27 апреля 2024
USD 92.01 -0.12 EUR 98.72 +0.01
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Бизнес и образование: в ожидании помолвки"

Архивная публикация 2006 года: "Бизнес и образование: в ожидании помолвки"

Недавняя встреча В. Путина с представителями ассоциаций российского бизнеса по вопросам образования продемонстрировала по крайней мере две важные тенденции. Во-первых, государство заинтересовано в участии бизнеса в модернизации образования. Это важный сигнал со стороны высшего руководства страны, поскольку после известных событий вокруг избрания ректора РГГУ у значительной части предпринимательского сообщества было весьма настороженное отношение к участию в образовательных проектах.

Во-вторых, бизнес имеет серьезный интерес в том, чтобы прийти в образование. Это связано с быстро растущей потребностью в новых кадрах, соответствующих обновляющейся структуре экономики. К тому же предприниматели не могут не почувствовать, что в постиндустриальную эпоху, когда знание становится важнейшим из видов капитала, образование — это серьезный бизнес, который при правильной организации может приносить серьезный доход. Последнее разделение очень важно для понимания двух принципиальных подходов бизнеса к образованию: оно может быть как сферой благотворительности, реализации национальных интересов, так и сферой извлечения прибыли.

За последние годы практически все крупные российские компании и лидеры бизнеса обнаружили готовность поддерживать образовательные проекты. Среди них А. Мордашов и О. Дерипаска, Р. Абрамович и Р. Варданян, В. Потанин и В. Евтушенков, М. Фридман, П. Авен, Д. Зимин и многие другие.

Что именно может сделать в этой сфере бизнес? Чаще всего говорят, что бизнес должен активно участвовать в формировании «заказа» на структуру профессиональных кадров. В отсутствие единой госсистемы планирования работодатели вроде бы могут сказать государству и вузам, колледжам, техникумам, кого им готовить. Такой взгляд, по-моему, поверхностный. Ведь продолжительность обучения в вузе составляет примерно пять лет, что является весьма длительным сроком для нашего динамичного времени. Примерно за этот же срок происходит серьезное обновление производства, меняется спрос, появляются новые технологии. Вряд ли бизнес способен формировать «кадровый заказ» на пятилетку и больше.

Участие бизнеса в формировании спроса на выпускников требует новых институциональных решений. Прежде всего речь должна идти о переходе на двухуровневую модель: бакалавриат — широкое, если угодно, всеобщее высшее образование, где в течение четырех лет учат широким профессиональным навыкам в значительной мере за государственный счет, и магистратура — двухлетняя программа «тонкой настройки», узкой профессиональной специализации с диверсифицированными источниками финансирования. Именно в последнем случае принципиально важно участие бизнеса, который вполне может определиться относительно двухлетней перспективы и профинансировать подготовку необходимых специалистов.

Другим важнейшим направлением деятельности бизнеса является создание новых институциональных условий для функционирования вузов, включая их финансирование. Это требует выработки, экспериментальной отработки и внедрения новых правовых форм учебных заведений, при которых они, оставаясь государственными, имеют большую финансовую самостоятельность и не несут субсидиарной ответственности с государством. К этому же относится и проблема формирования endowment — механизма финансовой поддержки учебных (кстати, и медицинских) учреждений со стороны частных лиц и организаций. Endowment создает также и новые возможности для формирования попечительских советов учебных заведений.

Бизнес может сыграть важную роль в формировании рейтингов учебных заведений. Нужны такие, которые пользовались бы общественным доверием. Ведь рейтинги могут быть весьма полезны, но могут быть и опасны. В зависимости от критериев, закладываемых в них, одно и то же учебное заведение может занять разные позиции. Очень важно, чтобы эти критерии отражали новые вызовы, а не ориентировались на образовательные традиции старого индустриального общества.

Необходимо расширение участия бизнеса в аттестации как учебных заведений, так и их выпускников. Сейчас новые учебные программы должны получать одобрение в учебно-методических отделах, в которых представлены преподаватели и чиновники. Этот механизм давно пора заменить новыми советами, где были бы представители профессионального сообщества, государства и работодателей, поскольку лишь при переплетении этих трех групп интересов можно непредвзято обсуждать качество образовательных программ.

И уже давно настала необходимость отделить — по большинству специальностей — аттестацию профессионалов от вузов, занятых их подготовкой. Эта оценка заведомо не может быть объективной. В наиболее развитых странах диплом вуза является лишь шагом в профессиональном признании, которое дает коллегия, составленная из независимых представителей самого профессионального сообщества. В организации этого процесса существенную роль может и должен сыграть бизнес.

