Наверх
24 января 2020
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 1998 года: "«Благослови: да здравствует лицей!»"

Сейчас их в столице больше полусотни. Но что такое «лицей» и чем он отличается от обычной школы, не могут внятно объяснить даже в Московском комитете образования. Зато хорошо понимают родители, пропихивающие своего ребенка в учебное заведение с чуть архаичным названием и конкурсом десять человек на место.«Отечество нам Царское Село»

Как известно, первым лицеем в России был Царскосельский, взлелеявший «солнце русской поэзии». Впрочем, почти каждый выпускник знаменитого лицея сочинял музыку и стихи. И несмотря на это, все они успешно продвигались по государственной службе. Собственно, Царскосельский лицей и был задуман как закрытое учебное заведение (то есть пансион) для подготовки государственных чиновников высшего ранга.
В те времена слово «лицей» (от греческого Likeyon — роща близ Афин, где учил Аристотель) не украшало более ни одного учебного заведения. Оно стало сладкой грезой, синонимом идеального, гармоничного образования, изъясняясь по-нашему, образования «с человеческим лицом».
По тому же принципу были учреждены Кадетский и Пажеский корпуса. Первый готовил военных для армии, второй — для гвардии.
Возрождение лицеев в 1989 году совпало с новым витком перестройки. Начали публиковать диссидентов и подпольных классиков, показывать «полочные» фильмы, открыто ругать компартию и социализм. Тогда же началось бегство от унылого школьного единообразия. Возникли первые частные школы, гимназии и — лицеи.
Что такое лицей и чем он отличается от обычной школы, нам не смогли объяснить даже в Московском комитете образования. Впрочем, у каждого директора лицея своя точка зрения на сей принципиальный методологический вопрос. Так, директор загородного филиала лицея «Столичный» Надежда Васильевна Федорова образцом для подражания считает Царскосельский. А директор лицея N1502 Василий Львович Чудов говорит, что лицей — это уже не школа, но еще не вуз. От школы его лицей берет курс общеобразовательных предметов (нередко усеченный), от вуза — узкую специализацию и практику в вузовских лабораториях.
Два лицея вообще выросли из «организованного репетиторства» — это лицей при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) и школа Института международной торговли и права. Началось все с того, что преподаватели вуза, занимаясь с будущими абитуриентами на подготовительных курсах, поняли: в их интересах заранее отбирать умных и старательных.
Еще одно мнение (и его разделяют директора большинства частных лицеев): подготовка к поступлению в конкретный вуз не их задача. Главное — дать детям хорошее образование.
Эти точки зрения и определяют нынче палитру лицейского обучения. А именно: есть лицеи, которые дают профильную подготовку, готовя к поступлению в конкретные вузы, и есть лицеи «общеобразовательные» (сюда же отнесем пансионы и полупансионы).
Лицеями стали называть себя многие бывшие профтехучилища, наладившие контакты с «родственными» вузами (как это принято сегодня во Франции). Но на них мы сегодня останавливаться не будем. Обойдем вниманием и «общеобразовательные» лицеи — как правило, это те же частные школы, и о них мы расскажем в ближайших выпусках (просьба к директорам частных школ приготовиться к визитам наших корреспондентов).
Таким образом, сегодня речь о лицеях, которые либо ориентированы на конкретный вуз, либо дают профильное образование. Из большого числа лицеев мы выбрали те, которые имеют аккредитацию (то есть право выдавать свидетельство об образовании государственного образца).
Таких в Москве немного. Двенадцать государственных (у них четырехзначные номера) и четыре частных. Как и в случае со школами, сказать, какие — государственные или частные — лучше, невозможно. Конкурс и туда, и сюда приблизительно одинаков. У государственных лицеев свои помещения, лаборатории, оснащенные настоящим профессиональным оборудованием. У частных лицеев всего этого нет. Как правило, они арендуют здания детских садов. Здесь не развернешься. Поэтому занятия по специальности они проводят в «своих» вузах. Частные лицеи могут «покупать» лучших преподавателей. И профессор, который за государственные денежки в государственный лицей не поедет, с удовольствием проведет занятие в стенах своего вуза за хорошее вознаграждение.
Студенты в шестнадцать лет

Начнем с самых престижных, на наш взгляд, лицеев. Это школа Института международной торговли и права, лицей при Российском государственном гуманитарном университете и Христианский гуманитарный лицей. Все три учебных заведения очень тесно связаны со «своим» вузом — первые два вообще входят в структуру вузов. Христианский гуманитарный лицей добился для своих выпускников квоты (двенадцать мест) в Плехановской академии, Государственной еврейской академии имени Маймонида и Институте электроники и математики. Так что престижные профессии экономиста, юриста, бухгалтера, аудитора, менеджера и дипломата гарантированы вашему ребенку чуть ли не с 14—15 лет.
Главная проблема — поступить в лицей. В разные лицеи принимают по-разному. В одни можно поступить после 6-го класса средней школы, в другие — после 9-го. Здесь очень строгий отбор на приемных экзаменах. К тому же за все надо платить: и за подготовку в лицей, и за учебу. Даже в государственном лицее при РГГУ, не говоря уж о частных (школа Института международной торговли и права и Христианский гуманитарный лицей). В этих учебных заведениях немало детей бизнесменов и политиков высокого ранга.
Школа Института международной торговли и права (ИМТП), негосударственное учебное заведение.
Входит в структуру вуза. Да и находятся школа и вуз в одном здании. Кафедры общие, преподаватели одни и те же. Ректор ИМТП Олег Гаврюшин одновременно и директор школы. Фактически в школе и вузе готовят по единой программе (два года в школе плюс четыре года в институте). Здесь учатся будущие специалисты в области международной торговли (менеджеры, юристы, экономисты). 80% выпускников школы поступают в ИМТП, остальные идут в МГИМО, МГУ.
Школа возникла в 1993 году из подготовительных курсов при ИМТП. Преподаватели были в отчаянии: они готовили абитуриентов к вступительным экзаменам по русскому, иностранному и математике, но ничего не могли поделать с плохими знаниями по другим общеобразовательным предметам. Ну что за экономист, не знающий, например, географии! Короче говоря, в ИМТП решили создать свою школу (10—11-е классы) и учить детей так, как надо именно для этого вуза.
В прошлом году школа прошла государственную аккредитацию, причем комиссия Московского комитета образования поставила высшие отметки — это едва ли не лучший результат в столице. Кроме обычных школьных предметов, дети изучают основы права и экономики. На английский язык отводится шесть часов основной нагрузки плюс столько же часов факультативно, как в лингвистических школах.
В школе обучают машинописи (быстрая печать слепым методом), работе на компьютере, деловой переписке, этикету. Вместе с аттестатом об окончании 11-ти классов выдают документ о присвоении квалификации «помощник референта» — при желании можно начинать работать на исполнительской должности в какой-нибудь компании.
Школа платная — $175 в месяц. Учеников школы называют студентами, они подчиняются принятым в вузе правилам. А правила очень строгие. За опоздание, пропуск занятий, курение в неположенных местах и прочие нарушения — штраф $5, а при повторных нарушениях — в два-три раза больше. Мера очень эффективная — в здании ИМТП всюду идеальные чистота и порядок, каких не увидишь ни в одном столичном вузе.
К учителям тоже строгий подход. Когда недавно искали учителя математики для 10-х классов, перебрали больше сотни кандидатур. Причем качество работы преподавателя оценивают и сами ученики. После каждого семестра школьники заполняют опросный лист, в котором называют лучших учителей. Потом совет института выводит рейтинговые оценки преподавателей. После двух-трех низких оценок ставится вопрос об увольнении.
Словом, эта школа для тех, кто уже в 10-м классе намерен начинать деловую карьеру. Конкурс в 10-й класс — 6 человек на место. Приемные экзамены по русскому и иностранному. А также тестирование (по школьной программе). Набирают три 10-х класса по тридцать человек. Работает вечернее подготовительное отделение (готовит к приемным экзаменам в школу). Занятия начинаются по мере наполнения групп и продолжаются в течение двух месяцев (за это надо заплатить 1500 новых рублей).
Выпускники школы, желающие продолжить образование в ИМТП, зачисляются на первый курс, если сдают выпускные экзамены без троек. Но троечники здесь большая редкость.
Выпускники ИМТП идут сегодня на должности менеджера международного отдела, менеджера по продажам, офис-менеджера, специалиста отдела страхования, специалиста по таможенным операциям. «Птенцы» ИМТП работают в учреждениях Министерства внешних экономических связей, в «Ингосстрахе», фирме «Атланта», группе «Мост», Dorling & Kindersly Corp., Den & Bredstreet Corp., Daewoo Corp. и др.
Лицей при Российском государственном гуманитарном университете также вырос из центра довузовского образования (ДВО) при РГГУ.
Случилось это в 1991 году. Собственно, лицей и сейчас существует как университетское подразделение: ученики считаются студентами факультета ДВО, и располагается лицей в одном из университетских зданий. Что же касается качества образования, оно подтверждено комиссией Московского комитета образования. В 1994 году лицей получил грант Сороса по программе «Обновление гуманитарного образования в России». Лицей известен в столичных культурных кругах — здесь учатся внук Александра Ширвиндта и дочь Льва Новоженова.
Университет и лицей — государственные учреждения, однако родителям приходится доплачивать за дополнительные занятия по иностранным языкам (итальянский, испанский, латынь) и спецкурсы 400 рублей в месяц.
В лицее готовят к поступлению на любой факультет РГГУ по выбору. Структура университета довольно сложная — в него входят десятки институтов и самостоятельных факультетов гуманитарного направления.
Назовем наиболее популярные. В первую очередь, менеджмент, государственное и муниципальное управление, юриспруденция, экономика (этим профессиям учат в Институте экономики, управления и права). Большой конкурс в Институт психологии. В Историко-архивном институте более других популярен факультет истории, политологии и права. Большой конкурс на факультет теоретической и прикладной лингвистики Института культурной антропологии.
Помимо РГГУ, выпускники лицея поступают в МГУ, Высшую школу экономики, Академию управления. Но говорят, что приходится брать репетиторов по иностранному языку и основам государства и права.
В лицее дети (с 8-го по 11-й класс) учатся 3—4 дня в неделю. Это время для изучения профильных гуманитарных предметов и спецкурсов. Русский язык, литературу, историю и иностранный ведут преподаватели университета. Курс истории (в отличие от обычной школьной программы) разделен на отечественную и зарубежную, которые изучаются параллельно. Так же преподается и литература. В лицее изучают два иностранных языка (программа приближена к спецшколе). Спецкурсы: история культуры, экономика, латынь.
Еще 2—3 дня дети изучают предметы общеобразовательного цикла (в данном случае к ним относятся физика, химия, математика) в семи школах, с которыми лицей заключил договоры. Это школы N220, N1276, N328, 228 (все они в Центральном округе), N1276 (Южный округ), а также городская гимназия в Домодедове и частная школа в Ногинске.
Иногда лицеисты составляют целый школьный класс, иногда — группу из десяти человек. В этих же школах дети сдают выпускные экзамены по общеобразовательным предметам и получают свидетельство о полном среднем образовании.
Для зачисления в университет достаточно сдать без «троек» русский (для всех факультетов изложение, для историко-филологического факультета — сочинение), историю и иностранный, а на истфил еще и устный экзамен по литературе. Принимают экзамены по профильным дисциплинам вузовские преподаватели. Впрочем, в прошлом году 11 лицеистов-отличников были зачислены в РГГУ специальным приказом ректора без экзаменов.
Несколько слов о приеме в 8-й и 10-й классы лицея. Конкурс в лицей — 5 человек на место. Каждый год экзамены проводятся по разному — может быть тестирование, собеседование или экзамен с билетами. Приемная комиссия интересуется знаниями абитуриентов по русскому и иностранному языкам, истории, литературе и математике, хотя результаты математического экзамена в счет обычно не берет.
В этом году руководство лицея намерено ограничиться собеседованием с психологом и тестированием по истории. В большинстве московских школ, как известно, очень невысокий уровень образования, поэтому детей начитанных и способных видно сразу. Они должны показать, что понимают закономерности исторического процесса и ориентируются в исторической канве (хотя точное знание всех дат не требуется). Главное — эрудиция, умение мыслить.
Христианский гуманитарный лицей — частное учебное заведение. Здесь готовят к поступлению на юридические и экономические факультеты Российской экономической академии, Московского института инженеров транспорта и Государственной еврейской академии имени Маймонида. С этими вузами у лицея есть договор о квоте: выпускникам они предоставляют 12 мест вне общего конкурса (столько человек выпускает лицей ежегодно).
Лицей основан в 1990 году российским Библейским обществом. На открытии присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Вначале в лицей принимали только по направлению различных христианских конфессий, обществ и организаций, которые были озабочены подготовкой юристов и экономистов для себя. Несмотря на то, что потом стали принимать и «светских» детей (сейчас тех и других примерно поровну), религиозные организации (и не только христианские) по-прежнему оказывают лицею поддержку. В этом лицее учились сын главы группы «Мост» Илья Гусинский, сын президента Уникомбанка Павел Галаничев.
Обучение в лицее начинается с 7-го класса. В 7—8-х классах по шесть учеников, в 9—11-х — по двенадцать. Лицей расположен в здании бывшего детского сада. Плечистым и рослым тинейджерам там, конечно, тесновато. Но директор лицея Алексей Вячеславович Морозов предпочитает, по его словам, тратить деньги на «покупку» лучших преподавателей, а не стен.
В этом лицее учебные нагрузки просто безжалостные. Уроки ежедневно с 9.30 до 17.00 (в субботу до 15.00). Половину учебных часов составляет программа общеобразовательной школы. Другую половину — предметы довузовской подготовки (о них будет сказано ниже), а также три курса христианского цикла: библиология, история религий и христианская философия. Закон Божий или Слово Божие (являющиеся обязательными предметами в православных и католических церковных школах) здесь не преподаются, поскольку лицеистов воспитывают в духе уважения и терпимости ко всем религиям.
В конце 9-го класса лицеисты сдают предусмотренные государственным образовательным стандартом экзамены и получают свидетельство государственного образца. Тех, кто успешно сдает экзамены (а плохо здесь не учится никто), переводят в 10-й класс и одновременно зачисляют студентами на факультеты довузовской подготовки РЭА, МИИТа, академии имени Маймонида, о чем их ректоры издают соответствующие приказы.
Дальнейшее обучение строится так. Пять дней в неделю дети занимаются в лицее, один день — в вузе (в том, куда собираются поступать). Будущие студенты РЭА под руководством ее профессоров изучают информатику (4 часа), бизнес и менеджмент (2 часа) и английский (2 часа) — программы, естественно, учитывают требования академии. Вузовский день «маймонидов» состоит из лекций по праву (их читает известный профессор Виктор Мясников) и латыни. Параллельно дети овладевают профессией лаборанта-программиста и получают соответствующий документ.
В июне у одиннадцатиклассников, как и везде, экзамены на аттестат зрелости. Те, кто сдает на «4» и «5», автоматически зачисляются в РЭА, МИИТ и академию имени Маймонида, не дожидаясь общего конкурса. Случалось, выпускники получали «тройки» и участвовали в общем конкурсе либо отказывались от поступления.
У лицея уже было шесть выпусков. 90% выпускников поступили в «свои» вузы. Некоторые сейчас учатся в МГИМО и МГУ.
Приемные экзамены в 7-й класс лицея: математика, русский язык (диктант), история и иностранный язык. «Светские» дети поступают по конкурсу (обычно 2—3 человека на место) и платят за обучение $3500 в год. «Конфессиональных» детей принимают по направлению церквей, религиозных обществ и организаций. Особо одаренных детей по решению педсовета учат бесплатно.
«Столичные» штучки

Лицей «Столичный»— самая большая частная школа Москвы. И, пожалуй, самая известная. У нее два филиала в Москве, один — в Подмосковье и еще один — в столице Казахстана Акмолле.
«Столичный» не типичный лицей. Это один из немногих «профильных» лицеев, который учит детей с 1-го класса. К тому же его филиалы располагаются в собственных зданиях.
Центральный филиал лицея находится в помещении бывшей базовой школы Академии педагогических наук (ул. Хавская, 5). Здесь полный состав классов — с 1-го по 11-й. В 10-м классе начинается собственно лицейская подготовка детей к поступлению в РЭА имени Плеханова, Университет дружбы народов, Университет коммерции, Московский институт электроники и математики (МИЭМ), с которыми у лицея заключены договоры. Выпускники лицея поступают также в МГУ, в вузы Англии и США.
Филиал «Школа будущего» на Кленовом бульваре, 6 не лицей. Скорее, это детский сад, соединенный с начальной школой, для детей от 4 до 10 лет. Отсюда дети могут по желанию перейти в 5-й класс центрального филиала. Малыши занимаются в небольших группах по 8—10 человек. Подготовка к школе (с 4 до 6 лет) и учеба в начальных классах (с 6 до 10 лет) проходят по единой программе, называемой «системой Ховарда». Она включает в себя «стандартные» общеобразовательные уроки, занятия английским языком (по 3 часа в день), пением, танцами и игрой на фортепиано. Дети проводят в «Школе будущего» полный день, с 9.00 до 18.00.
«Столичный» выдает свидетельство государственного образца об окончании 9-го и 11-го классов. Наибольшие льготы ученики лицея имеют при поступлении в МИЭМ. У тех, кто выбрал факультет информатики и вычислительной техники, экзамены принимает совместная комиссия лицея и вуза. Лицеист автоматически зачисляется в вуз, если сдает математику на «пять» или два предмета на «четверки». А если на «тройки», идет по общему конкурсу.
На этом факультете из выпускников лицея формируют специальную группу, которая дополнительно занимается английским по международной программе, разработанной специально для иностранцев. Учащиеся группы получают диплом Сиднейского университета (Австралия), который дает право работать за рубежом без дополнительной переподготовки.
В загородном филиале «Софрино», как и в центральном филиале «Столичного», тоже полный набор классов — с 1-го по 11-й. Филиал «Софрино» расположен в экологически чистом районе Подмосковья, примерно в 20 километрах от МКАД по Ярославскому шоссе. Родители привозят детей утром в понедельник и забирают в пятницу вечером. Школа занимает четырехэтажный корпус бывшего дома отдыха. Ученики младших и средних классов живут в комнатах по три человека, старших — по два.
Обычно родители неохотно отдают детей, особенно младших, на пятидневку. Но, по словам преподавателей, не было случая, чтобы ребенок в лицее затосковал и начал просить: «Милый дедушка, забери меня отсюда».
Надо иметь в виду, что после 14 лет дети труднее привыкают к режиму пансиона, возникают проблемы с дисциплиной. Чем младше ребенок, тем легче он адаптируется.
Всего в школе 94 ученика, в основном это дети бизнесменов. Сейчас в лицее учатся два юноши из Казахстана — дети членов правительства. Родители платят за обучение и пансион $750 в месяц.
Воспитатели работают круглосуточно. На одного воспитателя приходится примерно десять детей.
Распорядок дня таков. Подъем в 8 утра (старшеклассники встают в 7.45). Утренняя зарядка на воздухе (если температура не опускается ниже минус 10.). Вместо зарядки можно поплавать в бассейне. В 9.00 завтрак. Затем два урока по 40 минут. В 10.45 — ланч. После шестого урока, в 14.20,— обед из четырех блюд. С 15.00 до 16.20 у старших детей 7-й и 8-й уроки, младшие гуляют. После полдника свободное время, которое в основном отдается спорту или внеклассным мероприятиям. В 19.00 ужин, затем самоподготовка. Обычно младшие успевают сделать уроки за час, старшеклассникам требуется больше времени. Отход ко сну в 22.00, но старшим детям разрешается ложиться чуть позже.
Воспитатели строго следят за режимом и соблюдением правил, принятых в пансионе. В частности, детям запрещают иметь в комнатах телевизор — только плейер или радиоприемник.
Поступить можно в любой класс с 1-го по 10-й. При приеме проверяют знания по школьной программе. Это школа с углубленным изучением английского, а потому желательно, чтобы английский ребенок знал хотя бы на «4». Ежегодно дети и учителя выезжают на стажировку в Великобританию, в международный центр Ковентри (стоимость поездки $1500). С 6-го класса изучают второй язык по выбору. К числу обязательных предметов относится теннис.
Подготовка к поступлению в вузы начинается в 10-м классе. В расписании выделяется так называемый базовый день — ребят везут в Москву, в те вузы, куда они намерены поступать. С учениками занимаются институтские преподаватели. Для тех, кто готовится на экономические факультеты,— занятия по русскому языку, литературе, математике и географии. Для поступающих на юридические — русский, литература, история, основы законодательства. Тем, кто идет в МИЭМ, преподают русский, литературу, математику и физику.
В апреле одиннадцатиклассники сдают вступительные экзамены в вуз. Если лицеист набирает проходной балл (в основном надо сдать без «троек»), его сразу зачисляют на факультет, не дожидаясь основного потока.
Докуда язык доведет

Гуманитарные профессии, которые еще недавно хорошо кормили (история, филология, философия), давали возможность творческой самореализации, вводили в интеллектуальную среду, ныне не самые денежные. Однако гуманитарные вузы (большинство из которых теперь называются университетами) смогли перестроиться. Теперь они готовят не учителей иностранного языка, литературы или истории. В гуманитарных вузах появились экономические и юридические факультеты. Экономист, юрист, политолог и тот же историк со знанием языков и страноведческой подготовкой — это уже совсем другое дело. И перспективы у них иные.
Лингвистический лицей N 1555 (государственное учреждение) при Московском государственном лингвистическом университете создан в 1994 году на базе французской спецшколы N32.
Не было случая, чтобы выпускник лицея не поступил в Лингвистический университет или в другие вузы — МГУ, МГИМО. Наиболее популярными в Лингвистическом университете являются экономическое, юридическое, политологическое отделения и отделение прикладной лингвистики факультета гуманитарных и прикладных наук.
Лицей принимает в 8-й и 9-й классы.
У лицеистов, естественно, насыщенная программа языковой подготовки — один язык основной (английский, французский или немецкий), второй — по выбору, обязательно латынь. Языки занимают третью часть учебного времени: в 8-м классе по 6 часов каждого языка в неделю, в 9—11-м — по 5 часов. Уроки иностранного языка в 11-м классе ведут только университетские преподаватели.
Общеобразовательные предметы сокращены. В 10—11-м классах значительно меньше часов, чем в обычных школах, отводится на математику, а химия, физика и биология объединены в курс естествознания.
Высвобождающееся время отдано спецпредметам — основам перевода на английский, немецкий, французский, психологии и методики преподавания иностранного языка в дошкольных учреждениях, латыни, античной мифологии, литературе страны первого изучаемого языка, мировой художественной культуре, а в 10—11-м классах еще и русскому языку.
Лицеисты заранее выбирают факультет. на который хотят поступать. Соответственно в расписании добавляются спецпредметы: для педагогического факультета — психология и педагогика, для переводческого факультета — перевод, для факультета гуманитарных и прикладных наук — прикладная лингвистика.
Лицейский выпускной экзамен по языку принимают вузовские преподаватели. При оценках «4» и «5» экзамен засчитывается как вступительный в университет. Остальные вступительные экзамены выпускники лицея сдают на общих основаниях. Медалистов лицея (в 1997 году был один «золотой» и шесть «серебряных») зачисляют сразу.
При поступлении в 8-й класс абитуриенты сдают иностранный и русский языки, в 9-й — два иностранных. Набор в лицей проходит в мае, и конкурс зависит от основного языка. Самый большой — на английское отделение (3—4 человека на место). В параллели 3—4 класса по 25—27 учеников. Преобладают девочки. Вопроса дисциплины не существует — она идеальная. Кстати, этот лицей окончила дочь вице-спикера Госдумы Александра Шохина.
Обучение бесплатное.
Лицей участвует в образовательных программах ЮНЕСКО. В прошлом году это была акция «Изучение состояния прав человека», призванная привлечь внимание детей к проблемам мира, в котором они живут.
Востоковедческий государственный лицей N1535 при Институте стран Азии и Африки при МГУ был когда-то знаменитым «китайским интернатом», открывавшим в начале 50-60-х годов заманчивую перспективу работы в Китае.
После маоцзэдуновской «культурной революции» осталось мало желающих учить «китайскую грамоту». Да и сами преподаватели ИСАА скептически относятся к изучению восточных языков в школьном возрасте. Интернат не просто сменил в 1991 году вывеску и назвался лицеем — теперь здесь готовят будущих экономистов, историков и политологов для такого «тонкого дела», как Восток.
МГУ — единственный вуз в Москве, который не предоставляет абитуриентам никаких льгот (за исключением инвалидов). А потому выпускники Востоковедческого лицея поступают в вузы, в том числе и в МГУ, на общих основаниях. Из 60 ежегодных выпускников лицея в ИСАА идут 5—6 человек, остальные — на факультет иностранных языков, на филфак, в МГИМО. Но всем, говорят, приходится брать репетиторов.
Что же касается перспектив трудоустройства после ИСАА, то они в последнее время улучшились: берут на работу в аппарат президента и правительства, в МИД, в администрации республик и областей. Выпускники ИСАА работают в Инкомбанке, Автобанке, Промрадтехбанке, в рекламных и туристических фирмах.
Лицей принимает в 8-й класс. Обучение бесплатное.
В лицее два направления — социально-экономическое и историко-филологическое. Преподавание общеобразовательных дисциплин сокращено, зато детям дают два языка. На первый (английский, французский, или немецкий) отводится 5—6 часов в неделю, на второй (либо один из европейских, либо арабский, китайский, японский, корейский) — 4 часа в неделю. За 4 года учебы каждый учащийся должен прослушать 4 спецкурса по выбору. На истфиле это история, литература, география Востока, китаеведение, зарубежная литература, целостный анализ текста (поэтика), основы философии и психологии, античность: история и культура, история политических институтов в России. На соцэке: математический практикум, математическая логика, экономика. Иностранные языки и отдельные спецкурсы ведут преподаватели МГУ.
Приемные экзамены в социально-экономический класс лицея: иностранный язык (по программе школы, в которой учились), математика (письменно), диктант (на диктанте самый большой отсев). В историко-филологический класс надо сдавать иностранный язык, тестирование по истории, диктант «с продолжением» (дописать концовку текста). Конкурс обычно три человека на место. Если в предыдущие два года больше заявлений было в классы социально-экономического направления, то в прошлом году вдруг народ повалил на историко-филологической — четыре с половиной человека на место.
Лицейские подготовительные курсы для семиклассников работают с октября по март. Занятия два-три раза в неделю с 16.00. Записаться можно осенью на полный курс, а можно приступить к занятиям с января.
Можем дать поступающим бесплатный совет. Участвуйте в ежегодной историко-литературной олимпиаде для семиклассников. Проходит она в марте в помещении ИСАА на Моховой, 18. Победители получают один дополнительный балл для поступления в лицей.
И подсказка для родителей. Лицей — государственное учреждение, однако имеет фонд поддержки, куда можно сдать спонсорский взнос.
В отличие от востоковедческого, частный лицей Международного университета в Москве ориентирован, скорее, на Запад.
Здесь готовят экономистов и юристов со «страноведческим» уклоном (Европа, США). И лицей, и Международный университет — негосударственные учебные заведения. Университет организовали в 1990 году два известных деятеля конца перестройки — бывший мэр Москвы Гавриил Попов и бывший министр образования СССР Геннадий Ягодин. На пятом этаже университетского здания работала вечерняя экономическая школа старшеклассников. В 1995-м на ее месте и возник лицей.
В прошлом году из 37 выпускников лицея 25 поступили в МУ, в основном на юридический и экономический факультеты. 11 человек пошли в другие вузы — в Плехановскую академию, педуниверситет, Менделеевский институт. Поступали они туда на общих основаниях, занимались с репетиторами, чтобы подготовиться к требованиям конкретного вуза.
В лицее 10-й и 11-й классы. Плата за обучение $2500 в год. В Международном университете обучение стоит $4000 в год. Таким образом, диплом экономиста-международника (два года в лицее и четыре года в университете) стоит $21000.
Общеобразовательные предметы в лицее заканчиваются в 10-м классе, чтобы в 11-м уделить больше времени профильным предметам.
В 11-м классе учеников разделяют на два класса — экономический и гуманитарный. На английский отводится 6—8 часов в неделю. Математика, русский, история и обществоведение занимают 5-6 часов. Экономику зарубежных стран преподают на английском языке.
Домашних заданий много, но нужно не столько зубрить пройденное на уроке, сколько писать рефераты и самостоятельные работы. В конце каждой четверти выставляются рейтинговые оценки (по сумме оценок за все выполненные задания). Потом по сумме мест в рейтингах за два года определяют двух лучших учеников, которых принимают в университет на бесплатное обучение.
В новом году лицей МУ получит аккредитацию и будет выдавать выпускникам свидетельство о среднем образовании государственного образца. В прошлом году лицеисты сдавали выпускные экзамены в 41-й школе. И те, кто в лицее имел «тройки» по английскому, там получали «5». В декабре комиссия Московского комитета образования проверяла знания учащихся лицея и поставила хорошие отметки по русскому и английскому языкам, литературе, истории, математике, физике, химии, биологии.
Во время зимних каникул в 10-м классе недельная страноведческая практика в Финляндии. Для одиннадцатиклассников предусмотрена трехнедельная стажировка в Великобритании, где дети проходят страноведческую и языковую подготовку. Поездки оплачивают родители.
Выпускные экзамены по русскому языку, истории и математике засчитываются как вступительные в университет. А вот английский язык всем приходится сдавать заново. Дело в том, что в лицее ученики сдают экзамен по обычной форме (чтение и аудирование). А в университете проводят тест по международной системе TOEFL.
В 10-й класс лицея принимают по конкурсу. С 20 января начинается тестирование. Тесты несложные: 30 вопросов по русскому, 40 — по английскому и 30 — по математике. Надо правильно ответить на 75 вопросов из 100 — это проходной балл. К тестированию допускают всех желающих учеников 9-х классов.
Есть подготовительные занятия для девятиклассников — в течение трех месяцев занимаются русским (2 часа в неделю), английским (4 часа) и математикой (4 часа). Занятия с 16.30 до 19.30. Стоимость около 1500 рублей.
Шаг к Нобелевской премии

В области высоких технологий мы, безусловно, отстали и от Запада, и от Востока. Но зато мы умеем готовить кадры для зарубежных фирм — они охотно берут специалистов с дипломом МГУ (факультет ВМиК), МИФИ, МИЭМ. Коварные международные корпорации не дремлют, они уже присматриваются к московским физико-химическим лицеям: где оборудование подбросят, где стипендией прикормят…
Московский городской физико-математический лицей N1511 (государственный) при Московском инженерно-физическом институте статус государственного лицея получил в 1992 году, до этого это была физико-математическая школа N542.
В лицее 10—11-е классы. В вузы поступают абсолютно все выпускники. В МИФИ идут 70—75%, остальные — в МГУ на физический факультет, мехмат и ВМиК. Каждый год трех-четырех человек берут в Академию ФСБ на технические специальности. Дяди с Лубянки уже давно знают эту школу и вербуют себе сотрудников с младых ногтей.
Общеобразовательные предметы (литература, биология, география, история) даются в лицее в полном объеме. Профилирующие предметы: физику (7,5 часов в неделю против двух в обычной школе), математику (тоже 7,5 часов), химию и информатику — ведут доценты и профессора МИФИ. Все занятия проходят в лицее.
Есть в расписании предмет, который не преподается больше ни в одной школе,— экспериментальная физика. За два года каждый учащийся выполняет самостоятельно около 60 практических работ в физических лабораториях с профессиональным оборудованием.
Учителя лицея, как ни странно, даже гордятся тем, что у них не бывает медалистов. Программы очень сложные, и стиль работы непривычен для школьников. В 10-м классе дети неожиданно сталкиваются с новым, непривычным стилем работы, слишком насыщенной программой, поэтому в первом полугодии 10-го класса резко снижается успеваемость, доходит даже до «двоек». Правда, потом все выравниваются, но для медали нужно два года учиться только на «4» и «5».
Зато лицеисты успешно участвуют в городских, всероссийских и международных физических олимпиадах. Одно из самых престижных соревнований — «Конкурс юных ученых», который ежегодно проводит Варшавская академия наук. Победителю присуждается приз «Шаг к Нобелевской премии». В 1993 году его получил ученик лицея Дима Завадцев, в 1997-м — Андрей Школьников.
Выпускные экзамены лицея — вступительные в МИФИ: сочинение, математика, физика. Их принимает совместная комиссия преподавателей лицея и МИФИ.
Зачисление в МИФИ происходит сразу после выпускных — через два дня после получения аттестата абитуриенты уже идут в приемную комиссию МИФИ с заявлениями. Впрочем, конкурс все равно существует. Ведь есть факультеты с более высоким проходным баллом. Если лицеист недобрал баллы на избранный факультет, он может пересдать один-два экзамена в общем потоке. МИФИ заинтересован в ребятах, которых учил два года.
Экзамены в 10-й класс лицея принимаются в марте по воскресеньям. Сдавать надо физику, математику (письменно), диктант. Окончательное зачисление в июне. Конкурс 6—7 человек на место.
Обучение бесплатное.
При лицее есть подготовительные курсы, куда принимают всех желающих (тел.: 324-6040). Запись с 1 по 30 сентября, занятия с 1 октября по 15 мая. Учатся во второй половине дня (с 16.30—17.00). Год занятий стоит 1400 рублей.
Лицей информационных технологий N1537 (государственный, обучение бесплатное) существует всего второй год, но уже приобрел популярность. Готовит в Московский институт электроники и математики.
Лицей, расположенный в здании бывшего межшкольного комбината, оснащен наисовременнейшей вычислительной техникой — подарки от корпораций Intel, Hewlett Packard. Конечно, подарки сделаны не из одного альтруизма. Фирмы понимают, что в этом лицее для них подрастает новое поколение специалистов, уже сейчас умеющее обращаться с Pentium MMX, с программными продуктами Microsoft, Autodesc, Interface. А фирма Cognitive Technologie просто скупает детские мозги на корню, платит лучшим ученикам лицея стипендии по 200 рублей (новыми) в месяц.
В этом лицее, наверное, и в самом деле учатся талантливые дети. Одного ученика, рассказывают, выгнали за «творчество»: «сочинил» новый вирус и запустил его в школьную сеть. Бригада специалистов неделю «лечила» компьютеры.
В лицее учатся с 8-го по 11-й класс. Помимо углубленного изучения физики, математики и компьютера, обязательным предметом является английский язык — все четыре года по 3 часа в неделю. Ученики лицея получают квалификационные свидетельства по специальностям: «компьютерная графика», оператор ПВМ, лаборант-программист, «автоматизированное рабочее место (АРМ) менеджера», «АРМ настольных издательских систем», оператор телекоммуникационных систем.
Можно поступать в 8-й или 10-й класс. Сдают математику (письменно), диктант, комплексные тесты на логическое мышление, собеседование по физике. Прием длится с апреля по август. Конкурс 4 человека на место. В параллели два класса, в классе 23—25 человек. Три четверти учеников — мальчики.
В Химическом лицее N1303 (государственный) рекордный для Москвы конкурс — 10 человек на место! И это несмотря на то, что лицей не имеет договора о льготах ни с одним вузом. Многие выпускники лицея поступают в МГУ (мехмат, физфак, химфак), в другие вузы.
Лицей находится в здании бывшего районного дома пионеров. Обучение бесплатное.
Среди родителей старшеклассников существует стойкое убеждение, что, во-первых, сюда отбирают исключительно одаренных, во-вторых, здесь дают углубленную подготовку по всем школьным предметам. К тому же 6 часов иностранного языка в неделю.
Но есть еще один секрет престижа химического лицея: по профилирующим предметам (химия, физика. математика) с детьми занимаются сотрудники Академии наук. Не только читают лекции и ведут практические занятия — они приобщают детей к научной работе. В самом прямом смысле: поручают им экспериментальные разработки (разумеется, в доступных пределах) по академическим проектам. Бывает, дети выходят из лицея, имея научные публикации. Сотрудничество детей и академиков продолжается в вузах. Обычно у пятикурсников уже наполовину готова диссертация, а через год-другой они выходят на защиту. О трудоустройстве никто и не беспокоится, потому что место в академической лаборатории уже ждет выпускников.
Набор в лицей небольшой: в каждой параллели два класса по 15 человек. Для поступления в 9-й класс необходимо сдать экзамены по физике и математике (оба письменно). Предпочтение отдается победителям олимпиад. Тем, кого в лицей с первого захода не берут, рекомендуется походить в вечернюю школу (два раза в неделю по четыре часа), позаниматься химией и математикой. Занятия бесплатные.
Технические трудности

Технические вузы, в какое-то время совсем было растерявшие студентов, сумели перестроиться тем же путем, что и гуманитарные,— ввели экономические и юридические специальности по своим отраслям, обучают техническому переводу. А потому им нужны абитуриенты со специальной подготовкой по физике и математике, по профилирующим предметам, по языкам. В лицеи при технических вузах тоже конкурс. А значит, и в вузы через год-другой зазывать уже не будут.
Энерго-физический лицей N 1502 (государственный) был в Москве самым первым. Его основатель и нынешний директор — Владимир Львович Чудов, выпускник Московского энергетического института. И понятно, что лицей ориентирован на МЭИ, хотя является вполне самостоятельным учебным заведением и имеет собственное помещение. Обучение бесплатное.
Лицей выпустил уже около 2000 учеников. Практически все поступили в вузы (70% в МЭИ, остальные в МГУ на самые разные факультеты, в Государственную академию управления).
Система обучения приближена к вузовской. Во-первых, учебный год разбит на семестры, во-вторых, занятия строятся по лекционно-семинарским циклам. В расписании спаренные часы (45+45 минут, между ними 5 минут перерыв). В день 3—4 пары, 6-дневная неделя.
С 9-го класса углубленно изучается английский. Дело в том, что в МЭИ, начиная с 3-го курса, за относительно небольшую дополнительную плату можно получить вторую специальность — переводчика, юриста, экономиста, политолога, эколога, а для этого требуется знание языка.
Возможности трудоустройства после вуза неплохие. Подсчитано, что на одного выпускника поступает 1,5 предложения от фирм и предприятий, где можно выбрать стартовую зарплату от $300.
Конкурс в лицей — 3 человека на место. Принимают в 9-й и в 10-й классы. В 9-й класс сдают математику, иностранный язык, тестирование по русскому языку. В 10-й — физику, математику (письменно), русский язык (тестирование).
При лицее действуют платные подготовительные курсы. Набор в сентябре (на 1-й семестр) и в декабре (на 2-й семестр). Занятия проводятся ежедневно, кроме субботы и воскресенья, с 16.00.
Лицей N1524 (государственный, обучение бесплатное) готовит к поступлению в Московскую академию приборостроения, Университет автомобильного и тракторного машиностроения, Государственную академию управления, Московский автомеханический университет. Выпускники лицея зачисляются в эти вузы в августе, после общего конкурса. Однако уже в июне, сдав выпускные и набрав проходной балл (он определяется еще до начала экзаменов), лицеисты могут быть уверены, что поступили. К тому же у них есть шанс пересдать 1—2 экзамена в общем потоке, если появится желание перейти на другой факультет или в иной вуз.
Кроме «договорных» вузов, ребята идут в МГУ (психфак, естественнонаучные факультеты), МИФИ, в медицинские институты. В другие вузы поступают без репетиторов, в крайнем случае посещают подготовительные курсы.
Вместе с аттестатом о среднем образовании желающим выдается сертификат о присвоении квалификации лаборант-программист. Специальность хорошая, получивших ее с удовольствием возьмут в самые разные фирмы.
Лицей принимает в 8-й класс. Экзамены: математика, физика (письменно), диктант, психологическое тестирование, выявляющее склонности детей и общий уровень подготовки. Конкурс 5—7 человек на место.
5—6 круглых отличников лицея получают стипендию (ее размер не разглашается).
Лицей N 1550 (государственный, обучение бесплатное) готовит в Московский автодорожный институт. Но примерно двое из десяти выпускников поступают в Финансовую академию, МГУ, в Бауманский.
В лицее ученики получают профессии водителя категорий «В» и «С», программиста, экономиста транспортного предприятия (если кто-то вдруг не поступит в институт, то может работать экономистом-стажером).
Лицей расположен в здании бывшей школы N1182, где теперь остались только 9—11-е классы. Поступающие в лицей сдают физику и математику (письменно), диктант, проходят психологическое тестирование. В 9-й класс конкурса практически нет, а 10-м на одно место претендуют 4—5 человек.
Самые престижные специальности в МАДИ — экономика, вычислительная техника, управление, менеджмент (факультет АСУ). В МАДИ готовят эксплуатационников, а не конструкторов, как в МАМИ, соответственно и перспективы трудоустройства самые радужные. После МАДИ идут на государственные автотранспортные предприятия, в автосервис, государственный и частный, в ГАИ, в дорожное хозяйство.
Лицей N 1605 — самый большой в Москве. Расположен в бывшей школе, из который вывели младшие классы. В структуре — 23 лицейских класса с 8-го по 11-й. Мест много, поэтому и конкурса нет — открывают столько классов, сколько наберут учеников. Точнее, сколько человек сдадут приемные экзамены (физику, математику. русский и литературу) без «двоек».
Готовят к поступлению в Московский авиационный университет, Московский химико-технологический университет, Академию легкой промышленности и педагогический университет. Дети поступают в «договорные» вузы. Случаев непоступления не помнят.
Юношам вместе с аттестатом дают сертификат о присвоении квалификации оператор-программист, девушки изучают машинопись.
Классы: математические, лингвистические, физико-математические и экономические.
Для желающих поступить в лицей организованы подготовительные курсы, которые начинают работу в январе. Занятия ежедневно, кроме воскресенья.
Вы танцуете? А я считаю

В бывшем столичном Дворце пионеров, ныне называемом тоже Дворцом, но уже технического творчества детей и юношества, давно не дудят в горны и не бьют в барабаны. А преподаватели бывших кружков занялись подготовкой детей в вузы. Сами же студии и кружки получили статус лицеев. Их во Дворце сейчас два — киношкола N1318 и лицей N1525.
Московская международная киношкола N1318 образована в 1991 году из киностудии Дворца пионеров. Финансируют киношколу городской комитет образования и благотворительный совет — около двадцати российских и зарубежных фирм. Каждая из них ежемесячно перечисляет школе от $100 до $1000. Еще существует попечительский совет школы, куда входят известные деятели кино, в частности Валерий Тодоровский и Виктор Шендерович.
Школа выдает аттестат государственного образца. К нему прилагается специальный сертификат, где перечислены все спецкурсы и творческие мастерские. Педагоги школы считают, что подготовка в вуз не главная задача — прежде всего надо развивать творческие способности учеников.
90% выпускников поступают в профильные вузы. Кто во ВГИК, кто в Щукинское и Щепкинское училища, в ГИТИС, училище МХАТа. Некоторые поступают в МГУ, РГГУ.
Ученики получают сертификат о присвоении квалификации оператор телевидения, актер массовых сцен, помощник режиссера. Те, кто не поступил в вуз, работают на телевидении вторыми операторами, репортерами, помощниками режиссера, снимаются в массовке.
Принимают в 8-й класс на вечернее отделение: учащиеся должны решить для себя, правильно ли они сделали выбор. Из 40 человек в 9-й на дневное обучение идут 30, в 10-м остается 20, оканчивают лицей 10—15 человек.
Кроме общеобразовательных предметов, преподаются история искусства, философия, психология, история кино, история театра, язык кино, киноведение, основы кино-, театрального и телепроизводства. Английский, французский, немецкий (по выбору) изучают по 2 часа в неделю до 11-го класса включительно. Этими предметами дети занимаются в первой половине дня.
А во второй начинаются уроки творческого цикла: театральный практикум, актерское мастерство, акробатика, пантомима, танец, вокал, телепрактикум — репортаж, интервью, ток-шоу. Преподают педагоги театральных вузов, работники телевидения. По вторникам и четвергам — творческие мастерские, подготовка будущих продюсеров, режиссеров, актеров, операторов. Домашних заданий учащимся школы не задают, поскольку они с девяти утра до девяти вечера находятся в школе. Суббота выходной, в воскресенье — клубные мероприятия, собрания, балы. Занятия физкультурой проходят в бассейне, который школа арендует неподалеку. Каждый год проводится лыжный поход, по воскресеньям устраиваются соревнования по футболу между мастерскими. Во время каникул дети выезжают на съемки, на концертные гастроли.
Два раза в год в лицее проходят открытые сессии, на которые приезжают с лекциями наши и зарубежные мастера кино. Здесь вела занятия Маргарита Терехова, известный театральный режиссер Левинский, специалист ВГИКа по монтажу Эдуард Иоч, литературовед Владимир Бахмутский. В 1995 году супруга вице-президента США г-жа Гор провела мастер-класс по фотографии.
Набор в школу — с начала июня до конца сентября. (занятия с 1 октября). Поступающие в лицей должны пройти творческий конкурс, который длится три дня. В первый день надо продемонстрировать актерские, музыкальные, художественные способности (прочитать басню или стихотворение, спеть песню, нарисовать). Во второй день проверяется умение работать в творческой группе. В третий день —собеседование и зачисление. Кроме того, дети проходят тестирование по всем общеобразовательным предметам и психологический тест. На одно место обычно претендуют 4—5 человек.
Второе учебное заведение, возникшее из кружков Дворца пионеров на Воробьевых горах,— Лицей N 1525. Он имеет договоры о сотрудничестве с Экономико-статистическим институтом, МГТУ имени Баумана, РГГУ, Лингвистическим университетом, двумя педагогическими и Российским гуманитарным университетами.
В лицее несколько направлений, или, как их здесь называют, факультетов.
На гуманитарном изучают историю, литературоведение, изобразительное искусство, театр.
На физико-математическом, кроме физики и математики, занимаются астрономией, причем дети работают на телескопах в Звенигородской обсерватории, а летом — в Крымской.
Биохимическому факультету Дворец предоставляет свои теплицы, ботанический сад и живой уголок.
Ученики социально-экономического факультета проходят практику в московских гостиницах, ездят на стажировку в Лондон.
На информационно-технологическом факультете создана компьютерная лаборатория, ребята работают под руководством известного профессора Мордвинова из МИРЭА.
Ученики историко-археологического факультета летом работают в экспедициях.
На лингвистическом факультете 5 часов в неделю изучают английский, 3 часа — французский.
В лицее было уже четыре выпуска, каждый по 60 человек. Не поступили в вузы всего пятеро — просто не захотели. 58 бывших лицеистов учатся в расположенном по соседству МГУ. Поступают также в мединституты, Тимирязевскую академию и другие вузы.
Лицею помогают некоторые благотворительные фонды. Во всяком случае, у администрации нет проблем с мебелью и оборудованием, зато есть средства для материального поощрения лучших учеников.
Существует одна особенность при поступлении из лицея в названные выше вузы. Дети участвуют в эксперименте, который проводит Российский институт повышения квалификации работников образования (РИПКРО). Институт разрабатывает так называемые предвузовские тесты. Министерство образования их (тесты) утверждает и вместе с сопроводительным письмом (где указано, какой тест для какого вуза) рассылает по некоторым школам, в частности в лицей N1525. Дети отвечают на вопросы и высылают тесты обратно РИПКРО. Оттуда им присылают сертификат с оценкой. Абитуриент предъявляет сертификат приемной комиссии любого из названных выше вузов — и можно вступительные не сдавать, а спокойно дожидаться зачисления.

ДМИТРИЙ ТОЛКАЧЕВ, АЛЕКСАНДР ТРУШИН, ЕЛЕНА ТУЕВА

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK