Путешествие к центру Земли: почему американцы редко выезжают за границу
Известно, что на географических картах американцы обычно изображают Северную и Южную Америку по центру, а остальные материки – по краям. Сами американцы считают, что такое расположение необходимо для лучшей иллюстрации связей Западного полушария с Европой, Азией и Океанией. Но многие жители иных государств и регионов видят в этом и политический посыл: центральность географического местоположения указывает на самоощущение американцев – дескать, именно их родина и их континент находятся в центре мироздания. Это ощущение работает и на убежденность элит Соединенных Штатов в том, что американцы живут в самой прекрасной стране на свете, «а все остальные нам завидуют». Ощущение себя лидерами мира диалектически сходится с другим явлением – американцы в массе своей совершенно не интересуются остальным миром. Для большинства простых граждан гораздо важнее и интереснее любого международного события воскресная церковная служба в местном приходе, после которой можно обсудить новости «комьюнити», игра местной футбольной команды, поездка в выходные к детям в колледж. Словом, простые человеческие радости. Политику обсуждают много и активно, но тоже преимущественно в приложении к местным реалиям – рост цен, работа, социальные вопросы. В этом смысле ментально Соединенные Штаты – никакая не глобальная, а глубоко провинциальная держава. Отсюда и многочисленные анекдоты о неспособности американцев найти что-либо на карте мира, включая США. Впрочем, сами американцы над этим всегда искренне и беззастенчиво иронизируют.
В пользу такого отношения к окружающему миру говорит и статистика: к середине 1990-х лишь у 10% граждан США были загранпаспорта. Иными словами, когда во время холодной войны американские президенты представляли свободу передвижения как одну из базовых ценностей, недоступных гражданам СССР, простые американцы пользоваться этой свободой не очень-то и хотели. Сегодня загранпаспорта есть почти у 40% граждан США. Но это скорее необходимость: наличие загранпаспорта стало с некоторых пор обязательным условием для всех, кто путешествует в Канаду и Мексику на самолете.
В последние годы американцы стали путешествовать за рубеж чаще. Данные за март 2024 года свидетельствуют: больше всего они стали ездить «в Азию» (по сравнению с прошлым годом рост на 33%), в Центральную Америку и в Океанию (рост на 30%). А вот число поездок на Ближний Восток сократилось на 9%. В Европе самыми популярными направлениями для американцев остаются Италия, Греция и Португалия. Для тех, кто ищет чего-то новенького, хит сезона на европейском направлении – Албания.
И все же, согласно опросу, проведенному в октябре 2023-го, 87% американцев предпочитают внутренний туризм. Даже молодые не сильно рвутся за рубеж: только один из четырех опрошенных в возрастной группе младше 30 лет хотел бы провести отпуск за границей. Почему так?
Во-первых, дело в характере самих поездок. Журнал Forbes когда-то выяснил, что цель 46% всех поездок американцев – посещение семьи или друзей, 36% – вояж к морю. То есть цель более чем половины всех поездок не обязательно предполагает выезд за рубеж – достаточно выбраться в другой штат. Косвенным подтверждением этого служит другая цифра из того же исследования: в 34% случаев поездок американцы предпочитают road trip – популярный в США жанр дорожного путешествия. Благо последнему способствует хорошо развитая дорожная инфраструктура, связывающая штаты между собой. Хоть американцы справедливо критикуют своих политиков за отсутствие должных инвестиций в модернизацию этой инфраструктуры, густая сеть скоростных межштатных автомагистралей, предложенная Дуайтом Эйзенхауэром во второй половине 1950-х, остается ярким наследием индустриальной Америки и серьезным конкурентным преимуществом США по части экономического развития.
Какую роль миграционный вопрос играет в политической жизни Америки
Во-вторых, дело в самом отпуске и отношении к нему американцев. Динамичная и конкурентная рабочая среда не позволяет ни работодателю отпустить работника на длительный срок, ни самим работникам отгулять все положенные им дни отпуска. Согласно опросу Pew Research Center, только 48% занятых принимают решение отгулять отпуск полностью, в то время как 46% предпочитают вернуться на работу пораньше. Одни считают, что им просто не нужно столько отпускного времени (52% опрошенных); другие – что, пока они отдыхают, работы накопится еще больше, поэтому перегуливать не стоит (49%); третьим некомфортно оттого, что коллеги будут трудиться за них, пока они расслабляются (43%); наконец есть и те, кто считает, что уход в отпуск снижает шансы получить повышение (19%), а то и вовсе обернется увольнением (16%). Подобные фобии просто-напросто не дают людям расслабиться, не то что планировать заморские поездки.
В-третьих, популярность внутреннего туризма в США по сравнению с зарубежным объясняется богатым климатическим, географическим и культурным разнообразием Америки. Нужны пляжи? Отправляйтесь во Флориду. Мечтаете о тропиках? Пожалуйте на Гавайи. Хотите в пустыню? К вашим услугам Аризона. Надоело солнце и потянуло в снега? Есть Аляска. Дети просятся на озера и водопады? В Висконсине, Огайо и Нью-Йорке этого добра полно. Соскучились по лесам и горам? Выбирайте любой из национальных парков. В сознании типичного американца зафиксирована мысль: в США есть все, что душе угодно, и незачем лететь в какой-то Таиланд, если можно получить все то же самое, не пересекая границы.
С этим связан и четвертый фактор – банальный страх. Отсутствие интереса к остальному миру вкупе с культурными стереотипами рисуют в сознании рядового американца специфические картины этого мира. Возможно, наиболее ярко высмеяли этот феномен создатели популярной в середине нулевых комедии «Евротур»: компания молодых людей отправляется в Европу в поисках друга по переписке одного из них и проходит все круги культурного ада, коим «обычный Джо» (average Joe), как сами американцы именуют среднестатистического гражданина своей страны, видит Европу. Еще страшнее с Ближним Востоком. Шутки про перепутанные Иран и Ирак уже набили оскомину, в моде некоторое время назад был троллинг на тему «-станов». Наблюдая за приветственным проходом национальных сборных во время открытия Олимпийских игр, один американец искренне поинтересовался у аудитории в социальных сетях, почему в мире так много стран, заканчивающихся на «-стан» и есть ли между ними какая-то разница.
Сварить лягушку: в чем суть американской стратегии противодействия России
Распространению невежества и фобий способствуют как СМИ, так и рекомендации Госдепартамента в отношении посещения отдельных стран. Первые рисуют заграницу местом, полным опасностей, где террористы поджидают у дверей отеля, чтобы похитить доверчивых американских туристов. Вторые давно формулируют свои предупреждения на основе политической конъюнктуры, а не реальной ситуации в той или иной стране. Например, сейчас Россия маркирована Госдепартаментом четвертым, крайним, уровнем угрозы: «Не путешествуйте в Россию из-за непредсказуемых последствий... возможности преследования и задержания граждан США сотрудниками российских органов безопасности...». Китаю повезло чуть больше – он в третьей категории. Американские власти рекомендуют гражданам «пересмотреть возможность поездок в КНР из-за произвольного применения местных законов, в том числе в отношении запретов на выезд, а также риска неправомерного задержания».
«Путешествия гибельны для предрассудков, фанатизма и ограниченности. Поэтому многим людям они так остро необходимы», – писал в 1869 году яркий борец со стереотипным отношением соотечественников к остальному миру Марк Твен. Спустя полтора века эта простая мудрость и сегодня могла бы стать привлекательным туристическим слоганом.
Автор – директор Института международных исследований МГИМО
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль