26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Генералогия"

Архивная публикация 2003 года: "Генералогия"

Спрос на генералов в российской политике постепенно сходит на нет. Однако он вполне может снова существенно вырасти.Итак, конфликт генерала Геннадия Трошева с руководством Министерства обороны исчерпан. Герой второй чеченской войны не пошел в публичную политику, а остался на государственной службе, став советником президента России по делам казачества. Правда, пост ему подыскали такой, что некоторые наблюдатели между делом уже стали называть бывшего командующего Северо-Кавказским округом свадебным генералом. Дескать, почета на этом посту много, а реальной власти и влияния никакого.
Но завершение конфликта вокруг Трошева -- это дополнительный повод еще раз поговорить на вечную для современной России тему -- о роли и месте людей с золотыми погонами в политике. Тема эта вполне укладывается в классическую синусоиду.
Массовый поход генералов во власть начался в середине 90-х годов. К тому времени наше общество, наглотавшись демократической вольницы, вдруг стало обнаруживать в себе тоску по порядку и дисциплине, под которыми, конечно же, угадывалась мечта о справедливости. Слишком надоел всем "беспредел крутых" в первые годы реформ. Александр Лебедь с его неповторимым командным голосом оказался как раз в нужное время и в нужном месте. За ним во власть устремились генералы и адмиралы с амбициями пожиже. И хотя судьбы их сложились по-разному, лозунгом времени стали слова из предвыборного клипа генерала Лебедя: "Кто же за простой народ постоит? Есть такой человек, и ты его знаешь!"
Наиболее удачливым генералам, таким как воскресшему из пепла после октябрьских событий 1993-го Александру Руцкому, удалось добраться до губернаторского кресла и даже какое-то время поиграть в общенационального политика. Другие плотной группой осели в Государственной думе, освоив новую для себя профессию законодателей. Третьи оказались не столь успешными. Помелькав в предвыборных списках разных партий и блоков, не прошедших в парламент, они быстро сошли с дистанции. Но и самые удачливые, такие как Лебедь, главной цели не достигли. Нового порядка России генералы не принесли. Не только на федеральном, но даже и на местном уровне. Более того, ввязываясь в бой на чужом поле с опытными столичными царедворцами и профессиональными интриганами, генералы упускали инициативу, растрачивали свои преимущества и в результате проигрывали. В конечном итоге народ это понял и на какой-то момент утратил к ним интерес.
Но потом грянула вторая чеченская война, теракты в российских городах, организованные чеченскими боевиками. И на генералов снова возник спрос. Правда, ситуация со времен их первого пришествия во власть изменилась. Тогда, в середине 90-х, власть имущие в какой-то степени оказались неготовыми к генеральской атаке. Военачальники это чувствовали и смело становились публичными политиками, открыто пытаясь вести самостоятельную игру. В новых условиях власть не отталкивала генералов, а, напротив, привечала, но уже не позволяла играть самостоятельно. Вне зависимости от полученных постов -- полпреда, губернатора или заместителя -- генералам отводилась четко очерченная роль проводника президентского курса. И они в целом этой ролью удовлетворились. Популярный Трошев не стал в этом плане исключением. Риску карьеры политика он предпочел тихий уют и почет государственной службы.
С точки зрения большой политики оно, наверное, и к лучшему. Каждый в государстве должен заниматься тем, что, прежде всего, умеет. Хозяйственники и финансисты -- руководить экономическими министерствами и крупными государственными компаниями, генералы -- организовывать защиту Отечества и бороться с бандитами. Профессиональные политики -- разрабатывать для страны проекты будущего и писать законы.
Вопрос только в том, а достаточно ли приведенных аргументов для того, чтобы считать генеральскую тему закрытой для российской политики. Едва ли. Если дела в государстве будут идти неблагополучно, то спрос на генералов может снова измениться. Могут потребоваться не исправные исполнители-чиновники, а этакие крутые парни, способные плыть против течения, несмотря ни на что. И как знать, может быть, кто-то из нынешних обладателей золотистых погон или тех, кто только мечтает сейчас о генеральском мундире, и захочет попытать счастья, учтя уроки Лебедя и Руцкого, Родионова и Воробьева. Вопрос в том, какова будет цена такого броска для всех остальных.

Спрос на генералов в российской политике постепенно сходит на нет. Однако он вполне может снова существенно вырасти.Итак, конфликт генерала Геннадия Трошева с руководством Министерства обороны исчерпан. Герой второй чеченской войны не пошел в публичную политику, а остался на государственной службе, став советником президента России по делам казачества. Правда, пост ему подыскали такой, что некоторые наблюдатели между делом уже стали называть бывшего командующего Северо-Кавказским округом свадебным генералом. Дескать, почета на этом посту много, а реальной власти и влияния никакого.

Но завершение конфликта вокруг Трошева -- это дополнительный повод еще раз поговорить на вечную для современной России тему -- о роли и месте людей с золотыми погонами в политике. Тема эта вполне укладывается в классическую синусоиду.

Массовый поход генералов во власть начался в середине 90-х годов. К тому времени наше общество, наглотавшись демократической вольницы, вдруг стало обнаруживать в себе тоску по порядку и дисциплине, под которыми, конечно же, угадывалась мечта о справедливости. Слишком надоел всем "беспредел крутых" в первые годы реформ. Александр Лебедь с его неповторимым командным голосом оказался как раз в нужное время и в нужном месте. За ним во власть устремились генералы и адмиралы с амбициями пожиже. И хотя судьбы их сложились по-разному, лозунгом времени стали слова из предвыборного клипа генерала Лебедя: "Кто же за простой народ постоит? Есть такой человек, и ты его знаешь!"

Наиболее удачливым генералам, таким как воскресшему из пепла после октябрьских событий 1993-го Александру Руцкому, удалось добраться до губернаторского кресла и даже какое-то время поиграть в общенационального политика. Другие плотной группой осели в Государственной думе, освоив новую для себя профессию законодателей. Третьи оказались не столь успешными. Помелькав в предвыборных списках разных партий и блоков, не прошедших в парламент, они быстро сошли с дистанции. Но и самые удачливые, такие как Лебедь, главной цели не достигли. Нового порядка России генералы не принесли. Не только на федеральном, но даже и на местном уровне. Более того, ввязываясь в бой на чужом поле с опытными столичными царедворцами и профессиональными интриганами, генералы упускали инициативу, растрачивали свои преимущества и в результате проигрывали. В конечном итоге народ это понял и на какой-то момент утратил к ним интерес.

Но потом грянула вторая чеченская война, теракты в российских городах, организованные чеченскими боевиками. И на генералов снова возник спрос. Правда, ситуация со времен их первого пришествия во власть изменилась. Тогда, в середине 90-х, власть имущие в какой-то степени оказались неготовыми к генеральской атаке. Военачальники это чувствовали и смело становились публичными политиками, открыто пытаясь вести самостоятельную игру. В новых условиях власть не отталкивала генералов, а, напротив, привечала, но уже не позволяла играть самостоятельно. Вне зависимости от полученных постов -- полпреда, губернатора или заместителя -- генералам отводилась четко очерченная роль проводника президентского курса. И они в целом этой ролью удовлетворились. Популярный Трошев не стал в этом плане исключением. Риску карьеры политика он предпочел тихий уют и почет государственной службы.

С точки зрения большой политики оно, наверное, и к лучшему. Каждый в государстве должен заниматься тем, что, прежде всего, умеет. Хозяйственники и финансисты -- руководить экономическими министерствами и крупными государственными компаниями, генералы -- организовывать защиту Отечества и бороться с бандитами. Профессиональные политики -- разрабатывать для страны проекты будущего и писать законы.

Вопрос только в том, а достаточно ли приведенных аргументов для того, чтобы считать генеральскую тему закрытой для российской политики. Едва ли. Если дела в государстве будут идти неблагополучно, то спрос на генералов может снова измениться. Могут потребоваться не исправные исполнители-чиновники, а этакие крутые парни, способные плыть против течения, несмотря ни на что. И как знать, может быть, кто-то из нынешних обладателей золотистых погон или тех, кто только мечтает сейчас о генеральском мундире, и захочет попытать счастья, учтя уроки Лебедя и Руцкого, Родионова и Воробьева. Вопрос в том, какова будет цена такого броска для всех остальных.

АНДРЕЙ РЯБОВ, член научного совета центра Карнеги

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».