Наверх
14 октября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2006 года: "Car da Vinci"

Главным событием фестиваля искусств «Черешневый лес» станет выставка «Наш современник Леонардо. Механизмы. Машины. Эскизы». С 22 мая в ГУМе на Красной площади можно будет увидеть в действии изобретения гения, опередившие свое время почти на 500 лет.   В ГУМе выставят около 80 экспонатов (весом не более 40 кг и размером 50×60х70 см), созданных по рисункам Леонардо да Винчи президентом фонда Anthropos Модесто Веччиа.

   Воссоздав по чертежам «машины» Леонардо да Винчи, исследователи доказали, что именно ему принадлежат «авторские права» на парашют, вертолет, акваланг, пулемет, автомобиль и массу других механизмов, без которых невозможно представить современную цивилизацию.

   На выставке можно будет увидеть модели зубчато-винтового механизма (составной части лестницы для штурма крепостей, похожей на те, что используют современные пожарные); шарикоподшипника (Леонардо разработал шариковые и роликовые подшипники, пытаясь решить проблему трения), экскаватора (машина устанавливалась на рельсы и по мере продвижения работ передвигалась вперед при помощи винтового механизма на центральном рельсе), а также гидравлической пилы (поток воды приводил в движение колесо, которое, в свою очередь, двигало вертикальную пилу и тележку со стволом дерева).

   Любимые модели самого Модесто Веччиа — велосипед и автомобиль: «В XV веке людям сложно было себе представить, что можно ездить на самодвижущихся аппаратах. Поэтому первый велосипед, похожий на чертеж Леонардо, был сделан лишь в конце XIX века братьями Райт».

   Покажут и летательные аппараты, например, парашют. («Если у человека есть тент из плотной ткани, каждая из сторон которого составляет 12 длин руки и высота — 12, то он может прыгнуть, не разбившись, с любой значительной высоты», — так описал Леонардо эту конструкцию). Вертикальный орнитоптер (аппарат с пусковым пружинным устройством, передающим свою энергию крыльям ornitottero в момент распрямления пружины). А также боевые машины: пушку, стреляющую при помощи пара, пулемет («мушкет в форме органной трубы» — три стойки со стволами, по замыслу устанавливались на телеге; установка вращалась, и одна стойка стреляла, вторая перезаряжалась, а третья остывала), скорострельные орудия для морских сражений (вращающаяся платформа с установленными на ней пушками) и многое другое.

   Модели были созданы на основании рисунков и записей 10 кодексов, среди которых важнейший — «Атлантический кодекс», впервые напечатанный издательством Hoepli в 1894—1904 годах. В нем на 1119 листах содержатся записи по математике и астрономии, ботанике и архитектуре, физике и военному искусству, но главное в нем — чертежи. «У инженеров Ренессанса не было планов и чертежей с техническими расчетами в современном понимании, — поясняет профессор Флорентийского университета Андреа Бернардони. — Тогда в лучшем случае мог быть приблизительный рисунок или «литературное» описание машины».

   Большинство изобретений Леонардо увидело свет лишь в ХХ веке. «Леонардо да Винчи значительно опередил свое время, и его идеи казались современникам утопическими, — говорит итальянский дизайнер Роберто Васкони, более 20 лет изучавший и воссоздававший машины. — Кроме того, он был настолько занятым человеком, что делал только чертежи, а на воплощение идей в жизнь у него не было времени. После его смерти первыми были воссозданы некоторые военные машины: в те времена война была главным занятием человечества. Например, выдвижную лестницу Леонардо придумал для штурма крепостей, а сейчас она — непременный атрибут современных пожарных». К сожалению, Леонардо да Винчи не оставил достойных учеников и не создал школы, так как, по свидетельствам современников, окружал себя красивыми, но безмозглыми помощниками-гомосексуалистами. Возможно, поэтому о его машинах и забыли на 500 лет.

   Впервые восстановлением моделей занялись в Миланском национальном музее науки и техники Леонардо да Винчи (Museo Nazionale della Scienza e della Tecnologia Leonardo da Vinci). «Машины, хранящиеся в музее, были построены в 1950-х годах одновременно с созданием музея, командой военных инженеров итальянской армии, для того чтобы отметить 500-летие со дня рождения Леонардо в 1952 году», — поясняет куратор музея Клаудио Джорджоне.

   Помимо миланского музея Леонардо, машины воссоздают в Институте и музее истории науки во Флоренции (Istituto e Museo di Storia della Scienza), Центре по изучению творчества Леонардо в Лос-Анджелесе (он является подразделением Калифорнийского университета), Музее науки в Лондоне (The Science Museum). Также существует несколько виртуальных проектов, например Leonardo3 (www.leonardo3.net) с компьютерными версиями моделей.

   Построить машину по чертежам непросто. «Леонардо не всегда указывал точные размеры своих машин, а ведь многие из них могут работать, только если они точно соблюдены, — поясняет Модесто Веччиа. — Кроме того, Леонардо сознательно делал ошибки в своих чертежах, а инструкции к изобретениям писал левой рукой справа налево, так что прочесть их можно только при помощи зеркала — так называемое mirror writing. Он очень боялся, что его записи, среди которых было значительное число военных разработок, попадут в нехорошие руки. Например, опасался, что чертежами его пушки (предшественницы мортиры), которая была для того времени супероружием, завладеют враги Флоренции». Доктору Карло Педретти, долго сотрудничавшему с американским специалистом по робототехнике, потребовалось больше 10 лет, чтобы заставить двигаться «автомобиль Леонардо». «Раньше пытались заставить конструкцию двигаться при помощи рессор, но оказалось, что механизм, приводящий тележку в движение, использует совсем другие пружины — внутри барабанов под «автомобилем», — говорит Педретти. — Те пружины, которым инженеры уделяли внимание в предыдущих попытках осуществить проект Леонардо, — не что иное, как система управления. Зато теперь деревянная конструкция движется на расстояние около 40 метров».

   Среди создателей машин Леонардо существует серьезная конкуренция, и порой встречается воровство. «У меня много раз воровали идеи, — жалуется Модесто Веччиа. — И я предпочитаю не поддерживать отношения с другими авторами машин Леонардо. Первыми, кто это сделал, были компьютерные графики, делавшие модели в виртуальном измерении. Но реальное создание машин, которые бы работали, оказалось им не по зубам. Возможно, ими двигало желание заработать — за модели можно выручить большие деньги. Наш фонд по принципиальным соображениям их не продает, а предоставляет на выставки по всему миру. Денег, которые мы получаем за билеты на нашу передвижную выставку, нам с лихвой хватает на исследования и создание новых моделей».

   Впрочем, не стоит преувеличивать аутентичность моделей. «Каждая модель — лишь интерпретация, ведь рисунки и описания Леонардо не полны, — уверяет Клаудио Джорджоне. — Его рисунки не были рассчитаны на то, чтобы немедленно строить машины, и многие детали, иногда очень значительные, отсутствуют. Их приходится «брать» из других машин. Поэтому говорить об абсолютно точном соответствии нельзя — лишь об авторской интерпретации, которая может в большей или меньшей степени соответствовать тому, что задумал Леонардо».

   «Гения отличает непредсказуемость»

   Сергей Капица, профессор, научный руководитель Российского нового университета

   — Может сегодня появиться гений «леонардовского» типа?

   — Сомневаюсь. Человек, который бы, подобно Леонардо, был великим художником, архитектором и инженером, вряд ли может сформироваться. Сегодня искусство отделилось от науки, да и сама наука очень сильно раздроблена. Одна из причин интереса к фигуре Леонардо — его целостность, способность окинуть мир единым взором через призму науки и искусства. В недавнем прошлом были люди, умевшие сочетать искусство с инженерией. Эйфель, Шухов, думаю, фигуры сходного типа. Великий авиаконструктор Туполев говорил: «Только красивые самолеты хорошо летают». То есть красота функциональна.

   — Зачем сейчас пытаться воссоздать эти машины?

   — Подобная реконструкция — один из способов проникновения в культуру прошлого. Это наглядное пособие по истории науки и культуры. Изучение наследия таких гигантов, как Леонардо, очень важно. Не зная их творчества, нельзя стать ни хорошим инженером, ни хорошим художником.

   — Почему проекты Леонардо так и не были реализованы при его жизни?

   — Мне кажется, что он делал свои чертежи исключительно как упражнение для ума, не рассчитывая на их реальное воплощение. Кроме того, в его распоряжении не было подходящих материалов для конструирования — только дерево. И главное — не существовало социального заказчика: изобретения на тот момент не были востребованы обществом. Заслуга Леонардо да Винчи в другом — его работы демонстрируют полет ума и учат раскрепощению воображения. Циолковский, кстати, свою ракету тоже рисовал, а не делал чертежи, по которым ее можно было бы построить, это был его полет мысли. А уже потом сотни и сотни людей, инженеров, ее разработали. Но нужен был один, кто смог бы сломать стереотипы окружающего мира. Настоящего гения отличает непредсказуемость, выход за пределы реальности, а талант уже развивает данную реальность. Мы все стоим на плечах гигантов. Таких, как да Винчи.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK