26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2001 года: "Донор экономических наук"

Архивная публикация 2001 года: "Донор экономических наук"

Глава Республики Коми Юрий Спиридонов -- личность незаурядная. Во многом именно благодаря его руководству таежный край превратился из дотационного региона в регион-донор. Впрочем, в то же самое время Коми стала лидером и по ряду асоциальных явлений.Смены не будет?

Спиридоновский стиль управления можно условно назвать авторитарно-демократическим -- при всей несопоставимости этих определений.
В Коми нет президентской должности. В 1994 году на всенародном референдуме население республики высказалось против введения такого поста. Поэтому в мае 1994 года и в ноябре 1997-го местные жители избирали главу республики. И в первый, и во второй раз с заметным отрывом победил Спиридонов. До того, еще в 1989 году, он занял кресло первого секретаря обкома КПСС, а год спустя его избрали председателем Верховного Совета Коми АССР.
Будучи горным мастером Ярегского шахтного управления, а затем там же начальником нефтяной шахты, Спиридонов немало мотался по республике, что, естественно, позволило ему не только изучить несметные богатства края и его специфику, но и ближе узнать местное население. И сейчас, надо сказать, Спиридонов легок на подъем, часто бывает в таежных поселках, где обязательно встречает кого-нибудь из прежних знакомцев. Общаться с народом он умеет: поздоровается за руку и непременно спросит о житье-бытье. Народ к такому начальнику, понятное дело, благоволит.
Многие уверены, что Спиридонов станет главой республики и в третий раз (выборы назначены на 16 декабря 2001 года), несмотря на то, что оппозиционно настроенная местная пресса в последнее время активно критикует руководство региона. Кстати, на критику Спиридонов, по выражению местных журналистов (правда, журналистов приближенных), "ногами не топает", особенно если она по делу. Бытует мнение, что глава республики требователен и даже беспощаден и к себе, и к своей команде, и наказание провинившихся за ним не задерживается.
Рабочий день Спиридонова начинается в семь утра, а заканчивается поздним вечером. На одну неделю он может запланировать сразу 3--4 поездки начиная с местных и кончая зарубежными. Даже репортеры, по их словам, не выдерживают такого ритма.
Придите и правьте

Главной экономической задачей Спиридонова в прошедшие годы была приватизация госсобственности. В частные руки перешло полторы тысячи предприятий и компаний. Сегодня правительство республики владеет пакетами акций всего 53 предприятий.
В начале девяностых казна Коми была пуста, зато долги перед федеральным бюджетом исчислялись многими миллионами. Богатейший сырьевой регион стал дотационным. Спиридонов решил: раз у республики нет денег на развитие предприятий, значит, надо привлечь богатых инвесторов, которые и должны стать новыми собственниками. Начиная с 1993 года приватизация прошла почти на 96,5% предприятий, акции которых находились в республиканской собственности. Заметим, что сегодня они производят почти 80% всей промышленной продукции региона.
Около половины доходов республиканского бюджета дает нефтяная отрасль. Акционирование нефтянки происходило в первую очередь. Созданная в 1994 году компания "КомиТЭК" объединила "Коминефть" (добыча), Ухтинский нефтеперерабатывающий завод и "Коминефтепродукт" (сбыт). Создание вертикально интегрированной компании, проведение антикризисных мероприятий (чиновники администрации непосредственно курировали работу руководства компании) позволили в 1997 году рассчитаться с бюджетным долгом (по тем ценам 719 млрд. рублей). После очистки "КомиТЭКа" от долгов компанию можно было продавать -- уже за солидные деньги. И в середине 1999 года с согласия республиканских властей НК "ЛУКойл" поглотила НК "КомиТЭК" за пару сотен миллионов долларов (более точная цифра не разглашается). Приход нового собственника позволил привлечь деньги для развития компании. Только в 2000 году "ЛУКойл" вложил в "КомиТЭК" 4,5 млрд. рублей, а в нынешнем году планируется еще увеличить объем капвложений -- для модернизации производства и переработки нефти.
А вот в угледобывающей отрасли экстренные шаги по повышению ее эффективности стали предприниматься только сейчас. Спиридонов сравнивает угледобычу с гирями на ногах экономики республики. О кризисе говорят и цифры: добыча только за прошлый год сократилась на 3,4%, за год было выдано чуть более 20 млн. тонн угля (в советские времена -- около 29,8 млн. тонн). Шахты консервируются (только в компании "Воркутауголь" в 1995--2000 годах было закрыто 6 предприятий), а действующие вырабатывают свои запасы. Без строительства новых шахт -- хотя бы 1--2 в год -- к 2028-му целый город Воркута может быть ликвидирован, потому что его жителям просто нечем будет заниматься.
По замыслу Спиридонова необходимо объединение всех добывающих предприятий Коми в одну Печорскую угольную компанию. Правительство РК согласовало с Углекомитетом при Минтопэнерго РФ Программу социально-экономического развития и реструктуризации Печорского угольного бассейна. Уже объединились предприятие "Воркутауголь" и шахта "Воргашорская", на очереди "Интауголь" и шахта "Западная".
Второе место по вкладу в бюджет республики занимает лесная отрасль. Несмотря на то, что в отрасли не осталось ни одного госпредприятия, местные власти поддерживают лесопромышленный комплекс -- в частности, реструктурируют задолженность по налоговым платежам, которая образовалась за десять предыдущих лет. Процедуре подверглось 31 предприятие с совокупным долгом 131,1 млн. рублей. Погашение основного долга предусмотрено в течение 6 лет, задолженности по пени и штрафам -- в срок до 4 лет.
В целях государственной поддержки предприятий легкой промышленности указом главы республики установлен республиканский заказ на закупку продукции для организаций и учреждений, финансируемых из республиканского бюджета. Его объем составит 9,4 млн. рублей в год. Существует госзаказ и на закупку сельскохозяйственной продукции. В прошлом году на эти цели выделено 62 млн. рублей, а в нынешнем эту сумму предполагается увеличить еще на 20%. Республиканский агропром (в основном животноводство и овощеводство) по большей части сидит на дотациях, что неудивительно: какое может быть рентабельное сельское хозяйство в условиях Крайнего Севера? Поэтому сельхозпредприятия нужны главным образом для того, чтобы занять сельское население Коми. Надо сказать, что в Коми очень низкий уровень безработицы -- всего 2,6%.
Коми на Руси жить хорошо

Для того чтобы превратить регион в донора, Спиридонов привлекает инвестиции и разрешает продавать землю, на которой стоят предприятия.
В сфере управления финансами первые шаги Спиридонова оказались неудачными. Местная пресса до сих пор припоминает ему предоставление некоторым предприятиям и организациям бюджетных ссуд, невозврат по которым превышает 300 млн. рублей. Речь идет в первую очередь об ООО "Комилесинвест", московском Град-банке и благотворительном фонде Стефана Пермского, которые получили миллиардные (еще неденоминированные) вспоможения. Просители благополучно исчезли с республиканского горизонта, не выполнив своих обязательств и не возвратив долгов.
Изыскивая альтернативные источники пополнения бюджета, администрация уже в 1996 году выпустила облигационный заем в счет погашения задолженности перед федеральным бюджетом на сумму 33,5 млн. рублей. В 1997 году банк "Сосьете Женераль Восток" предоставил республике валютный кредит в размере $35 млн.-- Коми стала первым из российских регионов, получивших подобную ссуду. А в январе 1998 года в банке "Варбург Диллон Рид" республика взяла еще один кредит -- на $50 млн. Деньги шли на развитие промышленности республики.
Кризис 1998 года подкосил платежеспособность республики по долларовым займам. Тем не менее по первому валютному кредиту Коми рассчиталась в июле прошлого года, второй должен быть полностью выплачен до 2005 года (из $50 млн. уже возвращено $15 млн.). Всего же за три последних года общая сумма задолженности республиканского бюджета по валютным займам сократилась с $114 млн. до $37,5 млн.
Но самое. пожалуй, главное достижение Спиридонова в бюджетной сфере -- превращение Коми в 1997 году из региона-реципиента в регион-донор. Во многом такому положению вещей способствовал возросший приток инвестиций.
Благоприятный инвестиционный климат в Коми обеспечен многими законодательными актами. В первую очередь законом "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми", который предполагает, что инвесторам могут быть предоставлены некоторые налоговые льготы. Например, освобождение от уплаты налога на имущество или льгота по уплате налога на прибыль (снижение ставки на 50%).
Инвестиционный налоговый кредит -- другая форма стимулирования активности вложений. Специально отобранные предприятия (сегодня их пока семь), осуществляющие, с точки зрения администрации, наиболее перспективные капвложения, вообще освобождаются от уплаты налогов на срок до 5 лет в бюджет республики и на 10 лет -- от местных налогов. На восполнение недополученных средств в бюджете Коми предусмотрено в этом году 150 млн. рублей.
В результате в 2000 году объем иностранных инвестиций в республиканскую экономику составил около $100 млн., а всего за предыдущие годы -- $500 млн. Самые привлекательные сферы вложения капитала -- топливно-энергетический и лесопромышленный комплекс. Однако наибольший объем инвестиций в основной капитал приходится на долю собственных средств предприятий и составляет примерно 85% от общей суммы вложений. Недавно Спиридонов пошел на беспрецедентную меру: стимулировал приобретение в собственность АО земельных участков, на которых расположены предприятия (в Коми принят и действует соответствующий закон о земле). Владельцы предприятий выпускают на сумму стоимости земли акции, а цена угодий таким образом зачисляется на баланс предприятия. Эти дополнительно выпущенные бумаги передаются в собственность республики. Предприятие помимо земли получает освобождение от уплаты местных налогов -- на стоимость акций. Сейчас в республике таким образом переоформлено в собственность около 20 земельных участков общей площадью примерно 100 гектаров. Цена земли везде разная, но колеблется в пределах 1 млн. рублей за гектар.
Встань в уголь!

