10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Экономика будет расти. Но медленно"

Архивная публикация 2002 года: "Экономика будет расти. Но медленно"

Подъем в экономике, вероятно, произойдет, но это будет "подъем" с маленькой буквы "п". Даже при условии роста производительности и небывало низких учетных ставок вялый спрос заставит и компании, и инвесторов запастись терпением.Оценивая перспективы экономического роста в США в этом году, экономисты и руководители корпораций все больше напоминают президента Билла Клинтона, дающего показания перед судом присяжных. "Все зависит от того, что вы понимаете под словом "рост", -- замечает Мори Хэррис (Maury Harris), главный экономист UBS Warburg. -- Если вы подразумеваете возвращение к уровню роста 2000 года, то этого не будет".
Таким образом, практически нет сомнений в том, что в ближайшие 12 месяцев экономика США выйдет из спада. По крайней мере, к концу II квартала она дойдет до низшей точки и начнет расти. Сочетание значительного понижения учетных ставок, предпринятого Федеральной резервной системой, и прошлогоднего снижения налогов должно дать желаемый эффект и защитить от обвального падения. Даже если демократы и республиканцы не сумеют договориться о пакете соответствующих финансовых мер.
Оживление экономики, однако, не будет особо впечатляющим. По оценке Economy.com Inc. (Уэст Честер, штат Пенсильвания), с IV квартала 2001 года по IV квартал 2002 года рост составит примерно 2%. Мало того, все, прежде чем стать лучше, может стать хуже. "Я считаю, что экономический подъем вероятнее всего во второй половине года, -- говорит Томас Хортон (Thomas W. Horton), главный финансист American Airlines Inc. -- Остается только гадать, насколько он будет серьезным".
Эта неопределенность связана с тем, что ситуация сегодня намного сложнее, чем во время прошлого спада. Начать с того, что, хотя спад в технологическом секторе и прекратится, значительного увеличения объемов закупок компаниями компьютеров или программного обеспечения можно ожидать в лучшем случае в IV квартале. Под давлением нынешних обстоятельств руководство компаний предполагает продолжать сокращать все расходы, какие только можно, стремясь таким образом снизить затратность и повысить производительность труда.
Повышение эффективности -- хорошее дело, но стремление ужаться может дать неприятный побочный эффект: занятость будет расти очень медленно и после начала оживления экономики. Безработица даже может продолжать расти, потому что работодатели будут требовать, чтобы работники меньшей численностью делали больше. А сохраняющаяся безработица будет означать сокращение потребительского спроса, который на удивление хорошо пережил начальный этап спада. Эту брешь не смогут закрыть собой и иностранные покупатели -- из-за экономического спада за рубежом. "Можно говорить о чем угодно, только не о мягкой посадке, которую многие предсказывали год назад", -- считает Джон Перрисс (John Perriss), глава ZenithGroup.
И все же, по данным Economy. com, за период с IV квартала 2001 года по IV квартал 2002 года компании, входящие в биржевой рейтинг Standard & Poor's 500, могут добиться 10-процентного увеличения прибыли за счет повышения производительности труда и сокращения производственных расходов. Прогнозы других специалистов еще более оптимистичны. "В IV квартале в доходах намечается существенный рост", -- настаивает Брюс Стейнберг (Bruce Steinberg), главный экономист Merrill Lynch & Co. По его предположениям, за тот же период прибыли этих компаний вырастут на 30%. Сократив снабженческие расходы, производители продуктов питания, такие как Campbell Soup, Kellogg и ConAgra, ожидают роста доходов на 8--10%. А производители лекарств по-прежнему получают немало благодаря новым препаратам. "За последние три года продуктивность наших научно-исследовательских работ удвоилась", -- говорит глава Eli Lilly & Co. Сидни Торел (Sidney Taurel).
Рост производительности -- это еще не все. Низкие учетные ставки пойдут на пользу банкам, так как обеспечат дешевые кредиты и более выгодные условия займов. После 11 сентября страховщики планируют резко повысить уровень страховых премий, а оборонный сектор и все, что работает на безопасность, расцветут по мере развертывания "войны с терроризмом". В розничной торговле по-прежнему будут процветать дешевые сети. Глава Wal-Mart Stores Inc. Х. Ли Скотт-младший (H. Lee Scott Jr.) планирует увеличить капитальные расходы на 11%, доведя их до 10 миллиардов долларов, и нанять в 2002 году 75 тысяч новых служащих.
Низкие ставки удержат на плаву и строительную отрасль, хотя особых положительных подвижек здесь не намечается. "Когда Федеральная резервная система снижает учетную ставку, то основные надежды связаны с тем, что экономика начнет прирастать строительством", -- считает Линн Микаэлис (Lynn Michaelis), ведущий экономист строительного и целлюлозно-бумажного гиганта Weyerhaeuser Co. Во время прошлого спада в экономике, например, строительство домов на одну семью сократилось очень резко и, когда началось оздоровление, так же резко пошло вверх, потянув за собой остальные отрасли. На этот раз строительство жилья сократилось не сильно, поэтому, вероятно, и сильного рывка вверх не последует. "Жилой сектор в лучшем случае будет нейтральным и может слегка тормозить", -- говорит Микаэлис.
С другой стороны, отрасли, требующие крупных вложений, будут вести активную борьбу за выживание. "Несложно предсказать, что в I полугодии компании будут урезать расходы", -- указывает Дж. Томас Мэдден (J. Thomas Madden), руководитель сектора инвестиций Federated Investors Inc. У предприятий, чьи мощности заняты, например, на 72%, нет ни резонов, ни средств для закупки нового оборудования. Это относится и к потребителям высокотехнологичного оборудования. Они больше заинтересованы не в обновлении аппаратуры, а в том, чтобы уже имеющиеся компьютеры и программы работали лучше. "Специалисты по информационным технологиям говорят: "Хватит, погуляли, набрали в угаре технологических штучек. Пора умерить пыл, -- отмечает Вернон Тернер (Vernon Turner), аналитик International Data Corp. -- Покупая больше, чем им нужно, они чувствуют себя некомфортно".
В результате продажи "железа" и программного обеспечения могут падать на 5--10% в год до конца июня, предсказывает Нил Сосс (Neal Soss), ведущий экономист Credit Suisse First Boston. "Кое-где есть светлые пятна, но их недостаточно, чтобы говорить о значительном улучшении ситуации [в приобретении компьютеров и программ]", -- говорит Майкл Уинклер (Michael Winkler), исполнительный вице-президент Compaq Computer Corp.
Пересыхание потока корпоративных средств отрицательно сказалось и на индустрии туризма и путешествий. Согласно данным PricewaterhouseCoopers, строительство дополнительных номеров отелей упадет до 33 200 против пика в 158 000 в 1998 год --, как следствие попыток гостиничного бизнеса подстроиться под снижение спроса. Авиалинии же вынуждены были после 11 сентября сократить объем перевозок на 20%, и, возможно, 6% так и не восстановятся. "Наши показатели не такие, как должны быть", -- считает Гордон Бетьюн (Gordon M. Bethune), генеральный директор Continental Airlines Inc.
Пострадают и средства массовой информации, потому что рекламодатели будут продолжать экономить. Расходы на рекламу в 2001 году снизились в США на 4% и в мире -- на 1,7%. Это первое падение такого рода в мировом масштабе со времен окончания Второй мировой войны. Рекламный гигант Universal McCann предполагает умеренный рост в 2,2% -- до суммы в 466 миллиардов долларов, в основном во второй половине года.
Перспективы для компаний по производству товаров потребления ничуть не лучше. Потребители, стойко выдержавшие спад в 2001 году, к IV кварталу могут оказаться в нокауте. В своем докладе от 3 декабря министерство торговли США отмечает, что с учетом всех налоговых платежей доходы населения снизились в октябре на 2,4%. Этот показатель будет ухудшаться по мере роста безработицы до 6,5--7% к середине года.
Уже сейчас очевидно, что рост безработицы ведет к снижению уровня заработной платы. Она учитывается при расчете индекса стоимости труда, и к III кварталу прошлого года рост этой составляющей индекса замедлился с 1,1% в июле до 0,7% в сентябре. С ростом безработицы темпы увеличения заработной платы будут снижаться и дальше.
Но на потребительские расходы влияют не только проблемы с зарплатой. Низкий уровень процентных ставок по кредитам подтолкнул многих к тому, чтобы поспешить с крупными приобретениями до 2002 года. Таково положение дел с продажей автомашин. В этом секторе активное кредитование и агрессивная реклама привлекли так много клиентов, что в 2002 году продажи могут упасть более чем на 10% до невысокого уровня в 14,8 миллиона машин. Это грозит автомобильному сообществу Детройта падением прибылей. "[Продажа] 16 миллионов машин никому из североамериканских производителей настоящих денег не принесет", -- отмечает Мэдден из Federated Investors.
К сожалению, американским компаниям не удастся компенсировать потери на внутреннем рынке за счет иностранных потребителей. В 90-е годы США постоянно задавали ритм мировой экономике. Большинство экономистов, в особенности иностранных, ожидали, что главным двигателем роста в следующем десятилетии окажутся Европа и Азия. Может, так оно и будет, но прогнозируемые показатели на 2002 год ни о чем подобном не говорят.
На самом деле, рост мировой экономики в этом году, по расчетам, доползет до 1,1%. Экономика Европы по-прежнему раскачивается медленно, а японская -- в который уже раз -- катится назад. Еще больше усугубляет ситуацию отсутствие каких бы то ни было признаков глобального бума в сфере производительности труда США. По последним данным, ее средний рост, например, в Европе будет на уровне звонкого 0%.
При всех этих нерадостных известиях откуда берутся еще какие-то надежды на оздоровление экономики? Дело в том, что многие компании сократились уже настолько, что даже минимальный рост спроса потребует затрат на то, чтобы его удовлетворить. А это пойдет на пользу даже сильно пострадавшим от спада отраслям, например металлургии. "Многие наши покупатели серьезно сократили резервные запасы [стали], -- говорит Роберт Миллер (мл.) (Robert S. "Steve" Miller Jr.), глава третьей по величине металлургической компании в Америке Bethlehem Steel Corp. -- Я испытываю осторожный оптимизм в этом отношении".
Кроме того, потребители по-прежнему выгадывают от низких процентных ставок по кредитам, снижения стоимости электроэнергии и уменьшения подоходного налога, одобренного законодателями в июне прошлого года. В целом это может означать рост доходов населения на 3%, считает Брюс Стейнберг из Merrill Lynch. Это должно держать потребительские расходы на приличном уровне даже при растущей безработице.
Во время бума 90-х годов компании делали ставку на быстрый рост и ставили перед собой заоблачные цели. В этом году в числе добродетелей окажутся терпение и умеренные ожидания. Экономика будет расти, но медленно, и это будет приятнее, чем прошлогодняя неопределенность.

Маргарет Поппер (Margaret Popper) c Томом Лоури (Tom Lowry) в Нью-Йорке, Майкл Арндт (Michael Arndt) и Джули Форстер (Julie Forster) в Чикаго, Эндрю Парк (Andrew Park) и Уэнди Зеллнер (Wendy Zellner) в Далласе и Эми Бэррет (Amy Barret) в Филадельфии. -- Business Week.

Откуда и сколько приходит в ВВП? (оценка на 2002 год, млрд. $)

Подъем в экономике, вероятно, произойдет, но это будет "подъем" с маленькой буквы "п". Даже при условии роста производительности и небывало низких учетных ставок вялый спрос заставит и компании, и инвесторов запастись терпением.Оценивая перспективы экономического роста в США в этом году, экономисты и руководители корпораций все больше напоминают президента Билла Клинтона, дающего показания перед судом присяжных. "Все зависит от того, что вы понимаете под словом "рост", -- замечает Мори Хэррис (Maury Harris), главный экономист UBS Warburg. -- Если вы подразумеваете возвращение к уровню роста 2000 года, то этого не будет".

Таким образом, практически нет сомнений в том, что в ближайшие 12 месяцев экономика США выйдет из спада. По крайней мере, к концу II квартала она дойдет до низшей точки и начнет расти. Сочетание значительного понижения учетных ставок, предпринятого Федеральной резервной системой, и прошлогоднего снижения налогов должно дать желаемый эффект и защитить от обвального падения. Даже если демократы и республиканцы не сумеют договориться о пакете соответствующих финансовых мер.

Оживление экономики, однако, не будет особо впечатляющим. По оценке Economy.com Inc. (Уэст Честер, штат Пенсильвания), с IV квартала 2001 года по IV квартал 2002 года рост составит примерно 2%. Мало того, все, прежде чем стать лучше, может стать хуже. "Я считаю, что экономический подъем вероятнее всего во второй половине года, -- говорит Томас Хортон (Thomas W. Horton), главный финансист American Airlines Inc. -- Остается только гадать, насколько он будет серьезным".

Эта неопределенность связана с тем, что ситуация сегодня намного сложнее, чем во время прошлого спада. Начать с того, что, хотя спад в технологическом секторе и прекратится, значительного увеличения объемов закупок компаниями компьютеров или программного обеспечения можно ожидать в лучшем случае в IV квартале. Под давлением нынешних обстоятельств руководство компаний предполагает продолжать сокращать все расходы, какие только можно, стремясь таким образом снизить затратность и повысить производительность труда.

Повышение эффективности -- хорошее дело, но стремление ужаться может дать неприятный побочный эффект: занятость будет расти очень медленно и после начала оживления экономики. Безработица даже может продолжать расти, потому что работодатели будут требовать, чтобы работники меньшей численностью делали больше. А сохраняющаяся безработица будет означать сокращение потребительского спроса, который на удивление хорошо пережил начальный этап спада. Эту брешь не смогут закрыть собой и иностранные покупатели -- из-за экономического спада за рубежом. "Можно говорить о чем угодно, только не о мягкой посадке, которую многие предсказывали год назад", -- считает Джон Перрисс (John Perriss), глава ZenithGroup.

И все же, по данным Economy. com, за период с IV квартала 2001 года по IV квартал 2002 года компании, входящие в биржевой рейтинг Standard & Poor's 500, могут добиться 10-процентного увеличения прибыли за счет повышения производительности труда и сокращения производственных расходов. Прогнозы других специалистов еще более оптимистичны. "В IV квартале в доходах намечается существенный рост", -- настаивает Брюс Стейнберг (Bruce Steinberg), главный экономист Merrill Lynch & Co. По его предположениям, за тот же период прибыли этих компаний вырастут на 30%. Сократив снабженческие расходы, производители продуктов питания, такие как Campbell Soup, Kellogg и ConAgra, ожидают роста доходов на 8--10%. А производители лекарств по-прежнему получают немало благодаря новым препаратам. "За последние три года продуктивность наших научно-исследовательских работ удвоилась", -- говорит глава Eli Lilly & Co. Сидни Торел (Sidney Taurel).

Рост производительности -- это еще не все. Низкие учетные ставки пойдут на пользу банкам, так как обеспечат дешевые кредиты и более выгодные условия займов. После 11 сентября страховщики планируют резко повысить уровень страховых премий, а оборонный сектор и все, что работает на безопасность, расцветут по мере развертывания "войны с терроризмом". В розничной торговле по-прежнему будут процветать дешевые сети. Глава Wal-Mart Stores Inc. Х. Ли Скотт-младший (H. Lee Scott Jr.) планирует увеличить капитальные расходы на 11%, доведя их до 10 миллиардов долларов, и нанять в 2002 году 75 тысяч новых служащих.

Низкие ставки удержат на плаву и строительную отрасль, хотя особых положительных подвижек здесь не намечается. "Когда Федеральная резервная система снижает учетную ставку, то основные надежды связаны с тем, что экономика начнет прирастать строительством", -- считает Линн Микаэлис (Lynn Michaelis), ведущий экономист строительного и целлюлозно-бумажного гиганта Weyerhaeuser Co. Во время прошлого спада в экономике, например, строительство домов на одну семью сократилось очень резко и, когда началось оздоровление, так же резко пошло вверх, потянув за собой остальные отрасли. На этот раз строительство жилья сократилось не сильно, поэтому, вероятно, и сильного рывка вверх не последует. "Жилой сектор в лучшем случае будет нейтральным и может слегка тормозить", -- говорит Микаэлис.

С другой стороны, отрасли, требующие крупных вложений, будут вести активную борьбу за выживание. "Несложно предсказать, что в I полугодии компании будут урезать расходы", -- указывает Дж. Томас Мэдден (J. Thomas Madden), руководитель сектора инвестиций Federated Investors Inc. У предприятий, чьи мощности заняты, например, на 72%, нет ни резонов, ни средств для закупки нового оборудования. Это относится и к потребителям высокотехнологичного оборудования. Они больше заинтересованы не в обновлении аппаратуры, а в том, чтобы уже имеющиеся компьютеры и программы работали лучше. "Специалисты по информационным технологиям говорят: "Хватит, погуляли, набрали в угаре технологических штучек. Пора умерить пыл, -- отмечает Вернон Тернер (Vernon Turner), аналитик International Data Corp. -- Покупая больше, чем им нужно, они чувствуют себя некомфортно".

В результате продажи "железа" и программного обеспечения могут падать на 5--10% в год до конца июня, предсказывает Нил Сосс (Neal Soss), ведущий экономист Credit Suisse First Boston. "Кое-где есть светлые пятна, но их недостаточно, чтобы говорить о значительном улучшении ситуации [в приобретении компьютеров и программ]", -- говорит Майкл Уинклер (Michael Winkler), исполнительный вице-президент Compaq Computer Corp.

Пересыхание потока корпоративных средств отрицательно сказалось и на индустрии туризма и путешествий. Согласно данным PricewaterhouseCoopers, строительство дополнительных номеров отелей упадет до 33 200 против пика в 158 000 в 1998 год --, как следствие попыток гостиничного бизнеса подстроиться под снижение спроса. Авиалинии же вынуждены были после 11 сентября сократить объем перевозок на 20%, и, возможно, 6% так и не восстановятся. "Наши показатели не такие, как должны быть", -- считает Гордон Бетьюн (Gordon M. Bethune), генеральный директор Continental Airlines Inc.

Пострадают и средства массовой информации, потому что рекламодатели будут продолжать экономить. Расходы на рекламу в 2001 году снизились в США на 4% и в мире -- на 1,7%. Это первое падение такого рода в мировом масштабе со времен окончания Второй мировой войны. Рекламный гигант Universal McCann предполагает умеренный рост в 2,2% -- до суммы в 466 миллиардов долларов, в основном во второй половине года.

Перспективы для компаний по производству товаров потребления ничуть не лучше. Потребители, стойко выдержавшие спад в 2001 году, к IV кварталу могут оказаться в нокауте. В своем докладе от 3 декабря министерство торговли США отмечает, что с учетом всех налоговых платежей доходы населения снизились в октябре на 2,4%. Этот показатель будет ухудшаться по мере роста безработицы до 6,5--7% к середине года.

Уже сейчас очевидно, что рост безработицы ведет к снижению уровня заработной платы. Она учитывается при расчете индекса стоимости труда, и к III кварталу прошлого года рост этой составляющей индекса замедлился с 1,1% в июле до 0,7% в сентябре. С ростом безработицы темпы увеличения заработной платы будут снижаться и дальше.

Но на потребительские расходы влияют не только проблемы с зарплатой. Низкий уровень процентных ставок по кредитам подтолкнул многих к тому, чтобы поспешить с крупными приобретениями до 2002 года. Таково положение дел с продажей автомашин. В этом секторе активное кредитование и агрессивная реклама привлекли так много клиентов, что в 2002 году продажи могут упасть более чем на 10% до невысокого уровня в 14,8 миллиона машин. Это грозит автомобильному сообществу Детройта падением прибылей. "[Продажа] 16 миллионов машин никому из североамериканских производителей настоящих денег не принесет", -- отмечает Мэдден из Federated Investors.

К сожалению, американским компаниям не удастся компенсировать потери на внутреннем рынке за счет иностранных потребителей. В 90-е годы США постоянно задавали ритм мировой экономике. Большинство экономистов, в особенности иностранных, ожидали, что главным двигателем роста в следующем десятилетии окажутся Европа и Азия. Может, так оно и будет, но прогнозируемые показатели на 2002 год ни о чем подобном не говорят.

На самом деле, рост мировой экономики в этом году, по расчетам, доползет до 1,1%. Экономика Европы по-прежнему раскачивается медленно, а японская -- в который уже раз -- катится назад. Еще больше усугубляет ситуацию отсутствие каких бы то ни было признаков глобального бума в сфере производительности труда США. По последним данным, ее средний рост, например, в Европе будет на уровне звонкого 0%.

При всех этих нерадостных известиях откуда берутся еще какие-то надежды на оздоровление экономики? Дело в том, что многие компании сократились уже настолько, что даже минимальный рост спроса потребует затрат на то, чтобы его удовлетворить. А это пойдет на пользу даже сильно пострадавшим от спада отраслям, например металлургии. "Многие наши покупатели серьезно сократили резервные запасы [стали], -- говорит Роберт Миллер (мл.) (Robert S. "Steve" Miller Jr.), глава третьей по величине металлургической компании в Америке Bethlehem Steel Corp. -- Я испытываю осторожный оптимизм в этом отношении".

Кроме того, потребители по-прежнему выгадывают от низких процентных ставок по кредитам, снижения стоимости электроэнергии и уменьшения подоходного налога, одобренного законодателями в июне прошлого года. В целом это может означать рост доходов населения на 3%, считает Брюс Стейнберг из Merrill Lynch. Это должно держать потребительские расходы на приличном уровне даже при растущей безработице.

Во время бума 90-х годов компании делали ставку на быстрый рост и ставили перед собой заоблачные цели. В этом году в числе добродетелей окажутся терпение и умеренные ожидания. Экономика будет расти, но медленно, и это будет приятнее, чем прошлогодняя неопределенность.


Маргарет Поппер (Margaret Popper) c Томом Лоури (Tom Lowry) в Нью-Йорке, Майкл Арндт (Michael Arndt) и Джули Форстер (Julie Forster) в Чикаго, Эндрю Парк (Andrew Park) и Уэнди Зеллнер (Wendy Zellner) в Далласе и Эми Бэррет (Amy Barret) в Филадельфии. -- Business Week.


Откуда и сколько приходит в ВВП? (оценка на 2002 год, млрд. $)

Новые работники143

Сектор потребительских товаров182

Правительство611

Информационный сектор816

Финансовый сектор861

Отрасли науки, имеющие непосредственное отношение к качеству жизни (медицина, биология и пр.)870

Индивидуальные услуги1060

Бизнес-услуги1568

Дистрибьютерские услуги1962

Производство1996

Прочее411

Общий объем ВВП -- 10 480 миллиардов долларов.


Источник: Economy.com. -- Business Week.

Перспективы в цифрах

Показатель*1998199920002001**2002**

Реальный рост ВВП (%)4,84,42,7-0,32,3

Изменения в прибылях компаний (%)-1012-1-1310

Изменения в иностранных инвестициях в оборудование и программное обеспечение (%)15118-112

Рост индивидуального потребления (%)5,15,34,21,81,8

Уровень безработицы (%)4,44,03,95,56,2

Общий объем ВВП -- 10 480 миллиардов долларов.


Источник: Economy.com. -- Business Week.


* С IV квартала по IV квартал


** Предварительная оценка


Источник: Economy.com. -- Business Week.

Экономический рост в мире в 2002 году

РегионРост ВВП (%)

Азия (без учета Японии)3,2

Европейский союз2,0

Латинская Америка1,1

Северная Америка0,7

Япония-1,0

Всего в мире1,1

Общий объем ВВП -- 10 480 миллиардов долларов.


Источник: Economy.com. -- Business Week.


* С IV квартала по IV квартал


** Предварительная оценка


Источник: Economy.com. -- Business Week.


Источник: Economy.com. -- Business Week.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».