"Сандэнс-2024": аргентинские ковбои и российские руферы
На американском фестивале независимого кино «Сандэнс» документальная часть программы интересна не меньше, чем игровая. Сюжеты нонфикшн-лент зачастую оказываются даже более невероятными и захватывающими, чем истории, придуманные сценаристами. Рассказываем о пяти картинах смотра 2024 года, на которые стоит обратить внимание ценителям небанального современного кино.
«Скайуокеры: История любви» (Skywalkers: A Love Story) Джеффа Зимбалиста
Потенциальный документальный блокбастер, сделанный на стыке мелодрамы и криминально-авантюрной истории. Герои фильма должны разработать план того как им проникнуть на верхушку шпиля недостроенного небоскреба в Малайзии, где запрещено находиться посторонним – их предшественников посадили за аналогичные попытки в тюрьму.
Эти герои – российские руферы и блогеры Ангела Николау и Иван Биркус, регулярно совершающие невероятные подъемы на высочайшие здания мира (непрофессионалам ни в коем случае не повторять).
Фестиваль "Сандэнс"-2024: ирландские рэперы, мигранты и ожившие мертвецы
По ходу действия картины герои влюбляются и начинают влиять на работу друг друга. Ангела привносит в фотографии, которые они делают на вершинах, творчество и художественность – на них появляются гимнастические поддержки, красивые наряды. Иван считает, что теперь он отвечает за безопасность двоих, и его гиперконтроль раздражает Ангелу: она чувствует, что ее свободу ограничивают.
Авторы прямо говорят о том, что их картина в первую очередь посвящена любви как способности довериться другому человеку. Но фильмов о любви мы посмотрели уже много, а вот картины о людях, которые способны подняться на невероятную высоту без страховки, видим нечасто. Большую часть экранного времени просто невозможно поверить собственным глазам.
«Гаучо, гаучо» (Gaucho Gaucho) Майкла Дуэка и Грегори Хершоу
Специальный приз за звук в конкурсе американского документального кино
Эстетское медитативное черно-белое исследование жизни аргентинских ковбоев гаучо. Несмотря на то, что их осталось не очень много, молодое поколение с радостью продолжает дело отцов. Одна из героинь стремится укрощать коней, как ее отец и брат несмотря на то, что это дело считается не женским. Ее не останавливает даже перелом, который она получает на первом же родео.
Режиссеры картины Майкл Дуэк и Грегори Хершоу всегда исследуют исчезающие культуры: их авторству, например, принадлежит хитовый док «Охотники за трюфелями» об искусстве поиска грибов-деликатесов. Жюри отметило фильм за звук – саундтрек в «Гаучо, гаучо» действительно великолепный: это лучшая испаноязычная музыка в диапазоне от Мерседес Сосы до Девендры Банхарта.
«Новые дикари» (A New Kind of Wilderness) Силье Эвенсмо Якобсен
Гран-при конкурса мировой документалистики
Многодетная семья ведет счастливую жизнь на ферме в норвежском лесу, выстраивая свои собственные правила существования: глубокая связь с природой, основательное домашнее обучение, много любви и поддержки. Когда молодая мать семейства умирает, отцу приходится принять тяжелое решение продать дом и переехать ближе к городу, отдать детей в школу.
Современный мир врывается в их жизнь, свободы и независимости становится меньше, но базовые ценности все равно у героев уже не отнять. Постановщица Силье Эвенсмо Якобсен сняла нежную картину не только об альтернативном типе жизни, но и о горе и неизбежных переменах.
Интересно, что на «Сандэнсе» также показали пилот сериала братьев Дюпласс «Пенелопа» о девушке-подростке, которая внезапно принимает решение отправиться в одиночное путешествие по диким местам. Кажется, мы все порой устаем от цивилизации и мечтаем последовать примеру персонажей этих работ из программы «Сандэнса».
«Союз» (Union) Бритт Стори и Стивена Меинга
Спецприз жюри за «искусство перемен» в конкурсе американского документального кино
Духоподъемный фильм о том, как уволенный сотрудник склада компании Amazon на Стейтен-Айленде Крис Смолз пытается создать профсоюз, чтобы отстаивать права рядовых работников одной из самых богатых корпораций в мире. Тех, кто вкалывает в очень тяжелых условиях и получает отнюдь не большие деньги. Некоторые умерли в разгар пандемии коронавируса: несмотря на то, что Amazon поставлял медицинские маски всему миру, сотрудникам складов никакой защиты не предоставлялось.
Герою и его коллегам на каждом этапе пытаются помешать люди, у которых гораздо больше власти и ресурсов, но тем не менее им удается неимоверным трудом сломать систему. И, хотя работы еще очень много, первая победа очень важна.
«Дочери» (Daughters) Анджелы Пэттон и Натали Рей
Приз зрительских симпатий «Festival Favorite Award» и приз зрительских симпатий программы американского документального кино
Самая по-хорошему душещипательная картина «Сандэнса» о девочках, которые готовятся ко встрече с отцами, отбывающими сроки в Вашингтонской тюрьме. Там существует программа, позволяющая прийти в тюрьму на праздник (отцы – в костюмах, дочери – в платьях), наконец нормально поговорить и, главное, потанцевать друг с другом. В другое время полноценного общения между членами семей в тюрьмах сейчас не предусмотрено: разговаривать приходится по телефону, сидя по разные стороны стекла. Настоящий душевный контакт почти невозможен.
Встретившись и обнявшись с дочерями, многие отцы в итоге понимают, что им нельзя снова попадать в тюрьму (обычно это происходит часто) и, выйдя на свободу, начинают жить нормальной жизнью. Все девочки и девушки в фильме очень трогательные и любящие: больно осознавать, что многим из них предстоит еще долгие годы ждать освобождения родителя.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".