Вместо того, чтобы заниматься трудоустройством бывших заключенных (Коми богата лагерями и тюрьмами), в республике создаются все новые структуры, надзирающие за правоохранительными органами.
Богатство недр республики и высокие экономические показатели региона, увы, пока не влияют на благополучие местных жителей. Об этом свидетельствует демографическая обстановка: за 10 лет численность населения здесь сократилась на 10,3% -- до 1,126 млн. человек, а к 2016 году, по прогнозам Госкомстата, число проживающих в Коми не будет превышать миллиона. Причины известны: падает рождаемость, растет смертность, продолжительность жизни сокращается. Кроме того, активно происходит миграция населения: только в прошлом году из Коми уехало около 7 тысяч человек.
Пособия, пенсии и прочие социальные выплаты выдаются своевременно, но недотягивают до прожиточного минимума (в 2000 году -- 1486,4 рубля). 899,4 рубля -- средний размер пенсии, а средняя зарплата -- 4935,7 рубля. И хотя Коми держит 10-е место в России по обоим показателям, лучше не сравнивать заработок бурильщика и, например, младшей медсестры, так как разница поражает: 12 956 и 640 рублей в месяц соответственно. Итог закономерен: в прошлом году за чертой бедности оказалось 340,4 тысячи жителей Коми, а это почти треть ее населения.
Республиканские власти пытаются снять напряженность в этом вопросе. Так, например, в республиканский закон "О прожиточном минимуме" были внесены изменения, и теперь в среднем по республике он вырос в 1,5 раза, что позволило большему числу жителей Коми претендовать на социальную помощь. Практически каждый пятый стал получателем тех или иных льгот. Но размер ежемесячного пособия мизерный: в среднем 90 рублей на каждого нуждающегося.
К достижениям в социальной сфере можно отнести отсутствие в республике межнациональных конфликтов. Выбранная Спиридоновым политика не ущемляет интересов коренного населения -- коми. В руководящих органах республики немало представителей этой коренной национальности. По телевидению ежедневно транслируются новостные программы на языке коми, который с недавнего времени преподается во всех республиканских школах.
Хуже решаются проблемы с охраной окружающей среды. Эффективно работающая промышленность обрекает регион на экологические трудности. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу превышает 800 тысяч тонн в год. Лидируют здесь угольные шахты, целлюлозно-бумажные производства -- в первую очередь Сыктывкарский лесопромышленный комбинат.
Газопылеулавливающие установки и сооружения задерживают всего треть общего объема загрязнения, а утилизируется и того меньше -- 10%. Участие республики в финансировании природоохранных мероприятий всего 0,1% (в 2000 году было выделено около 270 тысяч рублей) от общего объема средств (остальные тратятся самими предприятиями).
И все же экологическая проблема меркнет на фоне другой острейшей проблемы -- криминализации общества. Таежный край известен большим числом исправительных лагерей. После отсидки и досрочного освобождения в связи с участившимися амнистиями криминальный элемент на какое-то время (а то и навсегда) оседает здесь. Рецидив преступлений взвинтил всю милицейскую отчетность: в 1990 году в Коми было зарегистрировано 17 179 преступлений, в 1995-м -- 21 587, а в 2000-м -- уже 23 852. Однако вместо осуществления программ социальной адаптации бывших заключенных, помощи им в трудоустройстве и т.д. в Коми в первую очередь учреждают новые структуры при главе республики, которые "координируют работу правоохранительных органов". При этом повседневная работа милиции, ее проблемы остаются в тени. Так, на создание Комитета безопасности, созданного по инициативе Спиридонова, и его содержание израсходованы и продолжают тратиться миллионы рублей, хотя функции (координация деятельности правоохранительных органов) этого новообразования противоречат федеральному законодательству, о чем есть представление прокурора. Но покуда местный закон в соответствие с федеральным не приведен, новоиспеченный орган продолжает координировать. А преступность -- расти.

