Наверх
19 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2004 года: "Если завтра ремонт"

Вместе с ростом продаж новых иномарок в России растут и очереди на их обслуживание. В связи с этим извечный вопрос, куда податься — в официальный сервис или в гараж за углом, — приобретает новую остроту.
Призрак Стаханова

Проблемы с техническим обслуживанием и ремонтом возникают как раз у обладателей тех автомобилей, которые ходят в лидерах продаж. Даже на плановое ТО хозяевам наиболее «горячих» моделей нужно записываться за день-два. А очереди на кузовной ремонт, например, Ford Focus нужно ждать не менее полутора недель. Схожие проблемы ждут владельцев Daewoo Nexia, Mitsubishi Carisma, Toyota Corolla.

В представительствах иностранных автоконцернов между тем вас заверят, что все необходимые меры либо уже приняты, либо принимаются. Меры эти, надо признать, нехитрые. Одна из них — расширение сервисной сети. Например, General Motors, имея сегодня в России 45 зарегистрированных дилеров, в нынешнем году обещает их число удвоить. Ford это практически уже сделал, доведя количество своих фирменных точек до 85. Второй способ решить проблему — ввести на сервисах дополнительную смену. Именно так поступили дилеры Toyota. А центр «Audi на Таганке» вообще перешел на круглосуточный режим работы.

Сталкиваться с переполненными залами приемки приходится в первую очередь водителям гарантийных машин. Поля для маневра у них немного, поскольку отказ от обслуживания на фирменном сервисе грозит автоматической потерей гарантии. Всем остальным автолюбителям стоит крепко подумать с калькулятором в руках, где лучше чинить своего четырехколесного друга. Здесь, как говорится, возможны варианты. Рассмотрим каждый из них.

Улыбка бесплатно

Обслуживание у официального дилера, если отбросить в сторону их сегодняшнюю загруженность, имеет немало преимуществ.

У «официалов» априори лучше оборудование, меньше проблем с диагностикой сложных повреждений и поиском нужных запчастей. Скажем, нигде, кроме как на официальных сервисах, невозможно качественное восстановление кузовных элементов из алюминия, который вовсю применяется на последних моделях Audi или Land Rover.

Как правило, в авторизованных центрах существует база данных по всем автомобилям конкретной марки и модели. Стоит только набрать VIN (персональный код) автомобиля — и компьютер выдаст всю его подноготную: место и дату сборки, комплектацию, технические параметры и пр. Эта информация часто бывает весьма полезной при ремонте.

Вот один показательный пример из ремонтной практики. Пробив по базе данных авто Grand Cherokee, мастера сервиса обнаружили, что у партии этой модели определенного года выпуска присутствует заводской брак, из-за которого барахлит бортовой компьютер и машина не заводится. Если бы владелец джипа сразу приехал на фирменную станцию, он бы сберег свой кошелек от заметного похудания. Ведь до этого в разных гаражах и мастерских ему поменяли практически все, что можно. Но так и не реанимировали машину.

Второе неоспоримое достоинство официальных автосервисов — качество обслуживания и комфорт. Здесь высокие стандарты закладываются изначально и являются обязательным условием получения дилерского статуса. Еще один плюс — профессионализм персонала. Обучение фирмачи часто проходят в специализированных центрах на родине производителя автомобиля, где их знакомят с новейшими технология ремонта и вдалбливают в подсознание необходимость «голливудской улыбки» при виде каждого клиента.

Что касается нынешней ситуации с очередями на сервисное обслуживание, то в официальных мастерских владельцы гарантийных машин могут набраться смелости и потребовать компенсации за свое долготерпение. Достаточно вспомнить свои потребительские права и правило, что в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на то время, в течение которого он не использовался. То есть если на сервисе из-за ожидания запчасти вашу машину месяц не ремонтировали, то именно на этот срок увеличивается гарантия. Подобной возможностью автолюбители уже научились пользоваться, чего не скажешь о следующем сюжете.

Так, одна из статей закона «О защите прав потребителей» устанавливает ответственность за нарушение срока выполнения работы в виде неустойки, которая составляет 3% от стоимости работы за каждый день просрочки (или за час, если срок определен в часах). На практике же добиться компенсации очень сложно — сервисы идут навстречу лишь особо выгодным (или въедливым) клиентам.

Есть у официальных дилеров и другие недостатки. Высокие цены на обслуживание — главный из них. Например, стоимость ТО для малютки Opel Astra после каждых 15 тыс. километров обойдется в $250-300, а для Mazda 626 или Chrysler 300M — $150-160 после каждых 10 тыс. (у «неформалов» сопоставимые услуги стоят примерно вдвое дешевле).

Сотню американских дензнаков придется выложить владельцу Hyundai Santa Fe уже после первой тысячи километров. Владелец VW Toureg при прохождении ТО после 15 тыс. километров пробега заплатит 15 тыс. рублей. То есть по рублю за километр (подробнее — см. таблицу).

Отчасти высокие цены являются следствием того, что все «официалы» обычно связаны обязательствами по использованию строго определенных материалов и оборудования. Более того, авторизованный центр обязан использовать только оригинальные запчасти, даже когда в этом нет особой необходимости.

Например, неоригинальные тормозные колодки могут прослужить даже дольше, чем фирменные (все зависит от манеры езды), в то время как цена на запчасть в фирменной упаковке оказывается в несколько раз выше, чем на точно такую же, но не украшенную эмблемой производителя. И ждать, пока эта деталь прибудет с родины производителя, можно очень долго. С другой стороны, некоторые нужные детали можно отыскать только через официальные каналы (например, корпус генератора на «семерку» BMW или бампер на «трешку» BMW- купе).

Наконец, одно из неприятных, но непременных условий многих официальных центров можно сформулировать так: вход клиенту в ремонтную зону строго воспрещен. Что, в общем, не всем нравится — мало ли чего там в ремзоне сотворят с любимой машиной.

Здоровый левак

Конечно, больше всего нелестных слов об официальных дилерах можно услышать из уст тех, кто к ним не относится. Таких, между прочим, большинство. Разделить «неформалов» можно условно на гаражных умельцев, мелкие мастерские широкого профиля (через них, по статистике, осуществляется 90% технического ремонта в столице) и сервисы с узкой специализацией.

Главное достоинство первых двух категорий, которые обычно находят благодаря знакомым, — низкая цена. В маленьких мастерских, за редким исключением в виде лукавого кавказского сервиса, вас не только не станут разводить на деньги, но еще и помогут сэкономить. Например, посоветуют поставить на иномарку подшипник ступицы от вазовской «шестерки», который в 3-4 раза дешевле оригинального и при этом не подведет при езде.

Здесь не станут, как в фирменном техцентре, заставлять клиента обязательно покупать новые детали взамен прохудившихся, а могут залатать дырки на них. Такой сервис наиболее приемлем для владельцев бэушных машин.

«Главное преимущество специализированных центров, — считает директор автосервиса Freezer.ru Алексей Ильин, — заложено в самой их сути. Они занимаются только конкретными марками или работами. Опыт-то накапливается! В то время как общая высокая квалификация персонала официальных дилеров порой не спасает их от откровенных ляпов, когда они сталкиваются с незнакомыми или сложными случаями неисправностей какого-нибудь узла или механизма.

Сам Freezer.ru специализируется на обслуживании и ремонте кондиционеров. Ильин вспоминает, как на его сервис приехал владелец очень престижного внедорожника, у которого отказывался работать абсолютно новый кондиционер. «Когда мы поняли, в чем причина неисправности, — говорит Ильин, — то сначала не могли поверить, что такое вообще возможно. Оказалось, радиатор кондиционера установлен вверх ногами. В результате постоянно срабатывал датчик аварийного давления, и кондиционер отключался, не успев начать работать. Поразительно, что радиатор вверх тормашками поставили именно в фирменном сервисе».

Преимущество узко специализированных мастерских не только в большей информированности работников по конкретной модели машины или какому-либо отдельно взятому узлу. Здесь свободнее смотрят на использование неоригинальных запчастей. Кроме того, они не заставляют, подобно официальным дилерам, менять целиком тот или иной механизм, а могут взяться за его частичный ремонт.

То же самое можно сказать и по поводу технологии некоторых работ. Следование стандартам выполнения той или иной процедуры — закон для «официала». Грубо говоря, на фирменном сервисе никогда не станут красить дверь, не сняв ее с машины. А в гараже вам могут покрасить ее по вашей просьбе с одной стороны.

Впрочем, было бы нечестно идеализировать «неформала». Минусы его очевидны — отсутствие нормального оборудования и, как следствие, каких-либо гарантий качества.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK