Наверх
17 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2002 года: "Доказано: осторожность — это достоинство"

У Siemens все в порядке, а в АВВ поставили на быстрый рост и проиграли.В начале 90-х аналитики и инвесторы все время подталкивали главу компании Siemens Хайнриха фон Пирера (Heinrich von Pierer) к тому, чтобы пойти по пути швейцарско-шведского конкурента АВВ. Действуй как глава АВВ Перси Барневик (Percy Barnevik), советовали Пиреру, главное — рост. Переноси акцент на предприятия с наибольшей прибыльностью, а остальные продавай.
К счастью, любезный баварец к таким советам относился скептически. Барневик давно исчез с делового горизонта. А как дела у АВВ? Здесь изо всех сил стараются доказать инвесторам, что сумеют выкарабкаться. Siemens, напротив, похоже, выйдет из спада потрепанной, но целой. Мюнхенский гигант, конкурирующий с АВВ на рынке оборудования для передачи электроэнергии и средств автоматизации производства, в квартале, завершившемся 30 сентября, должен показать прибыль в $250 млн. при объеме продаж в $21 млрд. Siemens отягощен убытками подразделений-поставщиков телекоммуникационной отрасли. И очень отстает от показателей General Electric Со., своего главного американского конкурента. Но чувствует себя намного лучше, чем АВВ, где 24 октября сообщили об убытках в $183 млн. при объеме продаж в $5,5 млрд. «У нас есть свои серьезные трудности, но никакого намека на кризис», — отмечает Руди Лампрехт (Rudi Lamprecht), член совета управляющих Siemens.
Это сюрприз, поскольку Siemens давно критикуют за медлительность, недостаток концентрации и излишнюю осторожность. Несколько лет подряд фон Пирера упрекали в нежелании продать, например, компании по производству электрогенераторов, и штурмовать быстрорастущие рынки, например, мобильных телефонов. Возможно, упрямство Siemens обернулось ее силой. Требуя от менеджмента роста прибыльности и продавая совсем уж низкорентабельные подразделения, фон Пирер тем не менее оставался верен 155-летней традиции благоразумия и осторожности. «Они шли наперекор тенденциям момента», — говорит Адриан Хопкинсон (Adrian Hopkinson), наблюдающий за Siemens в интересах лондонского отделения Westdeutsche Landesbank.
В АВВ, напротив, всегда стремились к более быстрой прибыли. Так, в 1999 году компания переориентировалась с производства генераторного оборудования, некогда бывшего основой ее бизнеса, на оборудование для передачи электроэнергии — в этом секторе в то время были более высокие темпы роста. Сейчас ясно, что продажа векового семейного наследия была ошибкой, говорит Пьеро Моросини (Piero Morosini), профессор из лозаннской бизнес-школы IMD International. Оказалось, что многие лучшие менеджеры АВВ, именно те, кто понимал механизм работы компании, остались в генераторной отрасли. Потеря их опыта нанесла невосполнимый урон бизнес-культуре АВВ, отмечает Моросини.
Две компании к тому же совершенно по-разному относились к долгам. В конце 90-х Siemens получила миллиарды долларов, на пике бума high-tech индустрии продав свои компании полупроводников и комплектующих для high-tech. И не стала делать никаких крупных приобретений. Сейчас долги Siemens составляют $1,8 млрд., что при годовом объеме продаж в $83 млрд. вполне подъемно.
А в то время аналитики с сожалением констатировали, что Siemens упускает возможности для роста и аплодировали Барневику, при котором (1988—1996) АВВ купила более 160 фирм. В результате АВВ получила не только долги. Купленная в 1990 году американская компания Combustion Engineering завалена «асбестовыми» исками, общая сумма которых, по заявлениям представителей АВВ, может превысить реальную продажную стоимость Combustion ($812 млн.). Если бы ABB тверже стояла на ногах, она бы выдержала этот удар. Но долговое бремя АВВ в $5,5 млрд. вынудило ее пойти на дорогостоящую реорганизацию и подорвало уверенность в будущем компании.
Можно ли сказать, что мораль такова: громоздкие конгломераты не так уж и плохи? Все намного сложнее. Третий участник этой игры — GE, быстрого роста и высокой рентабельности которой так и не удалось добиться ни Siemens, ни АВВ. Прочный сплав производства, медийных активов и финансов с 1992 года позволил получить доход по акциям в 363%. У Siemens — 117%. GE выигрывает, хотя Siemens в последнее время активно догоняет. Схватка с GE фон Пиреру еще предстоит. Но именно у его компании, а не у некогда высоко летавшей АВВ остались на это силы.

Джек Юинг (Jack Ewing). — Business Week.

Объем продаж в 2002 г. ($ млрд.)

Siemens*73
ABB*23

* Прогноз.

Источник: материалы компаний, Schroder SalomonSmithBarney, M.M. Warburg, Business Week. — Business Week.

Чистая прибыль в III кв. 2002 г. ($ млн.)

Siemens*260
ABB—190

* Прогноз.

Источник: материалы компаний, Schroder SalomonSmithBarney, M.M. Warburg, Business Week. — Business Week.

* Прогноз.

Источник: материалы компаний, Schroder SalomonSmithBarney, M.M. Warburg, Business Week. — Business Week.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK