26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1999 года: "Бедность: еще не порог"

Архивная публикация 1999 года: "Бедность: еще не порог"

Уровень жизни 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян различается в 27 раз (в Западной Европе разрыв не превышает 12 раз). О том, как изменить сложившуюся уродливую структуру распределения доходов, рассказывает министр труда и социального развития РФ Сергей КАЛАШНИКОВ.Еще в 1996 году ООН опубликовала норматив, согласно которому средний доход на человека в мире составляет $5,5 тысячи в год. У нас эта цифра равна $800--1200. Кроме того, еще в середине 80-х годов ООН провозгласила, что минимальная заработная плата в мире не должна быть ниже $3 в час. У нас ежемесячный заработок составляет $70-80, то есть не больше $0,5 в час.
Я вижу два основных направления совершенствования социальной политики, по которым мы должны двигаться в ближайшие годы.
Первое -- перевести социальные гарантии на страховой принцип.
Второе -- наконец добиться того, чтобы социальная помощь была адресной.
Например, если говорить о пенсиях, размер которых в среднем составляет всего $20 в месяц, то у нас действует принцип консолидированного пенсионного обеспечения. Который весьма распространен в мире, в частности в Европе.
Однако эффективным он оказывается только при условии высоких доходов работающего населения, когда люди получают $3--4 тысячи в месяц и, соответственно, автоматически отчисляют в социальные фонды значительные суммы. Со средней зарплаты $80 выплаты не могут быть большими по определению. А значит, и система автоматических отчислений и последующего уравнительного распределения оказывается неэффективной.
Выход -- широкое введение страховых принципов в политику социальной защиты. Во-первых, практически все люди допенсионного возраста уже получили личную пенсионную карту, на которую будут заноситься все отчисления конкретного человека за весь период его трудовой деятельности. Следовательно, если человек получал высокую зарплату, то и его будущая пенсия будет выше, чем у низкооплачиваемого работника. Так мы уйдем от уравниловки. К тому же повысим личную заинтересованность граждан в легализации своих доходов.
Во-вторых, страховая система позволит ввести дифференцированный подход при отчислении в фонд социального страхования для компенсации при несчастных случаях на производстве. Чем выше риск -- тем больше взносы. Причем эта рисковая часть ляжет на плечи не работника, а работодателя. Владелец шахты будет платить больше, чем, к примеру, хозяин магазина.
Второе направление реформы социальной политики -- сделать ее адресной. Ведь, с одной стороны, денег на социальную защиту государство тратит огромное количество (так, в 1998 году на социальные нужды из федерального бюджета ушло 46,5 млрд. руб.-- "Профиль"). С другой стороны? "размазанность" средств приводит к тому, что их не хватает никому. Так, и бизнес-вумен, и многодетная мать получают на ребенка пособие в размере 58 рублей в месяц. Между тем социальная помощь должна оказываться только тем людям, которые в ней нуждаются.
Я думаю, в ближайшее время мы сумеем завершить переход к адресной помощи, когда размер, да и само право на получение пособия от государства будут иметь только люди с низким доходом.
Следующее приоритетное на сегодня направление социальной политики -- повышение прожиточного минимума. Ведь сегодня в этот минимум входит только самое необходимое.
Судите сами, на 1 октября этого года прожиточный минимум в среднем по стране составлял 976 рублей в месяц. Однако эта цифра в различных регионах разная. Например, в Москве минимум приближается к 2 тысячам рублей, а в Белгороде или Ульяновске он составляет около 500 рублей в месяц.
Но, увы, сегодня 34% населения страны, по статистике, имеет доходы ниже этого минимума. Правда, из этих 34% людей по-настоящему бедствуют не все. Статистикой фиксируется только часть доходов. Ведь так называемая серая экономика и, соответственно, "серые" заработки составляют более 60%. Но и с учетом теневых доходов уровень реально бедствующих, которым, попросту говоря, не из чего сварить кашу, в обществе слишком высок -- более 25% от всего населения.
По европейским стандартам, которые предполагают большие квартиры с хорошим ремонтом, машину, дачу, соответствующую структуру питания, ежегодные поездки на дорогие курорты и т.д., у нас живет около 20% населения. Из них 4--5% составляют сверхбогатые люди.
За чертой бедности, как мы уже говорили, находится 34% населения (или, если учитывать "серые" доходы, 25%). Именно они за прошедшие годы потеряли больше всего. Уровень потребления продуктов питания и одежды этими людьми стал по сравнению со временами СССР ниже на 30--50%.
Оставшиеся 50--60% россиян -- это люди, которые не голодают, могут себе позволить съездить раз в год на какой-нибудь недорогой отечественный курорт и за несколько лет накопить на машину.
В целом же на сегодня, по статистическим данным, 10% самых богатых и 10% самых бедных членов общества по уровню доходов различаются в 27 раз (для сравнения, в среднем по Западной Европе, если не брать социал-демократическую Скандинавию, этот разрыв не превышает 12 раз.-- "Профиль").
Изменить сложившуюся у нас уродливую структуру распределения доходов можно, лишь повышая средний уровень жизни населения. Поэтому один из важнейших структурных моментов социальной защиты -- это увеличение доли фонда оплаты труда в ВВП. Заработная плата является не только основой социальной защиты, но и основой экономики. Ведь нет зарплаты -- значит, падают доходы населения, а если никто ничего не покупает -- промышленность стоит.
Сегодня средний уровень зарплаты в промышленности составляет 1750 рублей, а у бюджетников -- 950--1100 рублей в месяц. Правда, это не те реальные доходы, на которые живут люди. По статистике, зарплата в доходах населения составляет 42%, а 58% -- другие виды доходов. Куда, в частности, входят премии, матпомощь, а главное -- нерегистрируемые левые заработки.
Последнее обстоятельство запутывает картину с безработицей. Если считать число безработных по методике Международной организации труда (когда к безработным относятся не только зарегистрированные на бирже труда, но и большая часть граждан, не имеющих официального источника дохода.-- "Профиль"), то у нас в пик безработицы -- в марте 1999 года -- было зарегистрировано 14,2% трудоспособного населения, или около 10,5 млн. человек. Сейчас число безработных несколько снизилось. На 1 октября эта цифра составляла 9,2 млн. человек. Но это опять-таки по методике МОТ.
Однако, если у нас экономика на 60% "серая", то все челноки, продавцы на лотках, распространители гербалайфа и т.д. попадают в эти 9,2 млн. Поэтому истинная цифра безработных существенно ниже.
Сегодня нашу безработицу было бы правильнее назвать структурной. Это значит, что человек не может найти работу по образованию, притязаниям, различным психологическим факторам и т.д.
Например, в России сегодня работает 5 млн. "гастарбайтеров". Строители и водители троллейбусов -- это выходцы из Молдавии и Украины, торговцы на рынках -- из Азербайджана и т.д. Россияне на эти места идут неохотно. Мы сейчас имеем возможность предложить до 2 млн. рабочих мест только на общественных работах (рынок временных и сезонных работ, используемый муниципальными властями во всех странах для снижения уровня безработицы.-- "Профиль"). В частности, в Москве огромное число вакансий с зарплатой до 2 тысяч рублей в месяц. Но за эти деньги москвичи опять-таки работать не желают.
Структурная безработица -- важнейший фактор структурной перестройки экономики. Где больше платят, туда перетекают кадры, и эти отрасли лучше развиваются. Сейчас у нас лидируют ТЭК, следом идут энергетика, посредническая деятельность, банковская сфера и т.д. Повысится зарплата в промышленности -- а она сможет увеличиться лишь на рентабельных, перспективных предприятиях,-- сюда начнут перетекать квалифицированные кадры. Так что оздоровление социальной сферы идет не только "сверху", но и "снизу" -- в силу объективных причин развития экономики.

Покупка населением наличной валюты

Уровень жизни 10% самых богатых и 10% самых бедных россиян различается в 27 раз (в Западной Европе разрыв не превышает 12 раз). О том, как изменить сложившуюся уродливую структуру распределения доходов, рассказывает министр труда и социального развития РФ Сергей КАЛАШНИКОВ.Еще в 1996 году ООН опубликовала норматив, согласно которому средний доход на человека в мире составляет $5,5 тысячи в год. У нас эта цифра равна $800--1200. Кроме того, еще в середине 80-х годов ООН провозгласила, что минимальная заработная плата в мире не должна быть ниже $3 в час. У нас ежемесячный заработок составляет $70-80, то есть не больше $0,5 в час.

Я вижу два основных направления совершенствования социальной политики, по которым мы должны двигаться в ближайшие годы.

Первое -- перевести социальные гарантии на страховой принцип.

Второе -- наконец добиться того, чтобы социальная помощь была адресной.

Например, если говорить о пенсиях, размер которых в среднем составляет всего $20 в месяц, то у нас действует принцип консолидированного пенсионного обеспечения. Который весьма распространен в мире, в частности в Европе.

Однако эффективным он оказывается только при условии высоких доходов работающего населения, когда люди получают $3--4 тысячи в месяц и, соответственно, автоматически отчисляют в социальные фонды значительные суммы. Со средней зарплаты $80 выплаты не могут быть большими по определению. А значит, и система автоматических отчислений и последующего уравнительного распределения оказывается неэффективной.

Выход -- широкое введение страховых принципов в политику социальной защиты. Во-первых, практически все люди допенсионного возраста уже получили личную пенсионную карту, на которую будут заноситься все отчисления конкретного человека за весь период его трудовой деятельности. Следовательно, если человек получал высокую зарплату, то и его будущая пенсия будет выше, чем у низкооплачиваемого работника. Так мы уйдем от уравниловки. К тому же повысим личную заинтересованность граждан в легализации своих доходов.

Во-вторых, страховая система позволит ввести дифференцированный подход при отчислении в фонд социального страхования для компенсации при несчастных случаях на производстве. Чем выше риск -- тем больше взносы. Причем эта рисковая часть ляжет на плечи не работника, а работодателя. Владелец шахты будет платить больше, чем, к примеру, хозяин магазина.

Второе направление реформы социальной политики -- сделать ее адресной. Ведь, с одной стороны, денег на социальную защиту государство тратит огромное количество (так, в 1998 году на социальные нужды из федерального бюджета ушло 46,5 млрд. руб.-- "Профиль"). С другой стороны? "размазанность" средств приводит к тому, что их не хватает никому. Так, и бизнес-вумен, и многодетная мать получают на ребенка пособие в размере 58 рублей в месяц. Между тем социальная помощь должна оказываться только тем людям, которые в ней нуждаются.

Я думаю, в ближайшее время мы сумеем завершить переход к адресной помощи, когда размер, да и само право на получение пособия от государства будут иметь только люди с низким доходом.

Следующее приоритетное на сегодня направление социальной политики -- повышение прожиточного минимума. Ведь сегодня в этот минимум входит только самое необходимое.

Судите сами, на 1 октября этого года прожиточный минимум в среднем по стране составлял 976 рублей в месяц. Однако эта цифра в различных регионах разная. Например, в Москве минимум приближается к 2 тысячам рублей, а в Белгороде или Ульяновске он составляет около 500 рублей в месяц.

Но, увы, сегодня 34% населения страны, по статистике, имеет доходы ниже этого минимума. Правда, из этих 34% людей по-настоящему бедствуют не все. Статистикой фиксируется только часть доходов. Ведь так называемая серая экономика и, соответственно, "серые" заработки составляют более 60%. Но и с учетом теневых доходов уровень реально бедствующих, которым, попросту говоря, не из чего сварить кашу, в обществе слишком высок -- более 25% от всего населения.

По европейским стандартам, которые предполагают большие квартиры с хорошим ремонтом, машину, дачу, соответствующую структуру питания, ежегодные поездки на дорогие курорты и т.д., у нас живет около 20% населения. Из них 4--5% составляют сверхбогатые люди.

За чертой бедности, как мы уже говорили, находится 34% населения (или, если учитывать "серые" доходы, 25%). Именно они за прошедшие годы потеряли больше всего. Уровень потребления продуктов питания и одежды этими людьми стал по сравнению со временами СССР ниже на 30--50%.

Оставшиеся 50--60% россиян -- это люди, которые не голодают, могут себе позволить съездить раз в год на какой-нибудь недорогой отечественный курорт и за несколько лет накопить на машину.

В целом же на сегодня, по статистическим данным, 10% самых богатых и 10% самых бедных членов общества по уровню доходов различаются в 27 раз (для сравнения, в среднем по Западной Европе, если не брать социал-демократическую Скандинавию, этот разрыв не превышает 12 раз.-- "Профиль").

Изменить сложившуюся у нас уродливую структуру распределения доходов можно, лишь повышая средний уровень жизни населения. Поэтому один из важнейших структурных моментов социальной защиты -- это увеличение доли фонда оплаты труда в ВВП. Заработная плата является не только основой социальной защиты, но и основой экономики. Ведь нет зарплаты -- значит, падают доходы населения, а если никто ничего не покупает -- промышленность стоит.

Сегодня средний уровень зарплаты в промышленности составляет 1750 рублей, а у бюджетников -- 950--1100 рублей в месяц. Правда, это не те реальные доходы, на которые живут люди. По статистике, зарплата в доходах населения составляет 42%, а 58% -- другие виды доходов. Куда, в частности, входят премии, матпомощь, а главное -- нерегистрируемые левые заработки.

Последнее обстоятельство запутывает картину с безработицей. Если считать число безработных по методике Международной организации труда (когда к безработным относятся не только зарегистрированные на бирже труда, но и большая часть граждан, не имеющих официального источника дохода.-- "Профиль"), то у нас в пик безработицы -- в марте 1999 года -- было зарегистрировано 14,2% трудоспособного населения, или около 10,5 млн. человек. Сейчас число безработных несколько снизилось. На 1 октября эта цифра составляла 9,2 млн. человек. Но это опять-таки по методике МОТ.

Однако, если у нас экономика на 60% "серая", то все челноки, продавцы на лотках, распространители гербалайфа и т.д. попадают в эти 9,2 млн. Поэтому истинная цифра безработных существенно ниже.

Сегодня нашу безработицу было бы правильнее назвать структурной. Это значит, что человек не может найти работу по образованию, притязаниям, различным психологическим факторам и т.д.

Например, в России сегодня работает 5 млн. "гастарбайтеров". Строители и водители троллейбусов -- это выходцы из Молдавии и Украины, торговцы на рынках -- из Азербайджана и т.д. Россияне на эти места идут неохотно. Мы сейчас имеем возможность предложить до 2 млн. рабочих мест только на общественных работах (рынок временных и сезонных работ, используемый муниципальными властями во всех странах для снижения уровня безработицы.-- "Профиль"). В частности, в Москве огромное число вакансий с зарплатой до 2 тысяч рублей в месяц. Но за эти деньги москвичи опять-таки работать не желают.

Структурная безработица -- важнейший фактор структурной перестройки экономики. Где больше платят, туда перетекают кадры, и эти отрасли лучше развиваются. Сейчас у нас лидируют ТЭК, следом идут энергетика, посредническая деятельность, банковская сфера и т.д. Повысится зарплата в промышленности -- а она сможет увеличиться лишь на рентабельных, перспективных предприятиях,-- сюда начнут перетекать квалифицированные кадры. Так что оздоровление социальной сферы идет не только "сверху", но и "снизу" -- в силу объективных причин развития экономики.


Покупка населением наличной валюты

1992$0,094 млрд.

1993$0,515 млрд.

1994$1,818 млрд.

1995$2,912 млрд.

1996$4,535 млрд.

1997$5,865 млрд.

Пересчет всех рублевых сумм, взятых из отчетов Росстатагентства (графики 1--3), в доллары сделан по курсу ЦБ на 31 декабря каждого года: 1992 г. $1=414,5 руб., 1993 г.-- 1 247 руб., 1994 г.-- 3 550 руб., 1995 г.-- 4 640 руб., 1996 г.-- 5 560 руб., 1997 г.-- 5 960 руб., 1998 г.-- 20 650 руб., 1999 г. (на 30 сентября)-- 25,080 руб.

Накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах

1992$0,814, млрд.

1993$3,977 млрд.

1994$6,670 млрд.

1995$10,585 млрд.

1996$11,832 млрд.

1997$6,055 млрд.

1998$15,995 млрд.

1999 (январь--октябрь)$16,395 млрд.

Пересчет всех рублевых сумм, взятых из отчетов Росстатагентства (графики 1--3), в доллары сделан по курсу ЦБ на 31 декабря каждого года: 1992 г. $1=414,5 руб., 1993 г.-- 1 247 руб., 1994 г.-- 3 550 руб., 1995 г.-- 4 640 руб., 1996 г.-- 5 560 руб., 1997 г.-- 5 960 руб., 1998 г.-- 20 650 руб., 1999 г. (на 30 сентября)-- 25,080 руб.


Пересчет всех рублевых сумм, взятых из отчетов Росстатагентства (графики 1--3), в доллары сделан по курсу ЦБ на 31 декабря каждого года: 1992 г. $1=414,5 руб., 1993 г.-- 1 247 руб., 1994 г.-- 3 550 руб., 1995 г.-- 4 640 руб., 1996 г.-- 5 560 руб., 1997 г.-- 5 960 руб., 1998 г.-- 20 650 руб., 1999 г. (на 30 сентября)-- 25,080 руб.

Величина официального прожиточного минимума (в среднем на душу населения, $ в месяц)

19924,571

199316,502

199424,384

199556,925

199666,477

199768,999

199823,874

1999 (январь--сентябрь)35,725

Пересчет всех рублевых сумм, взятых из отчетов Росстатагентства (графики 1--3), в доллары сделан по курсу ЦБ на 31 декабря каждого года: 1992 г. $1=414,5 руб., 1993 г.-- 1 247 руб., 1994 г.-- 3 550 руб., 1995 г.-- 4 640 руб., 1996 г.-- 5 560 руб., 1997 г.-- 5 960 руб., 1998 г.-- 20 650 руб., 1999 г. (на 30 сентября)-- 25,080 руб.


Пересчет всех рублевых сумм, взятых из отчетов Росстатагентства (графики 1--3), в доллары сделан по курсу ЦБ на 31 декабря каждого года: 1992 г. $1=414,5 руб., 1993 г.-- 1 247 руб., 1994 г.-- 3 550 руб., 1995 г.-- 4 640 руб., 1996 г.-- 5 560 руб., 1997 г.-- 5 960 руб., 1998 г.-- 20 650 руб., 1999 г. (на 30 сентября)-- 25,080 руб.


Пересчет всех рублевых сумм, взятых из отчетов Росстатагентства (графики 1--3), в доллары сделан по курсу ЦБ на 31 декабря каждого года: 1992 г. $1=414,5 руб., 1993 г.-- 1 247 руб., 1994 г.-- 3 550 руб., 1995 г.-- 4 640 руб., 1996 г.-- 5 560 руб., 1997 г.-- 5 960 руб., 1998 г.-- 20 650 руб., 1999 г. (на 30 сентября)-- 25,080 руб.

Реальные денежные доходы населения (% к предыдущему году)*

199253%

1993116%

1994112%

199584%

199699,6%

1997103%

199881,5%

1999 (январь--сентябрь)99,5%

Пересчет всех рублевых сумм, взятых из отчетов Росстатагентства (графики 1--3), в доллары сделан по курсу ЦБ на 31 декабря каждого года: 1992 г. $1=414,5 руб., 1993 г.-- 1 247 руб., 1994 г.-- 3 550 руб., 1995 г.-- 4 640 руб., 1996 г.-- 5 560 руб., 1997 г.-- 5 960 руб., 1998 г.-- 20 650 руб., 1999 г. (на 30 сентября)-- 25,080 руб.


Пересчет всех рублевых сумм, взятых из отчетов Росстатагентства (графики 1--3), в доллары сделан по курсу ЦБ на 31 декабря каждого года: 1992 г. $1=414,5 руб., 1993 г.-- 1 247 руб., 1994 г.-- 3 550 руб., 1995 г.-- 4 640 руб., 1996 г.-- 5 560 руб., 1997 г.-- 5 960 руб., 1998 г.-- 20 650 руб., 1999 г. (на 30 сентября)-- 25,080 руб.


Пересчет всех рублевых сумм, взятых из отчетов Росстатагентства (графики 1--3), в доллары сделан по курсу ЦБ на 31 декабря каждого года: 1992 г. $1=414,5 руб., 1993 г.-- 1 247 руб., 1994 г.-- 3 550 руб., 1995 г.-- 4 640 руб., 1996 г.-- 5 560 руб., 1997 г.-- 5 960 руб., 1998 г.-- 20 650 руб., 1999 г. (на 30 сентября)-- 25,080 руб.


* По данным Росстатагентства.

Изменение основных демографических показателей за годы реформ (тыс. человек)*

Общая численность населения

1992148 704

1993148 673

1994148 336

1995148 306

1996147 976

1997147 502

1998147 105

1999 (январь--сентябрь)146 338

Численность пенсионеров

199228 714

199329 348

199429 696

199529 931

199630 197

199730 500

199830 587

1999 (январь--июнь)38 444

Численность населения трудоспособного возраста (женщины 16--54 лет, мужчины 16--59 лет)

199283 892

199383 748

199483 767

199584 059

199684 209

199787 337

199884 786

1999 (на 1 июня)85 166

Пересчет всех рублевых сумм, взятых из отчетов Росстатагентства (графики 1--3), в доллары сделан по курсу ЦБ на 31 декабря каждого года: 1992 г. $1=414,5 руб., 1993 г.-- 1 247 руб., 1994 г.-- 3 550 руб., 1995 г.-- 4 640 руб., 1996 г.-- 5 560 руб., 1997 г.-- 5 960 руб., 1998 г.-- 20 650 руб., 1999 г. (на 30 сентября)-- 25,080 руб.


Пересчет всех рублевых сумм, взятых из отчетов Росстатагентства (графики 1--3), в доллары сделан по курсу ЦБ на 31 декабря каждого года: 1992 г. $1=414,5 руб., 1993 г.-- 1 247 руб., 1994 г.-- 3 550 руб., 1995 г.-- 4 640 руб., 1996 г.-- 5 560 руб., 1997 г.-- 5 960 руб., 1998 г.-- 20 650 руб., 1999 г. (на 30 сентября)-- 25,080 руб.


Пересчет всех рублевых сумм, взятых из отчетов Росстатагентства (графики 1--3), в доллары сделан по курсу ЦБ на 31 декабря каждого года: 1992 г. $1=414,5 руб., 1993 г.-- 1 247 руб., 1994 г.-- 3 550 руб., 1995 г.-- 4 640 руб., 1996 г.-- 5 560 руб., 1997 г.-- 5 960 руб., 1998 г.-- 20 650 руб., 1999 г. (на 30 сентября)-- 25,080 руб.


* По данным Росстатагентства.


* По данным Росстатагентства.

ЕКАТЕРИНА ТИТОВА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».