26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Деньги на мыло"

Архивная публикация 2003 года: "Деньги на мыло"

В канун нового телевизионного сезона между каналами развернулась борьба, какой не помнят телестарожилы. Главный козырь в этой борьбе -- российский телесериал.Опыт отечественного телевещания последних лет подтвердил давно известный цивилизованному миру факт: сериал -- самый крепкий телевизионный наркотик. Об этом давно догадывались советские милиционеры и врачи: в 70-х годах кривая преступности резко шла вниз в дни показа английской "Саги о Форсайтах", а в 90-х дышащие на ладан старушки жили с девизом "Не умру, пока не узнаю, чем кончится "Санта-Барбара". Сергей Скворцов, президент компании "Феникс" (дважды лауреат ТЭФИ за сериал "По имени Барон"), считает, что качественный сериал -- "это вечнозеленый продукт, не имеющий срока годности: зритель привыкает к просмотру длинной истории. Через некоторое время подрастают новые зрители, которые с удовольствием начинают просмотр с начала".
Сериал -- хлеб насущный для телевидения (минута рекламного времени во время трансляции стоит $20--50 тыс.). Дату и время показа (как, собственно, и сам продукт) до премьеры телеканалы держат в секрете: в выигрыше окажется тот, чей сериал начнется в самое подходящее для зрителя время, и последний, "подсев" на фильм, обеспечит каналу высокие рейтинги. В этот раз тайны премьер особо ревностно берегут руководители Первого канала, памятуя о прошлогоднем провале нескольких дешевых мини-сериалов (4--8 серий) ("По ту сторону волков", "Светские хроники"): зрители не успели не только привыкнуть к героям, но даже запомнить их имена.
Сергей Шумаков, генеральный продюсер телеканала "Россия", уверен, что самое важное в политике каналов -- предугадать ожидания зрителей (от момента задумки сериала до выхода на экран проходит 2--2,5 года). "Совершенно очевидно, что зритель устал от примитивных и на скорую руку сбитых сериалов, это и подтвердил успех "Бригады" и "Идиота".
В предстоящем сезоне все каналы делают ставку на новые жанры. (Правда, от детективов и боевиков никто отказываться не собирается, но море любви в них придет на смену морям крови.) Телеканал СТС, например, 1 сентября откроет новую рубрику "Русские сериалы в 20.00" сериалами "Любительница частного сыска Даша Васильева" и "Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант" по мотивам иронических детективов Дарьи Донцовой. В планах канала шпионский детектив "Кавалеры Морской Звезды" и мелодрама "Бедная Настя". В тот же день, на полчаса раньше, канал НТВ выстрелит в старую мишень: стартует новый сезон "Улиц разбитых фонарей". Кстати, это единственная серьезная отечественная премьера на канале. Но политика НТВ исключение, подтверждающее правило, -- остальные телеканалы в этом сезоне голосуют за российский сериал. Телеканал "Россия" отнесся к новому сезону как к масштабной военной операции, решив наступать по всем фронтам. Зрителей ждут современная сага о судьбах людей в большом городе "Линия судьбы" (режиссер Дмитрий Месхиев), мыльная опера о судьбе ялтинской девушки "Ундина" (режиссер Юрий Беленький), авантюрная комедия "Темная Лошадка" (режиссер Сергей Газаров), исторический сериал "Баязет" по произведениям Валентина Пикуля. Продолжается работа над сериалом "Анна Каренина". Нас ожидают премьеры новых сезонов "Марша Турецкого" и "Каменской". RЕN ТV также запускает русскую серию: "Русские амазонки", "Главные роли", "О вреде курения" и др.
Телекритик Ирина Петровская, уверена, что в ближайшем будущем начнется бум классики: "Появление "Идиота" ознаменовало новый этап в жизни отечественного сериала". Генпродюсер "России" Сергей Шумаков полагает, что основу любого сериала составляет психологическая интрига сценария, -- будущее за психологическими драмами. Независимый производитель сериалов Сергей Скворцов считает, что зрители также хотят и комедийных сериалов. Все в один голос пророчат удачу мелодрамам. Во всяком случае, в западной телеиндустриии вечнозелеными стали именно те сериалы, в которых ставка делалась на человеческие отношения: больше всего номинаций на "Эмми" (телевизионный "Оскар") получили эпопеи "Клан Сопрано" и "Скорая помощь".
Правда, до того момента, когда наши сериалы смогут номинироваться на "Эмми", еще далеко. И дело не в отсутствии талантов, а в недостатке средств. Стоимость одной серии отечественного фильма $100--200 тыс. ("Бригада" и "Идиот" обошлись в $250 тыс.), тогда как серия посредственного западного продукта стоит от $500 тыс. (Два эпизода "Скорой помощи", которые демонстрировались в режиме прямого эфира, потянули аж на $14 млн.) Вкладывать большие средства в сериалы никто не торопится: за премьерный показ серии производитель получит не более $50--100 тыс., а за последующие показы и того меньше. Таким образом, приходится ждать около трех лет, чтобы хотя бы вернуть вложения. Но если уж зритель полюбил тот или иной сериал, его можно крутить (и зарабатывать) бесконечно. Телекритик Елена Афанасьева приводит пример наиболее удачного сериального бизнеса: "медиа-магнат Гусинский недавно продал компании "Гамма-фильм" (крупнейший дистрибьютор сериалов, входящий в "Альфа-Групп") так называемый пакет Досталя, в который входят 540 часов популярных сериалов, в том числе и многократно показанные "Менты" -- они ушли по $150 тыс. за серию.
Аналитики подсчитали, что потребность основных каналов в сериалах составляет примерно 2500 часов в год, а сейчас в России производится всего 700 часов. Так что дефицит сериалов на ближайшее время обеспечен.
"Наш сериал даже мечтать не может о том, что он пересечет границу".

"Профиль": Александр Наумович, чем вас привлекло телевидение?
Александр Митта: Я себя очень хорошо чувствую в телевизионном формате. Многие скептически относятся к жанру сериалов, а я в них вкладываю душу. Сериал объективно дает больше возможностей: в саге больше пространства и времени, а значит, и шансов полнее выразить то, что хочешь. В кино моей главной проблемой был ограниченный формат -- львиная доля сценария всегда оказывалась в мусорной корзине.
Когда я снял "Границу" и назвал ее кинороманом, никто сначала не понял почему. Дело в том, что в "Границе" фактически получилось три фильма, три жизненные истории, сплетенные в одну косичку. Сейчас я собираюсь снимать про жизнь городка металлургов, по большому счету -- про настоящую Россию. Это должно быть интересно на фоне однотипных сериалов, похожих друг на друга, как поросята.
"П.": Какие отечественные сериалы претендуют на то, чтобы быть вечнозелеными?
А.М.: Долго живут простые, ясные истории про жизнь, про смерть, про любовь, про надежды. Главное, чтобы простые истины не были пафосными, потому что человек по своей природе не любит, когда его учат, и ненавидит, когда им манипулируют. Зритель должен понимать: герой думает так же, как я, мучается так же и радуется тем же простым вещам. По большому счету, в этом и состоит задача сериалов -- избавить от одиночества. Никакой бандит или полицейский не может быть долгоиграющим.
"П.": Можно ли констатировать, что сериальный бум наконец докатился и до нас?
А.М.: До настоящего бума далеко. В Германии ежедневно на разных каналах идет по двенадцать новых сериалов, в США -- сотни. У нас же один-два фильма. На Западе не только много тратят на сериал, но и много получают взамен, причем в основном от продажи на телерынки других стран. Как только мы сможем делать продукт на экспорт, сериалы будут приносить серьезные деньги. Но пока наш сериал даже мечтать не может о том, что он пересечет границу.

В канун нового телевизионного сезона между каналами развернулась борьба, какой не помнят телестарожилы. Главный козырь в этой борьбе -- российский телесериал.Опыт отечественного телевещания последних лет подтвердил давно известный цивилизованному миру факт: сериал -- самый крепкий телевизионный наркотик. Об этом давно догадывались советские милиционеры и врачи: в 70-х годах кривая преступности резко шла вниз в дни показа английской "Саги о Форсайтах", а в 90-х дышащие на ладан старушки жили с девизом "Не умру, пока не узнаю, чем кончится "Санта-Барбара". Сергей Скворцов, президент компании "Феникс" (дважды лауреат ТЭФИ за сериал "По имени Барон"), считает, что качественный сериал -- "это вечнозеленый продукт, не имеющий срока годности: зритель привыкает к просмотру длинной истории. Через некоторое время подрастают новые зрители, которые с удовольствием начинают просмотр с начала".

Сериал -- хлеб насущный для телевидения (минута рекламного времени во время трансляции стоит $20--50 тыс.). Дату и время показа (как, собственно, и сам продукт) до премьеры телеканалы держат в секрете: в выигрыше окажется тот, чей сериал начнется в самое подходящее для зрителя время, и последний, "подсев" на фильм, обеспечит каналу высокие рейтинги. В этот раз тайны премьер особо ревностно берегут руководители Первого канала, памятуя о прошлогоднем провале нескольких дешевых мини-сериалов (4--8 серий) ("По ту сторону волков", "Светские хроники"): зрители не успели не только привыкнуть к героям, но даже запомнить их имена.

Сергей Шумаков, генеральный продюсер телеканала "Россия", уверен, что самое важное в политике каналов -- предугадать ожидания зрителей (от момента задумки сериала до выхода на экран проходит 2--2,5 года). "Совершенно очевидно, что зритель устал от примитивных и на скорую руку сбитых сериалов, это и подтвердил успех "Бригады" и "Идиота".

В предстоящем сезоне все каналы делают ставку на новые жанры. (Правда, от детективов и боевиков никто отказываться не собирается, но море любви в них придет на смену морям крови.) Телеканал СТС, например, 1 сентября откроет новую рубрику "Русские сериалы в 20.00" сериалами "Любительница частного сыска Даша Васильева" и "Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант" по мотивам иронических детективов Дарьи Донцовой. В планах канала шпионский детектив "Кавалеры Морской Звезды" и мелодрама "Бедная Настя". В тот же день, на полчаса раньше, канал НТВ выстрелит в старую мишень: стартует новый сезон "Улиц разбитых фонарей". Кстати, это единственная серьезная отечественная премьера на канале. Но политика НТВ исключение, подтверждающее правило, -- остальные телеканалы в этом сезоне голосуют за российский сериал. Телеканал "Россия" отнесся к новому сезону как к масштабной военной операции, решив наступать по всем фронтам. Зрителей ждут современная сага о судьбах людей в большом городе "Линия судьбы" (режиссер Дмитрий Месхиев), мыльная опера о судьбе ялтинской девушки "Ундина" (режиссер Юрий Беленький), авантюрная комедия "Темная Лошадка" (режиссер Сергей Газаров), исторический сериал "Баязет" по произведениям Валентина Пикуля. Продолжается работа над сериалом "Анна Каренина". Нас ожидают премьеры новых сезонов "Марша Турецкого" и "Каменской". RЕN ТV также запускает русскую серию: "Русские амазонки", "Главные роли", "О вреде курения" и др.