Недавняя встреча В. Путина с представителями ассоциаций российского бизнеса по вопросам образования продемонстрировала по крайней мере две важные тенденции. Во-первых, государство заинтересовано в участии бизнеса в модернизации образования. Это важный сигнал со стороны высшего руководства страны, поскольку после известных событий вокруг избрания ректора РГГУ у значительной части предпринимательского сообщества было весьма настороженное отношение к участию в образовательных проектах.

Во-вторых, бизнес имеет серьезный интерес в том, чтобы прийти в образование. Это связано с быстро растущей потребностью в новых кадрах, соответствующих обновляющейся структуре экономики. К тому же предприниматели не могут не почувствовать, что в постиндустриальную эпоху, когда знание становится важнейшим из видов капитала, образование — это серьезный бизнес, который при правильной организации может приносить серьезный доход. Последнее разделение очень важно для понимания двух принципиальных подходов бизнеса к образованию: оно может быть как сферой благотворительности, реализации национальных интересов, так и сферой извлечения прибыли.

За последние годы практически все крупные российские компании и лидеры бизнеса обнаружили готовность поддерживать образовательные проекты. Среди них А. Мордашов и О. Дерипаска, Р. Абрамович и Р. Варданян, В. Потанин и В. Евтушенков, М. Фридман, П. Авен, Д. Зимин и многие другие.

Что именно может сделать в этой сфере бизнес? Чаще всего говорят, что бизнес должен активно участвовать в формировании «заказа» на структуру профессиональных кадров. В отсутствие единой госсистемы планирования работодатели вроде бы могут сказать государству и вузам, колледжам, техникумам, кого им готовить. Такой взгляд, по-моему, поверхностный. Ведь продолжительность обучения в вузе составляет примерно пять лет, что является весьма длительным сроком для нашего динамичного времени. Примерно за этот же срок происходит серьезное обновление производства, меняется спрос, появляются новые технологии. Вряд ли бизнес способен формировать «кадровый заказ» на пятилетку и больше.

Участие бизнеса в формировании спроса на выпускников требует новых институциональных решений. Прежде всего речь должна идти о переходе на двухуровневую модель: бакалавриат — широкое, если угодно, всеобщее высшее образование, где в течение четырех лет учат широким профессиональным навыкам в значительной мере за государственный счет, и магистратура — двухлетняя программа «тонкой настройки», узкой профессиональной специализации с диверсифицированными источниками финансирования. Именно в последнем случае принципиально важно участие бизнеса, который вполне может определиться относительно двухлетней перспективы и профинансировать подготовку необходимых специалистов.

Другим важнейшим направлением деятельности бизнеса является создание новых институциональных условий для функционирования вузов, включая их финансирование. Это требует выработки, экспериментальной отработки и внедрения новых правовых форм учебных заведений, при которых они, оставаясь государственными, имеют большую финансовую самостоятельность и не несут субсидиарной ответственности с государством. К этому же относится и проблема формирования endowment — механизма финансовой поддержки учебных (кстати, и медицинских) учреждений со стороны частных лиц и организаций. Endowment создает также и новые возможности для формирования попечительских советов учебных заведений.

Бизнес может сыграть важную роль в формировании рейтингов учебных заведений. Нужны такие, которые пользовались бы общественным доверием. Ведь рейтинги могут быть весьма полезны, но могут быть и опасны. В зависимости от критериев, закладываемых в них, одно и то же учебное заведение может занять разные позиции. Очень важно, чтобы эти критерии отражали новые вызовы, а не ориентировались на образовательные традиции старого индустриального общества.

Необходимо расширение участия бизнеса в аттестации как учебных заведений, так и их выпускников. Сейчас новые учебные программы должны получать одобрение в учебно-методических отделах, в которых представлены преподаватели и чиновники. Этот механизм давно пора заменить новыми советами, где были бы представители профессионального сообщества, государства и работодателей, поскольку лишь при переплетении этих трех групп интересов можно непредвзято обсуждать качество образовательных программ.

И уже давно настала необходимость отделить — по большинству специальностей — аттестацию профессионалов от вузов, занятых их подготовкой. Эта оценка заведомо не может быть объективной. В наиболее развитых странах диплом вуза является лишь шагом в профессиональном признании, которое дает коллегия, составленная из независимых представителей самого профессионального сообщества. В организации этого процесса существенную роль может и должен сыграть бизнес.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».