30 апреля 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2011 года: "Бизнес на стороне"

Архивная публикация 2011 года: "Бизнес на стороне"

Российские компании в полной мере смогли оценить преимущества ИТ-аутсорсинга. Кризис придал серьезный импульс развитию ИТ-аутсорсинга. Бизнес был поставлен в очень жесткие условия: с одной стороны, уменьшились бюджеты, сократился штат ИТ-персонала, с другой - требования к качеству ИТ-услуг остались на прежнем уровне или возросли.
"В этих условиях многие крупные предприятия были вынуждены пользоваться услугами внешних поставщиков, - констатирует руководитель дирекции ИТ-аутсорсинга компании "Астерос" Вадим Стеценко. - Убедившись на своем собственном опыте в преимуществах такой формы работы, компании охотнее расширяют теперь свои аутсорсинговые контракты". Так, например, по предварительным оценкам, объем российского рынка ИТ-аутсорсинга по итогам прошлого года может превысить $800 млн, а прирост составит порядка 20%. По прогнозам IDC, рост аутсорсинговых услуг, в частности, центров обработки данных (ЦОД) в ближайшие три года будет стабильно расти в пределах 25-30%. Причем рост бизнеса в области хостинга, к примеру, в подразделениях технологическихсервисов IBM в России и СНГ значительно превышает этот показатель уже сейчас.
Такой прирост, по словам директора департамента развития сервиса и аутсорсинга сервисного центра компании "Ай-Теко" Эдуарда Гатиятуллина, обусловлен не столько увеличением ИТ-бюджетов заказчиков или развитием их ИТ-инфраструктуры, сколько расширением функционала, который они уже готовы передать на реализацию во внешнюю среду. Сервисная поддержка, аутстаффинг и облачные услуги стали ключевыми векторами развития рынка ИТ-аутсорсинга.
Хотя в целом развитие рынка директор управления регионального развития Stack Group Сергей Зайцев считает пока еще слабым. "И дело не столько в отсутствии спроса и предложения, сколько в низком уровне доверия потенциальных клиентов к аутсорсеру, - уточняет эксперт. - Чтобы изменить ситуацию, поставщикам услуг необходимо обеспечить сочетание двух ключевых факторов - гарантированного качества и юридически подтвержденной ответственности за результаты своей работы. Именно эти факторы, а не финансовая сторона вопроса в настоящее время являются определяющими при принятии решения о передаче тех или иных задач внешнему исполнителю".
Наиболее наглядный пример этому, по мнению представителя Stack Group, в сегменте услуг ЦОД - удержать своих клиентов и привлечь новых - смогли только те дата-центры, которые подтвердили на практике готовность соответствовать ожиданиям своих клиентов. Большинство же аутсорсинговых технологических площадок пустовало, несмотря на демпинговые цены. То качество проектирования и исполнения инженерной инфраструктуры не позволяло принять на себя полную ответственность за обеспечение необходимых клиенту ИТ-задач, то спектр услуг был недостаточным, то административно-организационные процедуры оставляли желать лучшего.
О том, что, несмотря на рост рынка, он все же остается в России еще незрелым, говорит и директор департамента корпоративных услуг НР в России Владимир Зайцев: "Во-первых, уровень знания заказчиками, да и поставщиками технологий аутсорсин-га и сервисного управления еще оставляет желать лучшего. Во-вторых, российское законодательство требует серьезной проработки и оформления отношений - многие механизмы, широко использующиеся в мире, у нас неприменимы".
В части цены вопроса с коллегой из Stack Group го-тов поспорить представитель компании "Астерос", которая провела на этот счет даже специальное исследование. "Наиболее важным критерием выбора является цена услуг, это отметили 83% опрошенных, - рассказывает Вадим Стеценко. - Заказчики чувствительны к стоимости предложения и по мере снижения цены аутсорсинговых сервисов они будут более охотно их использовать".
По словам руководителя сервисного подразделения IBM в России и СНГ Валерия Корниенко, обычно заказчики определяют экономическую эффективность той или иной услуги аутсорсинга, соотнося свои внутренние затраты с затратами на аутсорсера, закладываются на какой-то уровень снижения затрат, и если ониспособны держать сервис-провайдера в рамках оговоренного бюджета при соблюдении необходимого уровня предоставления услуг, то проект считается эффективным.
"Сегодня бизнес требует все большей отдачи и концентрации усилий и ресурсов на собственной деятельности. И компании приходят к пониманию, что гораздо эффективнее переводить непрофильные для них процессы и функции во внешнюю среду", - добавляет Эдуард Гатиятуллин.
Действительно, прямая экономия ИТ-бюджета по сравнению с затратами на производство невелика, а вот возможность быстрой интеграции ИТ нового завода или обеспечение прозрачности инфраструктуры в рамках всего холдинга дает, по мнению Владимира Зайцева, реальные преимущества в основном бизнесе. "Бизнесу важна стабильность и предсказуемость, - продолжает тему заместитель директора сервисного центра компании "Инфосистемы Джет" Владислав Ануфриев. - ИТ для бизнеса - это один из инструментов, с помощью которого достигается конечная цель. И требования к ИТ, как и ко всякому инструменту, достаточно просты - он должен быть функционален, но не избыточно, должен быть надежен и иметь разумную стоимость. Соответственно, все, что приводит к снижению стоимости и повышению качества работы ИТ, для бизнеса важно".
По мнению эксперта, при переходе на аутсорсинг бизнес ждет от услуги кардинального снижения рисков для бизнеса, вызванных отказа-ми ИТ-систем. Рассчитывает на снятие постоянной головной боли из-за необходимости нанимать и мотивировать "непрофильный" относительно вида деятельности компании персонал. Ждут заказчики от аутсорсинга и понятную и "оцифрованную" (то есть осмеченную) ответственность за возможные простои бизнеса по причине отказов в ИТ. "Своего сотрудника можно максимум выгнать, но компенсировать потери клиент не сможет, - поясняет Ануфриев, - а при аутсорсинге финансовая ответственность аутсорсера сопоставима с возможными потерями заказчика".
Способствовать дальнейшему повышению заинтересованности российских компаний в аутсорсинге, по мнению Сергея Зайцева, может еще и комплекс мер, направленных на повышение общей культуры взаимоотношений междуклиентом и аутсорсером.
"Это касается и выработки параметров, позволяющих сопоставить ожидания бизнеса с возможностями аутсорсера, и подходов к формированию законченных решений (ИТ + сервис + выстроенные процессы взаимодействия во всей цепочке, влияющей на качество конечной услуги), которые к тому же были бы адекватны по стоимости, и квалифицированного урегулирования административно-правовых конфликтов между поставщиком и потребителем услуг".
А вот серьезным препятствием для развития ИТ-аутсорсинга в России, по мнению Вадима Стеценко, выступает ментальный фактор. "Аутсорсинг ставит под сомнение необходимость содержания многочисленной ИТ-службы, поэтому ИТ-руководители остерегаются использовать этот инструмент", - отмечает специалист "Астероса".
Эдуард Гатиятуллин основную сложность видит в отсутствии единого информационного поля и общепринятой терминологии в общении между заказчиками и исполнителями. В качестве примера представитель "Ай-Теко" предлагает рассмотреть услугу "ИТ-сервис".
"У разных заказчиков сегодня свое представление о том, что входит в это понятие, - говорит Гатиятуллин. - У исполнителей - свое. В результате стороны говорят на разных языках, а процессы согласования документации, выстраивания договорных взаимоотношений очень сильно затягиваются".
Любой проект сейчас начинается с того, что заказчик и исполнитель сначала договариваются о терминах. Если речь идет о крупных предприятиях, то в этом случае проекту по аутсорсингу обычно предшествует консалтинговый проект: консультант выявляет процессы, которые должны быть переданы на аутсорсинг, формирует документацию, и только после этого начинается взаимодействие с сервис-провайдером.
"Наличие единого информационного поля не только могло бы значительно ускорить этот процесс, но и позволило бы заказчику получать консалтинговые услуги в необходимом объеме от самого аутсорсера, без привлечения третьих сторон", - предполагает эксперт.
В любом случае, все опрошенные "Профилем" участники рынка видят хорошие перспективы развития ИТ-аутсорсинга в стране.
"В этом году, как и в последующие годы, на российском рынке аутсорсинга будет наблюдаться рост, ведь объем рынка очень далек от потенциально возможного", - добавляет Владимир Зайцев. По его мнению, мода на облачные вычисления серьезно затронет и аутсорсинг, ведь это один из самых быстрых способов оптимизировать затраты.
Обострится и конкуренция - крупные западные компании становятся более конкурентоспособными по цене, а локальные компании повышают свой уровень компетенций в сложных вопросах аутсорсинга, так что заказчик теперь сможет реально выбирать между локальной и международной компанией.
Об этом же говорит и Вадим Стеценко, по информации которого сразу два европейских оператора дата-центров уже заявили о планах присутствия на российском рынке - это финская Tieto и латвийский оператор DEAC.
В целом же за 2011 год сегмент ИТ-аутсорсинга, по его мнению, прибавит 24%.
В подтверждение своего прогноза представитель "Астероса" приводит результаты исследования компаний, согласно которому к 2012 году абсолютное большинство крупных российских предприятий будет приобретать те или иные услуги ИТ-аутсорсинга. Почти три четверти (73%) опрошенных предприятий уже привлекают внешних поставщиков ИТ-услуг, а еще более 13% планируют начать использовать ИТ-аутсорсинг в ближайшее время.
{PAGE}

Российские компании в полной мере смогли оценить преимущества ИТ-аутсорсинга. Кризис придал серьезный импульс развитию ИТ-аутсорсинга. Бизнес был поставлен в очень жесткие условия: с одной стороны, уменьшились бюджеты, сократился штат ИТ-персонала, с другой - требования к качеству ИТ-услуг остались на прежнем уровне или возросли.
"В этих условиях многие крупные предприятия были вынуждены пользоваться услугами внешних поставщиков, - констатирует руководитель дирекции ИТ-аутсорсинга компании "Астерос" Вадим Стеценко. - Убедившись на своем собственном опыте в преимуществах такой формы работы, компании охотнее расширяют теперь свои аутсорсинговые контракты". Так, например, по предварительным оценкам, объем российского рынка ИТ-аутсорсинга по итогам прошлого года может превысить $800 млн, а прирост составит порядка 20%. По прогнозам IDC, рост аутсорсинговых услуг, в частности, центров обработки данных (ЦОД) в ближайшие три года будет стабильно расти в пределах 25-30%. Причем рост бизнеса в области хостинга, к примеру, в подразделениях технологическихсервисов IBM в России и СНГ значительно превышает этот показатель уже сейчас.
Такой прирост, по словам директора департамента развития сервиса и аутсорсинга сервисного центра компании "Ай-Теко" Эдуарда Гатиятуллина, обусловлен не столько увеличением ИТ-бюджетов заказчиков или развитием их ИТ-инфраструктуры, сколько расширением функционала, который они уже готовы передать на реализацию во внешнюю среду. Сервисная поддержка, аутстаффинг и облачные услуги стали ключевыми векторами развития рынка ИТ-аутсорсинга.
Хотя в целом развитие рынка директор управления регионального развития Stack Group Сергей Зайцев считает пока еще слабым. "И дело не столько в отсутствии спроса и предложения, сколько в низком уровне доверия потенциальных клиентов к аутсорсеру, - уточняет эксперт. - Чтобы изменить ситуацию, поставщикам услуг необходимо обеспечить сочетание двух ключевых факторов - гарантированного качества и юридически подтвержденной ответственности за результаты своей работы. Именно эти факторы, а не финансовая сторона вопроса в настоящее время являются определяющими при принятии решения о передаче тех или иных задач внешнему исполнителю".
Наиболее наглядный пример этому, по мнению представителя Stack Group, в сегменте услуг ЦОД - удержать своих клиентов и привлечь новых - смогли только те дата-центры, которые подтвердили на практике готовность соответствовать ожиданиям своих клиентов. Большинство же аутсорсинговых технологических площадок пустовало, несмотря на демпинговые цены. То качество проектирования и исполнения инженерной инфраструктуры не позволяло принять на себя полную ответственность за обеспечение необходимых клиенту ИТ-задач, то спектр услуг был недостаточным, то административно-организационные процедуры оставляли желать лучшего.
О том, что, несмотря на рост рынка, он все же остается в России еще незрелым, говорит и директор департамента корпоративных услуг НР в России Владимир Зайцев: "Во-первых, уровень знания заказчиками, да и поставщиками технологий аутсорсин-га и сервисного управления еще оставляет желать лучшего. Во-вторых, российское законодательство требует серьезной проработки и оформления отношений - многие механизмы, широко использующиеся в мире, у нас неприменимы".
В части цены вопроса с коллегой из Stack Group го-тов поспорить представитель компании "Астерос", которая провела на этот счет даже специальное исследование. "Наиболее важным критерием выбора является цена услуг, это отметили 83% опрошенных, - рассказывает Вадим Стеценко. - Заказчики чувствительны к стоимости предложения и по мере снижения цены аутсорсинговых сервисов они будут более охотно их использовать".
По словам руководителя сервисного подразделения IBM в России и СНГ Валерия Корниенко, обычно заказчики определяют экономическую эффективность той или иной услуги аутсорсинга, соотнося свои внутренние затраты с затратами на аутсорсера, закладываются на какой-то уровень снижения затрат, и если ониспособны держать сервис-провайдера в рамках оговоренного бюджета при соблюдении необходимого уровня предоставления услуг, то проект считается эффективным.
"Сегодня бизнес требует все большей отдачи и концентрации усилий и ресурсов на собственной деятельности. И компании приходят к пониманию, что гораздо эффективнее переводить непрофильные для них процессы и функции во внешнюю среду", - добавляет Эдуард Гатиятуллин.
Действительно, прямая экономия ИТ-бюджета по сравнению с затратами на производство невелика, а вот возможность быстрой интеграции ИТ нового завода или обеспечение прозрачности инфраструктуры в рамках всего холдинга дает, по мнению Владимира Зайцева, реальные преимущества в основном бизнесе. "Бизнесу важна стабильность и предсказуемость, - продолжает тему заместитель директора сервисного центра компании "Инфосистемы Джет" Владислав Ануфриев. - ИТ для бизнеса - это один из инструментов, с помощью которого достигается конечная цель. И требования к ИТ, как и ко всякому инструменту, достаточно просты - он должен быть функционален, но не избыточно, должен быть надежен и иметь разумную стоимость. Соответственно, все, что приводит к снижению стоимости и повышению качества работы ИТ, для бизнеса важно".
По мнению эксперта, при переходе на аутсорсинг бизнес ждет от услуги кардинального снижения рисков для бизнеса, вызванных отказа-ми ИТ-систем. Рассчитывает на снятие постоянной головной боли из-за необходимости нанимать и мотивировать "непрофильный" относительно вида деятельности компании персонал. Ждут заказчики от аутсорсинга и понятную и "оцифрованную" (то есть осмеченную) ответственность за возможные простои бизнеса по причине отказов в ИТ. "Своего сотрудника можно максимум выгнать, но компенсировать потери клиент не сможет, - поясняет Ануфриев, - а при аутсорсинге финансовая ответственность аутсорсера сопоставима с возможными потерями заказчика".
Способствовать дальнейшему повышению заинтересованности российских компаний в аутсорсинге, по мнению Сергея Зайцева, может еще и комплекс мер, направленных на повышение общей культуры взаимоотношений междуклиентом и аутсорсером.
"Это касается и выработки параметров, позволяющих сопоставить ожидания бизнеса с возможностями аутсорсера, и подходов к формированию законченных решений (ИТ + сервис + выстроенные процессы взаимодействия во всей цепочке, влияющей на качество конечной услуги), которые к тому же были бы адекватны по стоимости, и квалифицированного урегулирования административно-правовых конфликтов между поставщиком и потребителем услуг".
А вот серьезным препятствием для развития ИТ-аутсорсинга в России, по мнению Вадима Стеценко, выступает ментальный фактор. "Аутсорсинг ставит под сомнение необходимость содержания многочисленной ИТ-службы, поэтому ИТ-руководители остерегаются использовать этот инструмент", - отмечает специалист "Астероса".
Эдуард Гатиятуллин основную сложность видит в отсутствии единого информационного поля и общепринятой терминологии в общении между заказчиками и исполнителями. В качестве примера представитель "Ай-Теко" предлагает рассмотреть услугу "ИТ-сервис".
"У разных заказчиков сегодня свое представление о том, что входит в это понятие, - говорит Гатиятуллин. - У исполнителей - свое. В результате стороны говорят на разных языках, а процессы согласования документации, выстраивания договорных взаимоотношений очень сильно затягиваются".
Любой проект сейчас начинается с того, что заказчик и исполнитель сначала договариваются о терминах. Если речь идет о крупных предприятиях, то в этом случае проекту по аутсорсингу обычно предшествует консалтинговый проект: консультант выявляет процессы, которые должны быть переданы на аутсорсинг, формирует документацию, и только после этого начинается взаимодействие с сервис-провайдером.
"Наличие единого информационного поля не только могло бы значительно ускорить этот процесс, но и позволило бы заказчику получать консалтинговые услуги в необходимом объеме от самого аутсорсера, без привлечения третьих сторон", - предполагает эксперт.
В любом случае, все опрошенные "Профилем" участники рынка видят хорошие перспективы развития ИТ-аутсорсинга в стране.
"В этом году, как и в последующие годы, на российском рынке аутсорсинга будет наблюдаться рост, ведь объем рынка очень далек от потенциально возможного", - добавляет Владимир Зайцев. По его мнению, мода на облачные вычисления серьезно затронет и аутсорсинг, ведь это один из самых быстрых способов оптимизировать затраты.
Обострится и конкуренция - крупные западные компании становятся более конкурентоспособными по цене, а локальные компании повышают свой уровень компетенций в сложных вопросах аутсорсинга, так что заказчик теперь сможет реально выбирать между локальной и международной компанией.
Об этом же говорит и Вадим Стеценко, по информации которого сразу два европейских оператора дата-центров уже заявили о планах присутствия на российском рынке - это финская Tieto и латвийский оператор DEAC.
В целом же за 2011 год сегмент ИТ-аутсорсинга, по его мнению, прибавит 24%.
В подтверждение своего прогноза представитель "Астероса" приводит результаты исследования компаний, согласно которому к 2012 году абсолютное большинство крупных российских предприятий будет приобретать те или иные услуги ИТ-аутсорсинга. Почти три четверти (73%) опрошенных предприятий уже привлекают внешних поставщиков ИТ-услуг, а еще более 13% планируют начать использовать ИТ-аутсорсинг в ближайшее время.
{PAGE}

КАКИЕ УСЛУГИ ИТ-АУТСОРСИНГА ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ?
ЭКСПЕРТЫ
Владимир ЗАЙЦЕВ,
директор департамента корпоративных услуг НР в России:
"Портфель услуг корпоративного сервиса нашей компании очень широк. Он включает в себя услуги начиная от разработки, внедрения и поддержки вертикальных решений до аутсорсинга бизнес-процессов. Тем не менее в России HP сейчас фокусируется на ИТ-аутсорсинге. HP предоставляет и аутсорсинг по классической схеме, которая включает перевод сотрудников, выкуп ИТ-активов, осуществление перехода и преобразования ИТ-заказчика для предоставления услуг оговоренного состава и объема и определенного уровня сервиса.
Также очень популярен частичный аутсорсинг, когда поставщик предоставляет лишь некоторые ИТ-сервисы. Например, аутсорсинг инфраструктуры рабочих мест - в России HP оказывает такие услуги для более чем 20 000 конечных пользователей.
Очень много в последнее время говорят об облачных вычислениях, но понимать их можно по-разному. С точки зрения HP облачные вычисления характеризуются пятью признаками. Это стандартизация услуг, возможность быстрого изменения их объема, оплата только за то, что было потреблено, разделяемая архитектура и оказание услуг удаленно, в том числе через Интернет. Сейчас облачные вычисления развиваются достаточно активно в Европе. Более 300 заказчиков HP активно используют облачную модель предоставления услуг. Теперь эти услуги доступны и в России, и многие компании в России серьезно рассматривают эту возможность. Например, недавно компания "Рольф" подписала с HP соглашение по переводу большей части инфраструктуры, в том числе и для критических бизнес-приложений, в корпоративное облако HP".

Сергей ЗАЙЦЕВ,
директор управления регионального развития Stack Group:
"Наш бизнес выстроен вокруг аутсорсинговых услуг, основанных на использовании ресурсов собственной сети дата-центров Stack Data Network (SDN). В числе задач, решаемых специалистами Stack Group по запросу клиентов SDN: различные варианты аренды и размещения оборудования в ЦОД (collocations, dedicated); сервисы, нацеленные на обеспечение клиентов качественной связью и доступом к современным технологиям передачи данных; комплекс услуг по обеспечению непрерывности бизнеса клиентов и дополнительной защиты их информационных ресурсов от нештатных ситуаций. Помимо этого мы предлагаем техническое сопровождение и сервисы в области разработки и реализации программных решений, а также создание и сопровождение эффективных, надежных и защищенных программных приложений для бизнеса.
Благодаря тщательно проработанному SLA (Service Level Agreement - соглашение об уровне обслуживания) каждый потребитель услуг ЦОД SDN получает четкое представление как о своих правах и обязанностях, так и о гарантиях и степени ответственности поставщика услуг".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».