26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "БЕЗРАДОСТНЫЙ ВЫБОР"

Архивная публикация 2010 года: "БЕЗРАДОСТНЫЙ ВЫБОР"

Чтобы финансовый кризис не повторился, промышленно развитые страны решили глобально реорганизовать банковский сектор. Пока успехи невелики. Банки сопротивляются, Европа и США спорят о том, какая стратегия верна. Поможет ли инициатива Германии переломить ситуацию? Ангела Меркель, канцлер Германии, резких выступлений не любит. За исключением случаев, когда речь заходит о международной финансовой сфере. Если сейчас спросить госпожу Меркель об инвестиционных банках, хедж-фондах или торговцах валютами, нужно быть готовым услышать такие слова, как "безобразие", "аморальность", "выход за рамки дозволенного".
Глава правительства Германии сейчас в боевом настроении. "Банки изготовились нанести ответный удар!" - негодует она. В середине позапрошлой недели она сама перешла в атаку.
В совместном письме, написанном с коллегами, Николя Саркози (Франция), Жан-Клодом Юнкером (Люксембург) и Георгиосом Папандреу (Греция), Меркель призывает к единым общеевропейским действиям против сделок, называемых кредитными дефолтными свопами (CDS). Это именно те замысловатые страховые сделки на случай невозврата кредитов, которые считаются одной из причин, вызвавших и обостривших финансовый кризис и подогревающих слухи о возможности государственного дефолта Греции, курсирующие в последние недели. В документе говорится, что в будущем финансовые инструменты такого рода должны подвергаться детальному контролю и постоянному надзору, а при необходимости - частично и запрету. Чтобы положить конец махинациям спекулянтов, "Европа должна взять на себя роль лидера".
Пока европейские правительства беспомощно рассуждали о последствиях грозящего дефолта Греции, Ангела Меркель продемонстрировала решимость обуздать произвол финансового сектора. Еще две недели назад американский журнал Newsweek высказывался с сарказмом о деятельности Меркель, которая якобы смотрится как в замедленном показе. Нынешняя акция должна продемонстрировать, что канцлер Германии настроена бороться с кризисом.
Содержание этого выступления символично. Около года назад лидеры "Двадцатки" в Лондоне взяли на себя широковещательное обязательство впредь лучше контролировать банковский сектор и сделать все, чтобы финансовый кризис больше не повторился. Однако дела за словами пока не последовали. Правительства создали множество международных экспертных комиссий, провели уйму конференций и написали гору документов. Одно только правительство Германии приняло участие в 36 международных инициативах по регулированию финансового сектора.
Конкретных результатов нет. Напротив: процесс переговоров идет туго, раздосадованные этим правительства стали проводить национальные инициативы, истинная цель которых прежде всего в том, чтобы добиться привилегий для финансистов из своей страны.
Глава Deutsche Bank Йозеф Аккерман считает, что возникло лоскутное одеяло из противоречащих друг другу правил и норм. А президент ЕЦБ Жан-Клод Трише предостерегает: среди крупных финансистов явно есть и такие, "кто считает, что все может продолжаться, как шло до сих пор".
Подозрение это не лишено основания. Что бы ни предпринимали в последние месяцы реформаторы в разных странах ради обуздания спекулянтов, они неизменно наталкивались на сопротивление финансового лобби, вероятно, самого богатого и влиятельного в мире.
Например, президент США осенью обозвал американских банкиров "сборищем воротил" и демонстративно поддержал радикальную концепцию реформы, предложенную его экономическим консультантом и бывшим главой ФРС Полом Волкером.
План Волкера среди прочего предусматривал запрет на использование банками вкладов физических лиц в спекулятивных операциях за собственный счет. Таким способом Волкер хотел добиться ситуации, при которой банкротство даже крупного банка масштаба Lehman Brothers больше не могло бы нанести удара по мировой финансовой системе. Концепция была разумна, но уже через несколько недель выяснилось, что шансов у нее нет.
В акцию сопротивления крупных банков с Уолл-стрит была втянута даже верхушка партии Обамы. О запрете речи больше не ведут. Сегодня президент США должен быть доволен, если эти сомнительные спекулятивные сделки в будущем удастся контролировать чуть строже. "Теперь этот закон так размыт, - заявляет американский экономист Пол Кругман, - что было бы лучше вообще никакого закона не принимать".
Не может похвастаться успехами и соратница Обамы в этой борьбе Ангела Меркель. В коалиционном соглашении между блоком ХДС/ХСС и свободными демократами содержится обещание форсировать введение контроля над банковским сектором. На деле же коалиция движется вперед едва заметно. Многие правовые вопросы оказываются настолько запутанными, что даже бывалые сотрудники Министерства финансов приходят в отчаяние.
Намеченное изменение закона о банкротстве банков, например, должно обеспечить, чтобы неплатежеспособность какого-либо финансового учреждения не подвергала опасности всю экономику. Для этого необходимо, чтобы долги банков были хотя бы до определенного уровня обеспечены государственными гарантиями.
Но как раз это сделать сложно или даже невозможно. Эксперты министерства предполагают, что одна лишь Citigroup в экстренном случае распадется на 2500 юридических лиц. И их все нужно будет - при необходимости в течение нескольких часов - поставить под государственный контроль, чтобы отслеживать все платежные потоки.
Уже по одной этой причине правительство создает юридическую базу для того, чтобы государство могло дробить излишне разросшиеся банки. "Здесь сталкиваются самые разные законы, конституционные принципы и правовые оценки, - сетует один юрист, занимающийся этой проблемой. - Таких хитросплетений мне прежде видеть не доводилось". Соответствующее предложение поэтому можно воплотить в жизнь не раньше чем года через три, в реальности же - скорее, через пять лет.
После банкротства инвестиционного банка Lehman Brothers прошло полтора года. Канцлер Германии все это время настаивает на том, что банки должны нести "свою долю финансового бремени, вызванного кризисом". Пока безрезультатно. Обсуждалось многое, однако закона нового нет.
Был момент, когда Меркель "симпатичной идеей" считала предложение обложить специальным налогом по британскому образцу бонусы, выплачиваемые банкирам. Позднее она выступила за общий налог на финансовые сделки - от покупки акций до торговли валютами.
Но, похоже, этим предложениям никто не придавал серьезного значения. В правительстве вскоре раздались голо-са, что налог на премиальные несовместим с Основным законом. А налог на каждую сделку можно вводить, только если так же поступят все остальные государства. В нынешних обстоятельствах это означает - никогда.
{PAGE}
Сейчас правительство продвигает другую идею: обложить банки общим сбором. Как вариант рассматривается налог на общую балансовую сумму, который бы принес казне несколько миллиардов евро. Деньги должны поступать в некий фонд, который бы служил гарантией для сбережений граждан в случае кризиса.
Министр финансов Вольфганг Шойбле как раз уточнял детали этого плана, когда в позапрошлый вторник ему позвонил коллега по кабинету министров Райнер Брюдерле. Он стал говорить, что виновники кризиса, конечно, должны быть в финансовом плане призваны к ответу. Но намечаемый сбор ударит и по сберегательным и кооперативным банкам, не причастным к возникновению финансового кризиса. И потому свободные демократы поддержать этот проект не могут.
Коалиция оказалась перед безрадостной альтернативой: или ослабить закон множеством исключений и специальных норм, чтобы платить налог пришлось лишь немногим банкам, или отказаться от замысла вообще.
С этой дилеммой сейчас столкнулись правительства во многих частях света. Если попытаться провести банковскую реформу, согласовав ее со всеми, кого она касается, на это уйдет масса времени. Если же действовать быстро, грозят непредсказуемые конфликты.
Так сегодня в ЕС обстоит дело с попыткой более четкими правилами урегулировать торговлю деривативами разного рода. Пока право разрабатывать такие исключительно сложные финансовые инструменты есть практически у каждого, и каждый может ими торговать. Теперь же Комиссия ЕС предприняла попытку поставить под надзор необозримую сферу хедж-фондов, компаний прямых частных инвестиций, фондов сырьевых товаров и недвижимости.
Лоббисты застонали: капитал начнет миллиардным потоком уходить из Европы. Следствием этого станут армии безработных и реальная угроза "спирали протекционизма".
Аналогичные доводы привело и британское правительство. Не удивительно: ему нужно защищать лондонский Сити, единственную в королевстве отрасль, имеющую будущее и приносящую прибыли. Там в управлении находится 80% всех европейских вкладов в хедж-фонды. Потому британские переговорщики, часто опираясь на дружескую поддержку коллег из Швеции и Финляндии, на переговорах последних месяцев пункт за пунктом размывали предложенную концепцию. Нажим стали осуществлять и США. В принятой в отрасли манере запугивания американский министр финансов Тимоти Гейтнер в начале месяца изложил свое несогласие еврокомиссару по внутренним рынкам Мишелю Барнье. В послании он доказывает, что запланированные меры могут осложнить ведение бизнеса американским фондам и банкам.
Министру финансов Вольфгангу Шойбле ситуация видится иначе. "Фонды и менеджеры из третьих стран по-прежнему имеют доступ на европейский рынок, - говорит он. - Никакой дискриминации нет, мы обеспечим, чтобы правила игры были для всех одинаковы".Решение, которое сейчас предстоит принять руководству Комиссии ЕС, не простое: если Европа не отступит от спорного плана, ей грозит новое масштабное противостояние с Вашингтоном.
Потому многие брюссельские чиновники так возбужденно реагировали, узнав на позапрошлой неделе о новой совместной инициативе Германии, Франции и Люксембурга относительно контроля над рынком CDS. Этот план принесет только новые осложнения в отношениях с Великобританией и США, тревожатся они, не увеличив уровня защищенности финансовых рынков.
Свою порцию аргументов подбросил в спор Deutsche Bank, занимающий четвертое место в мире по торговле кредитными дефолтными свопами CDS. "Каждое вмешательство с целью регулирования следует тщательно продумывать и проводить в жизнь с осторожностью", - говорится в свежем аналитическом материале банка. В особенности нужно следить за тем, чтобы "излишне жесткие меры не удушили рынок".
Рынок CDS, сформировавшийся в Лондоне и Нью-Йорке, уже учуял препятствия для участия в конкуренции. Для улучшения контроля над торговлей Меркель и ее единомышленники хотят организовать проведение всех сделок по CDS через клиринговый центр, который бы в случае необходимости информировал надзорные органы.
У ЕС уже даже есть такой на примете. Лоббисты Германской биржи во Франкфурте-на-Майне как раз сейчас стараются привлечь интерес финансового мира к своему клиринговому центру Eurex Credit Clear. Пока не очень успешно. Европейское дочернее предприятие американского конкурента Intercontinental Exchange за прошедшие восемь месяцев провело контрактов на сумму свыше 1,4 трлн евро, оборот же франкфуртского учреждения достиг всего нескольких сотен миллионов евро.
Соответственно велико и противодействие планам ЕС со стороны США. Эксперты резонно сомневаются, суждено ли смелому плану контроля за CDS претвориться в жизнь. Возможно, утверждают в банковских кругах, для политиков обсуждение темы было важнее самого дела.
В итоге финансовая отрасль пока не считает инициативы промышленно развитых стран по регулированию особо опасными для себя. Финансовый кризис благодаря вливанию сотен миллиардов государственных евро преодолен, многие банки снова получают изрядные прибыли.
Например, Morgan Stanley завершил 2009 год с минусом в $900 млн, но выплатил за тот же год дивидендов своим сотрудникам на более чем $14 млрд. Значительную часть этой суммы составили вызывающие много дискуссий бонусы сотрудникам банка, занимающимся инвестиционными операциями.
Банки-гиганты Европы и США выплатили своим служащим в совокупности $275 млрд - что на 10% больше, нежели в предшествовавшем году.

Чтобы финансовый кризис не повторился, промышленно развитые страны решили глобально реорганизовать банковский сектор. Пока успехи невелики. Банки сопротивляются, Европа и США спорят о том, какая стратегия верна. Поможет ли инициатива Германии переломить ситуацию? Ангела Меркель, канцлер Германии, резких выступлений не любит. За исключением случаев, когда речь заходит о международной финансовой сфере. Если сейчас спросить госпожу Меркель об инвестиционных банках, хедж-фондах или торговцах валютами, нужно быть готовым услышать такие слова, как "безобразие", "аморальность", "выход за рамки дозволенного".
Глава правительства Германии сейчас в боевом настроении. "Банки изготовились нанести ответный удар!" - негодует она. В середине позапрошлой недели она сама перешла в атаку.
В совместном письме, написанном с коллегами, Николя Саркози (Франция), Жан-Клодом Юнкером (Люксембург) и Георгиосом Папандреу (Греция), Меркель призывает к единым общеевропейским действиям против сделок, называемых кредитными дефолтными свопами (CDS). Это именно те замысловатые страховые сделки на случай невозврата кредитов, которые считаются одной из причин, вызвавших и обостривших финансовый кризис и подогревающих слухи о возможности государственного дефолта Греции, курсирующие в последние недели. В документе говорится, что в будущем финансовые инструменты такого рода должны подвергаться детальному контролю и постоянному надзору, а при необходимости - частично и запрету. Чтобы положить конец махинациям спекулянтов, "Европа должна взять на себя роль лидера".
Пока европейские правительства беспомощно рассуждали о последствиях грозящего дефолта Греции, Ангела Меркель продемонстрировала решимость обуздать произвол финансового сектора. Еще две недели назад американский журнал Newsweek высказывался с сарказмом о деятельности Меркель, которая якобы смотрится как в замедленном показе. Нынешняя акция должна продемонстрировать, что канцлер Германии настроена бороться с кризисом.
Содержание этого выступления символично. Около года назад лидеры "Двадцатки" в Лондоне взяли на себя широковещательное обязательство впредь лучше контролировать банковский сектор и сделать все, чтобы финансовый кризис больше не повторился. Однако дела за словами пока не последовали. Правительства создали множество международных экспертных комиссий, провели уйму конференций и написали гору документов. Одно только правительство Германии приняло участие в 36 международных инициативах по регулированию финансового сектора.
Конкретных результатов нет. Напротив: процесс переговоров идет туго, раздосадованные этим правительства стали проводить национальные инициативы, истинная цель которых прежде всего в том, чтобы добиться привилегий для финансистов из своей страны.
Глава Deutsche Bank Йозеф Аккерман считает, что возникло лоскутное одеяло из противоречащих друг другу правил и норм. А президент ЕЦБ Жан-Клод Трише предостерегает: среди крупных финансистов явно есть и такие, "кто считает, что все может продолжаться, как шло до сих пор".
Подозрение это не лишено основания. Что бы ни предпринимали в последние месяцы реформаторы в разных странах ради обуздания спекулянтов, они неизменно наталкивались на сопротивление финансового лобби, вероятно, самого богатого и влиятельного в мире.
Например, президент США осенью обозвал американских банкиров "сборищем воротил" и демонстративно поддержал радикальную концепцию реформы, предложенную его экономическим консультантом и бывшим главой ФРС Полом Волкером.
План Волкера среди прочего предусматривал запрет на использование банками вкладов физических лиц в спекулятивных операциях за собственный счет. Таким способом Волкер хотел добиться ситуации, при которой банкротство даже крупного банка масштаба Lehman Brothers больше не могло бы нанести удара по мировой финансовой системе. Концепция была разумна, но уже через несколько недель выяснилось, что шансов у нее нет.
В акцию сопротивления крупных банков с Уолл-стрит была втянута даже верхушка партии Обамы. О запрете речи больше не ведут. Сегодня президент США должен быть доволен, если эти сомнительные спекулятивные сделки в будущем удастся контролировать чуть строже. "Теперь этот закон так размыт, - заявляет американский экономист Пол Кругман, - что было бы лучше вообще никакого закона не принимать".
Не может похвастаться успехами и соратница Обамы в этой борьбе Ангела Меркель. В коалиционном соглашении между блоком ХДС/ХСС и свободными демократами содержится обещание форсировать введение контроля над банковским сектором. На деле же коалиция движется вперед едва заметно. Многие правовые вопросы оказываются настолько запутанными, что даже бывалые сотрудники Министерства финансов приходят в отчаяние.
Намеченное изменение закона о банкротстве банков, например, должно обеспечить, чтобы неплатежеспособность какого-либо финансового учреждения не подвергала опасности всю экономику. Для этого необходимо, чтобы долги банков были хотя бы до определенного уровня обеспечены государственными гарантиями.
Но как раз это сделать сложно или даже невозможно. Эксперты министерства предполагают, что одна лишь Citigroup в экстренном случае распадется на 2500 юридических лиц. И их все нужно будет - при необходимости в течение нескольких часов - поставить под государственный контроль, чтобы отслеживать все платежные потоки.
Уже по одной этой причине правительство создает юридическую базу для того, чтобы государство могло дробить излишне разросшиеся банки. "Здесь сталкиваются самые разные законы, конституционные принципы и правовые оценки, - сетует один юрист, занимающийся этой проблемой. - Таких хитросплетений мне прежде видеть не доводилось". Соответствующее предложение поэтому можно воплотить в жизнь не раньше чем года через три, в реальности же - скорее, через пять лет.
После банкротства инвестиционного банка Lehman Brothers прошло полтора года. Канцлер Германии все это время настаивает на том, что банки должны нести "свою долю финансового бремени, вызванного кризисом". Пока безрезультатно. Обсуждалось многое, однако закона нового нет.
Был момент, когда Меркель "симпатичной идеей" считала предложение обложить специальным налогом по британскому образцу бонусы, выплачиваемые банкирам. Позднее она выступила за общий налог на финансовые сделки - от покупки акций до торговли валютами.
Но, похоже, этим предложениям никто не придавал серьезного значения. В правительстве вскоре раздались голо-са, что налог на премиальные несовместим с Основным законом. А налог на каждую сделку можно вводить, только если так же поступят все остальные государства. В нынешних обстоятельствах это означает - никогда.
{PAGE}
Сейчас правительство продвигает другую идею: обложить банки общим сбором. Как вариант рассматривается налог на общую балансовую сумму, который бы принес казне несколько миллиардов евро. Деньги должны поступать в некий фонд, который бы служил гарантией для сбережений граждан в случае кризиса.
Министр финансов Вольфганг Шойбле как раз уточнял детали этого плана, когда в позапрошлый вторник ему позвонил коллега по кабинету министров Райнер Брюдерле. Он стал говорить, что виновники кризиса, конечно, должны быть в финансовом плане призваны к ответу. Но намечаемый сбор ударит и по сберегательным и кооперативным банкам, не причастным к возникновению финансового кризиса. И потому свободные демократы поддержать этот проект не могут.
Коалиция оказалась перед безрадостной альтернативой: или ослабить закон множеством исключений и специальных норм, чтобы платить налог пришлось лишь немногим банкам, или отказаться от замысла вообще.
С этой дилеммой сейчас столкнулись правительства во многих частях света. Если попытаться провести банковскую реформу, согласовав ее со всеми, кого она касается, на это уйдет масса времени. Если же действовать быстро, грозят непредсказуемые конфликты.
Так сегодня в ЕС обстоит дело с попыткой более четкими правилами урегулировать торговлю деривативами разного рода. Пока право разрабатывать такие исключительно сложные финансовые инструменты есть практически у каждого, и каждый может ими торговать. Теперь же Комиссия ЕС предприняла попытку поставить под надзор необозримую сферу хедж-фондов, компаний прямых частных инвестиций, фондов сырьевых товаров и недвижимости.
Лоббисты застонали: капитал начнет миллиардным потоком уходить из Европы. Следствием этого станут армии безработных и реальная угроза "спирали протекционизма".
Аналогичные доводы привело и британское правительство. Не удивительно: ему нужно защищать лондонский Сити, единственную в королевстве отрасль, имеющую будущее и приносящую прибыли. Там в управлении находится 80% всех европейских вкладов в хедж-фонды. Потому британские переговорщики, часто опираясь на дружескую поддержку коллег из Швеции и Финляндии, на переговорах последних месяцев пункт за пунктом размывали предложенную концепцию. Нажим стали осуществлять и США. В принятой в отрасли манере запугивания американский министр финансов Тимоти Гейтнер в начале месяца изложил свое несогласие еврокомиссару по внутренним рынкам Мишелю Барнье. В послании он доказывает, что запланированные меры могут осложнить ведение бизнеса американским фондам и банкам.
Министру финансов Вольфгангу Шойбле ситуация видится иначе. "Фонды и менеджеры из третьих стран по-прежнему имеют доступ на европейский рынок, - говорит он. - Никакой дискриминации нет, мы обеспечим, чтобы правила игры были для всех одинаковы".Решение, которое сейчас предстоит принять руководству Комиссии ЕС, не простое: если Европа не отступит от спорного плана, ей грозит новое масштабное противостояние с Вашингтоном.
Потому многие брюссельские чиновники так возбужденно реагировали, узнав на позапрошлой неделе о новой совместной инициативе Германии, Франции и Люксембурга относительно контроля над рынком CDS. Этот план принесет только новые осложнения в отношениях с Великобританией и США, тревожатся они, не увеличив уровня защищенности финансовых рынков.
Свою порцию аргументов подбросил в спор Deutsche Bank, занимающий четвертое место в мире по торговле кредитными дефолтными свопами CDS. "Каждое вмешательство с целью регулирования следует тщательно продумывать и проводить в жизнь с осторожностью", - говорится в свежем аналитическом материале банка. В особенности нужно следить за тем, чтобы "излишне жесткие меры не удушили рынок".
Рынок CDS, сформировавшийся в Лондоне и Нью-Йорке, уже учуял препятствия для участия в конкуренции. Для улучшения контроля над торговлей Меркель и ее единомышленники хотят организовать проведение всех сделок по CDS через клиринговый центр, который бы в случае необходимости информировал надзорные органы.
У ЕС уже даже есть такой на примете. Лоббисты Германской биржи во Франкфурте-на-Майне как раз сейчас стараются привлечь интерес финансового мира к своему клиринговому центру Eurex Credit Clear. Пока не очень успешно. Европейское дочернее предприятие американского конкурента Intercontinental Exchange за прошедшие восемь месяцев провело контрактов на сумму свыше 1,4 трлн евро, оборот же франкфуртского учреждения достиг всего нескольких сотен миллионов евро.
Соответственно велико и противодействие планам ЕС со стороны США. Эксперты резонно сомневаются, суждено ли смелому плану контроля за CDS претвориться в жизнь. Возможно, утверждают в банковских кругах, для политиков обсуждение темы было важнее самого дела.
В итоге финансовая отрасль пока не считает инициативы промышленно развитых стран по регулированию особо опасными для себя. Финансовый кризис благодаря вливанию сотен миллиардов государственных евро преодолен, многие банки снова получают изрядные прибыли.
Например, Morgan Stanley завершил 2009 год с минусом в $900 млн, но выплатил за тот же год дивидендов своим сотрудникам на более чем $14 млрд. Значительную часть этой суммы составили вызывающие много дискуссий бонусы сотрудникам банка, занимающимся инвестиционными операциями.
Банки-гиганты Европы и США выплатили своим служащим в совокупности $275 млрд - что на 10% больше, нежели в предшествовавшем году.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».