Магистраль будет проложена по территории Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. Проект разбит на девять этапов. На нулевом этапе работы будут идти в Санкт-Петербурге. Заключительный этап предусматривает обустройство на участке Москва – Алабушево (городской округ Солнечногорск).
Конечная точка ВСМ в Северной столице расположена на станции Санкт-Петербург-Главный, где расположен Московский вокзал. Депо ВСМ будет расположено в Колпинском районе. Также на карте отмечены следующие станции ВСМ:
- транспортно-пересадочный узел "Южный", Обухово-2 в Санкт-Петербурге;
- Жаровская в Ленинградской области;
- Тигода, Великий Новгород, Горки и Валдай в Новгородской области;
- Выползово, Садва, Логовежь и Новая Тверь в Тверской области;
- станция Высоково, а также транспортно-пересадочные узлы "Крюково", "Петровско-Разумовская", "Рижская" и "Ленинградский" в Москве и Московской области.
ВСМ Москва – Санкт-Петербург является одним из самых масштабных транспортных проектов современной России. Магистраль протяженностью 679 км планируется запустить в эксплуатацию в 2028 году. Высокоскоростной поезд будет развивать максимальную скорость до 400 км/ч. Путь из Москвы до Петербурга будет занимать два часа 15 минут, до Твери – 39 минут, до Зеленограда – 14 минут.
В концессии по созданию магистрали участвуют Федеральное агентство железнодорожного транспорта (концедент), Российские железные дороги (генподрядчик), ООО "ВСМ Две столицы" (концессионер), Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Совкомбанк, мэрия Москвы, ГУП "Московский метрополитен", группа "Синара" (разработчик поезда) и другие компании и структуры. Строительство ВСМ ведет ГК "Нацпроектстрой".
Ранее генеральный директор холдинга РЖД Олег Белозёров заявил, что высокоскоростной поезд, предназначенный для использования на ВСМ, в перспективе станет беспилотным.