Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2000 года: "Джин из банки"

А вот баночку джина с тоником или бутылочку «Байкала» — с удовольствием.Поколение Gin&Tonic

Веселие Руси, как известно, есть питие. И если само пристрастие россиян к питейному процессу на протяжении веков изменений не претерпело, то предпочтения по отношению к тем или иным веселящим напиткам в разное время были разные. На смену медовухе пришло пиво. Затем появились водка и вино. И вот сейчас, похоже, началась очередная алкогольная революция. Точнее, слабоалкогольная. Речь идет о малоградусных коктейлях.
Первые слабоалкогольные коктейли появились в России сравнительно недавно — в начале 90-х. На рынок пришел джин-тоник западного (на самом деле в основном польского) производства. «Сигнальные» партии этого напитка были сметены с прилавков в мгновение ока. Причем импортная продукция довольно быстро перестала быть по-настоящему заграничной. Ее начали делать на российских заводах. И сейчас действительно импортных коктейлей в России просто нет.
Что совершенно не мешает буквально взрывному росту этого сектора алкогольного рынка. Только за первое полугодие нынешнего года объем продаж в Москве увеличился в 2 раза, а в крупных региональных центрах — в 3—3,5 раза. На сегодня общее потребление слабоалкогольных коктейлей в России составляет около 300 млн. литров в год. Пока это в 16 раз меньше, чем пива. Но надо учитывать, что пиво пьют все — так сказать, от мала до велика, а слабоалкогольные коктейли — напиток сугубо молодежный (более 85% его поклонников — это жители крупных городов моложе 30 лет).
Коктейль Молотова

Слабоалкогольные напитки в большинстве своем изготавливаются на основе крепкого алкоголя (джина, водки, рома, текилы, виски и т.п.) и наполнителя — воды, тоника, соков. Содержание алкоголя может варьироваться от 5 до 12%. Самое распространенное содержание алкоголя — 8,9% (начиная с 9% резко повышается акцизный сбор, что делает напиток слишком дорогим, а производство, соответственно, невыгодным).
Технология производства слабоалкогольных коктейлей значительно проще, чем, например, пива. Именно поэтому в последние годы ассортимент коктейлей вырос в несколько раз. Если в 1995—1996 годах на прилавках можно было обнаружить максимум 3—4 наименования, то сейчас их уже не менее сотни. И наряду с традиционным джин-тоником и ром-колой в продаже встречаются и самые экзотические, например водка с дыней, текила с апельсиновым соком и т.д.
Рост ассортимента привел и к изменению структуры потребления коктейлей (см. таблицу). Так, если два года назад джин-тоник занимал более 80% рынка, то с появлением большого количества «экзотики» его доля в Москве сократилась до 50%. Любители коктейлей стали чаще покупать напитки с повышенным содержанием водки (16%), возрастает популярность коктейлей на основе рома, текилы и т.п.
Потребителей коктейлей отличает редкий патриотизм. Первые строчки в региональных рейтингах, как правило, занимают местные марки. Так, абсолютным лидером московского рынка является Очаковский комбинат со своим Gin&Tonic. Около года назад предприятие вывело на рынок еще одну сверхпопулярную марку — сидр «Очаковский» (8,9%).
В регионах позиции Очаковского комбината слабее (3-е место). Первые места в региональных рейтингах делят питерское BRAVO (которое, к слову, лидирует и в Санкт-Петербурге) и новосибирский ВИНАП (разумеется, лидер в Новосибирске). BRAVO производит более 20 марок коктейлей и постоянно увеличивает ассортимент, пытаясь поймать в свои сети все категории потребителей. Однако и у этого производителя самой популярной маркой остается Gin&Tonic 8,9%. ВИНАП менее плодовит. Там выпускается Gin&Tonic (5,6% и 8,9%), «Медовуха» (5,6%), «Яблочный сидр» (5,6%), и «Лимон» (5,6%).
Самые экзотические марки — вроде «водки-дыни» — производит компания РЕМАРКЕТ, которая размещает свои заказы на различных заводах в регионах. Ее продукция пока не настолько популярна, как у крупных столичных производителей. Однако популярность ее растет.
За последний год изменились и упаковочные предпочтения потребителей. Банка 0,33 литра, в которую ранее разливалось более 90% коктейлей, продающихся в регионах, и более 65% в Москве, уступает место полуторалитровой и поллитровой пластиковой бутылке (27% и 23% в Москве и 11% и 17% в регионах соответственно).
Пить или не пить

Пить много вредно, а если в меру — полезно. Проблема полезности и натуральности того, что мы употребляем, волнует не только западных, но уже и российских потребителей. Поэтому ряд крупных заводов работают над тем, чтобы использовать как можно меньше консервантов и искусственных наполнителей. Однако ни один из российских производителей пока не решил этой задачи.
Даже у ведущего поставщика алкококтейлей — Очаковского комбината — в состав всех слабоалкогольных напитков входят консерванты. Правда, все остальные компоненты натуральные (к примеру, используется настоящая можжевеловая настойка, а не ее искусственный заменитель).
Что же касается продукции мелких региональных производителей (а таких сейчас множество, благо примитивность технологии позволяет делать алкококтейли чуть ли не в кустарных условиях — особенно если разлив производится в стеклянную посуду), то ее качество может быть низким. И стоит такая продукция недорого — в противном случае она не могла бы конкурировать с более дорогим товаром от ведущих производителей.
Поэтому одним из основных — хотя и не стопроцентным — показателем качества слабоалкогольных напитков является их цена: в рознице литр хорошего коктейля должен стоить около 30 рублей. Как например, продукция от «Очакова», «Ост-Алко» или BRAVO. А позиционируемые на рынке как элитные «Текила-Маргарита» или Hooch могут стоить и в полтора раза дороже.
Расквашенный патриотизм

