26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "Автокредит: перезагрузка"

Архивная публикация 2009 года: "Автокредит: перезагрузка"

Российский рынок автокредитования откатится на пять лет назад — такой неутешительный прогноз дают аналитики. Правительство, банкиры и дилеры настроены оптимистичнее.

Российский рынок автокредитования откатится на пять лет назад — такой неутешительный прогноз дают аналитики. Правительство, банкиры и дилеры настроены оптимистичнее.

Российский рынок автокредитования откатится на пять лет назад — такой неутешительный прогноз дают аналитики. Правительство, банкиры и дилеры настроены оптимистичнее.

К концу этого года рынок автокредитования в России сократится почти в четыре раза по сравнению с прошлым годом: по прогнозам агентства «Автостат», его объем составит $5,6 млрд против $20 млрд в 2008 году. Продажи автомобилей в кредит могут упасть практически до уровня 2004 года, тогда россияне приобрели с помощью займов около 350 тыс. машин. В 2007—2008 годах объем рынка вырос в три с лишним раза — ежегодно по кредитным схемам продавалось свыше 1 млн автомобилей.

До августа 2008 года автокредитование являлось основной движущей силой российского автомобильного рынка. Объем продаж новых легковых автомобилей, как в физическом, так и в стоимостном выражении, рос именно за счет притока доступных кредитных ресурсов и высокого курса рубля по отношению к евро и доллару. Однако с началом кризиса ситуация кардинально изменилась. Если летом прошлого года практически каждый второй новый автомобиль покупатель приобретал с использованием заемных средств, то к концу года, по данным «Автостата», доля кредитных машин снизилась до 15—20%. Банки начали плавно повышать ставки и ужесточать условия выдачи кредитов, а впоследствии резко уменьшили лимиты кредитования — в 5—10 раз. Средние ставки по автокредитам к тому времени выросли в 2—2,5 раза: с 12—14% до 25—30% годовых, а местами доходили до 35—40%.

©

Все эксперты, опрошенные «Профилем», оказались едины во мнении — сложившаяся ситуация временная, и при первой возможности те же банки будут постепенно возвращаться к высокодоходному бизнесу.

«В последнее время рынок автокредитования стабилизируется благодаря улучшению ситуации с ликвидностью на банковском рынке и снижению стоимости фондирования, — считает Татьяна Натарова, менеджер по связям с общественностью Nissan Motor RUS. — В результате многие банки уже снизили свои кредитные ставки либо планируют сделать это в ближайшее время. Эта тенденция подкрепляется политикой Центробанка, который постепенно снижает рублевую ставку рефинансирования».

Предположительно рынок автокредитования наверстает прежние позиции во втором полугодии 2009 года, и к концу года, уверены участники рынка, доля «кредитных» автомобилей в России увеличится до 30—35%. С одной лишь оговоркой — если не будет второй волны кризиса.

В любом случае с некоторыми видами кредитов россиянам, возможно, придется распрощаться. Специалисты называют самым перспективным кандидатом на вылет кредит без первоначального взноса. Такой вариант — когда клиенту легко отказаться от выплаты кредита и просто вернуть залог (сам автомобиль) — ни банкиров, ни продавцов уже не устраивает.

Сейчас можно выделить следующие действующие программы кредитования: «Классический автокредит», «Экспресс-кредит», «Беспроцентное кредитование», Buy-back («Обратный выкуп»), «Автокредитование без страховки», «Кредит на подержанный автомобиль» и др.

«В настоящее время популярны программы кредитования в российских рублях с льготной ставкой кредитования, которая отличается от стандартных кредитных условий банка за счет субсидирования ставки от импортеров или дилеров», — считает Сергей Миронов, директор по продажам «РОЛЬФ Импорт» (дистрибьютор Mitsubishi Motors в России. — «Профиль»). Также, по его словам, по-прежнему востребованы кредиты, предоставляемые по сокращенному количеству документов или со свободным подтверждением дохода.

На фоне изменения рынка автокредитования, происшедшего во второй половине 2008 года, усилилось значение программ кредитования, предлагаемых автопроизводителями — как самостоятельно, так и совместно с банками. Ряд иностранных производителей, по информации «Автостата», даже открыли на территории России собственные банки (Тойота Банк, Мерседес-Бенц Банк Рус, BMW Bank). Другие разработали специальные программы совместно с российскими банками, укрепив их собственным брендом.

«Это обусловлено появлением в последние месяцы привлекательных условий кредитования, направленных на стимулирование кредитных продаж в период общего снижения покупательской активности на автомобильном рынке, — поясняет Татьяна Натарова. — Мы, например, усилили свое кредитное предложение по программе Nissan Finance — «0% переплаты» до трех лет на ряд моделей. И сейчас в среднем каждый пятый автомобиль продается в кредит по этой программе».

Похожее предложение действует и по программе Infiniti Finance — «0% переплаты» на автомобили Infiniti, в том числе на обновленный Infiniti FX 2009 года выпуска.

А компания «РОЛЬФ Импорт» вместе со Сбербанком РФ запустили с 1 июля программу Mitsubishi Motors Finance. По словам Сергея Миронова, данная программа кредитования позволяет покупателю самостоятельно выбрать размер первоначального взноса (от 30%) и срок кредита (от 1 года до

5 лет). В зависимости от выбранных условий процентные ставки составляют от 0% до 11,4%. Выбор страховых компаний не ограничен — главное, чтобы они были аккредитованы в Сбербанке. При этом у официальных дилеров Mitsubishi в регионах представлены собственные кредитные программы, разработанные с местными банками-партнерами.

В настоящее время доля продаж автомобилей в кредит в «РОЛЬФ Импорт» не превышает 20%. С запуском программы Mitsubishi Motors Finance компания рассчитывает поднять долю продаж автомобилей в кредит до 30—35%, при этом увеличив и общее количество продаваемых автомобилей.

Совместная кредитная программа есть и у General Motors, которая запущена с Альфа-банком еще в мае. В рамках маркетинговой кампании банк и автоконцерн предлагают клиентам минимальную акционную ставку от 4,9%.

«Подобные программы привлекательны не только пониженной процентной ставкой для клиента, но и более гибкими требованиями к заемщику, специальными ценами на автомобили и различными промо-акциями в случае покупки автомобиля с помощью кредитных средств», — рассказал «Профилю» Андрей Сокольский, старший вице-президент Альфа-банка.

Помимо стандартных продуктов Альфа-банк предлагает и новые виды кредитования, появление которых обусловлено текущей ситуацией на рынке автокредитования в целом. В связи со смещением потребительского спроса в сторону недорогих или подержанных автомобилей банк, по словам Сокольского, разработал для своих клиентов «Автокредит без каско». Другой новый продукт, «Онлайн-автокредитование», позволяет подать кредитную заявку с минимальными временными затратами и не выходя, например, из дома — через Интернет.

О том, что основным фактором, влияющим на выбор автомобиля, в настоящее время является цена, говорит и Сергей Миронов. В связи с этим наибольшей популярностью пользуются сейчас автомобили класса С (Mitsubishi представлена в этом сегменте автомобилями Lancer X и Lancer IX, продажи которого возобновились в России в конце июня), а также компактные внедорожники.

В условиях кризиса поменялись предпочтения клиентов не только при выборе автомобиля, но и при выборе способов подачи кредитной заявки.

«Большинство заемщиков, для которых немаловажно финансовое состояние банка-кредитора, зачастую отдают предпочтение при подаче заявки не кредитному отделу автосалона, а отделениям самого банка, — отмечает Андрей Сокольский. — Тем не менее Альфа-банк считает одной из своих приоритетных задач укрепление взаимоотношений с автодилерами».

С целью более эффективного сотрудничества, по словам старшего вице-президента, банком были разработаны специальные условия кредитования, различные системы мотивации сотрудников автосалона, закрепление за каждым партнером индивидуального менеджера по продажам, возможность оформления всей кредитной сделки на территории автодилера без необходимости посещения клиентом отделения банка.

Четверть миллиона на авто

©

Постановление о расширении модельного ряда и ценовой ниши автомобилей, по которым государство субсидирует кредитную ставку до 600 000 рублей, подписал на прошлой неделе премьер-министр РФ Владимир Путин. Ранее ценовой порог составлял 350 000 рублей.

При этом минимальный взнос за автомобиль снижен с 30% до 15% стоимости. А сами льготные автокредиты теперь можно будет получить не только в государственных банках, но и в частных, собственный капитал которых по состоянию на 1 апреля 2009 года был не менее 70 млрд рублей. Одновременно льгота стала распространяться и на легкие коммерческие автомобили (весом до 3,5 т).

Если раньше льготный кредит распространялся на покупку продукции российского автопрома и лишь пяти иномарок отечественной сборки не дороже 350 000 рублей — Ford Focus, Fiat Albea, Renault Logan, Skoda Fabia и Chevrolet Niva, — то с учетом накинутых 250 000 рублей можно будет приобрести и более дорогие иномарки, например Ford Mondeo, Volkswagen Jetta и Golf, Skoda Octavia и Octavia Tour.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».