26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Дело божеское"

Архивная публикация 2008 года: "Дело божеское"

Коллекция древнерусского искусства в Русском музее — самая большая в мире. Музей открылся в 1897 году, в том же году открылась экспозиция иконописи. Сегодня в ней свыше 6 тыс. экспонатов.Экспозиция занимает второй этаж Михайловского дворца. Большая коллекция собиралась постепенно. Часть икон музей приобрел, часть ему дарили. Одним из дарителей был профессор кафедры истории искусств Петербургского университета, действительный член Русского археологического общества Никодим Кондаков и старший хранитель отделения искусства Средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа — он собрал довольно внушительную коллекцию древнерусского искусства, которую впоследствии отдал музею.
«Коллекция расширилась с приобретением икон за счет средств, выделенных по личному указу императора Николая II, — говорит заведующая отделом древнерусского искусства Русского музея Ирина Соловьева. — Тогда купили крупнейшую для того времени коллекцию древнерусских и греческих памятников академика Николая Петровича Лихачева (около 1500 икон)». Интересы Лихачева распространялись на русскую археографию, палеографию, документоведение и нумизматику. В 1907 году он опубликовал свой труд по истории древнерусского искусства «Манера письма Андрея Рублева».
Иконы, купленные на средства императора, пополнили Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины имени императора Николая II, открытое в 1914 году. Туда также вошли иконы, подаренные музею Николаем II, — эти подарки атрибутировались как дары «лица, пожелавшего остаться неизвестным».
После революции, когда по всей стране закрывались храмы и монастыри, музей спасал их уникальные коллекции. Так в экспозиции появились иконы из Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского монастырей.
В 50-е годы за счет традиционных в то время для всех музеев экспедиций коллекция снова расширилась. Русский музей ездил в основном в северо-западные, новгородские земли.
«В последние годы мы не так много приобретаем икон. Средств выделяется мало. Да и предлагается не так много из того, что мы хотим купить», — признается Соловьева.
Самой древней иконой в коллекции считается икона «Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил», которая датируется приблизительно концом XII века. До нашего времени она дошла со значительными подновлениями — фон, опись головы архангела и часть хитона переписали, возможно, в ХVII веке, а лик прописан при реставрации в XX. Икону нашли в Москве в начале 1920-х годов в отделе древностей Румянцевского музея. По ошибке ее создание приписали Симону Ушакову. При расформировании в 1925 году Румянцевского музея икона попала в Исторический музей, а затем в Третьяковскую галерею, которая в 1934 году передала ее Русскому музею. (Как икона оказалась в Румянцевском музее, до конца так и не известно.)
Другая гордость коллекции — икона «Борис и Глеб», датированная серединой XIV века. Вообще, для икон московской школы живописи XIV—XV веков в экспозиции выделен целый зал. Здесь весьма примечательны иконы из иконостаса Успенского собора Владимира — «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Сретение» и «Крещение Христа», созданные в мастерской Андрея Рублева. Также важное место занимает группа икон из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, написанных знаменитым иконописцем Дионисием и его учениками.
«Византийские памятники хранились у нас до 30-х годов. В 30-е годы произошла своеобразная музейная реформа — решили, что, во-первых, между музеями памятники должны распределяться равномерно. И решили древнегреческое искусство, византийскую и поствизантийскую живопись передать в Эрмитаж. Отдел византийского искусства в Эрмитаже возник в основном на основе памятников коллекции Николая Петровича Лихачева, которые были переданы из Русского музея. Но один из запасов этой коллекции у нас все-таки есть. Он так и называется «Греческая кладовая», — говорит Соловьева.

Коллекция древнерусского искусства в Русском музее — самая большая в мире. Музей открылся в 1897 году, в том же году открылась экспозиция иконописи. Сегодня в ней свыше 6 тыс. экспонатов.Экспозиция занимает второй этаж Михайловского дворца. Большая коллекция собиралась постепенно. Часть икон музей приобрел, часть ему дарили. Одним из дарителей был профессор кафедры истории искусств Петербургского университета, действительный член Русского археологического общества Никодим Кондаков и старший хранитель отделения искусства Средних веков и эпохи Возрождения Эрмитажа — он собрал довольно внушительную коллекцию древнерусского искусства, которую впоследствии отдал музею.
«Коллекция расширилась с приобретением икон за счет средств, выделенных по личному указу императора Николая II, — говорит заведующая отделом древнерусского искусства Русского музея Ирина Соловьева. — Тогда купили крупнейшую для того времени коллекцию древнерусских и греческих памятников академика Николая Петровича Лихачева (около 1500 икон)». Интересы Лихачева распространялись на русскую археографию, палеографию, документоведение и нумизматику. В 1907 году он опубликовал свой труд по истории древнерусского искусства «Манера письма Андрея Рублева».
Иконы, купленные на средства императора, пополнили Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины имени императора Николая II, открытое в 1914 году. Туда также вошли иконы, подаренные музею Николаем II, — эти подарки атрибутировались как дары «лица, пожелавшего остаться неизвестным».
После революции, когда по всей стране закрывались храмы и монастыри, музей спасал их уникальные коллекции. Так в экспозиции появились иконы из Соловецкого, Кирилло-Белозерского, Александро-Свирского монастырей.
В 50-е годы за счет традиционных в то время для всех музеев экспедиций коллекция снова расширилась. Русский музей ездил в основном в северо-западные, новгородские земли.
«В последние годы мы не так много приобретаем икон. Средств выделяется мало. Да и предлагается не так много из того, что мы хотим купить», — признается Соловьева.
Самой древней иконой в коллекции считается икона «Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил», которая датируется приблизительно концом XII века. До нашего времени она дошла со значительными подновлениями — фон, опись головы архангела и часть хитона переписали, возможно, в ХVII веке, а лик прописан при реставрации в XX. Икону нашли в Москве в начале 1920-х годов в отделе древностей Румянцевского музея. По ошибке ее создание приписали Симону Ушакову. При расформировании в 1925 году Румянцевского музея икона попала в Исторический музей, а затем в Третьяковскую галерею, которая в 1934 году передала ее Русскому музею. (Как икона оказалась в Румянцевском музее, до конца так и не известно.)
Другая гордость коллекции — икона «Борис и Глеб», датированная серединой XIV века. Вообще, для икон московской школы живописи XIV—XV веков в экспозиции выделен целый зал. Здесь весьма примечательны иконы из иконостаса Успенского собора Владимира — «Апостол Петр», «Апостол Павел», «Сретение» и «Крещение Христа», созданные в мастерской Андрея Рублева. Также важное место занимает группа икон из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, написанных знаменитым иконописцем Дионисием и его учениками.
«Византийские памятники хранились у нас до 30-х годов. В 30-е годы произошла своеобразная музейная реформа — решили, что, во-первых, между музеями памятники должны распределяться равномерно. И решили древнегреческое искусство, византийскую и поствизантийскую живопись передать в Эрмитаж. Отдел византийского искусства в Эрмитаже возник в основном на основе памятников коллекции Николая Петровича Лихачева, которые были переданы из Русского музея. Но один из запасов этой коллекции у нас все-таки есть. Он так и называется «Греческая кладовая», — говорит Соловьева.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».