- Главная страница
- Статьи
- Самая американская из всех китайских компаний попала в жернова войны США и КНР
Самая американская из всех китайских компаний попала в жернова войны США и КНР
Градус напряженности американо-китайских отношений поднялся столь высоко, что сегодня их уже без всяких кавычек называют войной. Сначала речь шла про войну торговую. Ее президент США Дональд Трамп развязал, ссылаясь на торговый дефицит. Эту тему вполне можно было обсуждать за столом переговоров, чем представители Соединенных Штатов и КНР и занимались, а сам Трамп, как у него водится, анонсировал грандиозные сделки. Но отношения деградировали, а тут еще и пандемия COVID-19 подкинула проблем. В результате конфликт разросся, и сегодня это уже тотальная технологическая война. Поражение в ней будет иметь для Китая столь же удручающие последствия, как и Опиумные войны XIX века.
А началось всё после кризиса 2008 года, который больно ударил по Соединенным Штатам. Китай, напротив, пострадал не слишком сильно, сумел быстро восстановиться и на фоне западных проблем укрепил свои позиции в высокотехнологичных областях. Ограничивать китайцам возможности для инвестиций и доступ к технологиям стали еще при Бараке Обаме. Начали с полупроводниковой промышленности. Но это были маневры. Когда же в Белый дом заселился Трамп, развернулись настоящие боевые действия.
Кто и зачем пытается возложить на Китай ответственность за пандемию COVID-19
Поначалу переговоры, санкции и ограничительные меры сопровождала напористая морализаторская риторика. Дескать, своим благополучием Китай всецело обязан Америке, но китайцы затеяли нечестную игру. Потом, как оказалось, дело в режиме, который день ото дня всё больше обнажал свою авторитарную сущность. Апофеозом стали события вокруг принятия закона о нацбезопасности в Гонконге. Затем выяснилось, что КНР управляет неправильная партия. В ход пошел тезис «За ковид ответите!» И вот уже бизнес-логику «справедливой сделки» окончательно сменил неприкрытый идеологический антагонизм, в котором Китай представляет фундаментальную угрозу для США.
Ничего нового: очернение, переходящее в откровенную демонизацию, не просто тактический прием, но насущная потребность ощущать собственное превосходство, якобы дающее право числить себя на правильной стороне истории. И если раньше Запад еще размышлял о том, где же эта правильная сторона, то потом нашел простое решение: правильная там, где мы. В конце июля госсекретарь Майк Помпео выступил с примечательной, хотя, по всеобщему мнению, провальной речью «Коммунистический Китай и будущее свободного мира», в которой прямо вербовал союзников для нового «крестового похода». По-видимому, начинается очередной виток противостояния. К тому же Трампу накануне президентских выборов позарез нужны политические очки. Тем любопытнее история, которая разворачивается вокруг TikTok.
TikTok, мы подошли из-за угла: за что США прессуют китайскую компанию
В 2016-м китайская компания ByteDance выпустила приложение для коротких видео Douyin. Оно доступно только в КНР, а для остальных стран предназначена его точная копия – TikTok. Вскоре это предложение вышло в лидеры по числу скачиваний в общемировом масштабе. Сейчас им ежемесячно пользуются около 800 млн человек. Только за прошлый год приложение загрузили 738 млн раз, а общее число загрузок превышает полтора миллиарда. Американская аудитория оценивается примерно в 100 млн человек (49% подключились за прошлый год). Половина пользователей – молодежь до 20 лет. Если наложить эти цифры на демографический профиль, получится впечатляющий охват американского подрастающего поколения. А в нашем богоспасаемом отечестве – уже около 18 млн; рост за год более чем в два раза, хотя компания не считает российский рынок приоритетным. В общем рейтинге приложений (для iOS и Android) TikTok уступает только экосистеме Facebook (Facebook, Messenger, WhatsApp, Instagram) и суперприложению WeChat от Tencent, имеющему огромную китайскую аудиторию.
Успех TikTok обусловлен двумя факторами. Во-первых, это изначально не социальная сеть, а паблишинговая платформа с дополнительным социальным функционалом. Это принципиально меняет даже не бизнес-модель, а всю парадигму гигантского контентного рынка. Обычная социальная сеть растет на базе сложившейся социальной структуры, а контент в ней продвигается по протоптанным тропинкам социальных связей с помощью различных костылей. В паблишинговой платформе контент первичен и самодостаточен, а различные связи могут формироваться и перестраиваться на его основе. Тут все дело в том, насколько хорошо работают рекомендательные алгоритмы. А у TikTok они отличные, возможно, лучшие на сегодняшний день. Поначалу, правда, они вызывали нарекания. Но дело даже не в том, что компания быстро улучшила их качество. Просто на первых этапах для алгоритмов было катастрофически мало данных, а те, что были, не отличались качественным разнообразием. В такой ситуации даже самые распрекрасные алгоритмы не помогут.
TikTok, конечно, далеко не первая паблишинговая платформа. И не первая, ставшая весьма успешной. И вообще не факт, что оба пути однажды не сойдутся на одном перекрестке. Но, во-вторых, компания точно просчитала, какой тип контента станет хитом, и сделала ставку на короткие видеоролики. Тут они тоже не пионеры, но TikTok сумела радикально снизить порог вхождения и предложил множество мелких, но удачных «фишек», существенно повышающих вовлечение на всех этапах взаимодействия. И это сработало. Чем дальше, тем больше мы потребляем всё более «насыщенный» контент. Как бы нам ни хотелось думать, что компьютеры «расширяют» наши мозги, они всё более расширяют наши органы чувств и обслуживают не столько когнитивные, сколько эмоциональные потребности. И здесь просматривается, что, скорее всего, будет востребовано на следующем этапе: паблишинговые платформы виртуальной и расширенной реальности. Технологически мы уже почти готовы. Большой вопрос: готовы ли мы психологически?
Вот руководство TikTok явно было психологически не готово к тому, что происходит. Создатель и основатель платформы Чжан Имин – очень правильный китайский бизнесмен. Он, можно сказать, образец того, каким, как еще недавно казалось, должен быть китайский предприниматель, создавший себя по американским лекалам. Молодой (1983 года рождения), хорошо образованный, не член Коммунистической партии (неоднократно это отмечал, хотя и не бравировал), широких взглядов, обаятельный. В 2018-м журнал Fortune включил его в престижный список наиболее влиятельных молодых лидеров мира «40 до 40».
И бизнес у него правильный – безобидные приложения для подростков. Как уже было сказано, на рынке КНР доступно приложение Douyin, а для Запада есть TikTok. Они используют общую кодовую базу, но серверы, обслуживающие американский сегмент и хранящие данные американских пользователей, располагаются не в Китае. Компания с самого начала утверждала, что не только не передает властям КНР данные американцев, но даже технически не в состоянии это сделать. Хотя отдельные звоночки, заставляющие сомневаться в том, что это действительно так, были. Но к сбору самих данных в TikTok подходят достаточно взвешенно. Исследования показали, что компания не делает ничего такого, чего бы не делали те же Facebook, Google или другие американские гиганты. TikTok вообще всячески старается показать, что она больше похожа на американские компании, чем на китайские. У нее уже большой штат сотрудников-американцев, а в планах – довести их численность до 10 000 человек. Более того, рулит TikTok тоже американец – в мае исполнительным директором стал Кевин Майер, в свое время руководивший Playboy Enterprises, а затем в течение 20 лет занимавший высшие должности в Walt Disney Company, где он курировал в том числе все корпоративные слияния и поглощения.
Но на войне, как на войне. Отсидеться в окопе не получилось. И TikTok засосало в жернова конфликта США и КНР. Сначала компании пригрозили запретом в Соединенных Штатах и вынудили начать переговоры о продаже американского (а до кучи канадского, австралийского и новозеландского) бизнеса. Потенциальным покупателем должна была стать Microsoft. Впрочем, Трамп великодушно разрешил: это может быть любая другая американская компания. Казалось, Вашингтон работает на то, чтобы просто сбить цену. Но 6 августа Трамп таки подписал «Указ о противодействии опасности со стороны TikTok», который через 45 дней поставит компанию ByteDance вне закона.
Найти компромисс американцы даже не пытались. А ведь в самом Китае запрещен тот же Facebook – можно было бы хотя бы попробовать договориться о размене. Правда, вряд ли китайцы на него согласились бы, но все же. Тем более что в самом Китае ByteDance стоит несколько особняком. Да и Facebook теперь непросто пришлось бы на китайском рынке. Но это был бы совсем другой разговор. А пока Facebook решил сам лезть в эту нишу и пообещал срочно запустить в полусотне стран мира собственный аналог TikTok на базе Instagram. А Twitter, напротив, заявил о своем интересе к TikTok. Раньше компания была им совсем не по зубам. При всей своей популярности Twitter не слишком крупный бизнес. Хотя, по иронии судьбы, именно их модель наиболее близка концепции TikTok, и именно в ней развитие сервиса стало бы наиболее органичным.
Американцы могут вообще подождать до середины сентября и потом уже делить шкуру мертвого медведя. Чем выкручивать руки, проще вообще оторвать их с мясом. TikTok не первая компания, с которой американцы поступают таким образом, хотя по масштабу и циничности наезда его случай беспрецедентен. Но совершенно точно подобные истории будут повторяться. Причем следующая жертва уже определена – это WeChat. И на этот раз китайское правительство точно не останется в стороне.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль