27 сентября 2025
USD 83.61 -0.38 EUR 98.15 -0.45
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 1998 года: "Город, которого не будет на карте"

Архивная публикация 1998 года: "Город, которого не будет на карте"

В XXI веке на берегу Жигулевского моря неподалеку от города Тольятти растет белокаменный город, окруженный крепостной стеной. По городу ездят кареты и ходят люди в богатырских доспехах.-- Батюшка, а порох брать? -- Запыхавшийся паренек в красной косоворотке теребил священника за рясу.
-- Конечно, берите. Ну так что (это уже ко мне), пойдешь с нами в море на ладье? Не хочешь? Ладно, оставайся здесь с воеводой и богатырями.
Подобрав свисающий с запястья сотовый телефон, батюшка умчался на своем стареньком "форде" в сторону Волги.
Спустя несколько минут из гавани тольяттинского яхт-клуба, что на Жигулевском водохранилище, покачивая парусом, вышла деревянная ладья. С ее палубы грянул пушечный выстрел. Не хватало только Стеньки Разина с княжной.
Утонувший город

Традиция строить небольшие чудо-города существует в мире давно. Почти во всех европейских странах есть исторические местности, в точности передающие интерьеры, быт и сам дух древних времен. Помимо познавательной пользы, такие города-сказки приносят и немалый доход: туристы валят туда валом.
Русский город-кремль тоже обещает стать посещаемым и прибыльным местом. По крайней мере, в проекте есть тир со старинным оружием, торговые палаты и трапезные, сказочный парк для детей вроде Диснейленда на русский лад и даже проведение роскошных свадеб с венчанием в церкви, катанием молодоженов в золотой карете и плаванием по Жигулевскому морю на ладье. Такая экзотика вместе с красотами самих Жигулей вполне может привлечь туристов.
Идея построить город на берегу Жигулевского моря близ Тольятти возникла не случайно. В 50--60-е годы предшественник Тольятти город Ставрополь-на-Волге в буквальном смысле утонул, оказавшись из-за строительства Волжской ГЭС на дне Жигулевского моря.
Тем не менее несколько старых домов от Ставрополя-на-Волге, оказавшихся на окраине города, все-таки уцелели. В Тольятти их берегли пуще глаз и даже повесили на них "липовые" охранные таблички: дескать, именно в этих домах проживала какая-то известная революционерка. А в 1995 году сюда пришли местные монахи, и вокруг старых разваливающихся построек закипела совсем иная жизнь.
Первый раз я попал сюда зимой 1996 года: один тольяттинский банкир решил показать гостившим у него журналистам местное чудо света.
Тогда после долгого спуска по обледенелой дороге со стоящими вдоль нее рядами высоких сосен мы подъехали к группе деревянных покосившихся домов, вокруг которых валялись бревна, возвышались кучи гравия и щебня. Нас встретил совсем еще молодой батюшка и сразу начал рассказывать о храме, богатырях и о городе-кремле, который тут построят.
Тогда все это казалось бреднями. И вот теперь я узнаю, что история, поведанная священником, материализовалась в проект духовно-культурного кремля Воскресенье, строительство которого было одобрено иерархами Русской православной церкви.
Из пищали -- заряжай!

Пока будущий город-кремль представляет собой группу построек, хаотически разбросанных на площади 4 кв. км. Среди них мелькают черные монашеские рясы и вышитые золотом традиционные русские рубахи.
Идейный вдохновитель строительства и настоятель местной церкви отец Феоктист встретил нас в своей опочивальне -- 130 лет назад здесь оперировал известный ставропольский фельдшер. Комната небольшая. Дешевый мягкий уголок, стол, медвежья шкура на стене -- вот и весь интерьер.
"Сначала я хотел построить в Жигулевских горах деревянную крепость со множеством башен и художественных мастерских, но так получилось, что мы увидели это место и обратились ко всем сильным князьям земли русской с просьбой его нам отдать,"-- рассказал мне отец Феоктист. В роли "князей" выступали администрация Тольятти, руководители АвтоВАЗа и городские бизнесмены, для которых монахи устроили в специально построенной летней трапезной прием с пением хора, богатырскими играми и распитием традиционных русских напитков.
Судя по всему, трапеза понравилась -- вскоре идея кремля Воскресенье приобрела официальный статус.
"Это будет город, окруженный стенами из белоснежного жигулевского камня,-- излагает мне проект кремля отец Феоктист.-- В нем будет долина сказок с теремками, мостиками и скульптурами, кузница, гостиный двор. Мы хотим, чтобы по городу ездили кареты, а зимой -- сани с бубенцами, и потому предусмотрели еще и конный двор".
Прямо посреди кремлевского двора планируется построить каменную башню, венчать которую будет огромный богатырский шлем. Внутри башни разместятся мастерские по изготовлению старинного оружия. Там же -- исторический тир, где можно будет пострелять из пищали и лука. А еще трапезные, приемные, галерея русской славы. На берегу моря будет построен пирс.
Тридцать три богатыря

На территории кремля есть место, куда уже сейчас непременно заглядывают все гости,-- это оружейная мастерская. Здесь делают кольчуги, шлемы, щиты и мечи. Рассказывают, что наезжающие в кремль бизнесмены любят примерить доспехи и подержать в руках меч.
Честно говоря, поначалу идея с ношением доспехов показалась рекламой, однако, увидев воеводу кремля, я слегка оторопел. Картина и вправду была еще та. Посреди 38-градусной жары вышагивал человек в полном вооружении -- стальной шлем с кольчужной оплеткой, защищающей шею, кольчуга до колен, полутораметровый меч, почти в полный рост стальной щит, с внутренней стороны обитый мехом для амортизации ударов. Костюм дополняли ярко-алый плащ и красные сафьяновые сапоги.
Воевода очень молод. В свое время он приехал сюда просто посмотреть и заболел казавшейся тогда фантастической идеей города-кремля.
Теперь у него здесь своя комната, увешанная золототкаными рубахами, щитами и луками. Есть в ней и признак цивилизации -- компьютер, в который занесены данные на проживающих здесь же "богатырей".
А сами богатыри -- это дети, которых со всей округи ведут и везут сюда родители, в большинстве случаев не имеющие возможности их прокормить. Когда мы разговаривали с воеводой, к нам подошла женщина с мальчиком, который с удивлением глядел на выстроившуюся вокруг толпу сверстников с мечами и щитами. Женщина сказала: "Воевода, я привела к вам сына".
В кремле дети-"богатыри" встают в семь утра, молятся, идут строем в обычную школу, а по вечерам изучают изографию, хоровое пение или, например, рыбную ловлю. Тома и Джерри с Микки-Маусом эти дети не знают: на всю их опочивальню предусмотрен один телевизор с видеоплейером, а видеокассеты, как заверил меня воевода, содержат исключительно русские мультфильмы-сказки. Вообще, все русское здесь почитается. Говорят, когда в кремль приехала съемочная группа НТВ, хозяева, узнав, что имя оператора Илья, тут же предложили ему остаться у них навсегда, утверждая, что человек с таким именем -- прирожденный Илья Муромец, русский богатырь.
Спят богатыри на обычных топчанах. Стены спален украшены детскими рисунками, изображающими по большей части поверженного Змея Горыныча. Условия жизни богатырей далеко не идеальны: в доме пока нет отопления, и зимой температуру приходится поддерживать масляными радиаторами.
Здесь говорят, что детям такая жизнь нравится, и это похоже на правду. По крайней мере, в занятиях по искусству боя на мечах ребятишки участвуют с видимой охотой.
Чад богатых родителей среди них нет. Воевода объясняет это тем, что такие дети, как правило, не приучены к строгой дисциплине. Не нравится им и не совсем привычный образ жизни -- без обстановки, больших телевизоров, машин и т.д.
Деньги всякие нужны, деньги всякие важны

Строящийся чудо-город уже давно стал местом, куда с удовольствием ездят многие тольяттинские бизнесмены и предприниматели, чтобы потрапезничать с отцом Феоктистом. Сила стоящих за гостями капиталов сделала невероятное: деньги на кремль, строительство которого оценивается, между прочим, в 100 млн. рублей, находятся. Мне показывали огромный сруб, привезенный откуда-то с Севера на средства одного из тольяттинских банков,-- он уже превращается в гостиный двор с баней, выстроенной согласно древнерусским традициям. Там, например, сделаны огромные круглые бочки, днища которых выложены изразцами.
Неподалеку от гостиного двора достраивается кузнечный двор -- туда уже сейчас собираются приглашать мастеров со всей России. Поднимаются и обновляются старые дома.
Среди тех, кто всячески поддерживает идею строительства кремля, и тольяттинская мэрия, и АвтоВАЗ, и Росэстбанк. Кто-то участвует в строительстве, а кто-то просто дает деньги.
Среди основных спонсоров есть люди примечательные. Например, мэр Тольятти Сергей Жилкин. Или глава группы компаний "Ада" и депутат тольяттинской думы Павел Алешкин, чье предприятие до сих пор не вернуло тольяттинской мэрии 180 млрд. ("старыми") бюджетных средств.
Поэтому в миру мэр Тольятти Жилкин и бизнесмен Алешкин судятся. Но здесь, в городе-кремле, их помощь принимают одинаково, невзирая на скандал между ними. А журналисты НТВ, снимавшие здесь сюжет, рассказали мне, что застали в кремле целую делегацию людей характерного вида -- золотые перстни и цепи, мобильные телефоны и иномарки. Они тоже приезжали пообщаться с отцом Феоктистом. Правда, сам он об этом ничего не говорит. "У меня очень много друзей",-- просто замечает он.
А с недавних пор о городе-кремле заговорили не только в Тольятти, но и в Самаре: во время парада 9 мая вслед за солдатами и ветеранами на поле вышла колонна одетых в доспехи детей-"богатырей" из города-кремля.

В XXI веке на берегу Жигулевского моря неподалеку от города Тольятти растет белокаменный город, окруженный крепостной стеной. По городу ездят кареты и ходят люди в богатырских доспехах.-- Батюшка, а порох брать? -- Запыхавшийся паренек в красной косоворотке теребил священника за рясу.

-- Конечно, берите. Ну так что (это уже ко мне), пойдешь с нами в море на ладье? Не хочешь? Ладно, оставайся здесь с воеводой и богатырями.

Подобрав свисающий с запястья сотовый телефон, батюшка умчался на своем стареньком "форде" в сторону Волги.

Спустя несколько минут из гавани тольяттинского яхт-клуба, что на Жигулевском водохранилище, покачивая парусом, вышла деревянная ладья. С ее палубы грянул пушечный выстрел. Не хватало только Стеньки Разина с княжной.

Утонувший город


Традиция строить небольшие чудо-города существует в мире давно. Почти во всех европейских странах есть исторические местности, в точности передающие интерьеры, быт и сам дух древних времен. Помимо познавательной пользы, такие города-сказки приносят и немалый доход: туристы валят туда валом.

Русский город-кремль тоже обещает стать посещаемым и прибыльным местом. По крайней мере, в проекте есть тир со старинным оружием, торговые палаты и трапезные, сказочный парк для детей вроде Диснейленда на русский лад и даже проведение роскошных свадеб с венчанием в церкви, катанием молодоженов в золотой карете и плаванием по Жигулевскому морю на ладье. Такая экзотика вместе с красотами самих Жигулей вполне может привлечь туристов.

Идея построить город на берегу Жигулевского моря близ Тольятти возникла не случайно. В 50--60-е годы предшественник Тольятти город Ставрополь-на-Волге в буквальном смысле утонул, оказавшись из-за строительства Волжской ГЭС на дне Жигулевского моря.

Тем не менее несколько старых домов от Ставрополя-на-Волге, оказавшихся на окраине города, все-таки уцелели. В Тольятти их берегли пуще глаз и даже повесили на них "липовые" охранные таблички: дескать, именно в этих домах проживала какая-то известная революционерка. А в 1995 году сюда пришли местные монахи, и вокруг старых разваливающихся построек закипела совсем иная жизнь.

Первый раз я попал сюда зимой 1996 года: один тольяттинский банкир решил показать гостившим у него журналистам местное чудо света.

Тогда после долгого спуска по обледенелой дороге со стоящими вдоль нее рядами высоких сосен мы подъехали к группе деревянных покосившихся домов, вокруг которых валялись бревна, возвышались кучи гравия и щебня. Нас встретил совсем еще молодой батюшка и сразу начал рассказывать о храме, богатырях и о городе-кремле, который тут построят.

Тогда все это казалось бреднями. И вот теперь я узнаю, что история, поведанная священником, материализовалась в проект духовно-культурного кремля Воскресенье, строительство которого было одобрено иерархами Русской православной церкви.

Из пищали -- заряжай!


Пока будущий город-кремль представляет собой группу построек, хаотически разбросанных на площади 4 кв. км. Среди них мелькают черные монашеские рясы и вышитые золотом традиционные русские рубахи.

Идейный вдохновитель строительства и настоятель местной церкви отец Феоктист встретил нас в своей опочивальне -- 130 лет назад здесь оперировал известный ставропольский фельдшер. Комната небольшая. Дешевый мягкий уголок, стол, медвежья шкура на стене -- вот и весь интерьер.

"Сначала я хотел построить в Жигулевских горах деревянную крепость со множеством башен и художественных мастерских, но так получилось, что мы увидели это место и обратились ко всем сильным князьям земли русской с просьбой его нам отдать,"-- рассказал мне отец Феоктист. В роли "князей" выступали администрация Тольятти, руководители АвтоВАЗа и городские бизнесмены, для которых монахи устроили в специально построенной летней трапезной прием с пением хора, богатырскими играми и распитием традиционных русских напитков.

Судя по всему, трапеза понравилась -- вскоре идея кремля Воскресенье приобрела официальный статус.

"Это будет город, окруженный стенами из белоснежного жигулевского камня,-- излагает мне проект кремля отец Феоктист.-- В нем будет долина сказок с теремками, мостиками и скульптурами, кузница, гостиный двор. Мы хотим, чтобы по городу ездили кареты, а зимой -- сани с бубенцами, и потому предусмотрели еще и конный двор".

Прямо посреди кремлевского двора планируется построить каменную башню, венчать которую будет огромный богатырский шлем. Внутри башни разместятся мастерские по изготовлению старинного оружия. Там же -- исторический тир, где можно будет пострелять из пищали и лука. А еще трапезные, приемные, галерея русской славы. На берегу моря будет построен пирс.

Тридцать три богатыря


На территории кремля есть место, куда уже сейчас непременно заглядывают все гости,-- это оружейная мастерская. Здесь делают кольчуги, шлемы, щиты и мечи. Рассказывают, что наезжающие в кремль бизнесмены любят примерить доспехи и подержать в руках меч.

Честно говоря, поначалу идея с ношением доспехов показалась рекламой, однако, увидев воеводу кремля, я слегка оторопел. Картина и вправду была еще та. Посреди 38-градусной жары вышагивал человек в полном вооружении -- стальной шлем с кольчужной оплеткой, защищающей шею, кольчуга до колен, полутораметровый меч, почти в полный рост стальной щит, с внутренней стороны обитый мехом для амортизации ударов. Костюм дополняли ярко-алый плащ и красные сафьяновые сапоги.

Воевода очень молод. В свое время он приехал сюда просто посмотреть и заболел казавшейся тогда фантастической идеей города-кремля.

Теперь у него здесь своя комната, увешанная золототкаными рубахами, щитами и луками. Есть в ней и признак цивилизации -- компьютер, в который занесены данные на проживающих здесь же "богатырей".

А сами богатыри -- это дети, которых со всей округи ведут и везут сюда родители, в большинстве случаев не имеющие возможности их прокормить. Когда мы разговаривали с воеводой, к нам подошла женщина с мальчиком, который с удивлением глядел на выстроившуюся вокруг толпу сверстников с мечами и щитами. Женщина сказала: "Воевода, я привела к вам сына".

В кремле дети-"богатыри" встают в семь утра, молятся, идут строем в обычную школу, а по вечерам изучают изографию, хоровое пение или, например, рыбную ловлю. Тома и Джерри с Микки-Маусом эти дети не знают: на всю их опочивальню предусмотрен один телевизор с видеоплейером, а видеокассеты, как заверил меня воевода, содержат исключительно русские мультфильмы-сказки. Вообще, все русское здесь почитается. Говорят, когда в кремль приехала съемочная группа НТВ, хозяева, узнав, что имя оператора Илья, тут же предложили ему остаться у них навсегда, утверждая, что человек с таким именем -- прирожденный Илья Муромец, русский богатырь.

Спят богатыри на обычных топчанах. Стены спален украшены детскими рисунками, изображающими по большей части поверженного Змея Горыныча. Условия жизни богатырей далеко не идеальны: в доме пока нет отопления, и зимой температуру приходится поддерживать масляными радиаторами.

Здесь говорят, что детям такая жизнь нравится, и это похоже на правду. По крайней мере, в занятиях по искусству боя на мечах ребятишки участвуют с видимой охотой.

Чад богатых родителей среди них нет. Воевода объясняет это тем, что такие дети, как правило, не приучены к строгой дисциплине. Не нравится им и не совсем привычный образ жизни -- без обстановки, больших телевизоров, машин и т.д.

Деньги всякие нужны, деньги всякие важны


Строящийся чудо-город уже давно стал местом, куда с удовольствием ездят многие тольяттинские бизнесмены и предприниматели, чтобы потрапезничать с отцом Феоктистом. Сила стоящих за гостями капиталов сделала невероятное: деньги на кремль, строительство которого оценивается, между прочим, в 100 млн. рублей, находятся. Мне показывали огромный сруб, привезенный откуда-то с Севера на средства одного из тольяттинских банков,-- он уже превращается в гостиный двор с баней, выстроенной согласно древнерусским традициям. Там, например, сделаны огромные круглые бочки, днища которых выложены изразцами.

Неподалеку от гостиного двора достраивается кузнечный двор -- туда уже сейчас собираются приглашать мастеров со всей России. Поднимаются и обновляются старые дома.

Среди тех, кто всячески поддерживает идею строительства кремля, и тольяттинская мэрия, и АвтоВАЗ, и Росэстбанк. Кто-то участвует в строительстве, а кто-то просто дает деньги.

Среди основных спонсоров есть люди примечательные. Например, мэр Тольятти Сергей Жилкин. Или глава группы компаний "Ада" и депутат тольяттинской думы Павел Алешкин, чье предприятие до сих пор не вернуло тольяттинской мэрии 180 млрд. ("старыми") бюджетных средств.

Поэтому в миру мэр Тольятти Жилкин и бизнесмен Алешкин судятся. Но здесь, в городе-кремле, их помощь принимают одинаково, невзирая на скандал между ними. А журналисты НТВ, снимавшие здесь сюжет, рассказали мне, что застали в кремле целую делегацию людей характерного вида -- золотые перстни и цепи, мобильные телефоны и иномарки. Они тоже приезжали пообщаться с отцом Феоктистом. Правда, сам он об этом ничего не говорит. "У меня очень много друзей",-- просто замечает он.

А с недавних пор о городе-кремле заговорили не только в Тольятти, но и в Самаре: во время парада 9 мая вслед за солдатами и ветеранами на поле вышла колонна одетых в доспехи детей-"богатырей" из города-кремля.

ДМИТРИЙ СУРЬЯНИНОВ

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".