- Главная страница
- Статьи
- Герман Клименко: Google найдет общий язык с РКН или ликвидирует представительство в России
Герман Клименко: Google найдет общий язык с РКН или ликвидирует представительство в России
Председатель совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко рассказал «Профилю» о вероятности ухода Google из России и возможных технических последствиях.
В конце декабря Таганский суд Москвы оштрафовал Google на 7,2 млрд рублей, Meta (Facebook) – на 1,99 млрд рублей. Это первый случай, когда на ИТ-компании наложен оборотный штраф, составляющий до 10% выручки их российских подразделений. Причина – многократное неисполнение Google и Facebook предписаний Роскомнадзора (РКН) удалить со своих страниц информацию, объявленную в России запретной, в частности призывы к участию в несогласованных акциях.
Экс-советник президента раскрыл последствия ухода Google из России
– Аналогичные штрафы на основании протоколов РКН суд выписывал с февраля 2021 года, но ранее их суммы исчислялись миллионами рублей. Теперь ставки повышены на три порядка. Значит ли это, что иностранные интернет-компании фактически выдавливают из России?
– Это поворотный момент. Пока штрафы были в районе 4–5 млн рублей, на них никто не обращал внимание. Пять миллионов раз в полгода для Google вообще не вопрос. Но когда выставлен счет на миллиарды, компания, у которой есть акционеры, не может дальше игнорировать ситуацию. Инвесторы очень не любят такие финансовые риски.
Хотя даже 7 млрд – сумма для Google не запредельная. Важен принцип: если мы платим столь крупный штраф, значит признаем исходную претензию регулятора. Пойдут ли они на это? Надо отдать должное: это хороший манипулятивный ход Роскомнадзора, который не банит интернет-компании. Мяч передан на сторону Google и Meta, теперь им надо принять какое-то решение.
– В Европе Google часто штрафуют, и даже на более крупные суммы. Но в основном это делают антимонопольные регуляторы, и предмет спора сугубо коммерческий. Могут ли ИТ-компании упереться сейчас на том основании, что удаление информации – это уже вопрос политического характера, интернет-цензура? И можно ли физически удалить всю запрещенную информацию, или теперь над компаниями всегда висит угроза штрафа?
– Во-первых, РКН в коммуникации с ними прозрачно указывает, какие материалы следует удалить. Определение незаконности контента – прерогатива государств, и надо жить по установленному порядку. А если он неясен, консультироваться с органами власти. Понятно, что соцсеть или поисковик – огромная площадка, и она не сможет самостоятельно вычислить всю подобную информацию, даже если захочет это сделать. Но сейчас вопрос так не стоит: есть решение удалить конкретные материалы, и оно не исполнено.
Во-вторых, надо понимать, чего добиваются российские власти. В интернете есть премодерация контента и постмодерация. Великий китайский файрвол – это премодерация: интернет-сервисы выдают информацию властям до ее появления в публичном доступе. Google на такое не пойдет, их программисты устроят забастовку (в 2018 году сотрудники компании заявили протест против разработки подцензурного варианта поисковика для Китая. – «Профиль»). Но Россия этого и не требует, наша концепция – постмодерация, удаление уже размещенного контента.
– Что будет, если Google не заплатит в срок? Финансовая блокировка счетов российского юрлица компании или техническая блокировка сайта?
– Блокировка счетов не потребуется. С них будет произведено автоматическое списание, тем более, как я понимаю, деньги на счетах у Google есть. Дело в другом. Google не может просто заплатить – самостоятельно или автоматически – и дальше работать по-прежнему, с нарушениями. Вопрос стоит ребром: или компания найдет общий язык с регулятором, или принимает решение о ликвидации своего представительства в России. Тогда все пользователи сервисов Google получат «письма счастья» о том, что компания больше не обслуживает российских граждан.
Что касается технических средств, не думаю, что наши власти будут их применять. Ну замедляли недавно Twitter, а ему все равно. Тем более, в этом случае гнев народный будет обращен на Роскомнадзор. Перевод истории в денежное русло в PR-отношении смотрится выгоднее. Если Google уйдет из России, он сделает это сам. Результат один, подходы разные.
– То есть неудачный опыт борьбы с мессенджером Telegram учтен?
– Думаю, случись история с Telegram сейчас, мы бы увидели другой результат. Роскомнадзор развернул оборудование, он технически готов притормаживать и блокировать, но юридически не хочет это делать. Браузер Tor они недавно проверили, VPN-плагины, которые раздаются через магазины приложений Apple и Google, тоже прорежены. Так что процесс идет.
– Если уход зарубежной интернет-компании из России не равен блокировке, то как он отразится на наших пользователях?
– Уход – это отказ от финансовых коммуникаций. Граждане России пользуются сайтом? На здоровье. Он доступен во всем мире, даже в банановых республиках. Просто будет отказ по рекламе, корпоративным продуктам и любым доменным услугам – у Google же колоссальный объем платных и бесплатных сервисов.
Чтобы Google вообще перестал отвечать на запросы с российских IP-адресов… Такое можно представить только в случае полномасштабной войны. Сейчас ситуация помягче. В Крыму же Google грузится – а вдруг американец поедет в Крым, почему ему отказывать в доступе? Но вот финансовый сервис Google житель Крыма получить не может.
– Как повлияет уход Google на российские организации, использующие систему доменных имен Google Public DNS?
– Мы плохо себе это представляем. Там огромный пласт DNS-серверов, мы не знаем, как они размещены. Скорее всего, ими пользуются и госструктуры, и крупные коммерческие компании. В случае отказа серверов что-то некоторое время не будет открываться. Конечно, найдутся компании, которые не готовы к резкому прекращению работы хостинга, им придется искать другие сервера, перетаскивать данные. Большим структурам это все тяжело дается. Но я не думаю, что будет какой-то национальный катаклизм, которым пугают людей. Критическая инфраструктура у всех продублирована. Если судить по опыту Крыма [в 2014 году], смена серверов доменных имен пройдет быстро.
– Будут ли проблемы у владельцев смартфонов, работающих на операционной системе Android от Google?
– Android будет работать, магазин приложений Google Play не будет. Повторюсь: если хотите узнать, как технически выглядит плохой сценарий, поезжайте в Крым. Если вы, находясь в Крыму, зайдете через VPN как житель Краснодарского края или другого региона России, все хорошо работает. Если без VPN, случаются разные истории, кто-то утверждает, что можно и «кирпич» получить в результате (полную неработоспособность устройства – «Профиль»), но, вероятнее всего, будет просто отказ по платным услугам.
– В 2010 году Google рассорился с китайскими регуляторами и ушел с рынка КНР. Какой опыт стороны вынесли из той истории? Может ли страна обойтись без главного поисковика в мире?
– У Китая все хорошо. А вот Google, равно как и Facebook, потеряли доступ к крупнейшему рынку. За это им очень благодарна Apple, которая этот рынок финансирует и развивает. В какой-то степени Google, отказавшись сотрудничать с Китаем, помог ему взрастить себе конкурента – Huawei. Иначе своей операционной системы у Huawei бы точно не появилось.
Понятно, что российский рынок маленький, но я не думаю, что для интернет-гигантов это достаточная причина им пожертвовать. В европейских странах они ведь платят штрафы и не уходят. Крупные доходы складываются из мелких историй.
– Чем, на ваш взгляд, закончится нынешняя ситуация?
– Тем, что Google заплатит, и что, если речь будет касаться только удаления информации, согласится и будет аккуратно втихаря вычищать всю поляну по требованиям Роскомнадзора. Это самое вероятное развитие событий – остальные варианты нежелательны для всех.
При этом возможен компромисс по размеру штрафа. Компания может подать апелляцию и потребовать его снижения. Мы знаем прецеденты на Западе – Google судится по три-пять лет, суммы эти потом кладутся инвесторами в оценки рисков, и в итоге штраф выплачивается безболезненно.
– В футурологических прогнозах часто звучит тезис, что скоро международные корпорации станут могущественнее государств. Подобные истории, в которых ИТ-гигантов вынуждают подчиниться, опровергают его?
Как соцсети с помощью манипуляций формируют нашу информационную повестку
– Наоборот, подтверждают. Считаю, интернет-компании совершили большую ошибку с давлением на Дональда Трампа во время его президентства, показав свою силу и потенциальную роль в подобных событиях. Обратите внимание, как Китай жестко расправляется со своей ИТ-индустрией. История с Трампом стала триггером, все делают выводы.
Никогда еще мероприятия государств по локализации ИТ-гигантов – «законы о приземлении» – не были так мотивированы. Раньше, когда регуляторы пытались ограничить ИТ-корпорации, те жаловались, что происходит покушение на интернет-свободу. Теперь мы видим, что это за свобода. Ведь они, по сути, вмешались в выборы [президента США в 2020 году]. Американцы всегда гордились тем, что в их стране бизнес отдельно, а политика отдельно. Теперь это уже не очевидно.
И даже те политики, кто эффективно использовал соцсети, понимают, что завтра рупор может обернуться против них. Не хочется, чтобы тебя таким же путем сняли. Поэтому ближайшие несколько лет во всех странах пройдут под знаком мирного «приземления» ИТ-гигантов.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".