25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. TikTok, мы подошли из-за угла: за что США прессуют китайскую компанию
Дональд Трамп Зарубежье

TikTok, мы подошли из-за угла: за что США прессуют китайскую компанию

Президент США Дональд Трамп дал 45 дней на то, чтобы Microsoft или какая-либо другая американская компания купила TikTok. По словам хозяина Белого дома, если к 15 сентября сделка не состоится, сервис коротких видео будет в Америке запрещен. Сейчас Microsoft ведет переговоры с китайской компанией Bytedance, которой принадлежит TikTok. Однако важные детали, в том числе финансовые, еще не определены, и, как признают в Microsoft, сделка может и не состояться.

Трамп ТикТок TikTok

©NIKOLAS KOKOVLIS / NURPHOTO / NURPHOTO VIA AFP / East News

Проблемы у TikTok не только в Соединенных Штатах. Ранее, на фоне резкого ухудшения отношений Пекина и Нью-Дели, TikTok вместе с еще 58 китайскими программами и приложениями запретили в Индии. Объяснялся этот шаг соображениями национальной безопасности. В Нью-Дели полагают, что TikTok, получив доступ к личным данным пользователей, передает их в КНР. Об этом же говорят и в Вашингтоне. В TikTok все обвинения отрицают, уверяя, что компания никогда не сотрудничала с китайскими властями, а данные пользователей неприкосновенны. Более того, TikTok настаивает на широкой автономии от материнской компании Bytedance. Строго говоря, железобетонных доказательств того, что приложение для подростков, чьи пользователи записывают короткие видео танцев, прыжков, пения и тому подобного, нанесло урон национальной безопасности, ни одна страна, так и не представила. Что же не так с TikTok?

«Долой 230!»: что Трамп собирается делать с соцсетями

Главный аргумент США – все китайские компании, согласно законодательству КНР, обязаны предоставлять любые данные, в том числе о пользователях, по первому требованию спецслужб. Это правда. И Bytedance, понимая все связанные с этим риски, не стала выводить на международный рынок уже набравшее в Китае популярность приложение Douyin, а сделала его точный экспортный аналог – TikTok. Bytedance приложила максимум усилий, чтобы пользователи TikTok и Douyin, и, соответственно, их контент, не пересекались: в КНР нельзя скачать TikTok, зарубежным пользователям недоступен Douyin. Серверы, на которых хранятся данные Douyin, находятся в Китае. А TikTok обслуживает распределенная по всему миру инфраструктура. В частности, данные американских пользователей хранятся в США и Сингапуре. Более того, основатель Bytedance Чжан Имин – не член Компартии Китая (КПК), о чем он регулярно упоминал, тем самым подчеркивая свою неангажированность.

Но в Пекине Чжан Имину быстро дали понять: если ты не вмешиваешься в политику, политика вмешивается в тебя. TikTok и Douyin – не первые продукты компании. Bytedance вышла на китайский рынок с приложением для обмена шутками, мемами и забавными видео Neihan Duanzi. В 2018-м власти КНР запретили это приложение за то, что там циркулировали крамольные шуточки. Кроме того, была приостановлена работа приложения Jinri Toutiao, с которого в свое время начался рассвет Bytedance. Это приложение с использованием искусственного интеллекта подбирает людям наиболее интересные для них новости. Чжан Имин был вынужден принести публичные извинения и пообещать впредь учитывать политический дух и линию партии в своей работе, обеспечивать пользователей «позитивным» контентом и давать больше правильных новостей в Jinri Toutiao. Стоит ли говорить, что этот эпизод впоследствии для США и некоторых других стран стал аргументом в пользу того, что Пекин, если надо, сможет прогнуть и TikTok.

Вторым аргументом стал сам характер распространяемого в TikTok контента. Когда в прошлом году в Гонконге начались массовые антиправительственные выступления, Twitter и прочие мировые соцсети по хэштегу #Hongkong выдавали контент, связанный с протестами. TikTok же выдавал безобидные ролики, не имеющие ничего общего с происходящим в тот момент в городе. Кроме того, TikTok заблокировал аккаунт американки Ферозы Азиз, которая в своих видео осуждала притеснения властями КНР уйгуров в Синьцзяне. После этого TikTok стали обвинять в цензуре, характерной для всех китайских сервисов. TikTok впоследствии разблокировал аккаунт Азиз и добавил в поисковую выдачу «протестный» контент из Гонконга, но осадок все равно остался.

От любви до ненависти: почему Трамп ополчился на Twitter

Наконец, третий аргумент – данные. В прошлом году по решению Федеральной комиссии по торговле США TikTok заплатил штраф в $5,7 млн за незаконный сбор информации о несовершеннолетних американцах. Компания признала свою вину и заявила о введении дополнительных ограничений в отношении возраста пользователей. Однако вопросы вызывали также объем и характер данных, которые собирает TikTok: геолокация, модель телефона и его ОС, данные о просматриваемом контенте, номер телефона, скорость набора текста и даже содержимого буфера обмена при копировании. Компанию упрекнули в том, что все эти сведения не требуются для обеспечения работы приложения. TikTok снова попытался оправдаться, заявив, что больше не будет собирать данные из буфера обмена. И опять открытым остался вопрос – зачем вообще изначально это делалось.

Можно сказать, что Bytedance со своим TikTok оказалась между молотом китайского режима и наковальней глобальных амбиций. То же самое характерно и для другой китайской жертвы американских санкций – компании Huawei. Понятно, что будучи китайской компанией (хотя формально Bytedance зарегистрирована на Каймановых островах), она не имела другого выбора, кроме как работать по правилам, которые определяет сама система. И не было бы всех этих проблем, работай она, как и большинство китайских компаний, на колоссальный внутренний рынок, не стремясь составить глобальную конкуренцию западным игрокам. Baidu не бросает вызов Google, а Alibaba и Tencent окучивают китайских пользователей. И хотя их капитализация растет настолько стремительно, что они становятся дороже американских гигантов, порядок все равно соблюдается, а границы сфер влияния не нарушаются.

Ошибка Bytedance в том, что она попыталась совместить несовместимое. Компания зашла на чужую поляну, причем зашла успешно. Согласно данным Sensor Tower, приложение было загружено более 2 млрд раз в App Store и Google Play. В начале 2020 года оно было на первом месте по скачиваниям, опередив Facebook, Instagram, Twitter, Messenger, WhatsApp и т.д. При этом компания так и не смогла доказать свою независимость от Пекина. Показательные меры вроде назначения гендиректором TikTok главы стриминговых сервисов Disney Кевина Майера, а также заявления о планах перенести штаб-квартиру в Великобританию оказались неубедительными. Во всяком случае, для США, где у TikTok 100 млн активных пользователей. И для Индии, где таковых в два раза больше.

Как соцсети превратились в прибыльный бизнес для создателей и пользователей

Хорошего выхода из сложившейся ситуации для TikTok сейчас, пожалуй, нет. Индия и США – главные рынки. Их потеря обрушит капитализацию компании. Быстрая продажа TikTok в краткосрочной перспективе позволит избежать финансовых потерь. Но в случае поглощения американской компанией неясно, что делать с интеллектуальной собственностью, главным образом, алгоритмами ИИ, который и обеспечивает конкурентное преимущество не только TikTok, но и Douyin, а также Jinri Toutiao.

Впрочем, и для Америки борьба с TikTok имеет неоднозначные последствия. В условиях, когда отношения КНР и США становятся все хуже и хуже, вполне логично внимание Вашингтона к деятельности компаний, которые набрали в Соединенных Штатах огромное технологическое влияние (Huawei) и влияние дискурсивно-социальное (TikTok). Однако принудительная продажа и, тем более, запрет TikTok создает опасный прецедент, когда США начинают управлять интернет-пространством и диктовать пользователям, какой контент потреблять. В этом смысле побеждает принцип суверенности интернета – как раз то, что уже давно продвигает Китай.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».