26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2006 года: "Государство-двоечник"

Архивная публикация 2006 года: "Государство-двоечник"

«Профиль» устроил экзамен российскому государству. По крайней мере, той его части, с которой знаком лично.Российское государство двоится в глазах обывателей.
Есть государство большое. Это государство председательствует в "Восьмерке", реализует нацпроекты, имеет тысячи баллистических ракет и походя может оставить без газа Грузию с Украиной. Большое государство живет насыщенной жизнью, о которой нам рассказывают по телевизору.
Есть государство маленькое. Это государство маринует нас в очередях, хамит, тянет деньги по мелочи, издевается над стариками и заставляет вполне состоявшихся людей чувствовать себя никчемным быдлом. Это государство никогда не меняется. В нем ничего не происходит.
Большое государство редко обращается к нам напрямую. Разве что на федеральных выборах. Оно существует где-то в другом измерении, поэтому мы готовы прощать его несуразности и даже любить его и по праву гордиться им. Маленькое государство на каждом шагу вторгается в нашу частную жизнь и сильно ее отравляет. За это мы его не любим и стараемся держаться от него подальше. Зато, в отличие от государства большого, знаем его со всех сторон.
Когда большое государство взывает к нашему гражданскому чувству или пытается донести до нас свои идеи, которые, по его мнению, могут сильно улучшить нашу жизнь, и указать нам общие цели, мы, помня о государстве маленьком, держим кукиш в кармане.
Время от времени большое государство пытается что-нибудь сделать со своей маленькой ипостасью. Последняя попытка - начатая два года назад административная реформа. Перестройка верхнего этажа исполнительной власти закончилась без видимых результатов. Теперь на очереди паспортные столы, группы разбора ГИБДД и другие не понаслышке знакомые обывателю ведомства. МЭРТ продолжает разработку стандартов оказания гражданам госуслуг, призванных жестко регламентировать наши отношения с маленьким государством.
"Профиль" попытался внести посильный вклад в это святое дело и проинспектировал 10 госучреждений в Москве и за ее пределами, в которые обывателям приходится обращаться наиболее часто. В итоге нами были подготовлены рекомендации по изживанию отдельных уродливых явлений в работе российского госаппарата и составлен рейтинг (вернее - антирейтинг) присутственных мест, где наиболее изощренным способом издеваются над россиянами. Заодно предлагаем и читателям подключиться к этому процессу: мы опубликуем ваши наиболее толковые и ценные советы (письма лучше отправлять по электронной почте: profil@profilemedia.ru).
Наши оценки и рекомендации не претендуют на полноту. Мы оценивали работу лишь тех учреждений, в которых нам самим приходилось улаживать свои дела с государством. При этом мы опирались на личный и, конечно же, субъективный опыт общения с отдельными госслужащими по конкретным делам (как правило, заурядным). Что не снижает ценности подготовленного нами рейтинга. Потому что у других посетителей этих учреждений тоже нет иного опыта общения с чиновниками помимо личного.
Кроме того, зачастую отдельный случай может показать больше, чем самая полная статистика. Например, иногда нам везло и мы проходили все бюрократические препоны гораздо быстрее оказавшихся с нами в одной очереди товарищей по несчастью. Но это везение во многом зависело от отзывчивости и профессионализма принимавших нас чиновников. Иногда не везло - из-за отсутствия отзывчивости и профессионализма.
Ведь в конце концов доверие, в том числе к государству, складывается из такого вот везения-невезения.
Строгий паспортный режим
"Куда?.. Закрыто! Режим работы читать надо". На молодого человека с непроницаемым лицом я натыкаюсь на входе в паспортный стол ОВД "Басманный".
-Там в первой же строчке написано, что в понедельник прием с 10.00, - удивляюсь я.
-А вы 6-ю строку прочитайте.
Я спускаюсь к расписанию, отсчитываю шесть строк и натыкаюсь на невообразимой сложности формулу (типа каждый шестой понедельник после каждой десятой субботы каждого четного… и т.д.). Прихожу во вторник.
Чтобы не нарываться на хамство, ни о чем никого не спрашиваю. Лишь смиренно прошу выписать временное удостоверение вместо утерянного паспорта. И мне его выписывают… после получасовой истерики перед кабинетом начальника паспортного стола.
-Я вам вообще никогда не выпишу паспорт, идите мне заново все документы собирайте, - орет мне любезнейшая "Марья Ивановна" во время дискуссии на тему "как же жить без документов".
По закону паспорт должны оформить за 30 дней. Но меня уже предупредили, что раньше чем через месяц (31 день) появляться нет смысла. Через 30 дней я снова наведываюсь в родной паспортный стол.
Меланхоличная девушка в форме тихим издевательски-тянучим голосом объявляет мне, что паспорт еще не выписан: "Еще не пришел ответ из Лефортовского ОВД, в котором вы получали паспорт".
-Но это соседний ОВД, он сидит чуть ли не через дорогу от вас, потом по закону!..
-Ну и что я могу сделать? В прошлый раз ответ оттуда пришел только через полтора месяца. Попробуйте зайти через неделю... а лучше - две…
Мне знакомые предлагали: 200 баксов - и паспорт через две недели. Денег пожалела. Расплачиваюсь нервами.
Мария Баринова


Рекомендации
1.Посетители должны приниматься ежедневно в течение всего рабочего дня, а также по субботам.
2.Должна быть предусмотрена возможность отправки и получения документов по почте (если это делает, к примеру, посольство США при выдаче виз, то почему не может делать государство РФ?), а также возможность заполнения анкет через Интернет. Удорожание процедуры можно компенсировать за счет повышения отдельных сборов.
3.За нарушение установленных законом сроков учреждение должно во внесудебном порядке платить компенсацию потерпевшему гражданину, а начальник паспортного стола - нести личную (финансовую) ответственность. Задержки по вине других учреждений - не оправдание.
Налоговое бремя
-Скажите, а где тут у вас пояс шахидки лучше взорвать?
-А?.. - В налоговой №1 на Новой Басманной душно, как в преисподней. Разморенный охранник забился в самый прохладный угол и крепко уснул.
-На учет, говорю, где вста-ать!!! Физическому лицу!!! В связи с переменой места жительства!!!
-Не знаю, спросите в канцелярии.
Легко сказать "спросите"! 1-я налоговая - это коридор шириной метра полтора, где набилось человек 200. "…И не говорите, это государство в государстве", - слышу обрывок разговора двух дам из очереди.
Перед дверью в канцелярию стоят не менее трех часов. Поэтому моя просьба "на секундочку, только спросить" воспринимается в штыки. Но я все равно узнаю, где физлица могут встать на учет.
"Ну, и че?.. Ой, Галина Федоровна, а икра-то хорошая?.. Я вам… Галина Федоровна, и меня, меня на икру запишите… на слово должна верить?" - Любезность из молоденькой сотрудницы, что называется, так и прет. Ей не нравится, что вместо паспорта у меня временное удостоверение, выданное в связи с потерей паспорта (вполне себе документ, по нему даже в самолет пускают).
-Да я к вам уже третий раз прихожу. У вас то система сбоит, то еще что!! - Терять мне нечего, поэтому я бессовестно нарываюсь. Эффект получается обратный.
-Ладно, подождите за дверью, - вдруг сменила она гнев на милость.
Жду минут двадцать. Мимо меня снуют запутавшиеся бедолаги и важно шествуют полные собственного достоинства сотрудницы. Бедолаги пытаются что-то узнать у сотрудниц. Сотрудницы бедолаг игнорируют. Я начинаю их всех ненавидеть.

«Профиль» устроил экзамен российскому государству. По крайней мере, той его части, с которой знаком лично.Российское государство двоится в глазах обывателей.
Есть государство большое. Это государство председательствует в "Восьмерке", реализует нацпроекты, имеет тысячи баллистических ракет и походя может оставить без газа Грузию с Украиной. Большое государство живет насыщенной жизнью, о которой нам рассказывают по телевизору.
Есть государство маленькое. Это государство маринует нас в очередях, хамит, тянет деньги по мелочи, издевается над стариками и заставляет вполне состоявшихся людей чувствовать себя никчемным быдлом. Это государство никогда не меняется. В нем ничего не происходит.
Большое государство редко обращается к нам напрямую. Разве что на федеральных выборах. Оно существует где-то в другом измерении, поэтому мы готовы прощать его несуразности и даже любить его и по праву гордиться им. Маленькое государство на каждом шагу вторгается в нашу частную жизнь и сильно ее отравляет. За это мы его не любим и стараемся держаться от него подальше. Зато, в отличие от государства большого, знаем его со всех сторон.
Когда большое государство взывает к нашему гражданскому чувству или пытается донести до нас свои идеи, которые, по его мнению, могут сильно улучшить нашу жизнь, и указать нам общие цели, мы, помня о государстве маленьком, держим кукиш в кармане.
Время от времени большое государство пытается что-нибудь сделать со своей маленькой ипостасью. Последняя попытка - начатая два года назад административная реформа. Перестройка верхнего этажа исполнительной власти закончилась без видимых результатов. Теперь на очереди паспортные столы, группы разбора ГИБДД и другие не понаслышке знакомые обывателю ведомства. МЭРТ продолжает разработку стандартов оказания гражданам госуслуг, призванных жестко регламентировать наши отношения с маленьким государством.
"Профиль" попытался внести посильный вклад в это святое дело и проинспектировал 10 госучреждений в Москве и за ее пределами, в которые обывателям приходится обращаться наиболее часто. В итоге нами были подготовлены рекомендации по изживанию отдельных уродливых явлений в работе российского госаппарата и составлен рейтинг (вернее - антирейтинг) присутственных мест, где наиболее изощренным способом издеваются над россиянами. Заодно предлагаем и читателям подключиться к этому процессу: мы опубликуем ваши наиболее толковые и ценные советы (письма лучше отправлять по электронной почте: profil@profilemedia.ru).
Наши оценки и рекомендации не претендуют на полноту. Мы оценивали работу лишь тех учреждений, в которых нам самим приходилось улаживать свои дела с государством. При этом мы опирались на личный и, конечно же, субъективный опыт общения с отдельными госслужащими по конкретным делам (как правило, заурядным). Что не снижает ценности подготовленного нами рейтинга. Потому что у других посетителей этих учреждений тоже нет иного опыта общения с чиновниками помимо личного.
Кроме того, зачастую отдельный случай может показать больше, чем самая полная статистика. Например, иногда нам везло и мы проходили все бюрократические препоны гораздо быстрее оказавшихся с нами в одной очереди товарищей по несчастью. Но это везение во многом зависело от отзывчивости и профессионализма принимавших нас чиновников. Иногда не везло - из-за отсутствия отзывчивости и профессионализма.
Ведь в конце концов доверие, в том числе к государству, складывается из такого вот везения-невезения.

Строгий паспортный режим

"Куда?.. Закрыто! Режим работы читать надо". На молодого человека с непроницаемым лицом я натыкаюсь на входе в паспортный стол ОВД "Басманный".
-Там в первой же строчке написано, что в понедельник прием с 10.00, - удивляюсь я.
-А вы 6-ю строку прочитайте.
Я спускаюсь к расписанию, отсчитываю шесть строк и натыкаюсь на невообразимой сложности формулу (типа каждый шестой понедельник после каждой десятой субботы каждого четного… и т.д.). Прихожу во вторник.
Чтобы не нарываться на хамство, ни о чем никого не спрашиваю. Лишь смиренно прошу выписать временное удостоверение вместо утерянного паспорта. И мне его выписывают… после получасовой истерики перед кабинетом начальника паспортного стола.
-Я вам вообще никогда не выпишу паспорт, идите мне заново все документы собирайте, - орет мне любезнейшая "Марья Ивановна" во время дискуссии на тему "как же жить без документов".
По закону паспорт должны оформить за 30 дней. Но меня уже предупредили, что раньше чем через месяц (31 день) появляться нет смысла. Через 30 дней я снова наведываюсь в родной паспортный стол.
Меланхоличная девушка в форме тихим издевательски-тянучим голосом объявляет мне, что паспорт еще не выписан: "Еще не пришел ответ из Лефортовского ОВД, в котором вы получали паспорт".
-Но это соседний ОВД, он сидит чуть ли не через дорогу от вас, потом по закону!..
-Ну и что я могу сделать? В прошлый раз ответ оттуда пришел только через полтора месяца. Попробуйте зайти через неделю... а лучше - две…
Мне знакомые предлагали: 200 баксов - и паспорт через две недели. Денег пожалела. Расплачиваюсь нервами.
Мария Баринова


Рекомендации
1.Посетители должны приниматься ежедневно в течение всего рабочего дня, а также по субботам.
2.Должна быть предусмотрена возможность отправки и получения документов по почте (если это делает, к примеру, посольство США при выдаче виз, то почему не может делать государство РФ?), а также возможность заполнения анкет через Интернет. Удорожание процедуры можно компенсировать за счет повышения отдельных сборов.
3.За нарушение установленных законом сроков учреждение должно во внесудебном порядке платить компенсацию потерпевшему гражданину, а начальник паспортного стола - нести личную (финансовую) ответственность. Задержки по вине других учреждений - не оправдание.

Налоговое бремя

-Скажите, а где тут у вас пояс шахидки лучше взорвать?
-А?.. - В налоговой №1 на Новой Басманной душно, как в преисподней. Разморенный охранник забился в самый прохладный угол и крепко уснул.
-На учет, говорю, где вста-ать!!! Физическому лицу!!! В связи с переменой места жительства!!!
-Не знаю, спросите в канцелярии.
Легко сказать "спросите"! 1-я налоговая - это коридор шириной метра полтора, где набилось человек 200. "…И не говорите, это государство в государстве", - слышу обрывок разговора двух дам из очереди.
Перед дверью в канцелярию стоят не менее трех часов. Поэтому моя просьба "на секундочку, только спросить" воспринимается в штыки. Но я все равно узнаю, где физлица могут встать на учет.
"Ну, и че?.. Ой, Галина Федоровна, а икра-то хорошая?.. Я вам… Галина Федоровна, и меня, меня на икру запишите… на слово должна верить?" - Любезность из молоденькой сотрудницы, что называется, так и прет. Ей не нравится, что вместо паспорта у меня временное удостоверение, выданное в связи с потерей паспорта (вполне себе документ, по нему даже в самолет пускают).
-Да я к вам уже третий раз прихожу. У вас то система сбоит, то еще что!! - Терять мне нечего, поэтому я бессовестно нарываюсь. Эффект получается обратный.
-Ладно, подождите за дверью, - вдруг сменила она гнев на милость.
Жду минут двадцать. Мимо меня снуют запутавшиеся бедолаги и важно шествуют полные собственного достоинства сотрудницы. Бедолаги пытаются что-то узнать у сотрудниц. Сотрудницы бедолаг игнорируют. Я начинаю их всех ненавидеть.

Мария Баринова

Рекомендации
1.Предусмотреть возможность постановки на налоговый учет в уведомительном порядке по почте (в том числе электронной), скажем, одновременно с регистрацией по месту жительства.
2.Возложить ответственность за регистрацию на налоговые органы, предусмотрев четкую процедуру приглашения граждан (если это нужно) в инспекцию строго в назначенное время (предусмотрев нормативы временных затрат на каждого гражданина). Гражданин несет ответственность лишь в случае, если доказано, что он умышленно уклонялся от предложенной ему четкой и удобной процедуры регистрации.

Умереть до пенсии Очередь в отделении Пенсионного фонда на "Авиамоторной" тянется через весь первый этаж, поднимается через два лестничных пролета, вьется по второму этажу, опять поднимается по лестнице и, пройдя еще пол-этажа, ныряет в заветную дверь. Новичков в этой очереди узнаешь издалека: страдание и голод написаны у них на лицах. А вот опытные бухгалтеры собираются в Пенсионный фонд как на пикник: на целый день, с бутербродами и чаем, а некоторые даже со своим стульчиком.
Единственный способ навигации - стоящие в очереди люди. Найдя приличный предлог, я заглядываю в нужную мне дверь и вижу четырех инспекторов. Одна, злая и уставшая, принимает отчеты. Трое остальных обсуждают сериалы, моду, погоду.
-А почему к вам нельзя? - вмешиваюсь я в их разговор.
-А потому… Она принимает "нулевые" отчеты, а мы - заполненные.
-Но заполненных нет вообще, а "нулевых" - огромная очередь. Может, вы поможете коллеге?
-А вдруг придут... и вообще, девушка, закрыли дверь и вышли из кабинета, и так народу полно.
16.00. Фонд закрывается через час. Заполненных не прибавляется, а "нулевые" практически не двигаются. 16.50 - всех, кто стоял за мной, выпроваживают из помещения. Меня приняли последней.
"Так, ну и что это вы понаписали "Торговый дом "N"? - накидывается на меня инспектор.
-Так ведь… эээ… фирма так называется...
-Надо было не "Торговый дом "N", а ТД "N". Остальное заполнено правильно. Переделывайте и приходите в следующий раз.
После пятичасового стояния у меня ноют ноги, болит голова, а желудок сводит от голода. Я все еще надеюсь, что это такой профессиональный юмор.
-Так, девушка, до сви-да-ни-я…
Приговор окончательный и обжалованию не подлежит.
Мария Баринова

Рекомендации

1.Организовать "одно окно" для приема всех отчетов и назначать каждому четкое время приема (по почте, в том числе электронной).
2.Организовать подачу и заполнение документов через Интернет.
3.Вывесить в Интернете и у входа подробнейшую и доступно изложенную инструкцию, как оформлять документы. Не предусмотренные ею ошибки считать несущественными и игнорировать.
4.Ввести единую систему записи посетителей на прием. Время записи на прием засчитывать как время начала подачи отчета, после чего не штрафовать, если время записи на прием соответствует законным нормам.

Скупой платит

-Да, але, - раздался в трубке недобрый женский голос.
-Доброе утро! Мне нужно сдать документы на новый загранпаспорт. Вы не подскажете, когда у вас в паспортном столе принимают по этим вопросам?Женский голос без всякой охоты ответил мне, что приемные дни - вторник и четверг с 12.00 до 20.00 и что анкеты, заполненные от руки, лучше не приносить.
В паспортный стол ОВД "Савеловский" я пришел во вторник к 10.30. Передо мной уже стояли пять человек. Недобрая тетушка напутала со временем - прием начинался в 11.00. Еще выяснилось, что анкеты можно сдать и в каждую первую и третью субботу месяца. И что по субботам народу меньше.
Все это мне рассказали мои товарищи по очереди, пришедшие сюда уже не первый раз. Сотрудники вели себя менее дружелюбно. В ответ на вежливый вопрос, как я могу оплатить госпошлину (чего время-то терять?), бесформенная женщина в милицейской форме невежливо прошипела, что сейчас неприемное время, поэтому мне лучше помолчать, а не то меня выставят на мороз.
Тем временем очередь продолжала учить меня уму-разуму. Я, например, узнал, что анкеты можно заполнять и от руки, если почерк разборчивый.
Еще я узнал, как заплатить госпошлину. Нужно переписать на свой листочек бумаги своей ручкой (ничего этого в паспортном столе не найдешь) всю эту безумную цифирь, все эти БИК, ИНН, ОКПО. Затем пойти в Сбербанк и еще раз переписать эту же муть на бланк.
Квитанцию мне удалось заполнить с третьего раза. Счастливый, я побежал обратно в паспортный стол. Очередь почти не двигалась. Было уже около часа, а передо мной все еще стояли три человека. Подождав еще минут 40, я плюнул и поехал на работу. Мораль такова: не жадничай, доверься профессионалам, заплати $300 и живи спокойно.
Василий Торопов

Рекомендации
1.Принимать заверенные анкеты по почте и тем самым ограничить контакты с ненавистными посетителями.
2.Заказать в типографии платежные квитанции со всеми банковскими реквизитами и выдавать их тут же (добавив за это к госпошлине нужное число копеек).
3.Работать каждый рабочий день.

Лестница в бесконечность

У крыльца БТИ Восточного округа Москвы нервно курит молодой мужчина:
-Бегите скорее, записывайтесь, а то не успеете!
Время - 13.00, до обеда еще целый час.
-Ничего, - сообщаю ему весело, - после обеда пройду, подумаешь!
-Ну-ну. Я тут с 10 утра и только пятьдесят четвертый по счету. Сейчас пошел сорок седьмой. Так что это я могу до обеда успеть. - И он скрывается за дверью.
Тем, кому нужно заказать, например, поэтажный план и экспликацию квартиры, необходимые для приватизации или продажи, нужно подняться на второй этаж. Именно там находится заветная комната с тремя "окошками". Но попасть туда невозможно. Сначала нужно протолкнуться через толпу нервных граждан, которые облепили лестницу с первого этажа. Преодолев полдороги и попав на лестничный пролет, следует крикнуть: "У кого запись?"
Откликнулась пожилая дама с тетрадкой:
-Сто седьмой будете!
-Скажите, - я ловлю взгляды окружающих, - а у меня есть шанс?
-Шанс есть у всех! - смеется дядечка с выправкой военного в отставке. - Говорят, что можно до ста пятидесяти писать. Но если честно, то после ста шансов мало.
Пытаюсь подняться еще на полпролета вверх за бланками заявлений. Перед заветной дверью стоит скамейка, на ней - три тетки и один мужик, над ними - стенд с образцами заполнения. До охранника добраться не могу, бланк мне передают через третьи руки. Увидеть образец тоже не могу, не могу даже повернуться к стенду лицом - такая теснота. Наконец кто-то отходит в сторону, я делаю шаг в нужном направлении и тут слышу:
-Куда (мать-перемать) прешь, не видишь, что твоя (мать-перемать) сумка на моей башке лежит?
Так женщина в берете выразила свое недовольство тем, что я слишком близко к ней подошла и попыталась в качестве столика для заполнения бланка использовать свою сумку. Извиняюсь. Отползаю на полпролета вниз. Подумав, спускаюсь еще на полпролета, крикнув:
-Сто седьмую вычеркните!
Наталья Ширяева


Рекомендации
1.Вывесить образцы заявлений и схему прохождения инстанций в Интернете и на стенде у входа в БТИ.
2.Открыть несколько отдельных "окошек", в которых бы велась запись на прием и сортировка посетителей. Лучше всего установить электронную систему записи или организовать запись в Интернете.
3.Предусмотреть возможность запроса и получения всех документов по почте, с уведомлением и персональной ответственностью работников БТИ за срыв сроков подачи.

Регистрационная лотерея

-Так, давай посмотрим… Вообще-то на 2005 год у нас уже все расписано. Запись на весну 2006-го.
Это было в июле 2005-го. В Регистрационную палату города Зубцова Тверской области (206-й км Рижской трассы) я пришел к открытию. Решил наконец зарегистрировать права собственности на дачный участок. Заведующая, к которой меня сразу направили, молодая еще женщина, относится ко мне почти по-матерински и все время переходит с "ты" на "вы". Она роется в потрепанной тетрадке.
-Хотя нет, вам повезло - есть окошко! - Она торжествующе смотрит на меня, как будто я только что выиграл в лотерею. - Приходи 24 ноября в 11.00!
-А 24 ноября будет что? - Я пытаюсь понять, какое счастье на меня свалилось, и на всякий случай широко улыбаюсь. - Мне дадут свидетельство?
-Нет, что ты, милый! 24 мы у тебя только документы примем. А свидетельство придет из Твери еще недели через две.
Продолжаю улыбаться, но уже неискренне. Мама дорогая! Итого: три месяца ожидания, два потерянных рабочих дня и 820 км пути. Поздней осенью по разбитой фурами дороге.
-А быстрее никак? - очень тихо спрашиваю я, заранее зная ответ.
-Да мы бы рады, деточка! - Она смотрит на меня с искренним сочувствием. - Нас тут трое, а заявлений поступает по 10-20 в день.
И она не врет. У этой женщины честное, усталое лицо. Она даже не пытается тянуть из меня деньги. Лучше бы тянула...
-Вы понимаете, я же в отпуске сейчас, а потом буду в Москве, мне сюда очень далеко ездить, меня с работы не отпустят, - зачем-то бормочу я.
Заведующая опять роется в тетрадке.
-Подождите здесь. На 12 записана бабушка на регистрацию наследства. Может, не придет...
Она не пришла. У меня приняли документы. Через 15 дней заветный листок был у меня в руках. Спасибо вам, добрая заведующая!
Дмитрий Миндич

Рекомендации
1.Госпошлина за регистрацию - 500 рублей. Можно брать еще столько же с каждого заявителя, но нанять на эти деньги необходимое число сотрудников - пропорционально объему документооборота.
2.Собственность должна регистрироваться по месту жительства собственника.

Штраф с сюрпризом

Правила я нарушил грубо. С трамвайных путей встречного направления повернул налево. Да еще на красный свет. Тут же был остановлен инспектором. Протокол составлен, адрес группы разбора нарушений известен - улица Обручева, 25. Добрый инспектор для меня даже любезно выяснил, в какой кабинет идти. Прекрасно!
Отдел ГИБДД УВД ЮЗАО г. Москвы. Коридор забит народом. Телевизоры показывают ролики телевидения Юго-Западного округа. Про чудовищные аварии на дорогах. "Проехал на запрещающий сигнал", "превысил", "не уступил" - от гаишной лексики через пять минут впадаешь в оцепенение. С работы я не отпрашивался, так как уладить дела с ГАИ надеялся быстро. Наивный! Очередь не двигалась вовсе. "Проехал", "превысил", "не уступил" пошло по второму, третьему кругу. Я пришел в ГАИ в 9 утра. На часах уже 10. Сидеть негде. Еще полтора часа спустя подошла моя очередь. Вернее, она не совсем подошла: из кабинета вышел предыдущий бедолага, а команды зайти не было. В кабинет решил войти без спроса. Естественно, тут же был послан обратно в плебейский коридор. В голове крутилось "проехал", "превысил", "не уступил". Наконец разрешили войти. Чтобы всего лишь уточнить сумму штрафа: 500 рублей.
"А оплатить где?" - поинтересовался я.
"На втором этаже на стене висит листок, там написано", - ответил инспектор и занялся бумажками.
40 минут спустя с квитанцией на 500 рублей я без очереди прорвался в тот же кабинет.
-Во всех "нормальных" отделениях ГАИ уже есть окно для приема штрафов. Почему у вас до сих пор этого нет? Вы наказываете людей за одно нарушение дважды - немалой суммой и жутким геморроем!
- А не надо нарушать, - посоветовал инспектор и забрал квитанцию.
Роман Кириллов

Рекомендации
1."Подтянуть" этот отдел и открыть там окно для приема штрафов.
2.Ввести систему предварительной записи на прием в группе разбора. После того как протокол о ДТП или нарушении ПДД оказывается в отделении ГИБДД, потенциальному посетителю автоматически назначается время и дата приема, о чем тот уведомляется по телефону или по почте. Установить жесткие нормы рассмотрения протоколов, предусмотрев единые штрафы (без шкалы от 100 до 1000 рублей) для всех нарушений.

Номера не сдаются!

В межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел в доме номер 28 по Краснобогатырской улице я приехал к самому открытию - к 9 утра. Надо было снять с учета машину, получить транзитные номера и оформить договор купли-продажи. Номера откручены, все документы готовы. Поход по окнам начался.
Сперва надо показать машину гаишникам. Через час автоочереди с заполненными бумажками я наконец подъехал к месту осмотра. Инспектор сверил номера на кузове и на двигателе, записал их в документы и отправил меня сдавать старые номерные знаки. Я занял очередь к одному из окон. Тягостное ожидание своей очереди нарушил обеденный перерыв - полдня уже прошло. Ворчащие владельцы автомобилей разбежались по магазинам за кефиром и булочками. Спустя час водители вновь заполонили контейнер с окнами, ожидая появления в окне сытого гаишника.
Система снятия машин с регистрации на Краснобогатырской уникальна: человек в контейнере оформляет сданные номера, после чего сам же относит их в здание на склад, закрывая окно и пропадая минут на 30-40. Выпив, вероятно, полтонны кофе и выкурив пачку сигарет, он возвращается и принимается снова неспешно оформлять сданные номерные знаки. Близится вечер.
И вот номера сданы. Теперь со старым техпаспортом надо идти в здание к другому окну. В новой очереди стоят те же, кто ранним утром был перед тобой на сдачу номеров. За окном начало темнеть. А ведь еще надо оформить договор на того бедолагу, который решил купить у меня машину. Вот называют твою фамилию: получите "транзитники"! Вместе с ними ты бежишь вниз, на улицу, чтобы занять очередь в контейнер-"комиссионку". Наконец с транзитными номерами и договором купли-продажи новый владелец выезжает уже в почти ночную Москву.
Роман Кириллов

Рекомендации
1.Нанять подсобных рабочих, которые вместо инспекторов ГИБДД относили бы сданные номера на склад (шутка).
2.Все бюрократические процедуры должны выполняться в одном окне.
3.Ввести предварительную запись посетителей, нормативы обслуживания каждого клиента и покончить с живой очередью.

Ласковая опека

Наконец-то появилась финансовая возможность обменять нашу "двушку" на трехкомнатную квартиру. То есть явно улучшить жилищные условия нас с мужем и двоих несовершеннолетних детей. А для этого надо получить согласие органов опеки и попечительства: вдруг детские права будут ущемлены?
Адрес с трудом, но нахожу на частном сайте, посвященном усыновлению: ул. Саянская, д. 18. Адрес знакомый - там находится районная управа. В четверг иду в управу. Опеки здесь нет, она через дорогу, в муниципалитете, в доме 14.
Милиционер переписывает мои паспортные данные. Рядом с ним - миловидная женщина. Она интересуется, с какой целью я хочу попасть к "опекунам". Объясняю.
-А вы идите туда по коридору до конца, там доски с образцами заявлений висят, переписывайте.
Я интересуюсь, велика ли очередь. Дама веселится:
-Сегодня, считайте, никого. А вот в понедельник 23 человека было. Столпотворение!
-А вчера, в среду? - Понимаю, что спросила какую-то ерунду, потому что на мой идиотский вопрос следует непонятный ответ:
-А при чем здесь среда?
Только потом узнаю, в чем дело. Здесь принимают только в понедельник с 14 до 18 часов и в четверг с 10 до 13. Понятно, что во второй половине дня народу всегда больше, к тому же метель разыгралась…
Подхожу к "Доске объявлений" и понимаю, что попала в засаду: писанины мне предстоит минут на 30. Зато все очень подробно и точно. Коридор, заставленный стульями и двумя столами для удобства пишущих и ждущих, абсолютно пуст. Только одна женщина упорно переписывает образцы заявлений.
Жду. Через 20 минут за мной пристроились еще четыре человека. Честно говоря, я страшно обрадовалась звонку с работы: было велено как можно скорее приехать и выполнить срочное задание. Видимо, я так оттуда рванула, что милиционер Артур смог только крикнуть вдогонку: "Куда?"
Наталья Ширяева

Рекомендации
1.Вывесить свой почтовый адрес, а заодно и образцы заявлений в Интернете на официальной странице (одной для всех московских органов опеки).
2.Организовать прием документов по почте и по e-mail, введя персональную ответственность инспекторов за своевременный ответ согласно четким нормативам.

Гражданское нестояние

Парадный вход ЗАГСа на Перовской улице несколько лет назад был обнесен железной оградой. Простой обыватель и не скажет, открывают его когда-нибудь или нет. Прохожая мне объясняет, что в выходные все-таки открывают, потому что через боковой вход "свадьбы не пролазят". Я - не свадьба, я вхожу сбоку.
-А вам тут что нужно? - На вопрос я не обижаюсь, потому что задан он был вежливо и даже ласково.
-А я свидетельство о рождении ребенка потеряла! - сообщаю охраннику. Тот сразу же вызывается проводить меня до нужного места и путем непонятных коридоров приводит к комнате с табличкой "Регистрация рождения". В тот же холл глядит и другая табличка - "Регистрация смерти". В холле пусто, никто ничего регистрировать не хочет, хотя все к этому располагает: и большие пространства, и диваны и кресла вдоль стен.
Сразу захожу в кабинет. Добрая женщина за столом сообщает, что мне нужно не сюда, а в архив. Я пугаюсь, что придется куда-то ехать, но она успокаивает: "Архив здесь же. Возвращаетесь к входу, потом сворачиваете налево".
Не без труда, но нахожу нужную дверь. Из посетителей - только молодая пара за столом заполняет заявления о разводе, у "Архива" стоит одна женщина.
Через пять минут дама получает заветную бумажку и уходит. У меня берут паспорт, выясняют, когда родился ребенок и где регистрировался. Инспектор куда-то исчезает, через две минуты возвращается и спрашивает: "А кто отец?" От удивления я долго не могла вспомнить имя собственного мужа, а инспектор терпеливо объяснила: "Это я проверяю, совпадет или нет". Совпало. Она протягивает бланк для оплаты на 100 рублей, объясняет, где находится Сбербанк. На оплату уходит полчаса. За это время у окошка скопилось еще два человека, но мне было положено "без очереди". Через пять минут получила новое свидетельство о рождении. Как заметил на прощание охранник, теперь у них по будним дням почти всегда так. Не хотят люди ни рожать, ни умирать, ни разводиться. Только женятся. Причем в основном в пятницу и субботу.
Наталья Ширяева

Рекомендации
1.Научиться принимать и выдавать документы по почте, без личного присутствия заявителя.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».