Как особенности избирательной системы США могут помочь победить Трампу
Американские политическая и избирательная системы рассматриваются в качестве эталонных в учебниках политологии многих государств, политические консультанты и технологи внимательно изучают опыт американских кампаний. Политическое, экономическое и культурное доминирование Соединенных Штатов объясняет такой интерес к их политике. Однако при ближайшем рассмотрении становится понятно, что американские выборы – весьма специфическое мероприятие. Убедиться в этом можно на примере нынешней президентской кампании, по итогу которой Дональд Трамп может победить, даже не имея поддержки большинства американцев.
Суть любых выборов проста: кандидаты стараются понравиться как можно большему числу избирателей. Наиболее преуспевший в этом политик получает максимум голосов и побеждает. На американских президентских выборах всё иначе. Начнем с того, что поддержка большей части избирателей еще не гарантирует победы. В 2016 году за Хиллари Клинтон проголосовали почти на три миллиона больше американцев, чем за Трампа, но она все равно проиграла. Победителя гонки определяет коллегия выборщиков, голоса в которой распределяются в соответствии с результатами кандидатов в каждом штате. Даже если кандидат набирает больше всего на один голос, то он получает все голоса выборщиков от этого штата, а голоса граждан, отданные за конкурента, фактически сгорают.
Проверка бунтом: как беспорядки повлияют на предвыборную гонку в США
Из-за этого кандидаты в президенты заранее делят штаты на три категории: те, где у них нет шансов, те, где они точно победят, и те, где за победу нужно бороться (их называют «качающимися» или «неопределившимися»). Как правило, это достаточно крупные штаты со сложной демографией, находящиеся на рубежах экономических и политических районов. На протяжении ХХ века корпус таких штатов в целом сформировался. Это Виргиния, Мичиган, Огайо, Пенсильвания, Северная Каролина, Флорида и ряд штатов поменьше – Висконсин, Миннесота, Нью-Гэмпшир. В последние десятилетия этот список несколько увеличился из-за экономических и демографических изменений. Добавились штаты юга и юго-запада страны из-за роста числа испаноговорящих избирателей. Это, например, Аризона, Колорадо, Невада. Однако прибавление этих штатов ничего не меняет по сути. При том, что в США входят пятьдесят штатов и несколько территорий, фактически кампания будет вестись только в 10–15 из них.
То есть в большинстве штатов агитация будет минимальной, кандидаты приедут туда, разве чтобы попросить обеспеченных сторонников о финансовой поддержке. Впрочем, и это маловероятно – на протяжении осенних месяцев кампании график слишком насыщенный, чтобы размениваться по мелочам. Обделенными вниманием кандидатов окажутся крупнейшие штаты. В некоторых из них – Калифорнии, Нью-Йорке, Иллинойсе – победа гарантирована кандидату-демократу. В других, например, в Техасе, – республиканцу. Так как исход выборов там предрешен, пропадают голоса не только тех жителей этих штатов, которые голосуют против известного победителя, например, против Трампа в Техасе или Байдена в Калифорнии, резко снижается значение голосов, поданных и за победителя. Скажем, согласно некоторым подсчетам, в одном только Бруклине (округ города Нью-Йорка, входящего в штат Нью-Йорк) Хиллари Клинтон получила голосов больше, чем было победное преимущество Трампа сразу в нескольких штатах. Однако эти голоса на исход выборов не повлияли – все равно президентом стал Трамп.
Важно также учитывать, что значение неопределившихся штатов для победы на выборах неодинаково: у Нью-Гэмпшира четыре выборщика, у Флориды – 29. Такое неравенство, если говорить о предвыборной стратегии кандидатов, дает определенное поле для маневра. Скажем, для победы можно сосредоточиться на крупнейших неопределившихся штатах, например, Флориде, Мичигане, Пенсильвании, Аризоне, Миннесоте. В результате предвыборная борьба будет наиболее острой только лишь в 5–7 штатах. Правда, для кандидатов при этом возникает проблема определения штатов, на которых стоит сосредоточиться. Хрестоматийным стал пример прошлой кампании, когда абсолютно уверенная в своей победе Клинтон ни разу не посетила заранее «отданный» ей Висконсин, где в итоге победил Трамп.
Как появилась цветовая маркировка американских Демократической и Республиканской партий
В любом случае очевидно, что и Трампу, и Байдену для победы нужно будет вести кампанию в небольшом числе штатов. Более того, они будут не столько бороться за поддержку граждан, решающих, кого им выбрать, сколько убеждать сторонников своей партии прийти проголосовать. Политическая поляризация нарастала в США на протяжении нескольких десятилетий. Многие избиратели готовы поддержать кандидата от Республиканской или Демократической партии еще до того, как на праймериз определится, кто же станет ее представителем. Иначе говоря, партийная принадлежность кандидата для них важнее его личности. На большей части территории Соединенных Штатов для участия в голосовании необходимо пройти процедуру регистрации, часто при этом надо назвать одну из партий в качестве своей. Во время опросов многие американцы называют себя независимыми, однако набор взглядов избирателей по тем или иным вопросам достаточно стабилен. Конечно, всегда существует некоторое число людей, действительно до последнего не определившихся с тем, за кого они проголосуют. Однако для победы кандидатам в президенты в американских реалиях надо прежде всего добиться максимальной явки избирателей своей партии. Какие инструменты и стратегии мобилизации будут применять Трамп и Байден?
На первый взгляд Байден сегодня выглядит фаворитом гонки. Если судить по опросам, его рейтинг больше, чем у Трампа, примерно на 10%. Правда, ненадежность социологии была наглядно продемонстрирована на прошлых выборах – тогда опросы единодушно прочили победу Клинтон. Некоторые американские социологи осторожно указывают, что с тех пор ситуация с точностью опросов могла даже ухудшиться: учитывая, насколько углубился раскол в обществе, многие респонденты не хотят говорить, что поддерживают Трампа.
Фактически сразу же после поражения на выборах 2016 года программа Демократической партии свелась к тому, что любой ее кандидат – не Трамп. Кампания Байдена во время первичных выборов базировалась на том, что он – единственный кандидат, способный победить президента в ноябре. Также и на конвенции Демократической партии, прошедшей на минувшей неделе, выступающие раз за разом напоминали об острой необходимости не допустить переизбрания Трампа и настаивали, что Байден – самый подходящий кандидат для решения этой задачи.
При этом возникает вопрос: мобилизует ли избирателей такой подход? Американские политтехнологи обычно говорят о необходимости вдохновить граждан на то, чтобы они активнее принимали участие в голосовании. Байден для этого не очень подходит. Тем более что выборы пройдут в условиях пандемии со всеми ее проблемами. В конце концов, многие избиратели, глядя на внушительный отрыв Байдена в рейтингах, могут решить, что и без их голосов обойдутся. Способствовать решению этой проблемы должно приглашение в качестве будущего вице-президента Камалы Харрис. Кандидаты в президенты США, выбирая напарника, стараются либо обеспечить себе победу в важном штате или регионе, который представляет вице-президент, либо восполнить недостаток своих личных качеств. Байдену необходимо второе. В Калифорнии, которую представляет Харрис, Байден и так победит, а вот энергия сенатора ему очень пригодится.
Для Трампа проблема мобилизации сторонников менее актуальна. Именно благодаря такой мобилизации он победил в прошлый раз. За четыре года ядро его поддержки, составляющее 35–40% избирателей, остается стабильным, а сторонники раз за разом демонстрируют энтузиазм и преданность. Для победы в ноябре Трампу нужно решить три задачи. Напомнить своим верным сторонникам о том, как важно проголосовать. Хоть немного сократить число желающих поддержать Байдена. И убедить колеблющихся в том, что его президентство отвечает их интересам. Причем у Трампа есть важное преимущество – для решения всех этих задач он может использовать обширные возможности, которые дает ему должность главы государства.
В решении первой задачи Трампу, сами того не желая, помогают демократы. Президент ссылается на инициативы наиболее радикальных из них, указывая, что эти проекты будут реализованы, если президентом станет Байден. Примером здесь может послужить предложение резко сократить финансирование полиции, а то и вовсе распустить ее – Трамп уверяет, что только его переизбрание позволит избежать этого. Есть у Трампа средства и для дискредитации лично Байдена. Недавно один из руководителей американской разведки заявил, что Китай не хочет переизбрания Трампа. При такой постановке вопроса не нужно быть гением, чтобы понять, кого поддерживает Пекин. Постоянно поступают сведения, что министерство юстиции и республиканцы в сенате по-прежнему интересуются тем, оказывал ли Байден давление на украинские власти, чтобы прекратить расследование в отношении компании Burisma, в которой работал его сын Хантер. Этот сюжет может быть раскручен в любой момент.
Наконец, есть возможности и убедить колеблющихся проголосовать за президента в ноябре. В частности, после провала переговоров с демократами в конгрессе о продлении коронавирусных выплат по безработице Трамп издал указ о том, что пособия будут платить за счет перераспределения других бюджетных средств. Пока многочисленные критики настаивают, что такое перераспределение неконституционно, пособия будут низкими, да и средств все равно не хватит, представители администрации обещают нуждающимся новые блага после победы Трампа в ноябре.
До финиша президентской гонки осталось не так уж много времени. Сегодня можно констатировать, что шансы на победу у Трампа сохраняются очень хорошие. Задержится ли он в Белом доме еще на один срок, зависит от относительно небольшой группы избирателей лишь в нескольких штатах. Байден же при всех своих высоких рейтингах, чтобы не повторить фиаско Хиллари, должен мобилизовать демократов и сподвигнуть их прийти к урнам для голосования. В условиях коронавируса решение этой задачи серьезно усложнилось. Так что списывать со счетов Трампа заранее не стоит, осенняя кампания обещает быть интересной и непредсказуемой.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".