В сравнении с бурно растущим рынком алкококтейлей состояние дел с продажами «искусственных» безалкогольных напитков (то есть не соков и не минералки) дело обстоит хуже. Повальное увлечение кока-колой, охватившее страну в начале 90-х, закончилось. За последние три года потребители стали активно переключаться на минеральную воду и натуральные соки. По данным компании ACNielsen, в начале 1997 года безалкогольных напитков в стране продавалось в 10 раз больше, чем минеральной воды, а в начале 2000 года — всего в полтора раза больше. В результате розничные продажи «искусственных» безалкогольных напитков в апреле—мае 2000 года составили около 88% от докризисного уровня.
Заметно изменились и предпочтения потребителей. В начале 90-х годов западные брэнды (прежде всего Coca-cola и Pepsi-cola) практически вытеснили российских производителей с рынка. Однако сейчас, во-первых, вся кока и пепси уже производится в России, а во-вторых, наметился рост потребления российских марок прохладительных напитков. Это во-многом обусловлено тем, что разница в цене между нашим и импортным питьем доходит до 50% (естественно, не в пользу иностранцев).
Основными российскими производителями прохладительных напитков являются московские «Очаково» («Колокольчик», «Дюшес» и т.д.) и «Ост-Алко» (торговая марка «Черноголовка»). В регионах картина другая. Там большая часть продаваемой продукции выпускается местными производителями. Она значительно дешевле не только импортной, но и столичной.
При этом существует очень серьезная проблема качества «искусственных» безалкогольных напитков. Мелкие местные производители часто не соблюдают технологию, и, купив безобидную на вид бутылку «Колокольчика» или «Байкала» (благо что разливать их может кто угодно, ведь эти марки не запатентованы), вполне можно нарваться на всю таблицу Менделеева, разбавленную водой из-под крана.
Относительной гарантией качества всяческих лимонадов, по мнению экспертов Института питания РАН, является разве что упаковка. Мелкие производители не могут себе позволить ставить дорогие разливочные линии и разливать свои напитки в жестяные банки. Кроме того, крупные производители (например «Ост-Алко» с серией напитков под маркой «Черноголовка») пытаются защищаться при помощи фирменных бутылок необычной формы.
Еще один признак, характеризующий качество «лимонада»,— срок его хранения. Чем этот срок дольше, тем больше в напитке консервантов и прочих ненатуральных компонентов. К примеру, продукция компании Coca-Cola способна храниться в течение года. А вот у ведущих российских производителей («Очаково», «Ост-Алко») срок хранения, как правило, составляет три—шесть месяцев.
Исходя из вышеперечисленных признаков, наиболее качественными из представленных сегодня на российском рынке прохладительных напитков следует признать очаковский «Колокольчик», а также «черноголовые» «Байкал» с «Тархуном». Их можно употреблять без всякого опасения.
Впрочем, как это принято говорить, даже старожилы не помнят случаев серьезных отравлений безалкогольными напитками. Ведь их в отличие от водки или тех же коктейлей много не выпьешь.

Структура потребления безалкогольных напитков*

Кола20%
«Апельсин»11%
Тоник5%
«Дюшес»4%
«Крем-сода»4%
«Тархун»4%
Лимонад4%
«Лимон»14%
Прочее34%

* По данным компании AC Nielsen.

Динамика продаж безалкогольных прохладительных напитков*

ПериодПровинцияМосква
Август—сентябрь 1998**—31—35
Октябрь—ноябрь 1998—52—56
Декабрь 1998 — январь 1999—51—53
Февраль—март 1999—53—56
Апрель май 1999—46—59
Июнь—июль 1999—12—25
Август—сентябрь 1999—39—57
Октябрь—ноябрь 1999—52—58
Декабрь 1999 — январь 2000—51—60
Февраль — март 2000—51—58
Апрель—май 2000—43—51

* По данным компании AC Nielsen.

* По данным компании AC Nielsen.

** В процентах к июню—июлю 1998 года.

Самые популярные слабоалкогольные напитки*

МестоМоскваРегионы
1Джин-тоник «Очаково» (8,9%), 1,5 лДжин-тоник «Очаково» (8,9%), 1,5 л
2Джин-тоник «Очаково» (8,9%), 0,5 лДжин-тоник ВИНАП (8.8,9%), 330 мл
3Джин-тоник «Очаково» (8,9%), 330 млДжин-тоник «Браво» (8,9%), 330 мл
4Сидр «Очаковский» (8,9%), 1,5 лЛимон ВИНАП (5,6%), 330 мл
5Сидр «Очаково» (8,9%), 0,5 лДжин-тоник ВИНАП (5.6%), 330 мл
6Сидр «Очаково» (8,9%), 330 млДжин-тоник «Очаково» (8,9%), 330 мл
7Джин-тоник GREENALL’S (8,9%), 330 млДжин-тоник «Браво» (8,9%), 0,5л
8«Казанова» (водка-дыня) (8,7%) 330 млДжин-тоник «Очаково» (8,9%), 1,5 л; (8,9%), 0,5 л
9Ром-кола «Очаково» (8,9%), 1,5 лДжин-коктейль «Браво» (5,5%), 330 мл
10Джин-тоник «Очаково» (8,9%), 330 млДжин-тоник «Браво» (8,9%), 0,5л

* По данным компании AC Nielsen.

ВЛАДИМИР КАЛМАНОВ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK