- Причин достаточно
- Рассадник мошенников
- Как решается задача
- Блокировка через DPI
- Примеры дружественных стран
Причин достаточно
Американская компания Meta*, которой принадлежит WhatsApp, признана в России экстремистской в марте 2022 года. Тогда же были заблокированы Facebook** и Instagram** – суперпопулярные на тот момент соцсети. Мессенджер сия участь миновала, хотя слухи об этом ходили. Избежать блокировки, как считается, ему удалось по нескольким причинам: во-первых, это был (и пока остается) самый популярный сервис обмена сообщениями в стране, во-вторых, он не являлся каналом массового распространения информации.
Последнее изменилось в сентябре 2023-го: разработчик представил функцию «Каналы», аналогичную Telegram и другим популярным мессенджерам. Тогда о блокировке сервиса заговорили вновь. Пресс-служба Роскомнадзора (РКН) прямо заявила, что это случится, если в WhatsApp появятся недружественные каналы с запрещенной информацией. Через несколько дней разработчик объявил об отказе запускать функцию на территории нашей страны.
Тем не менее в декабре 2024 года РКН внес сервис в реестр организаторов распространения информации. Это значит, что все данные пользователей (переписки, звонки, файлы и активности) должны храниться на российских серверах и выдаваться спецслужбам по запросу. Неисполнение требования может стать юридическим основанием для блокировки.
Лидер и конкуренты
По данным Mediascope, WhatsApp в России ежемесячно используют 97,4 млн человек (по состоянию на апрель) – это 79,2% населения старше 12 лет. Суточный охват тоже впечатляющий – 84,4 млн, то есть подавляющее большинство пользователей заходят в мессенджер ежедневно.
Показатели ближайших конкурентов чуть ниже: у Telegram месячный охват – 90,5 млн человек, суточный – 68,3 млн, у «VK Мессенджера» – 79,3 млн и 54,5 млн соответственно.
Стоит отметить бизнес- и социальную составляющие: через WhatsApp многие компании ведут бизнес-коммуникации, жильцы создают домовые чаты, родители учащихся – школьные и т.д. Статистики по количеству таких чатов нет, но, учитывая популярность мессенджера в целом, можно предполагать, что их число велико.
Рассадник мошенников
Депутат Госдумы Антон Немкин подчеркивает, что за все время WhatsApp не сделал ни одного шага навстречу российскому регулированию. Также депутаты акцентируют внимание на росте активности злоумышленников в мессенджере: не хранящиеся на территории РФ персональные данные граждан могут оказаться в опасности.
«Лаборатория Касперского» подсчитала, что доля россиян, атакованных через мессенджер, в первом квартале увеличилась в 3,5 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года. А Координационный центр доменов в начале 2025-го привел статистику о росте фишинговых сайтов, имитирующих авторизацию в аккаунт WhatsApp: за год их стало в 10 раз больше.
Больше, чем общение: какими станут мессенджеры в ближайшем будущем
Мошенники действительно активно используют мессенджер, но атаки преимущественно не технические. Популярны рассылка фишинговых ссылок и вымогание персональной информации путем обмана, то есть социальная инженерия. Безусловно, встречаются и взломы аккаунтов (часто тоже путем обмана, а не техническими средствами), после чего злоумышленники получают доступ к списку контактов (можно делать рассылку) и загруженным файлам (пользователи часто отправляют сканы документов и иные персональные данные).
Подобные мошеннические действия нельзя назвать характерными только для WhatsApp – пользователи могут столкнуться с ними и в других мессенджерах. Вот только противодействовать угрозам, не имея доступа к данным на зарубежных серверах, намного сложнее, и в этом контексте требования властей звучат логично.
Как решается задача
Проверенных способов блокировки мессенджера несколько. Прецедентом стал Telegram, доступ к которому в 2018–2020 годах был официально ограничен. Это оказалось не очень эффективно из-за не самого удачного технического инструмента и затронуло многие сторонние сервисы. Мессенджер блокировали по IP – уникальным цифровым адресам, ведущим к серверам, где, собственно, и работал Telegram. Беда в том, что на тех же облачных серверах (принадлежащих компаниям Amazon, Meta* и пр.) работали и другие сайты и онлайн-ресурсы, соответственно, они тоже автоматически блокировались без всяких на то причин.
Поэтому в 2020-х РКН изменил подход: ряд технических и политических решений (прежде всего – требования об обязательной установке специального оборудования на стороне телеком-операторов) позволил ведомству делать блокировку более прицельной и эффективной.
Самый действенный подход к проблеме на сегодняшний день – DPI (Deep Packing Inspection – «глубокий анализ пакетов»). Это условный «рентген» трафика, позволяющий вычленять характерные для трафика того или иного сервиса признаки (паттерны) и блокировать именно их, без обращения к IP или доменам (прямые адреса типа whatsapp.com).
Национальная альтернатива
Альтернативой WhatsApp и другим мессенджерам в России должен стать Max. Это сравнительно новая разработка VK (точнее, дочерней компании «Коммуникационная платформа»), которая функционирует независимо от одноименной соцсети (в отличие от «VK Мессенджера»). Летом 2025-го Max получил статус национального мессенджера.
Визуально и по действующим функциям он похож на Telegram: позволяет переписываться, созваниваться (в том числе по видео), создавать групповые чаты, обмениваться файлами. Планы по развитию амбициозные: в мессенджер планируется интегрировать Госуслуги, отечественные ИИ-решения (такие как GigaChat от «Сбера»), различные сервисы.
В качестве теста планируется к началу учебного года встраивание «Сферума» (цифровое пространство для учителей, учеников и родителей, разработанное VK совместно с «Ростелекомом») и перевод школьных чатов в Max. Пилотный проект, как сообщают СМИ, запустят в шести российских регионах, пока без участия Москвы и Санкт-Петербурга.

Альтернативой WhatsApp и другим мессенджерам в России должен стать Max.
Блокировка через DPI
Новая схема блокировок на основе DPI уже успешно себя показала. Именно она применяется для ограничения доступа к мессенджерам Signal, Discord, Viber (заблокированы с прошлого года), соцсети Twitter (сейчас Х, трафик ограничивается с 2021-го) и видеоплатформе YouTube (замедляется с 2024-го).
Опыт показывает, что DPI позволяет не только блокировать, но и в целом управлять трафиком определенного сервиса – например, замедлить его до такой степени, чтобы было некомфортно пользоваться (как это сейчас происходит с видеохостингом). Ограничить работу WhatsApp по аналогии технически несложно, достаточно настроить DPI-инструменты под характерные признаки трафика именно этого сервиса.
Конечно, подобные блокировки традиционно сопровождаются требованиями удалить приложения из магазинов. Для пользователей Android это небольшая проблема: установочные файлы можно скачать на сторонних сайтах. А вот пользователям техники Apple придется несладко: установить WhatsApp (если сервиса не будет на устройстве изначально, например, при покупке нового смартфона) в случае его удаления из AppStore станет проблематично.
Подобные решения, где DPI играет одну из ключевых ролей, – часть комплексной системы технических средств противодействия угрозам (ТСПУ). Она формируется с 2019 года, а с 2022-го активно переводилась на отечественное оборудование – о полном импортозамещении было объявлено год назад. На ближайшие пять лет планируется дальнейшая модернизация ТСПУ стоимостью около 59 млрд руб. Она предполагает в числе прочего увеличение пропускной способности для работы с растущим трафиком и ограничения VPN-сервисов для обхода блокировок.
Примеры дружественных стран
Иностранные мессенджеры неоднократно блокировали и в других странах, в том числе – с параллельным переходом на национальные альтернативы. Наиболее показательным можно считать пример Китая, где WhatsApp наравне с многими другими зарубежными сервисами, принадлежащими как Meta*, так и иным корпорациям – Google, Microsoft и т.д., заблокирован «Великим файерволом» (системой интернет-фильтрации на уровне всего государства) с 2017 года.
На тот момент WeChat, который, собственно, сразу и заменил большую часть этих сервисов, уже развивался на протяжении шести лет. Сервис был запущен в 2011-м и некоторое время был просто мессенджером. Функции платежной платформы WeChat получил в 2013 году, а к 2017-му в нем была готова экосистема полноценных мини-приложений.
Почему не надо перенимать у КНР опыт внедрения единого мессенджера
На сегодняшний день экосистемой пользуются 1,4 млрд человек в месяц, из них 810 млн – в Китае. Помимо онлайн-общения, платежей и приложений (игры, доставка, такси и пр.) он имеет и другие задачи. Например, в него частично интегрированы государственные услуги: система контроля здоровья на основе QR-кодов (что было особенно актуально в период пандемии COVID-19), различные виды социальных страховок, электронные документы. С прошлого года в Гуанчжоу проводится эксперимент по замене паспорта на WeChat ID – как в онлайне, так и в реальной жизни.
Несколько попыток запрета американского мессенджера предпринималось в Иране. Первая случилась в 2014 году после перехода WhatsApp под Facebook** (сегодня – Meta*), однако президент страны наложил вето на эту идею. В 2022-м на фоне национальных протестов мессенджер все же заблокировали. Ограничения продлились два года и в прошлом декабре были сняты.
На фоне такой нестабильности, а также угрозы блокировки другого популярного мессенджера – Telegram – в Иране активно развивался национальный мессенджер Soroush Plus. Иранцы принимают его не очень охотно, в том числе из-за явной аффилированности с государством. Тем не менее, по официальным данным, аудитория стабильно растет и на июнь текущего года составляла более 10 млн ежемесячных пользователей. Не в последнюю очередь – за счет интеграции полезных приложений, включая социально значимые: банковские переводы, запись к врачам, электронные дневники и др.
Периодические ограничения в работе WhatsApp встречались и в ряде других стран: Бразилии, Турции, ОАЭ, Пакистане. Во многих случаях схема приблизительно одинаковая: в качестве альтернативы предлагается отечественное решение, включающее в том числе интеграцию полезных государственных сервисов.
Так что формулу «замена WhatsApp на Max» можно считать отработанной – в мире достаточно более или менее успешных примеров. Подкрепляющих в том числе глобальную тенденцию на национализацию любых цифровых активов.
* Признана экстремистской и запрещена в РФ.
** Признаны экстремистскими и запрещены в России.