20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Архивная запись
  3. Архивная публикация 2004 года: "Ежики в тумане"

Архивная публикация 2004 года: "Ежики в тумане"

Погожим зимним утром бизнесмен Карен Давыдович выглянул из окна и обомлел: на привычном месте вместо любимой Audi A6 наблюдался лишь грязный сугроб. Дрожащей рукой Карен Давыдович набрал номер охранно-поисковой компании "Лоджек". Через полчаса вместе с патрулем оперативного реагирования на поиски пропажи отправился наш корреспондент. Хмурое утро. Ярославское шоссе. Я еду на "ежике". "Ежик" - так представители преступного мира называют машину-пеленгатор радиопоисковой системы, у которой из крыши торчат четыре маленькие антеннки.

©
Погожим зимним утром бизнесмен Карен Давыдович выглянул из окна и обомлел: на привычном месте вместо любимой Audi A6 наблюдался лишь грязный сугроб. Дрожащей рукой Карен Давыдович набрал номер охранно-поисковой компании "Лоджек". Через полчаса вместе с патрулем оперативного реагирования на поиски пропажи отправился наш корреспондент.
©
Хмурое утро. Ярославское шоссе. Я еду на "ежике". "Ежик" - так представители преступного мира называют машину-пеленгатор радиопоисковой системы, у которой из крыши торчат четыре маленькие антеннки.

Внутри нашего "ежика" таинственно мигает лампочками диковинный пульт, похожий на что-то из области авиации. Это - дисплей пеленгации. На нем видно, в каком направлении и как далеко находится радиомаяк, который подает сигналы из недр угнанной машины.

Слева на дисплее находится шкала силы сигнала: чем больше "кубиков" в этой шкале, тем ближе находится угнанная машина. Справа - круговая, похожая на компас световая шкала. Она показывает направление, в котором следует искать. Загораются лампочки в правой стороне круга - ехать нужно направо, замигали внизу - значит, проскочили искомый объект, нужно возвращаться. Наконец, в центре дисплея большими буквами и цифрами высвечивается понятная лишь специалисту абракадабра. Это - индивидуальный код автомобиля, по которому можно найти конкретную машину.

Загадочное XYX6006 - код угнанного транспортного средства Карена Давыдовича. Его Audi A6 1998 года выпуска ушла прямо от подъезда дома на Большой Филевской улице глубокой ночью. Еще в 2 часа бизнесмен выглядывал в окно - машина была на месте, а в 6.45, когда домашние собирались на работу, ее уже не было.

После звонка Карена Давыдовича в дежурную часть радиопоиска в его машине был активизирован тревожный радиомаяк. И тут же стационарная вышка на севере столицы запеленговала этот сигнал. Вывод: угнанная Audi находится где-то в районе между проспектом Мира и Ярославским шоссе.

Остается выяснить местонахождение поточнее. Что мы и делаем с помощью нашего "ежика", который способен уловить сигнал маяка с угнанной машины на расстоянии от 1 км до 10 км и потом точно привести нас к похищенному имуществу.

Пока "иголки" нашего пеленгатора молчат, что вызывает откровенное неудовольствие моего напарника - по-спортивному подтянутого и без конца матерящегося Михаила. Раньше Михаил работал в отдельной роте ДПС, а после того, как эту структуру милиции реорганизовали, а точнее - разогнали, подался в частное предприятие ловить угонщиков уже на коммерческой основе.

Едем вхолостую, я пытаюсь вести с Михаилом светский разговор. Спрашиваю, часто ли приходится пеленговать угнанные машины. Выясняется, что пик работы почему-то приходится на конец осени-октябрь, ноябрь, а также на первый месяц зимы - декабрь. В это время Михаил лично участвует в экстренных вызовах 2-3 раза в неделю. Затем всплеск угонов наблюдается в апреле-мае. Здесь, впрочем, все понятно: лето - хорошая пора для сбыта угнанных машин.

Какие машины чаще всего приходится искать? Бесспорный лидер - Audi A6 (привет Карену Давыдовичу!), а также Audi A8 - "Авоська". Следом в списке топ-угонов идут джипы. Особенно достается таким, как Toyota Land Cruiser, Lexus RX и LX, BMW X5. В последнее время часто стали покидать своих законных хозяев Honda HRV и СRV.

Иногда злоумышленники устраивают настоящий шпионаж за владельцем угоняемой машины. Например, недавно шпион из банды угонщиков следил за женщиной - хозяйкой джипа Honda CRV. Он буквально шел за ней по пятам по магазинам, а потом проследовал в модный салон красоты. После того как дама разулась и начала процедуру педикюра, которая, как известно, занимает далеко не пару минут, агент дал сигнал своим сообщникам и те быстро приделали ноги автомобилю (тоже своего рода "педикюр").

Могут ли противостоять угонщикам самые современные сигнализации, иммобилайзеры и прочие ухищрения? Увы, не более, чем гангстера-налетчика может остановить ребенок с игрушечным пистолетом. Любую даже суперсовременную сигнализацию профессиональный угонщик обезвреживает в считанные минуты - обычно молниеносно ломаются личинки замка дверей, потом выламывается замок зажигания. В последнее время угонщики предпочитают не возиться с обезвреживанием бортового компьютера, следящего за безопасностью машины, а просто выламывают его целиком и подключают собственный блок управления.

Вот, например, на разыскиваемой нами сейчас Audi стояла хорошая сигнализация, механический замок на руле, а также мультилок - замок на коробку передач. Угонщики (как выяснилось позже) сигнализацию вывели из строя при помощи временного замыкания электропроводки, а замок на руле обезвредили, перекусив огромными сверхмощными кусачками баранку. Что же касается мультилока, то его банально перепилили ножовкой.

"Ликбез по угону" прерывает звонок по мобильному телефону. "Это Семеныч, - поясняет Михаил, - у него засветилось". Что значит: экипажу другой патрульной машины удалось запеленговать пропавшую Audi.

Срочно выдвигаемся в район проспекта Мира, поворачиваем направо у моста Рижского вокзала. Мат Михаила крепчает - "добыча" близка! Наконец, в районе мытищинских улиц у нас - о радость! - начинает моргать дисплей пеленгатора. Он показывает, что надо двигаться прямо, потом налево, вот уже шкала силы приема сигнализирует о том, что машина совсем рядом.

И тут мы видим машину Семеныча - начальника другого экипажа. Останавливаемся. Он кивает в сторону ряда ракушек. Тут в глухом свободном проеме краснеет наша Audi. Понятно, что ни внутри, ни около нее никого нет.

Пока приближаться к машине нельзя. Чуть ранее подъехали милиционеры - оперативники 7-го отдела МУРа. Чтобы поймать злоумышленников, они будут организовывать засаду. Пасти угнанное авто придется, может быть, несколько дней, пока не появятся так называемые "маячки" - люди, оценивающие обстановку вокруг незаконно приобретенной собственности. Следом за "маячками" к машине осторожно приблизятся перегонщики, а то, случается, и покупатели. Вот тут-то их тепленькими и... Но до этого сладостного момента еще далеко.

Отъезжаем на безопасное расстояние - к станции метро "Рижская". Сюда же подъезжает осунувшийся Карен Давыдович. После известия, что авто нашли, он лезет обниматься и интенсивно трясет руки членам патруля и вашему покорному слуге. Правда, потом ему объясняют, что машину он получит назад после того, как милиция с ней проведет оперативные мероприятия. Карен Давыдович переходит с русского на сдавленный армянский и нехотя удаляется, растворяясь в тумане.

А мы греемся в джипе начальника охраны. Фамилия грозы угонщиков - Васечко. Александр Федорович - бывший начальник отдельной роты ДПС по борьбе с угонами - сетует, что ловить угонщиков становится сложнее. Их "кооперативы" все чаще напоминают процветающее предприятие с хорошо поставленным менеджментом. Каждый человек в таком предприятии прекрасно знает свою роль. Одни непосредственно вскрывают и угоняют машины в специальные "отстойники" - неприметные гаражи, пустыри и т.д. Если за ними не подъедут "ежики" или милиция, наступает черед перегонщиков, которые переправляют машины в мастерские. Тут другие специально обученные люди перебивают номера на кузове и агрегатах машины, делают липовые документы. Наконец, специальные менеджеры находят покупателей.

Самое обидное, что угонщиков трудно привлечь к ответственности. Например, недавно прямо на месте преступления был задержан преступник, угнавший новую Honda CRV. Он заявил милиции, что просто шел мимо, увидел открытую машину и решил ее покараулить, пока не приедут владельцы. Преступника отпустили на следующий день (есть серьезные подозрения, что этому еще способствовала взятка).

Как быть простому автолюбителю? Выход один: страховать машину или устанавливать охранные системы радиопоиска (в 90% случаев машину находят). А лучше делать одновременно и то, и другое.

Правда, продолжает рассказ начальник Васечко, поисковые системы не всегда применяют по назначению. Часто радиопоиск оказывается замешанным в банальных любовных или семейных историях. Распространенная ситуация. Жена звонит на пульт охраны со слезами: муж обещал приехать через полчаса, его нет уже полночи. Срочно начинайте розыск, его точно убили или захватили в заложники! Охрана активизирует на заявленной машине сигнал тревоги, через некоторое время машину находят - в ней, как вы догадываетесь, обнаруживается живой и возмутительно здоровый муж с незнакомкой.

Жены также часто становятся объектом слежки со стороны своих благоверных. Причем слежки постоянной - в любой момент по Интернету (есть такая услуга в большинстве охранно-поисковых компаний) подозрительный супруг может определить, где находится оформленная на него машина, на которой раскатывает дама. Недавно в офис одной охранной компании пришла взбешенная клиентка и недоумевала, как ее бывший муж может обнаруживать ее, куда бы она ни поехала. Даме показали контракт на обслуживание зарегистрированной на ее бывшего мужа машины. Возразить было нечего.

Но самый распространенный случай непрофильного использования радиопоиска - это когда активизируют сигнал тревоги в пьяных драках на бурных вечеринках. Приехавший патруль просят разобраться с обидчиками. Оплата - сдельная.

Угнали. Надо было ставить "Клиффорд"?

Самое надежное на сегодня средство борьбы с автоугонщиками - это системы радио и спутникового обнаружения.

Начнем с радио. Принцип действия таков: в машине автоматически или по заявлению потерпевшего активируется тревожный радиомаяк. Сигналы пеленгуются стационарными вышками, а также оперативными патрулями, которые постоянно дежурят по городу. И после этого найти машину - дело нескольких минут. Основной минус систем радиопоиска - их ограниченный радиус действия. Максимальная зона охвата, например, у компании "Лоджек" - это Москва и, как утверждают в компании, вся Московская область. Если угнанная машина находится в данной зоне - у преступников практически нет шансов. Если же машина до подачи тревожного сигнала успела уйти из зоны покрытия, то ее на просторах России найти очень сложно.

На сегодняшний день минимальная стоимость такой аппаратуры - $500-1 тыс. (оборудование + установка) и $100-200 в год за обслуживание.

Другой тип охранно-поисковых систем - это обнаружение машины с помощью спутника. Работают такие системы на основе спрятанного в машине приемника спутникового сигнала GPS. Размером не более мобильного телефона, он вплоть до нескольких метров определяет координаты местонахождения машины и пересылает их на центральный пульт охраны по каналу телефонной сотовой связи GSM.

Основное преимущество подобных систем - практически неограниченная территория действия. Основной недостаток - спутниковый сигнал тревоги легко заглушить.

Не очень привлекательна и цена услуг спутниковой охраны. В среднем установка такого оборудования обойдется в $1,5-2 тыс., а годовое обслуживание - в $300-500.

В утешение можно добавить, что процент обнаружения угнанных машин, оснащенных системой как радио, так и спутникового поиска довольно высок и составляет 80-90%.

Более дешевый и привычный для россиян способ защиты авто - сигнализация.

С охранной задачей справляются различные датчики, которые, зафиксировав, что с машиной происходит что-то неладное, включают сигнал тревоги.

Самые популярные сегодня - датчики открытия дверей, движения, датчик наклона или крена, разбитого стекла. Самый чувствительный - это микроволновый, или объемный, датчик. Он реагирует на любое несанкционированное движение как внутри салона автомобиля, так и в непосредственной близости от авто. Подобные устройства стоят $100-200 (марки Моngoose, Pantera, Alligator, Anakonda).

В последнее время системы сигнализации дополняются так называемыми иммобилайзерами, главная задача которых состоит в том, чтобы в случае тревоги обездвижить угоняемое транспортное средство. Например, временно заблокировать подачу топлива в мотор или напряжения в системе зажигания. В среднем иммобилайзеры стоят $100-200 (Black Bug, Technoblock, Guard). Несмотря на свою техническую развитость, электронные системы защиты также далеки от того, чтобы полностью предотвратить угон. Профессиональному вору, чтобы взломать автосигнализацию, потребуется 1-2 минуты (максимум - 5).

Грамматчиков

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».