25 ноября 2024
USD 102.58 +1.9 EUR 107.43 +1.35
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Кем был первый немец, попавший в плен к американцам во время Второй мировой войны
Military Вторая мировая война Германия Кригсмарине США

Кем был первый немец, попавший в плен к американцам во время Второй мировой войны

Соединенным Штатам Америки невероятно повезло – сохранилась масса точных данных, в том числе мелких деталей, касающихся их участия во Второй мировой войне. Например, известны имена первых американцев, ставших жертвами этого конфликта, – они погибли 3 сентября 1939 во время торпедирования немецкой подлодкой британского лайнера «Атения». А первым убитым военнослужащим американской армии стал военный атташе в Норвегии майор Роберт Лози, погибший во время бомбежки 21 апреля 1940 года, сопровождавшей вторжение вермахта в эту скандинавскую страну.

Panzerschiff_Admiral_Graf_Spee_in_1936

«Адмирал граф Шпее»

©Wikipedia/ Imperial War Museum staff

Но есть ли точные данные о том, кто был первым военным, взятым в плен вооруженными силами США? Да! Им оказался немецкий военный моряк Гельмут Руге, пленение которого напоминало настоящую детективную историю, произошедшую за месяц до вступления Америки в войну.

«Знает это наша страна или нет, но мы ведем войну»

Именно эти слова произнес начальник штаба ВМС США адмирал Гарольд Старк после потопления немецкой субмариной американского эсминца «Рубен Джеймс» 31 октября 1941-го. Тот год стал переломным в отношениях Соединенных Штатов и нацистской Германии. Фюрер не желал конфликтовать с Америкой, пока вермахт не завершил блицкриг на советско-германском фронте. И так как до победы над Красной армией было еще далеко, Гитлер приказал своим военно-морским силам избегать инцидентов с американскими кораблями в Атлантическом океане.

Но немецкие адмиралы были недовольны такой позицией Гитлера. В кригсмарине понимали, что нейтральные США уже неофициально участвуют в войне с Германией и втягиваются в нее все глубже. Вскоре после принятия закона о ленд-лизе в марте 1941 года американский флот начал открыто действовать на стороне Великобритании. Его корабли сопровождали английские конвои в Северной Атлантике, американская морская пехота высадилась в Исландии, а торговые суда под флагами США и Панамы участвовали в доставке военных грузов на Британские острова. В такой ситуации избежать инцидентов было невозможно.

Первые боевые столкновения в Атлантике произошли осенью 1941-го. И хотя обе «враждующие» стороны получили приказ – первыми не нападать, вскоре счет жертвам этой необъявленной войны оказался открыт. Два американских эсминца, «Кирни» и «Рубен Джеймс», сопровождавшие британские конвои, были торпедированы немецкими субмаринами в октябре. Первый получил повреждения, второй затонул. Таким образом еще до официального вступления в войну ВМС США уже потеряли свыше 120 военнослужащих убитыми.

Подозрительное судно

Во время так называемого вооруженного нейтралитета действия американских военных кораблей в Атлантическом океане не ограничились лишь его северной частью. ВМС США создали несколько корабельных групп, в задачу которых входило патрулирование вод, которые не были объявлены Германией зоной боевых действий. В результате такие «нейтральные» группы патрулировали западную часть океана от Гренландии до Бразилии.

Кем был первый немецкий подводник, убитый американцами во Второй мировой войне

У бразильских берегов действовало оперативное соединение адмирала Ингрэма, состоявшее из четырех легких крейсеров и флотилии эсминцев. В его задачу входило патрулирование треугольника Тринидад – Бразильский выступ – острова Зеленого Мыса, где американские корабли должны были охранять мирное судоходство, противодействуя операциям германских рейдеров. Это соединение вошло в историю Второй мировой благодаря «инциденту с работорговлей».

Утром 6 ноября крейсер «Омаха» и эсминец «Сомерс», направлявшиеся в бразильский порт Ресифе, заметили на горизонте торговое судно. Американцы пошли на сближение, запрашивая его название, но ответа не получили. Вскоре они увидели на корме парохода флаг США и прочитали его название – «Уиллмото, Филадельфия». Командир «Омахи» Чандерс счел подозрительным, что «купец» не отвечает на сигналы его корабля. Заглянув в судовой справочник Ллойда, Чандерс обнаружил, что там «Уиллмото» выглядит иначе. Американцы пришли к выводу, что незнакомец выдает себя за другого.

Крейсер просигналил судну лечь в дрейф и ждать досмотровую партию. Судно подчинилось, но начало спускать шлюпки на воду. Внезапно с теплохода просигналили: «Тону, пришлите лодки, чтобы спасти экипаж». После этого на нем раздалось два взрыва, а команда начала покидать судно. К этому моменту катер с крейсера подошел к псевдо-«Уиллмото», и американцы заставили его моряков подняться обратно.

Оказалось, что «Омаха» и «Сомерс» остановили немецкий блокадопрорыватель «Оденвальд», следовавший с важным грузом из Японии в Германию. Немецкий экипаж пытался уничтожить свой корабль, но подрывные заряды сработали плохо, и тот не затонул. Командир крейсера решил арестовать немецкое судно и вести его в американский порт для разбирательства. Но для ареста был нужен повод, и Чандерс, будучи не уверенным в законности своих действий, объявил немцам, что их теплоход задержан по подозрению в работорговле! Под таким необычным предлогом «Оденвальд» был приведен в американский порт, где его экипаж передали властям США для разбирательства.

История «Оденвальда»

На допросе немецкие моряки сообщили, что их судно встретило начало войны в Японии. Теплоход провел в местных портах почти два года. После нападения Германии на СССР связь между рейхом и его японским союзником прервалась. Штаб ВМС Германии решил использовать находившиеся в Японии немецкие торговые суда для доставки стратегически важных грузов в Европу. Так как в Атлантике господствовал английский флот, они должны были во время прорыва морской блокады маскироваться под суда нейтральных государств.

Как американцы упустили шанс изменить ход Второй мировой, захватив «Энигму»

«Оденвальд» отправился из Японии во Францию в конце августа 1941 года с грузом каучука на борту. Блокадопрорыватель пересек Тихий океан под личиной японского судна «Никка Мару». Пройдя 17 октября мыс Горн, теплоход сменил маскировку, став американским судном «Уиллмото». Немцы рассчитывали прибыть в Бордо к 26 ноября 1941-го. Но, на их беду, 6 ноября «Оденвальд» был перехвачен «Омахой» и «Сомерсом» в шестистах милях восточнее Бразилии.

Заметив американские корабли, капитан теплохода Герхарт Лоерс попытался скрыться, изменив курс. Когда это не вышло, он был вынужден действовать согласно инструкции, полученной в немецком посольстве в Токио. По команде капитана судно подготовили к затоплению, а экипаж начал спуск шлюпок на воду. Однако Лоерсу не повезло. Японские союзники подвели немцев, снабдив их некачественной взрывчаткой, сработавшей лишь частично. В результате судно не только не затонуло, но и сохранило мореходные качества, что позволило американцам привести его в порт.

Загадочный моряк

Работая с экипажем «Оденвальда», американские следователи обратили особое внимание на радиста Гельмута Руге. Среди своих товарищей он выделялся хорошим образованием, показав даже знание истории США. Этот моряк старался произвести на американцев хорошее впечатление, заявив, что питает к их стране уважение за помощь, которую Америка после Первой мировой оказала голодавшему немецкому народу. Во время допроса Руге говорил, что, прежде чем оказаться на «Оденвальде», он плавал на другом немецком судне и был в Чили. С началом войны он прибыл на нем в Японию, где позже стал радистом на блокадопрорывателе.

Но у американцев были причины усомниться в правдивости этой истории. Во-первых, Руге оказался единственным членом экипажа «Оденвальда», чье задержание обеспокоило немецкое посольство. Во-вторых, в каюте радиста были найдены письма его друзей из Аргентины, открывавшие некоторые любопытные факты из биографии Руге. В конце концов оказалось, что Руге – военнослужащий вермахта, член команды немецкого «карманного» линкора «Адмирал граф Шпее».

Суперсубмарины Третьего рейха: был ли шанс на успех?

Гельмут Руге был радистом на этом военном корабле и находился на его борту во время знаменитого похода в Атлантику. Там «Адмирал граф Шпее» успешно действовал против вражеского торгового судоходства, пока не был перехвачен английскими крейсерами у залива Ла-Плата 13 декабря 1939 года. В последовавшем бою немецкий рейдер одержал вверх, но получил серьезные повреждения и ушел на ремонт в Уругвай. Однако симпатизировавшее Британии правительство этой страны не захотело помогать немцам, ограничив пребывание их корабля в своем порту тремя сутками.

Оказавшись в безвыходном положении, командир «Адмирал граф Шпее» Лангсдорф затопил корабль у уругвайской столицы Монтевидео, после чего застрелился. Немецкий экипаж нашел прибежище в соседней Аргентине, где был интернирован. Но не все моряки готовы были ждать конца войны в этой стране и стали по одиночке или группами пробираться в Германию. Аргентинское правительство закрыло глаза на такое нарушение интернирования, позволив десяткам немцев бежать в Чили.

Там беглецы получали поддержку германских дипломатов и местной немецкой диаспоры. Затем на немецких или нейтральных судах они отплывали в Японию, а оттуда через Советский Союз попадали в Европу. Гельмут Руге проделал такой же путь в июне 1941-го, но задержался в Японии, где был принят на работу в отдел связи посольства Третьего рейха. Этим судьба уберегла его от неприятностей, так как он собирался ехать во Владивосток, чтобы затем поездом добраться до Москвы и оттуда быть переправленным в Германию. Но 22 июня она напала на СССР. Поэтому окажись Руге в этот момент на советской территории, его участь была бы незавидной.

Однако этому моряку, судя по всему, на роду было написано стать военнопленным.

Первый военнопленный для Америки

Два месяца работы в посольстве в Токио пролетели для радиста быстро. К слову, там он познакомился с журналистом Рихардом Зорге, известным советским разведчиком, передавшим СССР множество ценной информации и ставшим в 1964-м году Героем Советского Союза посмертно. Впоследствии Руге вспоминал, что они с Зорге весело проводили время, но он узнал, что журналист был разведчиком, лишь после окончания войны.

Поскольку маршрут в Германию через СССР был закрыт, Руге решил вернуться в фатерлянд на одном из блокадопрорывателей. В августе 1941-го он вышел в море на «Оденвальде» судовым радистом и в этом качестве и оказался захвачен американцами. Комментируя разоблачение радиста, военно-морское министерство США отметило: «Руге всегда будет представлять исторический интерес, поскольку стал первым немецким военнослужащим, взятым в плен Соединенными Штатами».

Впрочем, тут требуется уточнение. Хотя США и посчитали Гельмута Руге первым немецким военнопленным, они так и не признали этот факт юридически. Бывший радист «Адмирала графа Шпее» был задержан американцами еще до 11 декабря 1941 года, дня, ставшего началом войны между Америкой и Германией. Он был помещен ими в лагерь для интернированных гражданских лиц, где находился до мая 1945-го, и никогда не содержался вместе с другими немецкими военнопленными.

Есть в этой истории и еще один любопытный момент. Вторая мировая война началась для США с нападения Японии на военно-морскую базу в Перл-Харборе 7 декабря 1941 года. В тот день в плен к американцам попал первый японец – подводник Кадзуо Сакамаки. Однако Руге был пленен месяцем ранее. Иначе говоря, технически он еще и первый военнослужащий стран Оси, захваченный вооруженными силами США во Второй мировой войне.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".