Некоторые основные социально-экономические показатели Республики Коми

Глава Республики Коми Юрий Спиридонов -- личность незаурядная. Во многом именно благодаря его руководству таежный край превратился из дотационного региона в регион-донор. Впрочем, в то же самое время Коми стала лидером и по ряду асоциальных явлений.Смены не будет?


Спиридоновский стиль управления можно условно назвать авторитарно-демократическим -- при всей несопоставимости этих определений.

В Коми нет президентской должности. В 1994 году на всенародном референдуме население республики высказалось против введения такого поста. Поэтому в мае 1994 года и в ноябре 1997-го местные жители избирали главу республики. И в первый, и во второй раз с заметным отрывом победил Спиридонов. До того, еще в 1989 году, он занял кресло первого секретаря обкома КПСС, а год спустя его избрали председателем Верховного Совета Коми АССР.

Будучи горным мастером Ярегского шахтного управления, а затем там же начальником нефтяной шахты, Спиридонов немало мотался по республике, что, естественно, позволило ему не только изучить несметные богатства края и его специфику, но и ближе узнать местное население. И сейчас, надо сказать, Спиридонов легок на подъем, часто бывает в таежных поселках, где обязательно встречает кого-нибудь из прежних знакомцев. Общаться с народом он умеет: поздоровается за руку и непременно спросит о житье-бытье. Народ к такому начальнику, понятное дело, благоволит.

Многие уверены, что Спиридонов станет главой республики и в третий раз (выборы назначены на 16 декабря 2001 года), несмотря на то, что оппозиционно настроенная местная пресса в последнее время активно критикует руководство региона. Кстати, на критику Спиридонов, по выражению местных журналистов (правда, журналистов приближенных), "ногами не топает", особенно если она по делу. Бытует мнение, что глава республики требователен и даже беспощаден и к себе, и к своей команде, и наказание провинившихся за ним не задерживается.

Рабочий день Спиридонова начинается в семь утра, а заканчивается поздним вечером. На одну неделю он может запланировать сразу 3--4 поездки начиная с местных и кончая зарубежными. Даже репортеры, по их словам, не выдерживают такого ритма.

Придите и правьте


Главной экономической задачей Спиридонова в прошедшие годы была приватизация госсобственности. В частные руки перешло полторы тысячи предприятий и компаний. Сегодня правительство республики владеет пакетами акций всего 53 предприятий.

В начале девяностых казна Коми была пуста, зато долги перед федеральным бюджетом исчислялись многими миллионами. Богатейший сырьевой регион стал дотационным. Спиридонов решил: раз у республики нет денег на развитие предприятий, значит, надо привлечь богатых инвесторов, которые и должны стать новыми собственниками. Начиная с 1993 года приватизация прошла почти на 96,5% предприятий, акции которых находились в республиканской собственности. Заметим, что сегодня они производят почти 80% всей промышленной продукции региона.

Около половины доходов республиканского бюджета дает нефтяная отрасль. Акционирование нефтянки происходило в первую очередь. Созданная в 1994 году компания "КомиТЭК" объединила "Коминефть" (добыча), Ухтинский нефтеперерабатывающий завод и "Коминефтепродукт" (сбыт). Создание вертикально интегрированной компании, проведение антикризисных мероприятий (чиновники администрации непосредственно курировали работу руководства компании) позволили в 1997 году рассчитаться с бюджетным долгом (по тем ценам 719 млрд. рублей). После очистки "КомиТЭКа" от долгов компанию можно было продавать -- уже за солидные деньги. И в середине 1999 года с согласия республиканских властей НК "ЛУКойл" поглотила НК "КомиТЭК" за пару сотен миллионов долларов (более точная цифра не разглашается). Приход нового собственника позволил привлечь деньги для развития компании. Только в 2000 году "ЛУКойл" вложил в "КомиТЭК" 4,5 млрд. рублей, а в нынешнем году планируется еще увеличить объем капвложений -- для модернизации производства и переработки нефти.

А вот в угледобывающей отрасли экстренные шаги по повышению ее эффективности стали предприниматься только сейчас. Спиридонов сравнивает угледобычу с гирями на ногах экономики республики. О кризисе говорят и цифры: добыча только за прошлый год сократилась на 3,4%, за год было выдано чуть более 20 млн. тонн угля (в советские времена -- около 29,8 млн. тонн). Шахты консервируются (только в компании "Воркутауголь" в 1995--2000 годах было закрыто 6 предприятий), а действующие вырабатывают свои запасы. Без строительства новых шахт -- хотя бы 1--2 в год -- к 2028-му целый город Воркута может быть ликвидирован, потому что его жителям просто нечем будет заниматься.

По замыслу Спиридонова необходимо объединение всех добывающих предприятий Коми в одну Печорскую угольную компанию. Правительство РК согласовало с Углекомитетом при Минтопэнерго РФ Программу социально-экономического развития и реструктуризации Печорского угольного бассейна. Уже объединились предприятие "Воркутауголь" и шахта "Воргашорская", на очереди "Интауголь" и шахта "Западная".

Второе место по вкладу в бюджет республики занимает лесная отрасль. Несмотря на то, что в отрасли не осталось ни одного госпредприятия, местные власти поддерживают лесопромышленный комплекс -- в частности, реструктурируют задолженность по налоговым платежам, которая образовалась за десять предыдущих лет. Процедуре подверглось 31 предприятие с совокупным долгом 131,1 млн. рублей. Погашение основного долга предусмотрено в течение 6 лет, задолженности по пени и штрафам -- в срок до 4 лет.

В целях государственной поддержки предприятий легкой промышленности указом главы республики установлен республиканский заказ на закупку продукции для организаций и учреждений, финансируемых из республиканского бюджета. Его объем составит 9,4 млн. рублей в год. Существует госзаказ и на закупку сельскохозяйственной продукции. В прошлом году на эти цели выделено 62 млн. рублей, а в нынешнем эту сумму предполагается увеличить еще на 20%. Республиканский агропром (в основном животноводство и овощеводство) по большей части сидит на дотациях, что неудивительно: какое может быть рентабельное сельское хозяйство в условиях Крайнего Севера? Поэтому сельхозпредприятия нужны главным образом для того, чтобы занять сельское население Коми. Надо сказать, что в Коми очень низкий уровень безработицы -- всего 2,6%.

Коми на Руси жить хорошо


Для того чтобы превратить регион в донора, Спиридонов привлекает инвестиции и разрешает продавать землю, на которой стоят предприятия.

В сфере управления финансами первые шаги Спиридонова оказались неудачными. Местная пресса до сих пор припоминает ему предоставление некоторым предприятиям и организациям бюджетных ссуд, невозврат по которым превышает 300 млн. рублей. Речь идет в первую очередь об ООО "Комилесинвест", московском Град-банке и благотворительном фонде Стефана Пермского, которые получили миллиардные (еще неденоминированные) вспоможения. Просители благополучно исчезли с республиканского горизонта, не выполнив своих обязательств и не возвратив долгов.

Изыскивая альтернативные источники пополнения бюджета, администрация уже в 1996 году выпустила облигационный заем в счет погашения задолженности перед федеральным бюджетом на сумму 33,5 млн. рублей. В 1997 году банк "Сосьете Женераль Восток" предоставил республике валютный кредит в размере $35 млн.-- Коми стала первым из российских регионов, получивших подобную ссуду. А в январе 1998 года в банке "Варбург Диллон Рид" республика взяла еще один кредит -- на $50 млн. Деньги шли на развитие промышленности республики.

Кризис 1998 года подкосил платежеспособность республики по долларовым займам. Тем не менее по первому валютному кредиту Коми рассчиталась в июле прошлого года, второй должен быть полностью выплачен до 2005 года (из $50 млн. уже возвращено $15 млн.). Всего же за три последних года общая сумма задолженности республиканского бюджета по валютным займам сократилась с $114 млн. до $37,5 млн.

Но самое. пожалуй, главное достижение Спиридонова в бюджетной сфере -- превращение Коми в 1997 году из региона-реципиента в регион-донор. Во многом такому положению вещей способствовал возросший приток инвестиций.

Благоприятный инвестиционный климат в Коми обеспечен многими законодательными актами. В первую очередь законом "Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми", который предполагает, что инвесторам могут быть предоставлены некоторые налоговые льготы. Например, освобождение от уплаты налога на имущество или льгота по уплате налога на прибыль (снижение ставки на 50%).

Инвестиционный налоговый кредит -- другая форма стимулирования активности вложений. Специально отобранные предприятия (сегодня их пока семь), осуществляющие, с точки зрения администрации, наиболее перспективные капвложения, вообще освобождаются от уплаты налогов на срок до 5 лет в бюджет республики и на 10 лет -- от местных налогов. На восполнение недополученных средств в бюджете Коми предусмотрено в этом году 150 млн. рублей.

В результате в 2000 году объем иностранных инвестиций в республиканскую экономику составил около $100 млн., а всего за предыдущие годы -- $500 млн. Самые привлекательные сферы вложения капитала -- топливно-энергетический и лесопромышленный комплекс. Однако наибольший объем инвестиций в основной капитал приходится на долю собственных средств предприятий и составляет примерно 85% от общей суммы вложений. Недавно Спиридонов пошел на беспрецедентную меру: стимулировал приобретение в собственность АО земельных участков, на которых расположены предприятия (в Коми принят и действует соответствующий закон о земле). Владельцы предприятий выпускают на сумму стоимости земли акции, а цена угодий таким образом зачисляется на баланс предприятия. Эти дополнительно выпущенные бумаги передаются в собственность республики. Предприятие помимо земли получает освобождение от уплаты местных налогов -- на стоимость акций. Сейчас в республике таким образом переоформлено в собственность около 20 земельных участков общей площадью примерно 100 гектаров. Цена земли везде разная, но колеблется в пределах 1 млн. рублей за гектар.

Встань в уголь!


Вместо того, чтобы заниматься трудоустройством бывших заключенных (Коми богата лагерями и тюрьмами), в республике создаются все новые структуры, надзирающие за правоохранительными органами.

Богатство недр республики и высокие экономические показатели региона, увы, пока не влияют на благополучие местных жителей. Об этом свидетельствует демографическая обстановка: за 10 лет численность населения здесь сократилась на 10,3% -- до 1,126 млн. человек, а к 2016 году, по прогнозам Госкомстата, число проживающих в Коми не будет превышать миллиона. Причины известны: падает рождаемость, растет смертность, продолжительность жизни сокращается. Кроме того, активно происходит миграция населения: только в прошлом году из Коми уехало около 7 тысяч человек.

Пособия, пенсии и прочие социальные выплаты выдаются своевременно, но недотягивают до прожиточного минимума (в 2000 году -- 1486,4 рубля). 899,4 рубля -- средний размер пенсии, а средняя зарплата -- 4935,7 рубля. И хотя Коми держит 10-е место в России по обоим показателям, лучше не сравнивать заработок бурильщика и, например, младшей медсестры, так как разница поражает: 12 956 и 640 рублей в месяц соответственно. Итог закономерен: в прошлом году за чертой бедности оказалось 340,4 тысячи жителей Коми, а это почти треть ее населения.

Республиканские власти пытаются снять напряженность в этом вопросе. Так, например, в республиканский закон "О прожиточном минимуме" были внесены изменения, и теперь в среднем по республике он вырос в 1,5 раза, что позволило большему числу жителей Коми претендовать на социальную помощь. Практически каждый пятый стал получателем тех или иных льгот. Но размер ежемесячного пособия мизерный: в среднем 90 рублей на каждого нуждающегося.

К достижениям в социальной сфере можно отнести отсутствие в республике межнациональных конфликтов. Выбранная Спиридоновым политика не ущемляет интересов коренного населения -- коми. В руководящих органах республики немало представителей этой коренной национальности. По телевидению ежедневно транслируются новостные программы на языке коми, который с недавнего времени преподается во всех республиканских школах.

Хуже решаются проблемы с охраной окружающей среды. Эффективно работающая промышленность обрекает регион на экологические трудности. Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу превышает 800 тысяч тонн в год. Лидируют здесь угольные шахты, целлюлозно-бумажные производства -- в первую очередь Сыктывкарский лесопромышленный комбинат.

Газопылеулавливающие установки и сооружения задерживают всего треть общего объема загрязнения, а утилизируется и того меньше -- 10%. Участие республики в финансировании природоохранных мероприятий всего 0,1% (в 2000 году было выделено около 270 тысяч рублей) от общего объема средств (остальные тратятся самими предприятиями).

И все же экологическая проблема меркнет на фоне другой острейшей проблемы -- криминализации общества. Таежный край известен большим числом исправительных лагерей. После отсидки и досрочного освобождения в связи с участившимися амнистиями криминальный элемент на какое-то время (а то и навсегда) оседает здесь. Рецидив преступлений взвинтил всю милицейскую отчетность: в 1990 году в Коми было зарегистрировано 17 179 преступлений, в 1995-м -- 21 587, а в 2000-м -- уже 23 852. Однако вместо осуществления программ социальной адаптации бывших заключенных, помощи им в трудоустройстве и т.д. в Коми в первую очередь учреждают новые структуры при главе республики, которые "координируют работу правоохранительных органов". При этом повседневная работа милиции, ее проблемы остаются в тени. Так, на создание Комитета безопасности, созданного по инициативе Спиридонова, и его содержание израсходованы и продолжают тратиться миллионы рублей, хотя функции (координация деятельности правоохранительных органов) этого новообразования противоречат федеральному законодательству, о чем есть представление прокурора. Но покуда местный закон в соответствие с федеральным не приведен, новоиспеченный орган продолжает координировать. А преступность -- расти.


Некоторые основные социально-экономические показатели Республики Коми

ПоказателиНа 1.01.1999 годаНа 1.01.2000 годаНа 1.05.2001 года

Объем промышленного производства (по сравнению с предыдущим периодом)99% -- 37--41-е место* (95%)**102% -- 75--78-е место (108%)106,3% -- 49-е место (105,9%)

Индекс потребительских цен170,2% -- 53-е место (184,4 %)130,7% -- 81-е место (136,5%)110,1% -- 32-е место (109,9%)

Удельный вес населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в общей численности населения региона)17,1% -- 74-е место (23,4%)***22,1% -- 82-е место (29,9%)***26,2% -- 80-е место (32,4%)***

Среднемесячная начисленная заработная плата занятых в экономике1698,8 рубля -- 13-е место (1051,5 рубля)2417,2 рубля -- 12-е место (1522,6 рубля)4935,7 рубля -- 10-е место (2964 рубля)

Просроченная задолженность по заработной плате1751 млн. рублей1727 млн. рублей93,8 млн. рублей

Средний размер назначенных месячных пенсий481,9 рубля -- 11-е место (402,9 рубля)610,8 рубля -- 12-е место (521,5 рубля)899,4 рубля -- 10-е место (823,4 рубля)

Общая численность зарегистрированных безработных36,6 тыс. человек25,6 тыс. человек16 тыс. человек

Данные на 1.01.1998 года указаны без учета деноминации. Разработка по автономным образованиям не производится, а также не учитываются данные по Чеченской Республике.


* Место среди других субъектов РФ.


** Здесь и далее в скобках указан среднероссийский показатель.


*** Без учета данных по Еврейской автономной области и Чукотскому автономному округу.

ЛЮБОВЬ МЕШИНА

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».