26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "АНТИАМЕРИКАНИЗМ И БИЗНЕС"

Архивная публикация 2003 года: "АНТИАМЕРИКАНИЗМ И БИЗНЕС"

Какие выводы следует сделать американскому бизнесу из повсеместного роста антиамериканизма? Мне кажется, что большая часть его руководителей об этом не задумывается, а те, кто все же задумывается, возможно, недооценивают все возрастающий риск. Конечно, сильные эмоции, которые в сегодняшнем мире вызывают США, не зависят только и исключительно от деятельности американских компаний. Но в то же время и не скажешь, что у них нет никаких вариантов воздействия.Как самая мощная страна в мире, США служат громоотводом для всяческого недовольства -- и вполне оправданного, и надуманного. Но сейчас направленный против Америки гнев достиг критической массы. В начале октября специальная группа администрации Буша, отвечающая за имидж Америки за рубежом, доложила, что "враждебность по отношению к Америке достигла ужасающего уровня". А Council on Foreign Relations недавно выступил с предупреждением о том, что "негативное мнение о США и их политике дает метастазы".
После вторжения США в Ирак я беседовал с руководителями американских компаний в Германии, Франции, Южной Корее и Мексике. И все они считали, что неприятие этой войны за границей никак не скажется на бизнесе. По моим ощущениям, сегодня деловые люди настроены еще более оптимистично. Ведь, в конце концов, перебоев с поставками нефти из-за угрозы терроризма не случилось. Мировая экономика укрепляется.
Более того, многие главы компаний полагают, что антиамериканизм направлен на внешнюю политику Вашингтона, а не на американские компании, и уверены, что американский бизнес с его продукцией, ноу-хау и капиталами востребован во всем мире. К этому многие добавят, что их компании снискали себе признательность за рубежом, нанимая местных менеджеров и вкладывая деньги в местную благотворительность.
ЗВУЧИТ УБЕДИТЕЛЬНО -- пока. Но, возможно, мы видим еще только самое начало роста напряженности на Ближнем Востоке, не говоря уже о волне возмущения мусульман от Франции до Индонезии. Накал антиамериканских страстей может еще больше усилиться по мере того, как в мире нарастает разочарование свободной рыночной экономикой в американском стиле, так настойчиво навязываемой США. Доверие к США за рубежом уже подорвано протекционистскими демаршами для защиты своей сталелитейной промышленности и сельского хозяйства, а также и финансовыми скандалами -- от Enron Corp. до Нью-Йоркской фондовой биржи.
Кейт Рейнхард (Keith Reinhard), председатель рекламно-маркетинговой фирмы DBB Worldwide, говорит, что проблемы у американских компаний уже начались. Ссылаясь в разговоре со мной на данные опросов RoperASW и его собственной компании по 17 странам, он отметил, что из-за роста антиамериканизма ценность американских брендов снижается. По мнению Рейнхарда, в глазах иностранцев американские корпорации все чаще выглядят высокомерными и невосприимчивыми к местным традициям и обычаям. И эти настроения будут усиливаться с усилением оппозиции к внешней политике США. "Американские гендиректора не прислушиваются к предупреждениям", -- считает он.
Гендиректор мирового гиганта телекоммуникационных услуг WPP Group Мартин Соррелл (Martin Sorrell) сказал мне, что компании США "не могут изолировать себя от политических тенденций" -- например, нарастания религиозного фанатизма в мусульманских странах и национализма в Восточной Азии. Он советует американскому бизнесу не заблуждаться, полагая, что люди в этих регионах хотят следовать исключительно американскому образу жизни. "Идет процесс фрагментации глобализованных рынков, -- говорит он. -- И теперь все большую роль играют нужды и предпочтения отдельных регионов и стран".
Опасность состоит в том, что замедление процесса глобализации и новая вспышка антиамериканизма подпитывают друг друга. А ставки очень высоки. Зарубежные активы компаний США составляют $2,5 трлн. Около 30% прибылей компаний из фондового индекса Standard & Poor's 500 получено от операций за рубежом. Среди поджидающих их там рисков -- потребительские бойкоты, потеря контрактов на поставки, неблагоприятные для них решения регулирующих органов и сложности с наймом способных сотрудников из местных. Кроме того, принадлежащие американскому бизнесу объекты могут стать объектами погромов. Усиливающееся недоверие способно также отравить атмосферу на торговых переговорах.
Разумеется, бизнес не в состоянии сделать что-либо с оппозицией внешней политике США. Но Рейнхард из DBB Worldwide хочет, чтобы компании дружно начали коллективную акцию USA Inc. для восстановления имиджа американского бизнеса. А Соррелл из WPP уверен, что международным корпорациям следует прикладывать больше усилий для того, чтобы их продукция соответствовала требованиям местного рынка.
Главам американских корпораций также следует оказать давление на Вашингтон, заставив администрацию пересмотреть свою торговую политику, которая сегодня лишь закрепляет образ Америки как высокомерного и лицемерного партнера. Не помешает и меньше бахвалиться чудесами нашего капитализма. Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) из Johns Hopkins University написал в этом году, что оппозиция американской политике может стать самым сильным настроением в мировой политике. С учетом этой вполне реальной возможности со стороны капитанов бизнеса США наивно было бы продолжать считать, что это их не заденет. Выдавать желаемое за действительное -- политика несерьезная.

Какие выводы следует сделать американскому бизнесу из повсеместного роста антиамериканизма? Мне кажется, что большая часть его руководителей об этом не задумывается, а те, кто все же задумывается, возможно, недооценивают все возрастающий риск. Конечно, сильные эмоции, которые в сегодняшнем мире вызывают США, не зависят только и исключительно от деятельности американских компаний. Но в то же время и не скажешь, что у них нет никаких вариантов воздействия.Как самая мощная страна в мире, США служат громоотводом для всяческого недовольства -- и вполне оправданного, и надуманного. Но сейчас направленный против Америки гнев достиг критической массы. В начале октября специальная группа администрации Буша, отвечающая за имидж Америки за рубежом, доложила, что "враждебность по отношению к Америке достигла ужасающего уровня". А Council on Foreign Relations недавно выступил с предупреждением о том, что "негативное мнение о США и их политике дает метастазы".

После вторжения США в Ирак я беседовал с руководителями американских компаний в Германии, Франции, Южной Корее и Мексике. И все они считали, что неприятие этой войны за границей никак не скажется на бизнесе. По моим ощущениям, сегодня деловые люди настроены еще более оптимистично. Ведь, в конце концов, перебоев с поставками нефти из-за угрозы терроризма не случилось. Мировая экономика укрепляется.

Более того, многие главы компаний полагают, что антиамериканизм направлен на внешнюю политику Вашингтона, а не на американские компании, и уверены, что американский бизнес с его продукцией, ноу-хау и капиталами востребован во всем мире. К этому многие добавят, что их компании снискали себе признательность за рубежом, нанимая местных менеджеров и вкладывая деньги в местную благотворительность.

ЗВУЧИТ УБЕДИТЕЛЬНО -- пока. Но, возможно, мы видим еще только самое начало роста напряженности на Ближнем Востоке, не говоря уже о волне возмущения мусульман от Франции до Индонезии. Накал антиамериканских страстей может еще больше усилиться по мере того, как в мире нарастает разочарование свободной рыночной экономикой в американском стиле, так настойчиво навязываемой США. Доверие к США за рубежом уже подорвано протекционистскими демаршами для защиты своей сталелитейной промышленности и сельского хозяйства, а также и финансовыми скандалами -- от Enron Corp. до Нью-Йоркской фондовой биржи.

Кейт Рейнхард (Keith Reinhard), председатель рекламно-маркетинговой фирмы DBB Worldwide, говорит, что проблемы у американских компаний уже начались. Ссылаясь в разговоре со мной на данные опросов RoperASW и его собственной компании по 17 странам, он отметил, что из-за роста антиамериканизма ценность американских брендов снижается. По мнению Рейнхарда, в глазах иностранцев американские корпорации все чаще выглядят высокомерными и невосприимчивыми к местным традициям и обычаям. И эти настроения будут усиливаться с усилением оппозиции к внешней политике США. "Американские гендиректора не прислушиваются к предупреждениям", -- считает он.

Гендиректор мирового гиганта телекоммуникационных услуг WPP Group Мартин Соррелл (Martin Sorrell) сказал мне, что компании США "не могут изолировать себя от политических тенденций" -- например, нарастания религиозного фанатизма в мусульманских странах и национализма в Восточной Азии. Он советует американскому бизнесу не заблуждаться, полагая, что люди в этих регионах хотят следовать исключительно американскому образу жизни. "Идет процесс фрагментации глобализованных рынков, -- говорит он. -- И теперь все большую роль играют нужды и предпочтения отдельных регионов и стран".

Опасность состоит в том, что замедление процесса глобализации и новая вспышка антиамериканизма подпитывают друг друга. А ставки очень высоки. Зарубежные активы компаний США составляют $2,5 трлн. Около 30% прибылей компаний из фондового индекса Standard & Poor's 500 получено от операций за рубежом. Среди поджидающих их там рисков -- потребительские бойкоты, потеря контрактов на поставки, неблагоприятные для них решения регулирующих органов и сложности с наймом способных сотрудников из местных. Кроме того, принадлежащие американскому бизнесу объекты могут стать объектами погромов. Усиливающееся недоверие способно также отравить атмосферу на торговых переговорах.

Разумеется, бизнес не в состоянии сделать что-либо с оппозицией внешней политике США. Но Рейнхард из DBB Worldwide хочет, чтобы компании дружно начали коллективную акцию USA Inc. для восстановления имиджа американского бизнеса. А Соррелл из WPP уверен, что международным корпорациям следует прикладывать больше усилий для того, чтобы их продукция соответствовала требованиям местного рынка.

Главам американских корпораций также следует оказать давление на Вашингтон, заставив администрацию пересмотреть свою торговую политику, которая сегодня лишь закрепляет образ Америки как высокомерного и лицемерного партнера. Не помешает и меньше бахвалиться чудесами нашего капитализма. Фрэнсис Фукуяма (Francis Fukuyama) из Johns Hopkins University написал в этом году, что оппозиция американской политике может стать самым сильным настроением в мировой политике. С учетом этой вполне реальной возможности со стороны капитанов бизнеса США наивно было бы продолжать считать, что это их не заденет. Выдавать желаемое за действительное -- политика несерьезная.

ДЖЕФФРИ ГАРТЕН (JEFFREY E. GARTEN).-- BUSINESSWEEK

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».