Телекритик Ирина Петровская, уверена, что в ближайшем будущем начнется бум классики: "Появление "Идиота" ознаменовало новый этап в жизни отечественного сериала". Генпродюсер "России" Сергей Шумаков полагает, что основу любого сериала составляет психологическая интрига сценария, -- будущее за психологическими драмами. Независимый производитель сериалов Сергей Скворцов считает, что зрители также хотят и комедийных сериалов. Все в один голос пророчат удачу мелодрамам. Во всяком случае, в западной телеиндустриии вечнозелеными стали именно те сериалы, в которых ставка делалась на человеческие отношения: больше всего номинаций на "Эмми" (телевизионный "Оскар") получили эпопеи "Клан Сопрано" и "Скорая помощь".

Правда, до того момента, когда наши сериалы смогут номинироваться на "Эмми", еще далеко. И дело не в отсутствии талантов, а в недостатке средств. Стоимость одной серии отечественного фильма $100--200 тыс. ("Бригада" и "Идиот" обошлись в $250 тыс.), тогда как серия посредственного западного продукта стоит от $500 тыс. (Два эпизода "Скорой помощи", которые демонстрировались в режиме прямого эфира, потянули аж на $14 млн.) Вкладывать большие средства в сериалы никто не торопится: за премьерный показ серии производитель получит не более $50--100 тыс., а за последующие показы и того меньше. Таким образом, приходится ждать около трех лет, чтобы хотя бы вернуть вложения. Но если уж зритель полюбил тот или иной сериал, его можно крутить (и зарабатывать) бесконечно. Телекритик Елена Афанасьева приводит пример наиболее удачного сериального бизнеса: "медиа-магнат Гусинский недавно продал компании "Гамма-фильм" (крупнейший дистрибьютор сериалов, входящий в "Альфа-Групп") так называемый пакет Досталя, в который входят 540 часов популярных сериалов, в том числе и многократно показанные "Менты" -- они ушли по $150 тыс. за серию.

Аналитики подсчитали, что потребность основных каналов в сериалах составляет примерно 2500 часов в год, а сейчас в России производится всего 700 часов. Так что дефицит сериалов на ближайшее время обеспечен.

"Наш сериал даже мечтать не может о том, что он пересечет границу".


"Профиль": Александр Наумович, чем вас привлекло телевидение?

Александр Митта: Я себя очень хорошо чувствую в телевизионном формате. Многие скептически относятся к жанру сериалов, а я в них вкладываю душу. Сериал объективно дает больше возможностей: в саге больше пространства и времени, а значит, и шансов полнее выразить то, что хочешь. В кино моей главной проблемой был ограниченный формат -- львиная доля сценария всегда оказывалась в мусорной корзине.

Когда я снял "Границу" и назвал ее кинороманом, никто сначала не понял почему. Дело в том, что в "Границе" фактически получилось три фильма, три жизненные истории, сплетенные в одну косичку. Сейчас я собираюсь снимать про жизнь городка металлургов, по большому счету -- про настоящую Россию. Это должно быть интересно на фоне однотипных сериалов, похожих друг на друга, как поросята.

"П.": Какие отечественные сериалы претендуют на то, чтобы быть вечнозелеными?

А.М.: Долго живут простые, ясные истории про жизнь, про смерть, про любовь, про надежды. Главное, чтобы простые истины не были пафосными, потому что человек по своей природе не любит, когда его учат, и ненавидит, когда им манипулируют. Зритель должен понимать: герой думает так же, как я, мучается так же и радуется тем же простым вещам. По большому счету, в этом и состоит задача сериалов -- избавить от одиночества. Никакой бандит или полицейский не может быть долгоиграющим.

"П.": Можно ли констатировать, что сериальный бум наконец докатился и до нас?

А.М.: До настоящего бума далеко. В Германии ежедневно на разных каналах идет по двенадцать новых сериалов, в США -- сотни. У нас же один-два фильма. На Западе не только много тратят на сериал, но и много получают взамен, причем в основном от продажи на телерынки других стран. Как только мы сможем делать продукт на экспорт, сериалы будут приносить серьезные деньги. Но пока наш сериал даже мечтать не может о том, что он пересечет границу.

АЛЕКСАНДР МИТТА, РЕЖИССЕР

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».