26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2002 года: "Госаппарат: изменение вида"

Архивная публикация 2002 года: "Госаппарат: изменение вида"

Реформа госслужбы может стать самым масштабным преобразованием "эпохи Владимира Путина". Однако, чтобы она состоялась, потребуются колоссальные усилия власти, решившей изменить саму себя.В самое ближайшее время российский чиновник начнет жить по новым правилам. До конца года Госдуме предстоит утвердить пакет законов, устанавливающих новый порядок прохождения госслужбы -- как статской, так и военной. Кроме того, до начала 2003 года планируется утвердить специальную программу ее реформирования. Подготовка программы идет полным ходом. В соответствии с этим документом до 2005 года предполагается осуществить целый ряд мероприятий, которые по замыслу разработчиков должны кардинально изменить облик российской бюрократии.
Сам себе реформатор

Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация, связанная с тем, что российские чиновники взялись за реформу "святая святых" -- госаппарата, объясняется просто. Аппарат в нынешнем его виде давно не отвечает заявленным целям построения "эффективного государства". Дальше тянуть с его реформированием просто нельзя. Ведь неэффективное управление -- одна из главных причин того, что многие -- даже самые благие -- пожелания власти так и остаются "бумажными прожектами". Если же ситуация не изменится, считают авторы реформы, в скором времени может случиться так, что даже "дельную бумагу" составить будет просто некому.
Понятно, что проблема эффективности работы чиновника волнует не только государство. Неэффективность и коррумпированность госаппарата негативно сказывается на всем обществе -- от рядового гражданина до олигарха. Ведь и тот и другой заинтересованы в том, чтобы "система работала", и желательно на те деньги, которые отчисляет каждый налогоплательщик -- без привлечения "дополнительных средств" в виде взяток и подношений. В ситуации же, когда система пробуксовывает, теряют все: страна в целом -- неэффективно потраченные бюджетные деньги и упущенные возможности, компании -- средства, уходящие на подкуп конкретных исполнителей, граждане -- время и нервы, потраченные на преодоление "административных барьеров".
Благие намерения

Вопрос о том, кто должен "менять систему", решился сам собой: реформу госслужбы доверено проводить самим чиновникам, которые, естественно, будут исходить из собственных соображений о том, что и как надо делать. Собственно, иного выбора у власти и быть не могло. И дело не только в том, что в любой стране такие реформы проводятся "сверху". В современной России институты гражданского общества настолько слабы, что рассчитывать на них власть всерьез просто не может.
Вообще, проблема "чиновничьих" благ, судя по всему, будет решаться предельно аккуратно. Разработчики реформы старательно избегают даже намеков на то, что положение российского чиновника может хоть как-то ухудшиться. Наоборот, планируется повышение -- дифференцированное в зависимости от "личного вклада в общее дело" -- оплаты труда. Ясно, что по уровню зарплат ни министр, ни тем более мелкий госслужащий все равно недотянут до топ-менеджера частной корпорации. Это просто не по карману государству. Чтобы сгладить диспропорции в оплате, чиновникам сохранят и "социальный пакет", и, судя по всему, спецмашины, спецдачи и прочие "статусные спецэффекты" госслужбы. Лишить их всего этого -- означало бы не поднять, а, наоборот, снизить престиж госслужбы. Другое дело, что со временем порядок оплаты и спецобеспечения, видимо, будет изменен. И хотя до поры до времени эта сторона реформ, видимо, специально афишироваться не будет (так можно и запугать и без того "напрягшегося" в ожидании перемен чиновника), оставлять все как есть слишком накладно. Вероятно, в перспективе каждое ведомство будет превращено в некое хозрасчетное предприятие, руководители которого сами станут решать, кто из подчиненных заслуживает того или иного "спецвознаграждения".
Корпорация "Государевы люди"

Чтобы компенсировать несовершенство материальной стороны вопроса, планируется поднять престиж государственной службы. Сделать хотя бы так, чтобы "гнуть спину" на родное государство было бы не зазорнее, чем "горбатиться на чужого дядю". Предполагается вернуть госслужащим представление о том, что все они -- "государевы люди". Известно, что российские чиновники в массе своей тяготеют к державным ценностям. И либеральная идея служения обществу их вряд ли вдохновит. Видимо, с таким подходом смирились и сами либералы-реформаторы.
Не менее важным элементом реформы, видимо, станет и формирование некоего "корпоративного духа" российского бюрократа. Даже один из первых актов реформы -- указ президента об общих принципах поведения госслужащих, будучи неким подобием "Морального кодекса строителя коммунизма", должен стать сводом корпоративных правил отечественного чиновника. Несоблюдение этих правил должно вызывать немедленную реакцию не только со стороны непосредственного начальства, но и со стороны всей чиновничьей корпорации. Особенно если речь идет о конфликте интересов. Впрочем, как отмечают в приватных беседах разработчики реформы, "корпоративность не означает закрытость и кастовость". Наоборот, свежая кровь, приток которой должны обеспечить конкурсные наборы на госслужбу, только укрепит статус государевой службы, позволяя привлекать на нее наиболее амбициозных и эффективных сотрудников.
Какими бы амбициозными ни были планы реформаторов, успех преобразований во многом будет зависеть от того, сколь решительно и действенно будет проводиться реформа. В противном случае придется столкнуться с "сопротивлением чиновничьего материала", привыкшего выпутываться из самых сложных аппаратных ситуаций. Тогда и на поддержку со стороны бизнеса реформаторам рассчитывать не придется, потому что "инвестиции в госслужбу" -- как вклады в банк -- зависят от доверия "вкладчиков". Пока же вкладчики склонны не к стратегическим, а к "портфельным" инвестициям.

Зарплата российских чиновников

Реформа госслужбы может стать самым масштабным преобразованием "эпохи Владимира Путина". Однако, чтобы она состоялась, потребуются колоссальные усилия власти, решившей изменить саму себя.В самое ближайшее время российский чиновник начнет жить по новым правилам. До конца года Госдуме предстоит утвердить пакет законов, устанавливающих новый порядок прохождения госслужбы -- как статской, так и военной. Кроме того, до начала 2003 года планируется утвердить специальную программу ее реформирования. Подготовка программы идет полным ходом. В соответствии с этим документом до 2005 года предполагается осуществить целый ряд мероприятий, которые по замыслу разработчиков должны кардинально изменить облик российской бюрократии.

Сам себе реформатор


Парадоксальная, на первый взгляд, ситуация, связанная с тем, что российские чиновники взялись за реформу "святая святых" -- госаппарата, объясняется просто. Аппарат в нынешнем его виде давно не отвечает заявленным целям построения "эффективного государства". Дальше тянуть с его реформированием просто нельзя. Ведь неэффективное управление -- одна из главных причин того, что многие -- даже самые благие -- пожелания власти так и остаются "бумажными прожектами". Если же ситуация не изменится, считают авторы реформы, в скором времени может случиться так, что даже "дельную бумагу" составить будет просто некому.

Понятно, что проблема эффективности работы чиновника волнует не только государство. Неэффективность и коррумпированность госаппарата негативно сказывается на всем обществе -- от рядового гражданина до олигарха. Ведь и тот и другой заинтересованы в том, чтобы "система работала", и желательно на те деньги, которые отчисляет каждый налогоплательщик -- без привлечения "дополнительных средств" в виде взяток и подношений. В ситуации же, когда система пробуксовывает, теряют все: страна в целом -- неэффективно потраченные бюджетные деньги и упущенные возможности, компании -- средства, уходящие на подкуп конкретных исполнителей, граждане -- время и нервы, потраченные на преодоление "административных барьеров".

Благие намерения


Вопрос о том, кто должен "менять систему", решился сам собой: реформу госслужбы доверено проводить самим чиновникам, которые, естественно, будут исходить из собственных соображений о том, что и как надо делать. Собственно, иного выбора у власти и быть не могло. И дело не только в том, что в любой стране такие реформы проводятся "сверху". В современной России институты гражданского общества настолько слабы, что рассчитывать на них власть всерьез просто не может.

Вообще, проблема "чиновничьих" благ, судя по всему, будет решаться предельно аккуратно. Разработчики реформы старательно избегают даже намеков на то, что положение российского чиновника может хоть как-то ухудшиться. Наоборот, планируется повышение -- дифференцированное в зависимости от "личного вклада в общее дело" -- оплаты труда. Ясно, что по уровню зарплат ни министр, ни тем более мелкий госслужащий все равно недотянут до топ-менеджера частной корпорации. Это просто не по карману государству. Чтобы сгладить диспропорции в оплате, чиновникам сохранят и "социальный пакет", и, судя по всему, спецмашины, спецдачи и прочие "статусные спецэффекты" госслужбы. Лишить их всего этого -- означало бы не поднять, а, наоборот, снизить престиж госслужбы. Другое дело, что со временем порядок оплаты и спецобеспечения, видимо, будет изменен. И хотя до поры до времени эта сторона реформ, видимо, специально афишироваться не будет (так можно и запугать и без того "напрягшегося" в ожидании перемен чиновника), оставлять все как есть слишком накладно. Вероятно, в перспективе каждое ведомство будет превращено в некое хозрасчетное предприятие, руководители которого сами станут решать, кто из подчиненных заслуживает того или иного "спецвознаграждения".

Корпорация "Государевы люди"


Чтобы компенсировать несовершенство материальной стороны вопроса, планируется поднять престиж государственной службы. Сделать хотя бы так, чтобы "гнуть спину" на родное государство было бы не зазорнее, чем "горбатиться на чужого дядю". Предполагается вернуть госслужащим представление о том, что все они -- "государевы люди". Известно, что российские чиновники в массе своей тяготеют к державным ценностям. И либеральная идея служения обществу их вряд ли вдохновит. Видимо, с таким подходом смирились и сами либералы-реформаторы.

Не менее важным элементом реформы, видимо, станет и формирование некоего "корпоративного духа" российского бюрократа. Даже один из первых актов реформы -- указ президента об общих принципах поведения госслужащих, будучи неким подобием "Морального кодекса строителя коммунизма", должен стать сводом корпоративных правил отечественного чиновника. Несоблюдение этих правил должно вызывать немедленную реакцию не только со стороны непосредственного начальства, но и со стороны всей чиновничьей корпорации. Особенно если речь идет о конфликте интересов. Впрочем, как отмечают в приватных беседах разработчики реформы, "корпоративность не означает закрытость и кастовость". Наоборот, свежая кровь, приток которой должны обеспечить конкурсные наборы на госслужбу, только укрепит статус государевой службы, позволяя привлекать на нее наиболее амбициозных и эффективных сотрудников.

Какими бы амбициозными ни были планы реформаторов, успех преобразований во многом будет зависеть от того, сколь решительно и действенно будет проводиться реформа. В противном случае придется столкнуться с "сопротивлением чиновничьего материала", привыкшего выпутываться из самых сложных аппаратных ситуаций. Тогда и на поддержку со стороны бизнеса реформаторам рассчитывать не придется, потому что "инвестиции в госслужбу" -- как вклады в банк -- зависят от доверия "вкладчиков". Пока же вкладчики склонны не к стратегическим, а к "портфельным" инвестициям.


Зарплата российских чиновников

ДолжностьЗарплата в рубляхЗарплата в долларах США

Президент РФ62 0002000

Премьер-министр50 0001600

Вице-премьер43 0001400

Федеральный министр / депутат Госдумы34 0001100

Замминистра16 000515

Руководитель департамента11 900380

Начальник отдела9300300

Главный специалист6200200

Специалист3200100

Занятость в государственном управлении в % от всех занятых и от численности населения

СтранаДоля от всех занятых (%)Доля от всего населения (%)

Россия1,80,8

Болгария2,81,2

Венгрия5,92,7

Польша1,30,6

Словакия5,52,2

Страны ЕЭС10,04,3

Великобритания8,83,5

США7,84,4

Япония4,01,9

Численность работников, занятых в органах госвласти и органах местного самоуправления в РФ (тыс. чел.) на 2001 год

Уровень властиЧисленность работниковВ органах законодательной властиВ органах исполнительной властиВ органах судебной власти и прокуратурыВ других госорганах

Федеральный уровень37,23,828,83,31,3

Региональный уровень1103,415,3954,9131,02,2

В целом по стране1140,619,1983,7134,33,5

ВЛАДИМИР РУДАКОВ, КИРИЛЛ ПАВЛОВ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».