23 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Как возникло Государство Израиль, и с чего началось его противостояние с арабами
Зарубежье Израиль ООН Палестина

Как возникло Государство Израиль, и с чего началось его противостояние с арабами

Поднятие государственного флага Израиля

Поднятие национального флага в день провозглашения создания Государства Израиль, 14 мая 1948

©INTERCONTINENTALE/AFP/EAST NEWS

Новый кризис на Ближнем Востоке в одночасье стал главной темой новостных выпусков по всему миру, отодвинув на второй план поднадоевший публике украинский конфликт. Рейды неожиданно хорошо подготовленных спецназовцев ХАМАСа, с легкостью захватывающих кибуцы, укрепленные армейские базы и целые кварталы городов; «меркавы», горящие после попадания «корнетов» и боеприпасов, сброшенных с коптеров; ракеты, прорывающие «Железный купол»; израильские ракеты и бомбы, стирающие с лица земли палестинские многоэтажки. Прихотливое кружево переговоров, которое с таким трудом плели дипломаты многих стран, включая США, оказалось разорвано в клочья. Нормализация отношений между Израилем и арабскими государствами, о которой так много говорили в последние годы, отодвинулась куда-то за горизонт. Политики, которым после окончания боевых действий предстоит восстанавливать связи между враждующими сторонами, и простые граждане, каждый день видящие на экранах телевизоров кадры с руинами жилых домов, горящей техникой, трупами боевиков, солдат и мирных жителей, спрашивают себя: когда же это наконец закончится? На этом фоне полезно напомнить, как это всё началось.

Дела давно минувших дней

– Так три тысячи лет назад арабов тут вообще не было!
– С этого я и хотел начать свое выступление.

Этот старый анекдот про перебранку палестинского и израильского представителей в Генассамблее ООН хорошо показывает отношение большинства евреев к ближневосточному вопросу. Действительно, с их точки зрения нынешнее Государство Израиль – прямой наследник того древнего Эрец Исраэль, который существовал в земле Ханаанской, «текущей молоком и мёдом», а нынешние евреи – прямые потомки тех, кто жил там в незапамятные времена. Это своего рода концепция «крови и веры», дополнившаяся позже «почвой». Сейчас, разумеется, требования к желающим войти в крепкую израильскую семью стали мягче – к примеру, можно принять иудаизм или натурализоваться после долгого проживания в стране (последнее, впрочем, без гарантии).

Арабы, в свою очередь, полагают, что коренные жители тут они, а евреи появились в Палестине относительно недавно. В этом есть известная доля лукавства, так как еврейская община на этой земле никогда не исчезала – существовала и при крестоносцах, и при султанах. Обитали евреи в ту пору, правда, преимущественно в городах, главным образом в Иерусалиме, и в основном в гетто. Но в XIX веке, когда в Европе начался сложный параллельный процесс оформления колониальных империй и вызревания внутри этих империй наций в привычном нам смысле слова, масштаб еврейской иммиграции в Палестину резко вырос. Туда ехали бедняки и романтики, беженцы от погромов и искатели лучшей жизни, а деньгами их подпитывали еврейские банкиры, желавшие поучаствовать в общем национальном проекте. В результате к началу Первой мировой в Палестине жили порядка 85 тысяч евреев, около половины из которых официально были российскими подданными.

Василий Кузнецов: "Я не верю в большую региональную войну"

Война стала для еврейской общины серьезным испытанием. Турецкая администрация почти сразу приняла жесткие меры против подданных враждебных держав – помимо эмигрантов из России они коснулись евреев, приехавших из Британии и Франции. До геноцида дело не дошло, хотя после того как евреи сформировали национальные части в составе армий Антанты и начали подрывную работу в тылу турецких войск, военный губернатор Палестины Джемаль-паша сделал недвусмысленный намек: Палестина может стать второй Арменией.

После окончания войны Палестина перешла под контроль Великобритании. Англичане оказались в сложной ситуации – с одной стороны, требовалось не обидеть арабов, поднявших против османов мятеж и внесших важный вклад в победу союзников на ближневосточном фронте. С другой – учесть вклад в победу евреев, у которых к тому же имелось в Британии могущественное лобби. Лондон принял соломоново решение: на территории Палестины в соответствии с Декларацией Бальфура должен быть создан «очаг еврейского народа». В какой именно форме, в тексте не говорилось, но зато указывалось, что не должны быть ущемлены права остальных общин, проживающих в регионе. Сделать это было крайне сложно, учитывая довольно небольшой размер территории, пригодной для сельского хозяйства, и продолжающуюся иммиграцию. Свою роль сыграл и общий подъем левых сил в мире: в 1921-м во время первомайской демонстрации в Яффе подрались еврейские коммунисты и социалисты. Полиция начала их разнимать, в драку вмешались арабы, и дело закончилось еврейским погромом, прекратить который удалось только благодаря бомбардировке с воздуха.

Арабы, нападающие на евреев в Иерусалиме, во время беспорядков в Палестине в 1929 году.

Еврейский погром в Палестине, 1929

World History Archive/Vostock Photo

Это было лишь начало. На протяжении всех последующих десятилетий еврейская иммиграция в Палестину продолжалась, соответственно росло и взаимное ожесточение, обернувшееся новыми столкновениями в 1929 году. В 1936-м вспыхнуло масштабное арабское восстание, одной из причин которого послужило беспокойство из-за растущего числа евреев в Палестине. Власти пытались что-то сделать с этим взаимным ожесточением, но вели себя столь неумело, что евреи и арабы, до того боровшиеся друг с другом, развернули еще и террор против британских солдат и чиновников.

Вторая мировая тоже не способствовала замирению Палестины. В то время как часть арабов и евреев (из-за нелюбви к нацизму или лояльности британцам) сражались рядом с англичанами против наступающих в Северной Африке немцев и итальянцев или добросовестно трудились в тылу, другая часть продолжала борьбу в тылу союзников. Кто-то при этом руководствовался симпатиями к нацистам, а кто-то мыслил стратегически, стремясь максимально ослабить британцев и вынудить их уйти из Палестины после окончания войны. Так оно в итоге и получилось: Британия, и без того истощенная, сразу после войны столкнулась с масштабной волной террора в Палестине. Англичане пытались ее сбить, но безуспешно: 29 июня 1946 года британские части провели операцию «Агата», арестовав лидеров и боевиков подпольных еврейских организаций, заодно конфисковав сотни винтовок и больше ста минометов. В ответ 22 июля боевики организации «Иргун» взорвали гостиницу «Царь Давид», убив 91 человека, включая 28 британцев.

ООН рассудит

Не имея ни желания, ни возможности дальше копаться в этом змеином клубке, Лондон передал вопрос о Палестине на рассмотрение свежесозданной Организации Объединенных Наций. Та поручила заняться этой проблемой Специальному комитету по Палестине (UNSCOP). Его сформировали из представителей нейтральных стран – чтобы избежать конфликта интересов великих держав. Судьбу Палестины доверили решать представителям Австралии, Гватемалы, Индии, Ирана, Канады, Нидерландов, Перу, Уругвая, Чехословакии, Швеции и Югославии. Комитет подошел к делу серьезно, изучив мнения обеих сторон и ситуацию на местах. Арабы при этом заняли довольно неконструктивную позицию: Верховный арабский комитет, орган, претендовавший на представление интересов палестинских арабов, отказался сотрудничать со спецкомитетом ООН, заявив, что в этом нет необходимости, поскольку права арабов на Палестину и так очевидны.

Политика Ирана глазами Израиля

Вариантов было несколько, и часть из них отпала в процессе обсуждения, включая и такой любопытный, как кантонизация – то есть по сути формирование конфедерации из отдельных политико-территориальных единиц, часть из которых имела бы преобладающее арабское население, часть – еврейское. В конце концов осталось только два варианта: создается или федерация, или два отдельных государства, объединенные экономическим союзом, причем Иерусалим и Вифлеем как города, имеющие особое религиозное значение, переходят под международный контроль.

Вариант федерации был выгоднее арабам. Они имели демографическое преимущество, рождаемость у них была выше, и очевидно было, что в единой федерации арабское влияние будет сильнее. Наиболее активная часть евреев, в свою очередь, выступала за независимое государство, исходя из тезиса «сперва надо закрепиться, а потом уж как-нибудь разберемся».

Вариант с федерацией поддержали Индия, Югославия и Иран. Австралия воздержалась, а остальные семь стран проголосовали за второй вариант. При итоговом голосовании Генассамблеи за него высказались в общей сложности 33 страны, включая СССР, США и Францию. Великобритания, Китайская Республика и еще восемь стран воздержались, 13 стран проголосовали против. Таиланд в голосовании не участвовал. В результате план комитета был принят: два государства, экономический союз, Иерусалим, где на тот момент жили 100 тысяч евреев и 105 тысяч арабов, под международным контролем.

Палестинские беженцы

Палестинские беженцы во время арабо-израильской войны 1948-го

CPA Media Pte Ltd/Vostock Photo

Это нечестно!

В соответствии с планом раздела евреи получили 56,47% всей Палестины, причем в составе этой территории были как плодородные земли Галилеи, так и большая часть пустыни Негев. Более того, на еврейской территории оказались 407 тысяч неевреев – 45% всего населения будущего Израиля (евреев на тот момент там жило 498 тысяч). Арабы, соответственно, получили 45% территории, где жили 807 тысяч неевреев и 10 тысяч евреев. Такая формула раздела возмутила арабов: вышло, что еврейская община – ишув, которой прежде принадлежало 7% территории, получила больше половины Палестины. Более того, земля, доставшаяся арабам, была в основном непригодна для земледелия. Неудивительно, что лидеры арабских государств и палестинской арабской общины заявили: они не признают еврейское государство.

Слон на канате

Среди евреев тоже были недовольные – и статусом Иерусалима, и тем, что немалую часть их территории составляла бесплодная пустыня, и слишком большим числом арабов, которые даже без федерации через несколько поколений превзойдут евреев в их государстве по численности. Но и лидеры еврейской общины, и большинство населения восприняли итоговое решение пусть и без восторга, но с удовлетворением: наконец-то, впервые за без малого две тысячи лет, у евреев появилось свое государство. А с остальными проблемами можно справиться.

Уже в начале декабря 1947-го стало ясно, что уход британцев – дело максимум полугода, и обе стороны принялись готовиться к нему. Задача-максимум арабов – сорвать создание еврейского государства, минимум – занять выгодные позиции, чтобы сразу после ухода британских войск разгромить евреев в неизбежной войне. Задача-максимум евреев – усмирить арабов, проживающих на территории будущего Израиля, задача-минимум – выжить. Арабские историки, впрочем, пишут, что на самом деле лидеры будущего Израиля планировали просто выдавить как можно больше арабов со своих территорий. Именно это в итоге и произошло. В январе была объявлена всеобщая мобилизация еврейского населения, а 10 марта руководство ишува ввело в действие план «Далет», предписывающий еврейским отрядам захватывать оставляемые британские базы и арабские деревни, откуда противник мог бы атаковать или обстреливать еврейские поселения. В апреле началось масштабное наступление еврейских сил. Были взяты Тверия, Хайфа, Цфат, Яффо, Акко (при том, что два последних города должны были войти в состав арабского государства), захвачены или разрушены многие арабские деревни. Успехи арабов были гораздо скромнее. Обе стороны практиковали акции возмездия и террор. Британские войска пытались взять ситуацию под контроль, но безрезультатно. Участились случаи дезертирства, начались разграбления складов и угон бронетехники. Единственное, что могли сделать англичане в этом хаосе, – как можно быстрее уйти.

И они ушли – 14 мая, накануне официального окончания действия британского мандата. За сутки до того евреи захватили старую часть Иерусалима, покончив тем самым с иллюзиями насчет передачи города под международный контроль. Бен Гурион провозгласил создание Государства Израиль, а на следующий день, 15 мая, в пределы Палестины для защиты арабского населения вошли войска Арабской лиги. Началась полномасштабная война – Первая арабо-израильская, которую в Израиле именуют Войной за независимость, а в арабском мире – просто Накба – «катастрофа».

По ее итогам Израиль одержал впечатляющую победу, разгромив противников и захватив около половины территорий, выделенных под создание арабского государства, плюс Западный Иерусалим. Единственная арабская страна, закончившая войну в плюсе, – Иордания, чьи войска заняли западный берег реки Иордан. Да еще египетским войскам, несмотря на череду поражений, удалось удержать узкую полоску земли вдоль побережья – будущий сектор Газа. Арабы массово бежали с захваченных евреями территорий; евреи, в свою очередь, массово же мигрировали в Израиль, спасаясь от начавшихся в арабских странах погромов. Так красиво выглядевшие на бумаге линии разграничения, прочерченные дипломатами, были смыты потоками крови и слез.

Автор – руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".