Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Дорого. В облака"

Судимый за сатанизм знаменитый американский писатель-фантаст и просто очень богатый человек Рон Хаббард в свое время предложил: «Если хочешь наилучшим способом разместить свои капиталы — создай новую религию».Лотерейные времена

Кто-то из журналистов однажды публично вздохнул: дескать, лотерейные нынче в России времена — имея в виду, конечно, сказать, что времена жульнические и надувательские.
Но времена и впрямь лотерейные: чтобы перечислить все игры, в которые имеет возможность поиграть россиянин (на улице, «в специально отведенных местах» или прямо с доставкой на дом — по ТВ или Интернету), потребуется никак не меньше страницы. Выйдешь на любое более или менее людное место — и сразу услышишь: «Дорогие москвичи и гости столицы! Не проходите мимо своего счастья!»
И что удивительно — многие не проходят. Вот у столика с разноцветными билетиками остановился мужик — на вид тертый-перетертый, бывалый-опытный. Такого на кобыле не объедешь, такому кота в мешке не продашь. Остановился — и долго-долго выяснял условия лотереи у теряющего терпение продавца: «Я вам русским языком объясняю: если возьмете пять билетов и ни один не выиграет — деньги вам возвращаются!» Мужик стоял-стоял, чесал-чесал в затылке — и купил-таки один билет. Поскреб его ногтем, недвусмысленно выразился, плюнул и ушел, сам на себя, должно быть, удивляясь: вроде не дурак, а так дешево купился.
Хотя, может, вернее было бы сказать — дешево отделался. Мог бы и впрямь купить пять билетов, в одном из которых обязательно был бы «выигрыш» — еще один билет той же лотереи. Мог бы попасть на «лохотронщиков». Мог бы купить тысяч за пять баксов целую квартиру — «с отсрочкой заселения». Или еще что-нибудь вроде американской «грин-кард» за пару тысяч «гринов». У нас, в конце концов, общество неограниченных возможностей, и особенно много возможностей у нашего человека отдать свои кровные жуликам и прохиндеям.
Тут ведь в чем дело? Человек наш жизнью вроде бы много бит и крепко учен, да и по природе своей он существо крайне недоверчивое, но при этом (а может, и благодаря этому) он одержим страстной жаждой верить. Ни к чему на свете он не прислушивается с таким жадным интересом, как к разного рода посулам и обещаниям. «Не верю,— сразу говорит он сулящему,— но ты погоди, ты поговори со мной, ты сделай так, чтобы я поверил».
И эксплуатируют это качество человека, увы, не только продавцы лотерейного счастья и организаторы липовых инвестиционных фондов. Самую большую жатву с потребности человека верить всегда собирали продавцы Великих Идей, Абсолютных Истин, Окончательных и Единственно Правильных Решений, Верных Путей и тому подобной разнообразной эксклюзивной продукции. Впрочем, это только упаковки (то бишь слова) разные, а суть сделки всегда одна: ты отдай нам сначала свой голос на выборах, потом свою собственность, потом свою жизнь и свою волю, а уж мы позаботимся о твоем счастье.
Конечно, отдельный вопрос, кто из этих продавцов был просто жулик, а кто искренне верил в чудесные свойства своего товара, но это вопрос, так сказать, теоретический. Куда важнее практика, а на практике прогулки по особенно Верным Путям и принятие совсем уже Окончательных Решений приводили прямиком в ГУЛАГ или Освенцим. А потом миллионы людей, как тот мужик с лотерейным билетом, изумленно оглядывались на пройденный путь и чесали в затылке: «Да как же мы могли столько лет так по-детски обманываться?» Коммунизм и нацизм — это, конечно, две самые великие (то есть самые дорогие) аферы в истории человеческой доверчивости, но я о них писать здесь не буду — слишком много уже об этом написано, хотя итоги еще далеко не подведены.
К тому же немало интересного в этом же духе происходит и рядом с нами, «здесь и сейчас», как говорит Александр Любимов в программе «Время».
Нищих просят не беспокоиться

Например, во всем мире, а теперь и у нас тоже как грибы после дождя множатся новые «религии», секты, духовные «братства» и прочие очень «идейные» организации, многие из которых весьма агрессивны, скрыто или явно опасны для общества, не говоря уж об отдельных людях, туда попавших.
А с чего бы вдруг такая «богоискательская» и «богостроительская» суета в современном мире, который давно, казалось бы, поделен между христианами, мусульманами, иудеями и буддистами?
Ученые и публицисты, наблюдающие за этим процессом, рассуждают обычно о духовном кризисе так называемого общества потребления, о дряхлости и косности традиционных церквей, которые не успевают реагировать на быстрые перемены и перестали быть привлекательными не только для молодежи, но и для более-менее образованных людей, живущих динамичной жизнью.
Это так. Но ведь и раньше случались кризисные эпохи, и раньше церкви слабели, раскалывались и «отставали от эпохи», и раньше из них выделялись секты. Однако это были, смею заметить, совсем другие секты, нежели сейчас. Они возникали, отделяясь от материнского целого, и спор между ними шел действительно о праве на истину, о ее толковании — как между католиками и православными, протестантами и ортодоксами.
Нынешние же «религии» и секты вообще не имеют к апостольским религиям никакого отношения — они как бы выращиваются в пробирке, химически синтезируются: например, компиляция из христианства и буддизма, медицинские и спецслужбистские психотехники плюс недюжинный предпринимательский и организационный талант — и получаем хотя бы так называемую Международную церковь унификации преподобного Сен Мен Муна плюс богатейшую финансовую империю, которую он контролирует. Для тех, кто не знает: в России более сотни филиалов этой церкви, которую некоторые специалисты не без основания считают тоталитарной — то есть всецело присваивающей контроль за физическим (включая имущественное) и духовным существованием своих адептов. Примерно то же можно рассказать и о Центре Шри Чинмоя, о кришнаитах, о сайентологах. Да мы и сами не отстаем — чего стоит давняя уже история «Белого братства» с Марией Дэви Христос.
В толстом справочнике «Адрес — Москва» раздел «Религиозные организации» идет сразу же за разделом «Рекламные агентства». Загляните, и наверняка что-нибудь интересное, таинственное, для глаза и слуха непривычное найдете. При этом, разумеется, не все секты лезут на рожон и объявляют себя «религиозными». Раздел «Общественные организации» тоже читается как поэма. Я уже не говорю о свободном Интернете, где всякой такой твари уже не по паре, а по многу десятков. Тыкать пальцем не буду — неохота рекламировать, да и неприятностей потом не оберешься.
Совсем уж для России диковинное — это появление у нас так называемых «коммерческих культов». Человеку без лишней мистики внушают, какую денежную выгоду принесет ему вступление в организацию, компанию, клуб. Типичные примеры таких сект — навязший в зубах, но вовсе не смешной, если задуматься, «гербалайф» или менее известная «Эм-уэй» («Am-way»), функционирующие по принципу пирамиды, или, как они сами это называют, «многоуровневого маркетинга». Людям обещается прибыль не только (и не столько) от торговли, сколько от вербовки в организацию новых людей. Каждому члену положен процент от всех продаж, совершенных теми, кого они приведут в организацию.
Что движет многочисленными нынешними «гуру», «Учителями» и «пророками», более чем понятно — жажда власти и богатства. Некоторые — как небезызвестный Секу Асахара, глава секты-убийцы «Аум Синрике»,— примеривались чуть ли не к мировому господству, тренируясь, пока суд да дело, при помощи газовых атак в токийском метро. А отец-основатель церкви сайентологии — судимый за сатанизм знаменитый американский писатель-фантаст и просто очень богатый человек Рон Хаббард — был еще конкретнее: «Если хочешь наилучшим способом разместить свои капиталы — создай новую религию».
Но что при этом движет сотнями тысяч, если не миллионами людей, которые отдают новоявленным «мессиям» не только свободную волю, но и все свое имущество, а иногда — жизнь? Легко было древним пророкам обращать нищих и неграмотных в свою веру, обещая им за гробом рай или напугав геенной огненной. Может быть, нищих и сегодня обратить так же легко. Но вот ведь в чем дело: современные мнимые религии не интересуются нищими (что с них возьмешь?). Их стратегия и тактика рассчитаны на молодежь и обеспеченных людей, на их психологию, образ жизни, на их предрассудки и стереотипы.
При этом современный человек в массе своей вроде бы не очень-то склонен к мистицизму, его, казалось бы, довольно трудно превратить в фанатика. Кроме того, в секты идут, как правило, люди образованные, а любое образование — это сильная прививка рационализма. Тем более что жизнь в «обществе потребления» вольно или невольно делает человека прагматиком, умеющим считать свои доходы и расходы, задумываться о выгоде-невыгоде любого своего действия.
О вреде разделения труда

Душу современного человека как раз и уловляют при помощи привычного ему рационализма и прагматизма. Самые мистические на первый взгляд нынешние учения на самом деле очень просты (в сравнении с традиционными, древними религиями), лишены противоречий, рациональны и легко потребляемы. Здесь, как в супермаркете, все расфасовано и готово к употреблению: плати и бери порцию Учения, как пакетик жареного арахиса. Хочешь большую порцию — нет проблем: просто плати больше. Человек вроде бы остается (на первых порах, во всяком случае) в пределах привычного ему образа жизни, но как бы уже — и без особых усилий со своей стороны — приобщается к чему-то высокому. Что человеку, разумеется, весьма льстит.
Все дело в том, что «общество потребления» — прямой наследник века Просвещения; идея Прогресса остается его краеугольным камнем. Завтра должно быть непременно лучше, чем вчера. На жизнь среднего человека эта идея часто проецируется как потребность личного самоусовершенствования, причем не в духовном, а в практическом смысле. Люди (на Западе и в Японии, но теперь уже и у нас), решив проблему хлеба насущного, пресытившись зрелищами и путешествиями, вдруг начинают… учиться. Чему угодно — танцам, китайскому или бенгальскому языку, скорочтению, медитации, аутотренингу и т.д. и т.п. Они начинают усиленно заботиться о своем физическом здоровье — шейпинг, боди-билдинг и бог весть что еще. К их услугам — огромное количество всевозможных школ, курсов, секций, клубов.
Так вот, этот стереотип внешнего самосовершенствования замечательно используют новые «гуру». Вовлечение в секту начинается с каких-нибудь привычных курсов, сеансов «совместной медитации», «школ духовного здоровья». Человеку обещают понятные, простые, вполне реальные вещи: психологическую разгрузку, расширение памяти, улучшение сна, повышение потенции. Все это может сопровождаться элементами опять же привычных шоу — музыкой, танцами, световыми эффектами, экзотическими напитками и ароматами. Все это может быть очень мило и выглядит поначалу весьма безобидно, но дальше, бывает, вступают в дело более веские «аргументы» в пользу Учения: психотропные препараты (а в отдельных случаях и наркотики), гипноз и прочие традиционные, эзотерические и специальные психологические практики.
И еще. Многовековое разделение труда возвысило Специалиста. Большинство людей — узкие специалисты и потому волей-неволей доверяют другому специалисту. Проповедники новых учений успешно эксплуатируют и это доверие — все они, как правило, создают себе имидж уникальных специалистов в чем-нибудь этаком вроде «расширения сознания» или «космической психолингвистики», одновременно стремясь придать своим учениям более или менее наукообразный вид. Человека ловят на стереотипах и аналогиях: лечить зубы он ходит к дантисту, лечить душу — к психоаналитику. А «гуру» подает себя чем-то вроде еще более изощренного психоаналитика, помазанника очередного «высшего разума».
Словом, пройдя по длинной цепочке как бы рациональных, привычных действий, человек незаметно для себя оказывается вдруг в совершенно иррациональном пространстве. Но для него, исподволь прошедшего порой незаметную глазу высокотехнологичную спецобработку, это пространство выглядит уже вполне рациональным. Наоборот, все, кто не с ним,— иррационалисты. И это еще в лучшем случае. Например, сайентологи полагают всех, кто сопротивляется их теории и практике, подавляющими личностями. А с подавляющей личностью у них разговор короткий: от нее можно отчуждать все — от имущества до жизни.
Фасованное несчастье

Между тем современные «гуру» — хорошие психологи и менеджеры. Но они всего лишь эксплуатируют то, что в человеке уже есть. Они манипулируют явными и тайными желаниями, надеждами, стремлениями. Они используют специфическое для наших времен отсутствие мужества — мужества самому создавать для себя некую целостную картину мира, без которой жить, однако, неуютно. А главное — привычку потреблять готовый и фасованный продукт.
Но именно в сфере «духовного производства» принцип разделения труда неприменим. Тот, кто не умеет сам печь хлеб, идет в булочную и поступает совершенно правильно. Но если человек не умеет более или менее адекватно сориентироваться в собственных нравственных и духовных проблемах, ему, если он не конченый придурок, придется этому учиться самому. Потому что готовый и красиво упакованный продукт может оказаться излишне горек.
Так что, дорогие москвичи и гости столицы, проходите — проходите мимо своего счастья, заманчиво расфасованного в пестрые билетики.

АЛЕКСАНДР АГЕЕВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK