23 июля 2024
USD 88.02 +0.15 EUR 96.04 -0.06
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Операция "Дульсинея": как захват пассажирского корабля не привел к революции
Зарубежье Испания корабли Португалия США

Операция "Дульсинея": как захват пассажирского корабля не привел к революции

В начале 1961 года одной из горячих тем для СМИ стал захват пассажирского лайнера «Санта Мария». Достойная Голливуда авантюрная история в течение нескольких дней развивались на просторах Атлантического океана. Главные действующие лица – повстанцы, добивавшиеся свержения диктаторских режимов в Португалии и Испании.

Лайнер

Встреча лайнера "Санта Мария", вернувшегося в порт Лиссабона, 16 февраля 1961 года

©UBL/Vostock Photo

Содержание:

План повстанцев

В январе 1961 года «Санта Мария» совершала обычный рейс из Лиссабона в Майами с 586 пассажирами и 350 членами экипажа на борту. Ночью 22 января лайнер захватили повстанцы – противники диктаторских режимов в Испании и Португалии. Революцию в двух странах попытался устроить 67-летний Энрике Гальвао, в прошлом капитан португальской армии. В 1952-м за антиправительственную деятельность его приговорили к 18 годам заключения. Через семь лет он бежал из тюрьмы, укрылся в аргентинском посольстве, затем перебрался в Южную Америку. Беглец нашел пристанище в Венесуэле, где начал сотрудничать с организацией «Иберийская революционная директория освобождения» (DRIL). Гальвао хотел привести к власти в Португалии лидера демократических сил генерала Умберто Дельгадо.

Тайна восьмого острова: как на Канарах искали Землю Святого Брендана

План операции, получившей название «Дульсинея», выглядел авантюрой чистой воды. Он предполагал захват пассажирского судна – португальского или испанского – в международных водах. Планировалось, что акция привлечет внимание мировой общественности к нарушениям демократии в Испании и Португалии и вызовет антиправительственные выступления в этих странах и их заморских территориях.

Революционеры должны были попасть на борт судна под видом пассажиров в венесуэльском порту Ла-Гуайра, захватить лайнер после выхода в море и направить к берегам Западной Африки. План был следующий: взять под контроль остров Фернандо-По (часть Испанской Гвинеи), получить в свое распоряжение канонерскую лодку и несколько самолетов, а потом высадиться на континенте, чтобы овладеть Анголой и Мозамбиком.

В состав группы включили всего несколько десятков бойцов, но Гальвао исходил из того, что к ним примкнут военные и местное население колоний. Он хотел создать в Анголе революционное правительство, под руководством которого будет свергнут диктаторский режим в метрополии.

Лайнер «Святая Свобода»

Первоначально операцию «Дульсинея» планировали провести отрядом «борцов за свободу» численностью около 100 человек. Однако организаторы столкнулись с финансовыми проблемами. Для покупки оружия, билетов на лайнер, тренировок требовалось минимум $30 тыс., которые не удалось собрать. По этой причине группу сократили в четыре раза – до 24 человек. Из них были вооружены только 14. Пистолеты, револьверы, два автомата и несколько гранат купили на черном рынке. Денег на билеты на всех не хватило, и нескольким революционерам пришлось проникнуть на лайнер зайцами.

Укус "Крайта": как австралийские коммандос потопили японские суда в Сингапуре

Предварительную подготовку, пусть с оговорками, можно считать удовлетворительной. С расположением и назначением помещений лайнера повстанцы заранее детально ознакомились, что позволило быстро взять под контроль радиорубку, машинное отделение, каюты офицеров «Санта Марии». Сопротивление они встретили лишь на капитанском мостике. В перестрелке погиб третий помощник капитана, были ранены два моряка.

Пассажиры лайнера не пострадали, оставшись сторонними наблюдателями событий. Первое, что они узнали, – «Санта Мария» («Святая Мария») переименована в «Святую Свободу». Экипаж согласился продолжить нести ходовые вахты. Контроль осуществляли бывшие судовой механик и офицер военно-морского флота, входившие в группу захвата. Шесть моряков лайнера изъявили готовность примкнувших к восстанию.

Сохранить факт угона судна в тайне, несмотря на режим радиомолчания, не удалось. Ввиду тяжелого состояния раненых Энрике Гальвао проявил гуманизм, отправив их 23 января на шлюпке на берег. И вскоре новость о захвате «Санта Марии» облетела мир.

Энрике Гальвао со своими соратниками на борту лайнера "Санта Мария"

Энрике Гальвао со своими соратниками на борту лайнера "Санта Мария"

UBL/Vostock Photo

Единственный успех

Власти Португалии и США обвинили революционеров в пиратстве и различных злодеяниях, якобы творимых на борту захваченного лайнера. Португальский диктатор Антониу Салазар призвал союзников по НАТО задержать судно и передать законному владельцу. На поиск лайнера направили американские и британские военные корабли и самолеты. В ответ Гальвао через американское агентство NBC передал, что объявляет боевые действия против тиранического правительства. Он подчеркнул, что преследует исключительно политические цели и борется за торжество демократии.

Легендарный "Индевор": как барк Джеймса Кука вернули на морские просторы

Чтобы развенчать домыслы о жестокости революционеров, пассажирам позволили отправлять радиограммы родным и близким. Это дало результат: тон публикаций СМИ и заявлений официальных лиц сменился на нейтральный, а в ряде случаев – на благожелательный. Таким образом, одна из задач операции «Дульсинея» – обратить внимание мировой общественности на диктаторские режимы Португалии и Испании – частично была выполнена. Но этим успехи повстанцев ограничились. Гальвао направил радиограмму Генеральному секретарю ООН с призывом признать овладевшую «Санта Марией» группу политическими повстанцами, которую тот проигнорировал.

25 января повстанцы получили радиограмму от командующего Атлантическим флотом США адмирала Роберта Деннисона. Он предлагал высадить пассажиров в любой точке Северной или Южной Америки. Гальвао сообщил, что согласен сделать это при условии сохранения контроля над судном.

В тот же день «Санта Марию» заметили с датского торгового судна, а потом ее обнаружил самолет американских ВМС. Она находилась в 900 милях к юго-востоку от острова Тринидад. Пилот от имени командующего Атлантическим флотом США потребовал сдаться и проследовать в порт Сан-Хуан (Пуэрто-Рико). Революционеры не подчинились, и Гальвао было предложено лично прибыть в Пуэрто-Рико для переговоров. Он благоразумно отказался.

Политическое убежище в Бразилии

Тем временем иберийские диктаторы готовили силовой вариант решения проблемы. Испания направила на перехват «Санта Марии» крейсер «Канариас». Португалия перебросила на остров Сал (Острова Зеленого Мыса) авиационную эскадрилью. Для защиты африканских колоний задействовали восемь боевых кораблей.

Пассажиры лайнера "Санта Мария"

Высадка пассажиров лайнера "Санта Мария", захваченного противниками диктаторских режимов в Испании и Португалии, 2 февраля 1961 года

BNA Photographic/Vostock Photo

26 января Гальвао получил еще одну радиограмму от адмирала Деннисона с предложением прибыть в один из портов на северо-востоке Бразилии для переговоров и высадки пассажиров. Предложение было принято по ряду причин. Одна заключалась в том, что запасы пресной воды и топлива на захваченном судне были ограниченны. Другая – утрачен фактор внезапности, на чем строился весь план операции «Дульсинея».

Переговоры с представителями ВМС США запланировали на 31 января в районе бразильского порта Ресифи за пределами территориальных вод. Американцы гарантировали неприкосновенность судна и группы Гальвао. Революционер мог рассчитывать на поддержку недавно избранного президента Бразилии Жаниу Куадруса, который вступал в должность как раз 31 января. Новый лидер был известен как противник Салазара и сторонник демократических преобразований в Португалии. Кроме того, Гальвао был лично знаком с ним. Он доверял Жаниу Куадрусу, который гарантировал ему и его товарищам политическое убежище.

30 января для пассажиров организовали торжественный прощальный ужин. На следующий день «Санта Мария» и американский эсминец в условленной точке стали на якоря на расстоянии 500 метров друг от друга. Переговоры в очном формате продолжились на борту лайнера. Стороны договорились, судно войдет в порт для высадки пассажиров только после инаугурации нового президента.

К этому времени власти Португалии сняли обвинение в пиратстве, но требовали задержать революционеров за хищение частной собственности – лайнера стоимостью $17,5 млн, убийство и нанесение ранений, незаконное владение огнестрельным оружием, использование поддельных документов.

2 февраля судно зашло в порт и бросило якорь на внутреннем рейде. Пассажиры и экипаж сошли на берег. Гальвао все еще рассчитывал пополнить запасы топлива, воды и продовольствия, отремонтировать машины, набрать из сторонников новый экипаж. Но Умберто Дельгадо, лично прибывший на судно, разочаровал своего сторонника: собрать деньги не удалось.

Повстанцам оставалось только сдаться. 3 февраля они передали судно бразильским властям, а сами воспользовались предоставленным политическим убежищем. «Санта-Мария» была возвращена португальским властям и через несколько дней вернулась в Лиссабон.

Гальвао умер в 1970-м, четыре года не дожив до «революции гвоздик», которая привела к свержению диктатуры в Португалии. Новые власти признали заслуги борца за демократию: в 1991 году он был посмертно награжден Большим крестом Ордена Свободы.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль