Наверх
12 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2009 года: "ДЕЛА ПОРТФЕЛЬНЫЕ"

Рынок корпоративного кредитования стал консервативнее. Банкам пока еще сложно наращивать объемы, главная задача — сохранить имеющихся клиентов.    Кредитный портфель российских банков с начала года практически не увеличился. Рост на 0,2%, по оценкам аналитиков, статистически значимой величиной не является. Тем не менее участники рынка все же говорят о некоторой положительной динамике. Так, по оценке заместителя руководителя дивизиона корпоративного бизнеса Пробизнесбанка Николая Алексеева, с мая-июня в секторе корпоративного кредитования наблюдается оживление, и, возможно, уже в октябре, в отчетности банков будет отражен более заметный прирост портфеля.
   Безусловно, новые экономические условия повлияли на спрос на кредиты. Уменьшилось количество платежеспособных предприятий. Да и компании, сохранившие более или менее финансово устойчивое положение, не спешат наращивать объемы производства (и, соответственно, объемы заимствований). В более выигрышной ситуации оказались лишь 169 предприятий, кредиты и векселя которых, согласно положению Банка России №312-П, будут приниматься в качестве залога для кредитов ЦБ. По словам начальника управления по работе с клиентами АКБ «Национальный резервный банк» Михаила Боголюбского, для некоторых из них объем предложений банков превышал их собственные потребности, что позволило им выбирать наиболее выгодные условия.
   На изменения в структуре самого спроса обращает внимание заместитель руководителя департамента корпоративных клиентов банка «Уралсиб» Константин Краснов: «Если в прошлые годы деньги активно вкладывались в долгосрочные проекты, то теперь клиентам необходимо покрытие разрывов в ликвидности, включая пролонгацию или рефинансирование имеющейся задолженности».
   Да и банкиры стали более взвешенно подходить к формированию своей кредитной политики — в частности, пересмотрели ставки и сроки кредитования, залоговые требования.
   «В условиях кризиса резко выросли риски, которые связаны с потерей ликвидности заемщиками, — поясняет Николай Алексеев. — Оценить эти риски при отсутствии достоверной информации о контрагентах не представляется возможным. Поэтому в таких условиях банк финансирует только сделки, которые обеспечены высоколиквидным имуществом».
   Изменился и подход к оценке залогов. «Если раньше в качестве основного обеспечения по кредиту в некоторых случаях мог выступать только товар в обороте, то сейчас его удельный вес в общей залоговой массе не превышает 40%, остальное — твердый залог в виде недвижимости, оборудования, акций», — добавляет Михаил Боголюбский.
   Вместе с тем увеличился размер залоговых дисконтов. Практически исчез рынок инвестиционного кредитования. Большинство банков могут выдавать только краткосрочные кредиты на срок до года. Из-за возросших рисков, отмечает Боголюбский, увеличилась и средняя эффективная ставка кредитования (сейчас составляет более 20% годовых).
   Идеальный заемщик, по мнению Николая Алексеева, теперь выглядит так: компания, не зависящая от одного покупателя, с невысокой долей заимствований в пассивах, с рентабельностью, позволяющей оплачивать возросшие вместе с рынком проценты по кредиту.
   Как отмечают эксперты, опрошенные «Профилем», постепенно ситуация на рынке корпоративного кредитования стабилизируется. «Проблемы с ликвидностью, с которыми столкнулся российский банковский сектор на пике кризиса, постепенно сходят на нет, — считает Михаил Боголюбский. — Это позволяет говорить о том, что во втором полугодии рынок корпоративного кредитования начал постепенно набирать обороты». Немалую роль в этом сыграло государство, которое через госбанки оказало существенную поддержку реальному сектору. К тому же недавно Центробанк в очередной раз снизил ставку рефинансирования до 10%.
   Михаил Боголюбский отмечает стабильный и поступательный рост объемов кредитования в Национальном резервном банке в сравнении даже с прошлогодними показателями. Он связывает это с политикой банка, ориентированной на работу с действующими клиентами, улучшение качества обслуживания кредитного портфеля и увеличение комиссионного дохода от операций по счетам. Конечно, кризис заставил банк изменить структуру корпоративного кредитного портфеля. Была значительно снижена доля строительного, девелоперского бизнеса и сферы финансовых услуг. Зато больше внимания стало уделяться заемщикам из стратегических отраслей экономики, получивших государственную поддержку.
   В первом полугодии по мере восстановления рынка стабилизировал свой кредитный портфель и Пробизнесбанк. А в настоящее время даже наблюдается рост. Хотя, как рассказал Николай Алексеев, в текущей ситуации банку пришлось снизить концентрацию кредитного портфеля и существенно повысить требования к финансовому состоянию заемщиков, а также требования к обеспечению и источникам возврата кредитов.
   Схожая ситуация и в «Уралсибе». По словам Константина Краснова, корпоративный кредитный портфель банка, конечно, активнее рос до кризиса. А с октября прошлого года кредитная политика банка стала более консервативной и требования к заемщикам ужесточились. Кредитный портфель банка, конечно, сократился, но при этом стало активнее развиваться кредитование малого бизнеса.

   КАКИЕ ПРОГРАММЫ КОРПОРАТИВНОГО КРЕДИТОВАНИЯ ВЫ СЕЙЧАС ПРЕДЛАГАЕТЕ?
   НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВ, заместитель руководителя дивизиона корпоративного бизнеса Пробизнесбанка:
   «За годы обслуживания компаний корпоративного бизнеса мы сформировали достаточно широкий ассортимент продуктов, которые обеспечивают различные финансовые потребности современного предприятия. Мы постоянно работаем над тем, чтобы совершенствовать функциональные характеристики каждого из наших продуктов. Сейчас банк предлагает корпоративному сектору практически весь спектр кредитных продуктов: овердрафты от 6 до 30 дней; кредиты от 30 дней до трех лет с различным целевым использованием и без него; гарантии и аккредитивы».
   МИХАИЛ БОГОЛЮБСКИЙ, начальник управления по работе с клиентами АКБ «Национальный резервный банк»:
   «Это весь спектр кредитов и кредитные линии разной срочности, предоставляемые в зависимости от потребностей заемщика, а также овердрафты и кредиты на инвестиционные цели, предоставляемые в рамках проектного финансирования на развитие бизнеса, модернизацию производства, а также направленные на пополнение оборотных средств заемщиков, закупку сырья и материалов или на приобретение новых активов. Все наши кредитные продукты не являются типовыми, за исключением, пожалуй, овердрафта, и имеют свою специфику, направленную на отраслевую принадлежность компании-заемщика. В основном кредитные программы краткосрочные (до одного года) и ориентированы на представителей авиационной, авиастроительной, энергомашиностроительной, текстильной, сельскохозяйственной, оборонной и химической отраслей экономики».
Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK