22 ноября 2024
USD 100.68 +0.46 EUR 106.08 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. В ожидании отстоя
Экономика

В ожидании отстоя

Более чем на 40% снизилось производство пива в России за последние десять лет, заявили пивовары. И, как отмечают эксперты, это не предел. Кроме того, в самое ближайшее время отрасль ждут большие потрясения, государство всерьез взялось за ее регулирование. Пивовары считают инициативы законодателей излишними. Но, скорее всего, им придется с ними смириться сразу же, как только закончится чемпионат мира по футболу.

Некому сбегать за «Клинским»

В качестве причин сокращения производства пива с 2007 года пивовары называют высокое регуляторное и фискальное давление, а также низкий уровень доходов населения. «В 2008 году в отрасли начался спад, который с каждым годом усугублялся в связи с растущим законодательным давлением на индустрию, – заявил директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. – Если в 2016 году мы говорили о том, что рынок начинает потихоньку стабилизироваться, то по прошествии года мы вновь видим падение производства порядка 5%».

По его словам, регулирование пивоваренной отрасли в России является одним из самых жестких в мире: и ставки акцизов очень высокие, и ограничение времени и точек продаж, и запрет на рекламу. «Акцизная нагрузка с 2007 года для пивоваренной отрасли выросла в 9 раз, – отметил Дурдыев. – В 2017 году ставка акциза на пивоваренную продукцию выросла еще на 1 рубль (+5%) и достигла 21 рубля за 1 литр продукции. В пересчете на литр чистого алкоголя пиво стоило уже в 1,5 раза дороже по сравнению с водкой». Однако независимые эксперты утверждают, что это лишь отчасти правда.

Генеральный директор «Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя» (ЦИФРРА) Вадим Дробиз напоминает, что пиво является самым дешевым алкогольным продуктом, по крайней мере, в легальной рознице. «У нас бутылка пива стоит 45 рублей. Разве это дорого? – сказал он. – У бедняков, возможно, денег нет на такое пиво, они разливное покупают. В регионах есть пиво даже по 35 рублей за литр, по крайней мере, так говорят сами пивовары. Поэтому есть пиво и для неимущих».

Дробиз согласился, что акцизы в пивоваренной отрасли действительно резко выросли, но добавил, что до 2012 года их практически не было. В 2011 году пиво было приравнено к алкоголю соответствующими поправками к закону «О производстве и обороте алкогольной продукции». «Тогда акциз в цене бутылки пива составлял 1,5 рубля, – заявил он. – В 2012 году ставку утроили, она стала 4,5 рубля в бутылке. Сейчас еще больше – 10 рублей. Но все равно это самый дешевый напиток».

Тогда в чем причина столь существенного падения производства? Дробиз утверждает, что основная, но не единственная причина заключается в сокращении числа потребителей, которому предшествовал резкий подъем пивоваренной отрасли. По его словам, 2007 год был лучшим для пивоваров, тогда производство составило более 11 млрд литров в год, или 81 литр на душу населения. «За 12 лет до этого, в 1995 году, потребление было 15 литров на душу населения, – отметил эксперт. – То есть производство и потребление пива в России за эти годы выросли в 5,5 раза. Такого никогда и нигде не было и уже точно не будет».

Маркировка, по его словам, нужна только для того, чтобы бороться с контрафактом, которого в пивной отрасли практически нет. «Цели количественного учета достигаются при помощи существующей системы ЕГАИС, счетчиков учета и контроля на производстве, – сказал эксперт. – Введение данного инструмента в очередной раз привело бы к увеличению нагрузки на легальный бизнес, который будет вынужден инвестировать больше денег в установку специального оборудования и закупку марок. Установка оборудования для нанесения маркировки для одной производственной линии, по предварительным подсчетам, обойдется в $1 млн, а таких линий на крупном заводе как минимум 10».

Серьезно ударит по отрасли и запрет на продажу для индивидуальных предпринимателей. «После запрета продажи пива в нестационарных торговых объектах несколько десятков тысяч точек прекратили свою работу, – напомнил Дурдыев. – Сегодня ИП, реализующие продукцию компании, составляют около 35% от общего объема торговых точек, и новый запрет может стать фатальным для тысяч предпринимателей, которые и так находятся в жесткой конкуренции с крупными сетями».

К идее создания реестра пивовары пока присматриваются. «Главное, чтобы критерии внесения в перечень не создавали помех для конкуренции и дополнительной административной нагрузки для легальных производителей и разрабатывались в плотном диалоге с отраслью», – отметил Дурдыев.

Пресс-служба компании «Балтика», в свою очередь, ссылается на зарубежный опыт, где используют иные механизмы. По их мнению, это было бы гораздо эффективнее. «Например, регистрация в качестве плательщика акциза (Великобритания), введение института налоговых складов и автоматизированных систем учета готовой продукции (Венгрия), усиление уголовной и административной ответственности за незаконное производство и оборот пивоваренной продукции (США)», – отметили в компании.

Shutterstock
©Shutterstock

Верните «полторашечку»!

Еще один камень преткновения – это упаковка, в которой пиво продается. В 2017 году были запрещены производство и оборот в полимерной таре объемом более 1,5 литра. В результате, по оценкам пивоваров, в 2017 году рынок пива упал на 5%. «На ПЭТ-тару свыше 1,5 литра приходилось порядка 20%, и эти объемы предстояло перераспределить между другими упаковками в довольно короткие сроки, чего, к сожалению, пока сделать не удалось», – признался Дурдыев. Снижение «порога» пластиковой тары до 0,5 литра, которое предлагает Госдума, пивовары считают губительным для отрасли.

«Пиво в ПЭТ-таре все еще занимает значимый объем рынка, на этот вид упаковки сейчас приходится около 40%, – отметил он. – Дальнейшее ограничение на выпуск пива в ПЭТ-таре объемом более 0,5 литра равносильно полному запрету использования этой упаковки, так как требует колоссальных затрат на переоборудование или установку новых линий – до 5–7 млн евро на одну линию. Подобные затраты сложно понести даже крупному производителю, не говоря о среднем и мелком бизнесе, который практически перестанет существовать».

«Но пивовары очень активно пользуются рекламой безалкогольного пива, – отметил Дробиз. – Вы думаете, им нужно безалкогольное пиво? Оно занимает 1% рынка. Его популяризируют по одной простой причине – бренды алкогольного и безалкогольного пива одинаковые. Ну запретили рекламу – ничего страшного, российские компании растут в таких условиях. Причем получилось так, что, когда была разрешена реклама, западные компании рекламировались, а у российских денег на это не было. Поэтому запрет рекламы фактически оказался плюсом для российских компаний, они теперь в одинаковом положении с западными».

Но пивовары настаивают на особом регулировании. «В связи с данным трендом, сложившимся в регулировании отрасли в последние годы, мы считаем целесообразным применение дифференцированного подхода к регулированию производства и оборота алкогольной продукции с учетом ее крепости и особенностей производства», – сказал Дурдыев.

По его словам, единый принцип регулирования пива и других алкогольных напитков не позволяет решить задачу государства по снижению уровня злоупотребления алкоголем. «Опыт европейских стран показывает, что практически везде, где производство и оборот пива и пивных напитков регулируется отдельно, пивоваренная отрасль вносит весомый вклад в развитие экономики стран, а потребление крепкого алкоголя уменьшается, – рассказал он. – В этой связи Союз российских пивоваров совместно с ВШЭ подготовил проект закона по раздельному регулированию и представил его в Минэкономразвития. Проект предполагает введение раздельного регулирования для пива с учетом особенностей его производства и оборота и для прочих алкогольных напитков. Концепция была позитивно воспринята, сейчас она активно обсуждается совместно с другими отраслями, и скоро на рабочей группе в Минэкономразвития будет представлен ее обновленный проект».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".