Реклама ОАО "УГМК". erid: LjN8KXHsg
22 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Образ успеха: на уральских промышленных предприятиях создана система профориентации школьников и студентов
Металлургия и горное дело промышленность УГМК Урал

Образ успеха: на уральских промышленных предприятиях создана система профориентации школьников и студентов

Начавшийся рост российской экономики выявил одну из главных проблем – дефицит квалифицированной рабочей силы. И масштабы этого дефицита таковы, что никакими потоками мигрантов его не закрыть, поскольку едут в нашу страну, как правило, не те специалисты, которые нужны на промышленных производствах. Предприятия постоянно увеличивают выпуск нужной на рынке продукции, и рабочих рук требуется все больше и больше. А значит, проблему надо решать не только быстро, но и системно, опираясь на долгосрочные планы и на собственные трудовые ресурсы. И есть смысл присмотреться к тому, как это делают на промышленных предприятиях Урала.

России нужны созидатели. А для этого очень важно ориентировать молодежь на карьеру в промышленности и социальной сфере

©Из архива журнала «Профиль»
Содержание:

На своей земле

В регионе уже сложилась хорошая практика, когда предприятия занимаются серьезной профориентацией среди школьников и студентов. Совместно с образовательными учреждениями региона предприятия составляют годовые планы, по которым выстраивают свое сотрудничество и взаимодействие с потенциальными молодыми кадрами.

Люди, отвечающие за такую работу, справедливо считают, что начинать ее необходимо еще со школы, поскольку родители сами зачастую настроены на то, чтобы их ребенок после окончания учебы уехал из небольшого промышленного моногорода в более крупный город. Вот почему так важно общаться с родителями, посещать родительские собрания, проводить для детей экскурсии на производство. Кстати, в Свердловской области помимо традиционных экскурсий на заводы и другие предприятия школьников приглашают и на открытые уроки на производственной площадке, чтобы в увлекательной форме ребята смогли совместить теорию и практику.

Итак, первая инстанция – родители, которые формируют образ будущего у собственных детей. Именно до родителей в первую очередь необходимо доносить информацию о престижности работы на заводе, о возможностях, которые предоставляет конкретное предприятие, и о том, что востребованную профессию и хорошую работу можно получить в родном городе. Совсем не обязательно настраивать старших школьников на отъезд в крупные центры – там их, безусловно, ожидает масса соблазнов, но далеко не всем ребятам удается найти свое место в жизни. Очень часто такие отъезды заканчиваются разочарованием и возвращением в родные места, при этом выпускники теряют время и возможности для самореализации. Ведь, как говорится, «где родился, там и пригодился».

Чтобы заинтересовать самих детей в карьере на промышленном предприятии региона, в некоторых городах Свердловской области организуют инженерные классы, инженерные проектные смены и даже целые инженерные школы, где специалисты предприятий и преподаватели знакомят школьников с основами профессий и помогают готовиться к экзаменам.

Следующий шаг – взаимодействие со студентами вузов, техникумов и колледжей. Уральские предприятия принимают активное участие в ярмарках вакансий, которые организуют учреждения среднего специального и высшего образования региона. На них можно познакомиться со студентами, рассказать о производстве и условиях работы. Чтобы привлечь внимание к стенду конкретного работодателя, в дело идут современные информационные листовки, буклеты, сувенирная продукция – простор для творчества большой. Но самое главное на таких ярмарках – ценностное предложение работодателя, которое будет максимально совпадать с потребностями молодежи.

Представители предприятий уделяют особое внимание значимым для студентов событиям, таким как День первокурсника или защита диплома, чтобы на месте знакомиться с лучшими студентами. Многие предприятия Башкирии занимаются оборудованием профильных кабинетов, лабораторий, лекционных классов – это также помогает учащимся оценить уровень потенциального работодателя. Еще на этапе студенчества компании вовлекают молодежь в корпоративную культуру производства. Так, в Свердловской области студентов приглашают к участию в таких корпоративных мероприятиях, как, например, спартакиады или конкурсы профессионального мастерства.

Кроме того, у многих предприятий, в частности, в Оренбургской области, есть молодежные организации. Активные молодые представители компании, с которыми можно пообщаться, вызывают у студентов гораздо больше доверия и привлекают молодежь лучше, чем любые баннеры и плакаты.

Свердловский опыт

Впрочем, у проблемы профориентации школьников в моногородах есть еще один аспект, который нельзя не учитывать. Допустим, в конкретном городе налажена хорошая связь между градообразующим предприятием и учебными заведениями – дети массово стремятся получить индустриальную профессию и делать карьеру на производстве. Но ведь моногород – это не только завод, это и качественное образование, и достойная медицина… Кто будет работать в таких сферах, если вся молодежь ориентирована на промышленные предприятия? А если эти важные социальные сферы не развиты, то чем можно удержать в городе тех же выпускников школ и вузов?

И тут очень интересен опыт Свердловской области, где администрация региона вложила серьезные средства в создание медицинских классов, поскольку действительно есть сложности с медработниками. 1 сентября в десяти школах Свердловской области открылись специализированные медицинские классы, на создание которых областное руководство выделило 90 млн рублей. Этот необычный проект был разработан по инициативе руководства региона в рамках программы по обеспечению больниц Свердловской области квалифицированными кадрами.

Медицинские классы теперь будут работать в школах Каменска-Уральского, Верхней Пышмы, Березовского, Карпинска, Сухого Лога, Качканара, Кушвы, Кировграда, Туринска и Дегтярска. Эти классы оборудованы цифровыми лабораториями по биологии, химии, физиологии и физике. Для будущих медиков закуплены наборы для лабораторных работ, 3D-атласы, макеты внутренних органов человека, цифровые манекены, микроскопы.

К примеру, в школе № 4 города Верхняя Пышма в специализированном медицинском 10 «А» классе начали заниматься 22 ученика, которые в дополнение к базовой школьной программе будут углубленно изучать химию, биологию, а также осваивать основы медицинской помощи. Целевой набор в спецкласс проводился с апреля этого года.

Накануне открытия этого медицинского класса перед детьми и их родителями выступили депутат Заксобрания Свердловской области Екатерина Есина, главврач Верхнепышминской ЦГБ Вячеслав Денисов и начальник Управления образования Верхней Пышмы Татьяна Балюкова. Они сообщили о сути проекта, ответили на вопросы собравшихся, рассказали об опыте открытия медицинских классов в других городах региона, перспективах целевого обучения и особенностях образовательного процесса. Если подобный опыт будет успешным, в дальнейшем его можно будет транслировать и на другие школы города.

Как мы видим, в самом динамично развивающемся промышленном регионе страны всерьез взялись за такую важную сферу, как профориентация молодежи. Это особенно важно не только из-за растущей потребности экономики в рабочих руках. Мы уже пережили период, когда все выпускники хотели стать либо юристами, либо экономистами. Теперь же агрессивная медиасреда активно раскручивает в массовом сознании такие «модные специальности», как блогер и курьер, о доходах которых ходят легенды.

Но стране не нужны блогеры и курьеры в товарных количествах. России нужны созидатели. А для этого очень важно ориентировать молодежь на карьеру в промышленности и социальной сфере. Необходимо формировать в сегодняшних школьниках образ успеха, связанный с реальной профессией, а не с «однодневками». Да, быть блогером современно, но построить серьезный фундамент для своего будущего, как и для будущего страны, на этом невозможно.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".