26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2005 года: "Доживем до пенсии?"

Архивная публикация 2005 года: "Доживем до пенсии?"

Внимание общественности привлекло недавнее заявление руководителя Пенсионного фонда России Геннадия Батанова о неизбежности повышения пенсионного возраста россиян.Внимание общественности привлекло недавнее заявление руководителя Пенсионного фонда России Геннадия Батанова о неизбежности повышения пенсионного возраста россиян. Затрагивающая интересы работающих граждан инициатива была тут же объявлена некоторыми горячими головами антинародной. Хотелось бы остановиться на субъективных и объективных причинах весьма опасной ситуации, складывающейся ныне в России.

©
Внимание общественности привлекло недавнее заявление руководителя Пенсионного фонда России Геннадия Батанова о неизбежности повышения пенсионного возраста россиян.Внимание общественности привлекло недавнее заявление руководителя Пенсионного фонда России Геннадия Батанова о неизбежности повышения пенсионного возраста россиян. Затрагивающая интересы работающих граждан инициатива была тут же объявлена некоторыми горячими головами антинародной. Хотелось бы остановиться на субъективных и объективных причинах весьма опасной ситуации, складывающейся ныне в России.

Правы те, кто считает, что российская пенсионная система не имеет целью обеспечивать пожилым людям нормальный уровень жизни. Официальный размер пенсии, по оценке Госкомстата, в 2005 году составит 2321 рубль, или чуть более $80. За 2003—2007 годы отношение среднего размера пенсии к средней начисляемой заработной плате снизится с мизерных 30,2% до невообразимых 22,8% (в большинстве европейских стран этот показатель составляет от 58% до 73%). Причинами тому называют снижение единого социального налога, сокращение его «пенсионной части» и повышение доли средств, направляемых в накопительную составляющую пенсий. Все эти меры реализованы под давлением работодателей и владельцев частных пенсионных фондов. Снимая с себя обязанность поддержания сносного уровня жизни тех, чьими руками создавалось богатство страны, государство сократило долю средств, перераспределяемых через пенсионную систему, до 6,5% ВВП (с 9,2—9,5% в последние годы существования СССР). В странах ЕС на пенсионное обеспечение расходуется ныне 10,9—14,2% ВВП.

Аргументируя необходимость повышения пенсионного возраста (а в том, что на это придется пойти, сходятся и почти все экономисты), чиновники утверждают, что установленный в России срок выхода на пенсию — достижение 60-летнего возраста для мужчин и 55-летнего для женщин — является чуть ли не самым низким в мире. Это не совсем так. В европейских странах (кроме Великобритании) средний возраст выхода на пенсию сопоставим с российским — во Франции он установлен на уровне 60 и 58 лет, в Италии — 60 лет, в Германии мужчины выходят на пенсию в среднем в 60,4 года, женщины — в 58,9. С учетом невиданного разрыва в продолжительности жизни российских мужчин и женщин (живущих в среднем 58 лет и 72 года против 76 лет и 81 года в Европе) цифры 60 и 55 лет выглядят естественно. Среди европейцев, возраст которых перевалил за 65 лет, работают лишь 6,3% мужчин и 2,2% женщин, тогда как в России показатели занятости пенсионеров не опускаются ниже 22% и 20% соответственно.

За разговорами о повышении пенсионного возраста стоит озабоченность правительства ростом дефицита пенсионных средств. В текущем году он составит около 160 млрд. рублей, а к 2007 году, по оценкам самого ПФР, может вырасти до 1 трлн. рублей. Но эта озабоченность свидетельствует о несостоятельности нынешней политики в сфере налогообложения и формирования Стабилизационного фонда. А неумелое решение этих проблем лишь обнажает их реальные масштабы.

Несмотря на вопиющий разрыв в продолжительности жизни россиян и граждан развитых стран (по продолжительности жизни женщин Россия занимает 100-е место в мире, а мужчин — 138-е), именно наша страна является самой «старой» страной Европы. Сравнивая ее, например, с Германией (перед которой, кстати, тоже стоит необходимость повышения пенсионного возраста), можно обнаружить удивительные вещи. В Германии доля населения, непосредственно занятого в экономике, составляет 47,1%, тогда как у нас этот показатель едва дотягивает до 45,5%; на каждого из 13,6 млн. пенсионеров в Германии приходится 2,9 работника, а в России на каждого из 43,7 млн. стариков — всего 1,62 работника. Доля пенсионеров в населении страны достигает в России 30,3% против 16,5% в Германии. Таким образом, проблема действительно существует и требует решения.

В развитых странах, несмотря на имеющиеся и там трудности, соответствующий механизм давно уже разработан. Сравнивая производительность труда в Европе и развивающихся странах, видно, что за 25 лет, с 1974 по 1999 год, занятость в странах ЕС выросла лишь на 4,7% (с 134,4 до 140,7 млн. человек) при более чем троекратном увеличении ВВП. В большинстве же развивающихся стран (за исключением государств Юго-Восточной Азии) темпы роста ВВП лишь на 20—30% опережают темпы роста активного населения. При этом именно «стареющие» нации оказываются наиболее «продвинутыми» в технологическом отношении. Тогда как самые «молодые» (а в списке 25 стран с самым низким средним возрастом населения— 23 африканских государства и две самые неблагополучные страны Ближнего Востока, Йемен и Палестинская автономия) представляют собой нежизнеспособные экономики.

России пора понять: сегодня главным ресурсом страны являются люди, а не нефтяные и газовые месторождения, и только развитие высокотехнологичного индустриального сектора поможет решить пенсионную проблему.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».