26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Чемпионат мира: спонсорам пора включаться в игру"

Архивная публикация 2002 года: "Чемпионат мира: спонсорам пора включаться в игру"

Футбольный истеблишмент отдаляется от болельщиков, и это -- главное, что должно заставить спонсоров настаивать на реформах в ФИФА.31 мая на открытии футбольного чемпионата мира в Сеуле Джозеф Зепп Блаттер (Josef Sepp Blatter) наверняка чувствовал себя триумфатором. Главы национальных футбольных ассоциаций всего мира только что переизбрали его на следующий четырехлетний срок на пост президента ФИФА, контролирующей, пожалуй, самое большое шоу в мире.
Члены исполкома ФИФА обвиняли Блаттера во взяточничестве и финансовых нарушениях, но он упорно стоял на том, что обвинения необоснованны. Теперь его реабилитировали голосованием: 139 голосов "за" и 56 -- "против".
А вот болельщиков спросить забыли. Когда Блаттер произносил в Сеуле свою речь, зрители во весь голос выражали недовольство и свистели. Это оказалось неожиданностью и дурным знаком не только для 66-летнего Блаттера, но и для спонсоров чемпионата мира: McDonalds, Coca-Cola и Anheuser-Busch (каждый из них вложил в чемпионат по $28 млн.).
Спонсоры пока не вмешиваются во внутренние проблемы ФИФА. Даже после опубликованного в мае разгромного заявления Мишеля Зен-Руффинена (Michel Zen-Ruffinen), генерального секретаря ФИФА, бывшего протеже Блаттера. В нем он обвинял Блаттера в том, что тот продал американские права на трансляцию матчей чемпионата мира KirchMedia из Мюнхена за $220 млн., отказавшись от $320-миллионного предложения AIM International из Люцерна. И это всего лишь один из немалого числа сомнительных маневров, поставивших ФИФА на грань краха. Спонсоры же все время твердили, что болельщиков интересует только происходящее непосредственно на поле.
Может быть и так. Только вот спонтанное выражение их недовольства в Сеуле показывает, что футбольный истеблишмент опасно отдалился от болельщиков. Это еще один серьезный повод для спонсоров начать лоббирование реформ в ФИФА до чемпионата мира 2006 года. "Активные действия -- в их собственных интересах", -- говорит Джереми Поуп (Jeremy Pope) из лондонской антикоррупционной группы Transparency International.
Организационно ФИФА действует практически бесконтрольно. Исполком ФИФА не имеет точного представления даже о том, сколько Блаттер платит себе за свою работу. А с приглашенными исполкомом ФИФА независимыми аудиторами Блаттер просто-напросто отказался сотрудничать.
Снять Блаттера с его поста могут только национальные футбольные ассоциации, а они свой шанс упустили, ведь следующие выборы состоятся не раньше 2006 года. Швейцарская прокуратура расследует обвинения Зен-Руффинена, включая обвинение в том, что Блаттер заплатил $25 000 за информацию, порочащую человека, обвинившего присных Блаттера в покупке голосов на президентских выборах ФИФА 1998 года. На допрос Блаттер не явился, но в письменной форме ответил, что деньги были личным подарком нуждающемуся другу.
Проблемы ФИФА усугубляются серьезными трудностями в футбольном бизнесе. В Германии обанкротившаяся Kirch Media задолжала профессиональным командам $60 млн., и если Kirch или новый правообладатель не сможет расплатиться, то более слабым командам придет конец. Аналогичная ситуация сложилась в Великобритании в связи с банкротством вещательной корпорации ITV Digital. Треть из 72 команд второй лиги могут развалиться, если не получат $260 млн., которые, по их словам, им должна ITV.
По большому счету, изменить что-то сейчас могут только спонсоры. И все же лишь корейская корпорация Hyundai Motor Co. публично позволяет себе некоторый прессинг, давая понять, что не захочет спонсировать чемпионат мира 2006 года, если ФИФА не разберется со своими проблемами. Однако очень скоро ФИФА предстоит час расплаты. В ноябре она продала ценных бумаг на $420 млн. в расчете на доходы от чемпионатов мира 2002 и 2006 годов и за счет этого вывела положительный баланс за 2000 и 2001 годы. В худшем случае ФИФА начнет тонуть, и спонсорам придется либо спасать ее, либо создавать заново.
Чтобы избежать подобного развития событий, спонсоры должны убедить Блаттера в необходимости сотрудничества с независимыми аудиторами. И они должны настоять на том, чтобы ФИФА подробнее отчитывалась за десятки миллионов долларов, выделенные странам-участницам. При сохранении нынешней закрытости красивая игра будет по-прежнему страдать от отвратительных махинаций вне поля.

Джек Юинг (Jack Ewing) с Керри Кэпелл (Kerry Capell) в Лондоне. -- Business Week.

Футбольный истеблишмент отдаляется от болельщиков, и это -- главное, что должно заставить спонсоров настаивать на реформах в ФИФА.31 мая на открытии футбольного чемпионата мира в Сеуле Джозеф Зепп Блаттер (Josef Sepp Blatter) наверняка чувствовал себя триумфатором. Главы национальных футбольных ассоциаций всего мира только что переизбрали его на следующий четырехлетний срок на пост президента ФИФА, контролирующей, пожалуй, самое большое шоу в мире.

Члены исполкома ФИФА обвиняли Блаттера во взяточничестве и финансовых нарушениях, но он упорно стоял на том, что обвинения необоснованны. Теперь его реабилитировали голосованием: 139 голосов "за" и 56 -- "против".

А вот болельщиков спросить забыли. Когда Блаттер произносил в Сеуле свою речь, зрители во весь голос выражали недовольство и свистели. Это оказалось неожиданностью и дурным знаком не только для 66-летнего Блаттера, но и для спонсоров чемпионата мира: McDonalds, Coca-Cola и Anheuser-Busch (каждый из них вложил в чемпионат по $28 млн.).

Спонсоры пока не вмешиваются во внутренние проблемы ФИФА. Даже после опубликованного в мае разгромного заявления Мишеля Зен-Руффинена (Michel Zen-Ruffinen), генерального секретаря ФИФА, бывшего протеже Блаттера. В нем он обвинял Блаттера в том, что тот продал американские права на трансляцию матчей чемпионата мира KirchMedia из Мюнхена за $220 млн., отказавшись от $320-миллионного предложения AIM International из Люцерна. И это всего лишь один из немалого числа сомнительных маневров, поставивших ФИФА на грань краха. Спонсоры же все время твердили, что болельщиков интересует только происходящее непосредственно на поле.

Может быть и так. Только вот спонтанное выражение их недовольства в Сеуле показывает, что футбольный истеблишмент опасно отдалился от болельщиков. Это еще один серьезный повод для спонсоров начать лоббирование реформ в ФИФА до чемпионата мира 2006 года. "Активные действия -- в их собственных интересах", -- говорит Джереми Поуп (Jeremy Pope) из лондонской антикоррупционной группы Transparency International.

Организационно ФИФА действует практически бесконтрольно. Исполком ФИФА не имеет точного представления даже о том, сколько Блаттер платит себе за свою работу. А с приглашенными исполкомом ФИФА независимыми аудиторами Блаттер просто-напросто отказался сотрудничать.

Снять Блаттера с его поста могут только национальные футбольные ассоциации, а они свой шанс упустили, ведь следующие выборы состоятся не раньше 2006 года. Швейцарская прокуратура расследует обвинения Зен-Руффинена, включая обвинение в том, что Блаттер заплатил $25 000 за информацию, порочащую человека, обвинившего присных Блаттера в покупке голосов на президентских выборах ФИФА 1998 года. На допрос Блаттер не явился, но в письменной форме ответил, что деньги были личным подарком нуждающемуся другу.

Проблемы ФИФА усугубляются серьезными трудностями в футбольном бизнесе. В Германии обанкротившаяся Kirch Media задолжала профессиональным командам $60 млн., и если Kirch или новый правообладатель не сможет расплатиться, то более слабым командам придет конец. Аналогичная ситуация сложилась в Великобритании в связи с банкротством вещательной корпорации ITV Digital. Треть из 72 команд второй лиги могут развалиться, если не получат $260 млн., которые, по их словам, им должна ITV.

По большому счету, изменить что-то сейчас могут только спонсоры. И все же лишь корейская корпорация Hyundai Motor Co. публично позволяет себе некоторый прессинг, давая понять, что не захочет спонсировать чемпионат мира 2006 года, если ФИФА не разберется со своими проблемами. Однако очень скоро ФИФА предстоит час расплаты. В ноябре она продала ценных бумаг на $420 млн. в расчете на доходы от чемпионатов мира 2002 и 2006 годов и за счет этого вывела положительный баланс за 2000 и 2001 годы. В худшем случае ФИФА начнет тонуть, и спонсорам придется либо спасать ее, либо создавать заново.

Чтобы избежать подобного развития событий, спонсоры должны убедить Блаттера в необходимости сотрудничества с независимыми аудиторами. И они должны настоять на том, чтобы ФИФА подробнее отчитывалась за десятки миллионов долларов, выделенные странам-участницам. При сохранении нынешней закрытости красивая игра будет по-прежнему страдать от отвратительных махинаций вне поля.


Джек Юинг (Jack Ewing) с Керри Кэпелл (Kerry Capell) в Лондоне. -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».