«Прекрасная эпоха»: в поисках мира между прошлым и настоящим
Герой французского кассового хита путешествует в 70-е без помощи машины времени
Французский актер-мэтр Даниэль Отой изображает в фильме Николя Бедоса «Прекрасная эпоха» известного в прошлом художника-карикатуриста Виктора, который перестал понимать что-либо в современном мире, да и интересоваться им. Его жена, психотерапевт Марианна (звездная Фанни Ардан), напротив, желающая идти в ногу со временем и оттого помешанная на гаджетах, вызывает у него недоумение. Он у нее — крайнюю степень раздражения. Брак героев рушится на глазах (жена, помимо всего прочего, изменяет Виктору с его другом), и не спасет его, кажется, уже ничего. Но тут сын дарит Виктору сертификат, который даст ему возможность испытать совершенно уникальный опыт. Друг сына, режиссер Антуан, в исполнении еще одной знаменитости, Гийома Кане, создал свою компанию, позволяющую переместиться в любой исторический период.
«Верность»: как неспособность говорить о чувствах привела к измене
Нет, «Прекрасная эпоха» — картина не фантастическая: речь всего лишь о реконструкции, но очень качественной, продуманной до мелочей. Каждый клиент очутится внутри своего маленького, но высокобюджетного фильма, сможет пережить самые счастливые мгновения своей жизни или моменты, о которых лишь мечтал. Встретиться с Хемингуэем? Пожалуйста! Может, актер будет и не очень похож на своего прототипа, но пить будет как лошадь — дотошный режиссер-тиран Антуан об этом позаботится. День за днем вести так и не случившийся прощальный разговор с отцом? Да не вопрос! Виктор же захотел вернуться в 1974 год, когда познакомился со своей тогда еще будущей женой Марианной. В образе благоверной выступит Марго (Дория Тилье) — талантливая недооцененная актриса, с которой у Антуана страстный, то и дело прерывающийся, токсичный роман. Камера, мотор!
Для сорокалетнего Николя Бедоса это всего лишь вторая режиссерская работа, но первая его картина «Он и она» (в оригинале «Мистер и миссис Адельман») завоевала такую любовь и критиков, и зрителей, что «Прекрасную эпоху» презентовали аж на Каннском фестивале. Вне конкурса, но в официальной программе. В начале ноября фильм вышел в прокат во Франции и в первый уикенд возглавил кассовую таблицу, опередив «Джокера», «Малефисенту» и другие голливудские и французские хиты. Все логично: Бедос снимает тот редкий тип фильмов, который нравится и фестивальной публике, и зрителям мультиплексов. Это жанровые картины — назовем их романтическими трагикомедиями — но в высшей степени остроумные, здорово придуманные, дающие пищу как для сердца, так и для ума.
«Ford против Ferrari»: кто победит в схватке между человеком и бизнесом
Бедоса, пожалуй, можно сравнить с Вуди Алленом — пересечений очень много. Его также интересуют в первую очередь парадоксы взаимоотношений между мужчиной и женщиной. Его диалоги так же ярки, едки, афористичны. Его персонажи — тоже интеллектуалы: писатели, художники, кинематографисты. И он так же зачарован темой ностальгии: «Прекрасная эпоха» — своеобразный ответ алленовской «Полночи в Париже», герои которой переносились в прошлое. Собственно, персонажи ленты Аллена попадали в том числе буквально в ту самую вынесенную в заглавие Belle Époque, Прекрасную эпоху — конец XIX — начало XX века во Франции. И «Полночь в Париже», и картина Бедоса посвящены рассуждениям о том, что прошлое — историческое или наше собственное — всегда кажется нам лучше настоящего. Тем не менее герой Гийома Кане советует Виктору жить сегодняшним днем — впрочем, считая эту фразу банальной. В былом, вероятно, следует только искать ответы на свои вопросы о настоящем — иначе превратишься в ископаемое, да еще и не самое полезное.
И все же очевидная мысль о необходимости быть погруженным в настоящее и получать радость от него несколько расходится с наполнением фильма. Самого Николя Бедоса прошлое явно вдохновляет сильнее. В 70-х было веселее (секс, наркотики, танцы до упаду), краски были ярче и теплее, разговоры — интереснее и насыщенней. И да, люди общались друг с другом, а не с гаджетами. Разумеется, для героев это еще и время молодости, так что их ностальгия понятна. Сам Николя Бедос родился в 1979-м, поэтому ностальгирует он по молодости своих родителей. Для него те годы, очевидно, символизируют так никогда и не обретенный рай, время свободы и счастья, когда, например, никто еще не слышал о СПИДе. Действие его дебюта «Он и она» также начинается в 70-х, когда и знакомятся главные герои ленты, любовь которых продлится 45 лет. Но именно тогда, на самом старте, они, конечно, были счастливы больше всего. 70-е для постановщика — время юности любви вообще.
«Он и она» — фильм гораздо более горький и трезвый, чем «Прекрасная эпоха», но обе картины рассказывают о большом чувстве и тех стадиях, которые проходят любящие друг друга люди. Мало кто из современных режиссеров и по совместительству сценаристов умеет так честно и обстоятельно говорить на подобные темы. Бедос умеет — причем получается у него не только душераздирающе, но еще и чертовски смешно. Правда, его взгляд на некоторые аспекты отношений может показаться чересчур старомодным, а кого-то — даже возмутить.
А еще, конечно, «Прекрасная эпоха» — картина о магии кино, о чудесных миражах и иллюзиях. О той волшебной роли, которую оно способно сыграть в жизни человека. О тех, кто делает эту магию возможной. И о том, что, в конце концов, каждый может перенестись в любую эпоху, и для этого даже необязательно прибегать к помощи команды новаторского проекта. Достаточно всего лишь пойти в кино или и того проще — включить компьютер. Может, именно этот факт примиряет идеализируемое прошлое и неидеальное настоящее?
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".