22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Новости
  3. Обман потребителей: каким он бывает и как защитить себя
агрегатор Общество права потребителей Роспотребнадзор

Обман потребителей: каким он бывает и как защитить себя

Права потребителей: что делать, если продавец обманул

Союз потребителей России предложил распространить на самозанятых граждан закон "О защите прав потребителей". Реализация этой идеи даст возможность наказывать оказывающих услуги россиян за обман клиентов и покупателей в судебном порядке.

Введение в заблуждение потребителя

(Иллюстрация)

©Shutterstock/Fotodom

Сообщается, что многие жалобы связаны с частными сервисами по ремонту электроники. Например, мастера порой снимают с техники клиентов качественные детали и устанавливают вместо них подержанные или неоригинальные запчасти. Кроме того, самозанятые мастера иногда указывают различную цену на свои услуги. На этапе обращения клиент слышит одну цифру, после первичной диагностики – другую.

Обман потребителей – явление довольно распространенное. Каким он бывает и как себя защитить – читайте в материале "Профиля".

Как потребителя могут обмануть

Продавцы товаров или услуг могут обмануть клиента или покупателя различными способами. В Роспотребнадзоре выделили пять видов обмана.

  1. Введение в заблуждение. Продавец предоставляет покупателю информацию о товаре, которая не соответствует действительности. К примеру, сотрудник магазина утверждает, что представленный смартфон ловит сеть 5G, а на самом деле в характеристиках указано только 4G.
  2. Реализация просроченного товара. С подобной ситуацией потребители сталкиваются в супермаркетах или других местах, где продаются продукты. Особенно это касается скоропортящихся товаров вроде молока.
  3. Обвес покупателя. Этот вид обмана касается продукции, отпускаемой по весу. Сотрудник торговой точки в процессе продажи дает покупателю меньший объем товара, чем тот заказывал, но берет полную плату. Например, посетитель магазина хотел купить два килограмма бананов, ему взвесили полтора, но денег продавец взял за те же заказанные два килограмма. К этому виду обмана можно отнести и обмеривание. В этом случае покупатель получает товар меньшего размера, чем заказывал.
  4. Обсчет потребителя. Под этой категорией подразумевается неправильное определение стоимости товара или выдача сдачи в меньшем размере, чем положено. То есть на ценнике указана одна цена, а продавец отпустил товар по другой.
  5. Продажа поддельной продукции. Продавец реализует фальсифицированный товар под видом оригинального.

Во всех вышеперечисленных ситуациях продавец несет ответственность за нарушение прав потребителя (ст. 43 ЗПП и ст.14.7 КоАП РФ). За обман его могут наказать согласно административным, уголовным и гражданско-правовым законодательствам.

Что делать, если вас обманули?

Обманутый потребитель может отреагировать различными способами. Роспотребнадзор рекомендует сначала написать претензию и отправить ее продавцу или изготовителю, который нарушил закон. В этом обращении клиент может потребовать возмещения ущерба, нанесенного в результате обмана. В установленных законом ситуациях потребитель имеет право потребовать уплату неустойки.

Также обманутый покупатель или клиент может обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, полицию или прокуратуру. После проверки изложенных в обращении фактов виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Если обманувший продавец на добровольной основе отказывается удовлетворить требования потребителя или вовсе проигнорировал обращение, то клиент или покупатель может обратиться в суд. При подготовке иска следует ориентироваться на п.1 ст. 17 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" N 2300-1.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".