Предупрежден не значит вооружен: ждет ли Россию рост преступности
В начале мая ВНИИ МВД выпустил «Комплексный анализ состояния преступности в Российской Федерации по итогам 2023 года и ожидаемые тенденции ее развития». Если говорить коротко, все будет стабильно. Вместе с криминологами «Профиль» разбирался, что на самом деле стоит за сухими цифрами аналитического отчета и ждать ли нам роста криминала в стране.
Угрозы и предпосылки
Продолжающаяся уже более двух лет специальная военная операция среди множества тревог вызвала и опасение роста преступности: большое количество оружия, проникающего в нашу страну с линии боевого соприкосновения (и не только), вызывает серьезную обеспокоенность. Но криминологи успокаивают: опыт предыдущих военных конфликтов, в которые была втянута наша страна, показывает, что такое оружие в ближайшей перспективе «не выстрелит».
Гораздо существеннее другие перечисленные в анализе предпосылки к росту преступности – проблемы бедности, ускорение инфляции, повышение цен на товары и услуги, закредитованность населения. И, как следствие, увеличение числа граждан с алкогольной зависимостью. В документе отмечается, что «около 40% женщин и 60% мужчин употребляют алкоголь регулярно, 30% населения злоупотребляют алкоголем. <…> Средний уровень потребления алкоголя на душу населения составляет около 15 литров чистого спирта в год». Решение о легализации онлайн-продажи алкоголя может усугубить ситуацию, подчеркивается в аналитическом обзоре.
Еще одним ключевым моментом является рост запроса на справедливость правосудия. Впрочем, прямо об этом в аналитическом обзоре не говорится, хотя проблема в последние несколько лет фигурирует во множестве научных работ и диссертаций. Не давая юридическую оценку состоявшимся судебным решениям, авторы анализа вспоминают среди значимых событий и смерть Алексея Навального (внесен в список экстремистов и террористов), и массовые акции в Башкирии в январе 2024 года.
В частных беседах криминологи упоминают также дело Сергея Фургала. «Люди не хотят верить официальным данным о виновности бывшего губернатора – они считают, что с ним просто свели счеты. И это глубокое противостояние особенно тревожно по той причине, что базой конфликта стало абсолютно и глубоко лояльное власти население», – говорят и ученые, и практики. Примечательно, что по итогам 2023 года именно Дальневосточный федеральный округ назван самым криминализированным в РФ: 1752,5 преступления на сто тысяч жителей (в среднем по стране – 1329,6). Специалисты видят в этом связь.
Среди прочих угроз в обзоре называются неуверенность в финансовой стабильности страны (в первую очередь из-за продолжающегося санкционного давления), вооруженные конфликты на Украине и Ближнем Востоке, «спящие ячейки» террористов и экстремистов, попытки вмешательства во внутренние дела РФ зарубежными спецслужбами, легализация цифровых валют, значительный кадровый некомплект правоохранительных органов. Лишь на одном из последних мест упоминается «возвращение из зоны проведения СВО лиц, поступивших на военную службу по контракту в период отбывания уголовного наказания в местах лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжких преступлений».
Преступление без регистрации
В документе указывается на рост числа наркопреступлений и интернет-преступности. С другой стороны, зафиксировано заметное снижение уровня уличной преступности – почти на четверть. Однако стоит отметить, что с уличной преступностью борются патрульно-постовая служба и участковые. Укомплектованность этих подразделений и показатели правонарушений находятся в прямой зависимости: чем меньше патрулей – тем меньше зарегистрированных преступлений (и больше самих преступлений).
Температура повышается: специалисты предупреждают о симптомах серьезного кризиса общества
Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, из года в год сокращается. Причем непропорционально по сравнению с показателями снижения преступности. Авторы анализа считают, что это свидетельствует об увеличении количества преступлений, совершенных в группе, и эпизодов по одной группе. То есть фактически организованная преступность растет, и усилий правоохранителей по борьбе с ней явно не хватает. Особенно это касается незаконного оборота наркотиков. Но формально этот вывод не прописан.
Вообще, при внимательном изучении аналитического обзора вопросов возникает больше, чем ответов. Цифры не коррелируют между собой, противореча законам криминологии. Ситуация с регистрацией преступности в стране, по мнению криминологов, по-прежнему остается невнятной. В минувшем году вновь поменяли показатели статистической отчетности, и теперь перекосы можно списывать на «изменение учетных данных».
В целом ученые убеждены, что регистрируется лишь одно преступление из четырех-пяти (а то и одно из десяти), поэтому верить приведенным цифрам сложно. К тому же с 1 января 2023 года Генеральная прокуратура прекратила наполнение портала правовой статистики, и теперь найти данные более чем затруднительно.
Тотальный некомплект
Министр внутренних дел РФ Владимир Колокольцев на заседании Совета Федерации привел данные о нехватке сотрудников: «Некомплект в патрульно-постовой службе – 26%. Если взять по регионам, то, например, в Костромской области в ППС в ряде районов некомплект 90%. Это означает, что их там вообще нет. Свердловская область – некомплект 88%. Но если даже взять ППС в Москве, например, в Красносельском районе – 78% некомплект.
По участковым уполномоченным в таких районах Москвы, как Западное Дегунино, Северный поселок, Тропарево-Никулино, Братеево, Теплый Стан, некомплект участковых – 75%. То есть получается, участковый вынужден отрабатывать еще три соседних участка».
Общий некомплект личного состава МВД сегодня составляет 152 тысячи человек, заявил Колокольцев.
Официальные выводы
ВНИИ МВД прогнозирует стабилизацию общеуголовной преступности –число убийств и покушений на них, изнасилований сохранится на прежнем уровне. Рост ожидают по мошенничествам, по преступлениям террористической направленности, а также в сфере незаконного оборота оружия. По последнему пункту авторы опираются на данные из регионов, примыкающих к зоне СВО. В частности, кратно выросло количество преступлений, совершенных с применением оружия, в Белгородской (986 случаев), Брянской (291) и Курской (314) областях.
В целом возможно незначительное увеличение числа преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия и совершаемых с его использованием. Это обусловлено проблемой неконтролируемого оборота оружия на Украине и его контрабандой в страны Европы и Ближнего Востока.
Впрочем, надо отметить, что в анализе были использованы данные МВД и не учитывались сведения других ведомств. Между тем уже на нескольких конференциях ученых-правоведов было заявлено: число воинских преступлений в 2023 году выросло по сравнению с 2022-м в восемь раз, в том числе с использованием оружия – в 3,5 раза.
В сфере незаконного оборота наркотических средств также прогнозируется рост числа преступлений. Назрела необходимость коренным образом пересмотреть подход к борьбе с пронаркотическим контентом, убеждены аналитики. «Выявлено порядка семи тысяч сайтов, нарушающих законодательство РФ в сфере контроля за оборотом наркотиков. В условиях продолжающейся борьбы между маркетплейсами, торгующими наркотиками, <…> методы и пропаганды становятся все более изощренными, а объемы контента увеличиваются», – говорится в обзоре.
«Необходимо смещение акцента с блокировок контента на поиск авторов подобных каналов», – подчеркивается в обзоре. Действительно, попытки блокировки контента за минувшие годы доказали свою невысокую эффективность при огромной затратности и человеческих, и материальных ресурсов. По мнению абсолютно всех экспертов, нужно «не вершки срезать, а корешки выдергивать».
Мошенники и воры
Чего еще опасаться россиянам? «Профиль» опросил криминологов и суммировал их прогнозы. Ожидается, что будет расти число мошенничеств, и не только связанных с интернетом. Наиболее вероятный сценарий – возврат к фальшивым объявлениям о продаже, популярный в нулевые годы. Остро встанет вопрос букмекерских контор, особенно виртуальных: в погоне за «гарантированным выигрышем» люди набирают кредиты и закладывают квартиры. Отдавать долги нечем, что приводит к тяжелым последствиям.
Также криминологи ожидают увеличения числа краж денег с банковских карт, в том числе и путем моментального копирования данных с чипов. Поэтому двухфакторная авторизация, весьма дискомфортная для многих, становится критически необходимой. А вот от использования биометрических способов рекомендуют воздержаться по меньшей мере до прояснения надежности хранения данных. Пока эта надежность сомнительна.
Социальная напряженность в обществе будет нарастать, и в первую очередь это скажется на количестве хулиганских действий и драк на улицах. Уже сейчас говорят, что народ «нервный стал, вспыхивает по любому поводу». Кроме того, в условиях социально-экономических проблем отказывают в первую очередь сексуальные тормоза. Поэтому девушкам и женщинам вновь стоит подумать о личной безопасности: не носить короткие юбки и не появляться на улицах «в боевом раскрасе» – лучше умыться или вызвать такси.
Возможен рост мелких краж и угонов машин, особенно иномарок –вследствие дефицита запчастей. Целый ряд косвенных признаков указывает на то, что могут активизироваться группировки, нападающие на грузовые автомобили на трассах, в том числе с привлечением лиц, одетых в форму сотрудников Госавтоинспекции. При этом характер грузов значения не имеет.
Будет расти число мелких краж из магазинов. Можно ожидать и групповых нападений на торговые точки: одни блокируют охрану и продавцов, а другие выносят все подряд. Кстати, нападения на жилье по такому сценарию тоже вполне возможны, несмотря на наличие камер видеонаблюдения, появление которых в свое время сильно сократило число квартирных грабежей и разбоев.
В том, что касается последствий, связанных с СВО, криминологи единодушны: за исключением Великой Отечественной все военные конфликты, в которые были втянуты СССР, а затем РФ, не приводили к значительному росту преступности в стране. Оргпреступные сообщества, в основе которых стояли ветераны локальных войн и конфликтов, специализировались на мошенничествах и на экономических, а не общеуголовных преступлениях.
Однако вдвойне осторожными должны быть ветераны СВО и члены их семей, а также родственники погибших. Они стали привлекательным объектом для нападений в связи с денежными выплатами. Интерес криминала привлекают именно деньги, в том числе хранящиеся на счетах. К сожалению, следует опасаться и сотрудникам правоохранительных органов – уже известно несколько случаев, когда посаженные ими преступники, вернувшись с СВО, прицельно мстили оперативникам и следователям.
В любом случае следует помнить, что самооборона может обернуться уголовным преследованием, поэтому защищаться от нападения надо с оглядкой на советы адвокатов.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".