26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2000 года: "Два спишем -- три в уме"

Архивная публикация 2000 года: "Два спишем -- три в уме"

Счетная палата закончила выборочную проверку Министерства обороны РФ за 1995--1998 годы и, как всегда, выявила букет злоупотреблений. Аудиторы утверждают, что Министерство обороны незаконно списало 93 авиалайнера. Самолеты (общая их стоимость около $4,65 млрд.) оказались в том числе в руках частных авиакомпаний.Под покровом военной тайны воровать удобно. Недвижимость за рубежом (в частности, на территории бывшей ГДР, где дислоцировалась знаменитая Западная группа войск.-- "Профиль"), военные городки на территории России, автомобили, военно-транспортные самолеты, боевые вертолеты, подводные лодки, морские суда -- все продается и покупается (естественно, по заниженным ценам) или списывается как ненужный хлам. И все это -- в рамках так называемой программы приватизации военного имущества. Самолеты, видимо, тоже пошли по программе.
Инспектор Счетной палаты, возглавлявший проверку Министерства обороны (просил не упоминать его имя в прессе): Ресурс каждой машины складывается из трех компонентов: время, в течение которого эксплуатируется авиалайнер, число взлетов и посадок, количество часов налета. Так вот, проверка показала, что ресурс 93 списанных самолетов был использован менее чем на 50% (речь идет о машинах марок Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-12, Ил-76, Ае-22 и Ту-134). Некоторые самолеты по всем параметрам могли эксплуатироваться еще 10--15 лет. Но сотрудники Минобороны представили эти самолеты в качестве устаревшего имущества, списали их и отнесли убытки на счет государства.
Ольга Казанская: Сколько стоят списанные самолеты?
Ответ: В данном случае списано военное имущество на сумму не менее $4,65 млрд. (цена каждого самолета военно-транспортной авиации как минимум $50--60 млн, а российский транспортный самолет "Руслан" стоит $65--70 млн.).
О.К.: Кто конкретно визировал документы, на основании которых списывались самолеты?
Ответ: Списание произведено на основании так называемых инспекторских свидетельств, выданных на тот момент главкомом ВВС Петром Дейнекиным. В соответствии с приказом министра обороны N0190 от 1986 года свидетельства выдаются на приведенные в негодное состояние материальные ценности, в случае если не истек установленный срок службы (ресурс), только после проведения административного расследования. Существует определенный порядок выдачи свидетельств, перечень необходимых для этого документов. Но принятой схемы сотрудники Минобороны не придерживались. В нарушение приказа инспекторские свидетельства на списание 196 самолетов выданы без административного расследования. В документах не указаны причины утраты (приведения в негодное состояние) и стоимость материальных ценностей.
Но мы не адресуем наши претензии министру обороны Сергееву или главкому ВВС Дейнекину. Они не могут сами проводить расследования по каждому конкретному случаю. Для этого в Минобороны существуют специальные службы, которые обязаны докладывать Дейнекину, что делается в рамках кампании по реализации высвобождаемого военного имущества. Среди прочих документов они давали ему на подпись инспекторские свидетельства о том, что такой-то самолет пришел в негодность и подлежит списанию. Имена сотрудников, оформлявших инспекторские свидетельства в каждом конкретном случае, должна будет назвать Главная военная прокуратура -- после того как проведет расследование фактов, изложенных в нашем отчете. Возможно, часть самолетов действительно подлежала списанию, но это нужно было сделать в соответствии с законом. Информацию об остальных машинах мы направили президенту РФ, в Главную военную прокуратуру и в Генеральную прокуратуру.
О.К.: Какова судьба списанных самолетов?
Ответ: По предварительным данным, они переданы частным авиакомпаниям. Всего в России примерно 330 частных фирм. Один рейс транспортного самолета (например, "Руслана") стоит сотни тысяч долларов. Нетрудно представить себе, сколько заработают на эксплуатации списанных самолетов новые владельцы.
О.К.: Правительство РФ своим постановлением N96 от 10.02.94 года передало все права распоряжаться федеральной собственностью Министерству государственного имущества РФ. Почему инспекторские свидетельства подписывал главком ВВС?
Ответ: Главком ВВС и все командующие округами пользуются старым приказом министра обороны N0190 от 1986 года, на основании которого и проводилось списание авиационной техники. Новый документ -- постановление правительства -- вышел, но ведь никто не отменил старый приказ. Подразделения главкомата ВВС превышали свои полномочия, но формально им не запрещали пользоваться старым приказом. Да и о чем можно говорить, если в Мингосимущества вообще нет реестра высвобождаемого военного имущества? Чем на самом деле владеет Минобороны, а также какое имущество, куда и кому продается или передается, знают только сотрудники Минобороны. При этом в министерстве нет бухгалтерского учета. Ни Минэкономики, ни Минфин до сих пор не утвердили соответствующие нормативные акты -- как вести бухучет в этой военной структуре. Они просто декларировали тот факт, что Минобороны должно стать более открытой организацией для финансовых контролирующих органов, а потому бухучет там должен быть. И ничего не сделали для реализации этих планов.
Бюджетными средствами распоряжается не министр обороны, а начальник Главного управления бюджета и финансов (ГУБиФ) Минобороны Олейник. Счет в банке, на который поступают бюджетные деньги, открыт на его имя. То есть частное лицо решает и подписывает финансовые документы, куда и на какие цели использовать бюджетные деньги, какому округу дать больше, а какому меньше. Почему Минфин перечисляет деньги не на счет Минобороны, а на счет ГУБиФ? В Минобороны искусственно создана почва для хищений и злоупотребления служебным положением.
Однако в пресс-службе Министерства обороны корреспонденту "Профиля" сообщили, что с мнением ревизоров Счетной палаты военное руководство страны не согласно. Сотрудник пресс-службы Минобороны, не пожелавший видеть свое имя в прессе: "Заместитель министра обороны Александр Косован и начальник Центрального управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны генерал-лейтенант Александр Зобнин направили в Счетную палату разъяснения на 37 страницах. Они полностью опровергли претензии аудиторов. Сведения, содержащиеся в отчетах Счетной палаты, недостоверны".
Впрочем, предоставить разъяснения для публикации пресс-служба отказалась. Видимо, это тоже военная тайна.
Начальник отдела Главной военной прокуратуры РФ Александр Проничев сообщил "Профилю", что в настоящий момент следователи проводят проверку фактов, изложенных в отчете ревизоров. На все интересующие "Профиль" вопросы (кто заполнял инспекторские свидетельства на списание самолетов, кому сейчас принадлежат списанные авиалайнеры и в каких целях используются) г-н Проничев пообещал дать ответ в конце января.
Возможно, военная прокуратура свое обещание выполнит. Хотя вряд ли это что-то кардинально изменит. Как утверждают аудиторы, все сделки по приватизации государственного имущества, которые они уже проверили, были проведены с нарушениями закона. И еще ни разу их не признали недействительными в судебном порядке. Лишь однажды Генеральная прокуратура вняла просьбам Счетной палаты и проверила законность продажи ОНЭКСИМбанку государственного пакета акций РАО "ЕЭС России" (8,5% уставного капитала). Старший помощник генпрокурора РФ А.Мельников направил информацию о выявленных нарушениях тогдашнему председателю правительства Евгению Примакову и поручил Мингосимущества предъявить иск о признании сделки недействительной. Но тут как раз началась чехарда со сменой премьеров, и дело встало.
Что уж говорить о времени, когда меняются президенты.

Счетная палата закончила выборочную проверку Министерства обороны РФ за 1995--1998 годы и, как всегда, выявила букет злоупотреблений. Аудиторы утверждают, что Министерство обороны незаконно списало 93 авиалайнера. Самолеты (общая их стоимость около $4,65 млрд.) оказались в том числе в руках частных авиакомпаний.Под покровом военной тайны воровать удобно. Недвижимость за рубежом (в частности, на территории бывшей ГДР, где дислоцировалась знаменитая Западная группа войск.-- "Профиль"), военные городки на территории России, автомобили, военно-транспортные самолеты, боевые вертолеты, подводные лодки, морские суда -- все продается и покупается (естественно, по заниженным ценам) или списывается как ненужный хлам. И все это -- в рамках так называемой программы приватизации военного имущества. Самолеты, видимо, тоже пошли по программе.

Инспектор Счетной палаты, возглавлявший проверку Министерства обороны (просил не упоминать его имя в прессе): Ресурс каждой машины складывается из трех компонентов: время, в течение которого эксплуатируется авиалайнер, число взлетов и посадок, количество часов налета. Так вот, проверка показала, что ресурс 93 списанных самолетов был использован менее чем на 50% (речь идет о машинах марок Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-12, Ил-76, Ае-22 и Ту-134). Некоторые самолеты по всем параметрам могли эксплуатироваться еще 10--15 лет. Но сотрудники Минобороны представили эти самолеты в качестве устаревшего имущества, списали их и отнесли убытки на счет государства.

Ольга Казанская: Сколько стоят списанные самолеты?

Ответ: В данном случае списано военное имущество на сумму не менее $4,65 млрд. (цена каждого самолета военно-транспортной авиации как минимум $50--60 млн, а российский транспортный самолет "Руслан" стоит $65--70 млн.).

О.К.: Кто конкретно визировал документы, на основании которых списывались самолеты?

Ответ: Списание произведено на основании так называемых инспекторских свидетельств, выданных на тот момент главкомом ВВС Петром Дейнекиным. В соответствии с приказом министра обороны N0190 от 1986 года свидетельства выдаются на приведенные в негодное состояние материальные ценности, в случае если не истек установленный срок службы (ресурс), только после проведения административного расследования. Существует определенный порядок выдачи свидетельств, перечень необходимых для этого документов. Но принятой схемы сотрудники Минобороны не придерживались. В нарушение приказа инспекторские свидетельства на списание 196 самолетов выданы без административного расследования. В документах не указаны причины утраты (приведения в негодное состояние) и стоимость материальных ценностей.

Но мы не адресуем наши претензии министру обороны Сергееву или главкому ВВС Дейнекину. Они не могут сами проводить расследования по каждому конкретному случаю. Для этого в Минобороны существуют специальные службы, которые обязаны докладывать Дейнекину, что делается в рамках кампании по реализации высвобождаемого военного имущества. Среди прочих документов они давали ему на подпись инспекторские свидетельства о том, что такой-то самолет пришел в негодность и подлежит списанию. Имена сотрудников, оформлявших инспекторские свидетельства в каждом конкретном случае, должна будет назвать Главная военная прокуратура -- после того как проведет расследование фактов, изложенных в нашем отчете. Возможно, часть самолетов действительно подлежала списанию, но это нужно было сделать в соответствии с законом. Информацию об остальных машинах мы направили президенту РФ, в Главную военную прокуратуру и в Генеральную прокуратуру.

О.К.: Какова судьба списанных самолетов?

Ответ: По предварительным данным, они переданы частным авиакомпаниям. Всего в России примерно 330 частных фирм. Один рейс транспортного самолета (например, "Руслана") стоит сотни тысяч долларов. Нетрудно представить себе, сколько заработают на эксплуатации списанных самолетов новые владельцы.

О.К.: Правительство РФ своим постановлением N96 от 10.02.94 года передало все права распоряжаться федеральной собственностью Министерству государственного имущества РФ. Почему инспекторские свидетельства подписывал главком ВВС?

Ответ: Главком ВВС и все командующие округами пользуются старым приказом министра обороны N0190 от 1986 года, на основании которого и проводилось списание авиационной техники. Новый документ -- постановление правительства -- вышел, но ведь никто не отменил старый приказ. Подразделения главкомата ВВС превышали свои полномочия, но формально им не запрещали пользоваться старым приказом. Да и о чем можно говорить, если в Мингосимущества вообще нет реестра высвобождаемого военного имущества? Чем на самом деле владеет Минобороны, а также какое имущество, куда и кому продается или передается, знают только сотрудники Минобороны. При этом в министерстве нет бухгалтерского учета. Ни Минэкономики, ни Минфин до сих пор не утвердили соответствующие нормативные акты -- как вести бухучет в этой военной структуре. Они просто декларировали тот факт, что Минобороны должно стать более открытой организацией для финансовых контролирующих органов, а потому бухучет там должен быть. И ничего не сделали для реализации этих планов.

Бюджетными средствами распоряжается не министр обороны, а начальник Главного управления бюджета и финансов (ГУБиФ) Минобороны Олейник. Счет в банке, на который поступают бюджетные деньги, открыт на его имя. То есть частное лицо решает и подписывает финансовые документы, куда и на какие цели использовать бюджетные деньги, какому округу дать больше, а какому меньше. Почему Минфин перечисляет деньги не на счет Минобороны, а на счет ГУБиФ? В Минобороны искусственно создана почва для хищений и злоупотребления служебным положением.

Однако в пресс-службе Министерства обороны корреспонденту "Профиля" сообщили, что с мнением ревизоров Счетной палаты военное руководство страны не согласно. Сотрудник пресс-службы Минобороны, не пожелавший видеть свое имя в прессе: "Заместитель министра обороны Александр Косован и начальник Центрального управления материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Минобороны генерал-лейтенант Александр Зобнин направили в Счетную палату разъяснения на 37 страницах. Они полностью опровергли претензии аудиторов. Сведения, содержащиеся в отчетах Счетной палаты, недостоверны".

Впрочем, предоставить разъяснения для публикации пресс-служба отказалась. Видимо, это тоже военная тайна.

Начальник отдела Главной военной прокуратуры РФ Александр Проничев сообщил "Профилю", что в настоящий момент следователи проводят проверку фактов, изложенных в отчете ревизоров. На все интересующие "Профиль" вопросы (кто заполнял инспекторские свидетельства на списание самолетов, кому сейчас принадлежат списанные авиалайнеры и в каких целях используются) г-н Проничев пообещал дать ответ в конце января.

Возможно, военная прокуратура свое обещание выполнит. Хотя вряд ли это что-то кардинально изменит. Как утверждают аудиторы, все сделки по приватизации государственного имущества, которые они уже проверили, были проведены с нарушениями закона. И еще ни разу их не признали недействительными в судебном порядке. Лишь однажды Генеральная прокуратура вняла просьбам Счетной палаты и проверила законность продажи ОНЭКСИМбанку государственного пакета акций РАО "ЕЭС России" (8,5% уставного капитала). Старший помощник генпрокурора РФ А.Мельников направил информацию о выявленных нарушениях тогдашнему председателю правительства Евгению Примакову и поручил Мингосимущества предъявить иск о признании сделки недействительной. Но тут как раз началась чехарда со сменой премьеров, и дело встало.

Что уж говорить о времени, когда меняются президенты.

ОЛЬГА КАЗАНСКАЯ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».