали исключительно с иностранными туристами, сейчас остались невостребованными». По словам Сахарова, каждая компания сама решает, что делать в такой ситуации, – кто-то переориентируется на российских туристов, кто-то просто оставляет корабли на стоянке.

Рост стоимости туров в сегменте речных круизов по сравнению с прошлым годом, как прогнозирует глава «Инфофлота», составит 5–12%, то есть ниже инфляции. «Это связано с тем, что наш рынок довольно инертный, глубина продаж большая. То есть мы даже при желании не успели бы увеличить стоимость больше, чем на эту величину, – объясняет Сахаров. – Но еще нужно понимать, что нам в данной ситуации важнее сохранить объем туристов и привлечь тех людей, которые в данный момент рассматривают круиз как один из вариантов отдыха. Это особенно важно для бизнеса, поскольку доля «возвратных» туристов в речных круизах – около 80%».

При всем этом, как отметила глава РСТ Ольга Санаева, в сегменте речных круизов хватает и других проблем: «Здесь нужно много чего улучшить – это и причальные стенки, и углубление рек, и создание более гибких экономических условий для владельцев судов».

Экскурсионные рекорды

«Теперь многие туристы начали планировать отдых раньше, чем обычно: это связано с тем, что на рынке внутреннего туризма заметное оживление, если не ажиотаж, и потому самые интересные предложения стараются выкупить пораньше из опасений, что они могут закончиться, – говорит представитель АТОР Илья Уманский. – Причем в экскурсионных программах можно говорить минимум о двукратном росте».

Самые популярные экскурсионные направления внутреннего туризма – «Золотое кольцо», Санкт-Петербург, Псков и Новгород. «В последнее время набирает популярность экскурсионная Казань, которая уверенно выходит на 3–4-е место по стране, – отмечает Ольга Санаева. – Город очень похорошел после Универсиады, проделана большая работа профильными туристическими ведомствами. Неплохо развивается Урал: сейчас там создается «Самоцветное кольцо Урала» (комплекс туристических маршрутов общей протяженностью 647 км). Пытается понемногу уйти от рыбалки в сторону экскурсионной составляющей Астрахань. И у города на то есть все предпосылки».

«Курорты Кавказских Минеральных Вод традиционно загружаются очень хорошо, – говорит Илья Уманский. – А, например, Байкал и Алтай – весьма специфические направления. Их основная загрузка происходит за счет жителей ближайших регионов, поскольку из той же Центральной России добираться туда дорого».

Азия наступает

Что касается привлечения в страну иностранцев, то здесь прошлый год, согласно данным АТОР, оказался почти провальным.

«Поток классических (не деловых) туристов по итогам 2014 года снизился примерно на 20%, – рассказал «Профилю» вице-президент по въездному туризму АТОР Александр Курносов. – Причем заметна сильная дифференциация по странам – страны Западной Европы, Америки «просели» больше всего, и главная причина здесь, конечно, политика».

Алексей Куденко / РИА Новости
©Алексей Куденко / РИА Новости

По данным Курносова, поток туристов из Франции упал на 6%, из США – на 16%, из Великобритании – на 10%, из Германии – на 8%. И если раньше первое место уверенно занимала Германия, то в прошлом году в лидеры вышел Китай – 380 тыс. туристов. Таким образом, по мнению эксперта, Азия частично компенсировала отток гостей из стран Запада.

Предпочтения же на рынке въездного туризма остались в целом прежними. «Посещение России для 95% иностранцев – это Москва, Санкт-Петербург и «Золотое кольцо», – рассказывает Курносов. – Оставшиеся 5% – это Байкал, Камчатка, Алтай и другие направления».

По данным АТОР, по числу иностранных туристов Санкт-Петербург заметно опережает Москву. Однако, по мнению Курносова, по привлекательности обе столицы примерно одинаковы – в год их посещает около 600 тыс. приезжих из-за рубежа. А лидерство Санкт-Петербурга объясняется высокой долей там «круизного туризма» и частыми визитами финнов, которые либо приезжают на выходные, либо занимаются «алкогольным туризмом».

Дымка энтузиазма

Несмотря на наметившиеся тенденции развития внутреннего туризма, эксперты, тем не менее, весьма осторожно оценивают перспективы. В АТОР полагают, что уже в скором времени можно ожидать роста интереса инвесторов к российской туристической отрасли.

«В нынешнем году мы ожидаем сохранения тренда на увеличение числа туристов из Азии в пределах 15–20%, – прогнозирует Александр Курносов. – Число туристов из западных стран, по предварительным оценкам, останется на уровне прошлого года, плюс-минус 5%». Однако Ольга Санаева уверена, что для увеличения привлекательности отдыха в России нужно срочно менять визовую политику: «Где вводят безвизовый режим, сразу идет поток туристов».

Также не очень доверяют эксперты турбизнеса и нынешнему патриотическому энтузиазму самих российских туристов. «Ключевой фактор нынешней популярности внутреннего туризма – экономический, – признает Илья Уманский. – Даже сейчас, когда рубль несколько укрепился, мы наблюдаем некоторое замедление спроса. Так что россияне вполне могут снова переключиться на зарубежные курорты. Конечно, за исключением той достаточно многочисленной группы граждан, которым ограничен выезд за границу».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".