28 ноября 2024
USD 108.01 +2.95 EUR 113.09 +2.6
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Враги и интересы сближают
Политика

Враги и интересы сближают

Главной причиной личной встречи президентов Путина и Эрдогана в Стамбуле считают улучшение отношений между Россией и Турцией на фоне сильно деградировавших турецко-американских связей.

Владимир Путин встретится с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом во время XXIII Всемирного энергетического конгресса, проходящего 10 октября в Стамбуле. Ожидается, что главным событием должно стать подписание договора о строительстве газопровода «Турецкий поток». Однако многие наблюдатели полагают, что одной из основных тем встречи должна стать ситуация в Сирии. Причина – потепление в отношениях между Россией и Турцией и охлаждение между Турцией и США.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков сообщил, что на встрече будет обсуждаться нормализация отношений двух стран «во всех аспектах», а разговор по международной повестке будет касаться прежде всего Сирии. Слова Пескова приводит ТАСС.

Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил журналистам, что соглашение по «Турецкому потоку» может быть подписано уже сегодня.

«Практически сейчас готов уже документ, там остались некоторые детали», – цитирует министра РИА Новости. Собеседники «Коммерсанта» уточнили, что до конца прошлой недели проект соглашения еще не был согласован, но обе стороны надеялись сделать это к началу визита Путина.

В соглашении будет идти речь о строительстве первой нитки газопровода, по которой топливо будет поступать на турецкий рынок. По словам Новака, вопрос строительства второй нитки в страны Юго-Восточной Европы еще обсуждается.

В свое время предполагалось, что проект газопровода заменит «Южный поток», о котором так и не удалось договориться с Европой. В начале 2015 года прошли успешные переговоры с Анкарой, однако работа была заморожена после того, как Турция сбила российский бомбардировщик в Сирии. Сближение Стамбула и Москвы началось после того, как минувшим летом президент Эрдоган извинился перед Путиным за инцидент.

«Проект «Турецкий поток» в том виде, в каком он замышлялся, был чрезвычайно выгоден для Турции, поскольку давал ей шанс стать мировым энергетическим хабом», – считает кандидат философских наук, старший научный сотрудник Сектора институциональных проблем международных отношений Отдела международно-политических проблем ИМЭМО Виктор Надеин-Раевский. Проект забуксовал из-за постоянного ужесточения требований турецкой стороны. Особенное раздражение Эрдогана вызвал визит Путина в Ереван и произнесенное им слово «геноцид». «Сейчас, похоже, идет речь о возобновлении старых договоренностей, – говорит Надеин-Раевский. – Вторая ветка тоже чрезвычайно важна для Турции, поскольку транзитная страна оказывается в очень выгодном положении. Думаю, ждать заключения соглашений осталось недолго, и наши энергетические проекты получат должное развитие, поскольку это выгодно обеим сторонам, и даже сложно сказать, кому больше».

В то время как российские и турецкие СМИ основное внимание уделяют экономической составляющей русско-турецких отношений, британская The Independent сосредоточивается на сирийском вопросе. Издание обращает внимание на тот факт, что Москва сдержанно оценивала операции Турции на севере Сирии, а Анкара, в отличие от своих союзников по НАТО, воздерживалась от резкой критики Москвы в связи с происходящим в Алеппо. The Independent обращает внимание на то, что встреча лидеров Турции и России проходит в момент, когда отношения обеих стран с США заметно ухудшились.

Действительно, после провала сентябрьского плана мирного урегулирования и последовавшей эскалации насилия в Сирии отношения Вашингтона и Москвы оказались в глубоком кризисе. Стамбул же недоволен «вялой» реакцией Вашингтона на попытку государственного переворота в Турции. Кроме того, наступление турецкой армии на севере Сирии направлено во многом против курдских сил самообороны, а курды – союзники США.

The Independent пишет, что у Анкары есть подозрения, будто Вашингтон мог знать о готовящемся перевороте: многие из военных, арестованных за попытку переворота, отвечали за работу с НАТО либо служили на авиабазе Инджирлик, где очень сильно американское присутствие. Кроме того, по неофициальным данным, США не собираются выдавать Анкаре проповедника Гюлена, которого Эрдоган назвал инициатором путча, и это вызывает раздражение турецких властей.

Об изменении в подходе Турции говорит и Виктор Надеин-Раевский. «Нужно обратить внимание на то, что Турция уже не настаивает на безусловном уходе Башара Асада», – отмечает отмечает он. По словам эксперта, главный интерес Турции в Сирии – не допустить какой-либо автономии курдов в Сирии. «Курды для Анкары – главная опасность, – объясняет Надеин-Раевский. – Турецкое правительство боится, что пример сирийских курдов [в случае победы – «Профиль»] может вдохновить турецких курдов и в перспективе привести к распаду страны».

Однако, несмотря на разницу целей России и Турции в Сирии, есть у стран и общие интересы. «У нас разные цели, но считать, что ситуация безнадежная, я бы не стал, – говорит эксперт. – Уже стало ясно, что военным путем не разрешить ситуации ни оппозиции, ни властям. Похоже, что турки тоже начали это понимать. Есть определенная надежда на то, что они готовы начать решать эту проблему. Посмотрим, решатся ли турки без американцев что-то сделать совместно с Россией».

По словам Надеина-Раевского, Эрдоган также начинает понимать, что для радикальных исламистов в рядах оппозиции даже турецкие умеренные исламисты – враги. «Похоже осознание этого у Анкары появляется, – полагает эксперт. – Получается, что у нас общий враг».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".