26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Григорий Рапота : "У нас есть правило : не вмешиваться туда, где "процесс идет""

Архивная публикация 2003 года: "Григорий Рапота : "У нас есть правило : не вмешиваться туда, где "процесс идет""

В послании президента прозвучала фраза о необходимости "углубления сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества". О том, что сегодня представляет из себя эта организация рассказывает Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота.
Корр.: Григорий Алексеевич, чего удалось достичь ЕврАзЭС с момента основания в 2000 году?
Григорий Рапота: ЕврАзЭС (объединяет Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан. В статусе наблюдателей в организации участвуют Армения, Молдавия и Украина), в отличие от своего предшественника -- Таможенного союза, конечной целью своей работы считает не только создание общей таможенной территории, но и образование единого экономического пространства. Что уже является следующей степенью интеграции.
Большое значение реализации этой задачи придают все президенты стран--участниц сообщества. Я думаю, что есть ряд достижений, о которых уже можно говорить. Во-первых, мы концептуально определились с тем, как нам соединить два процесса: создание таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вступление каждого государства сообщества в ВТО.
Во-вторых, мы продвинулись в вопросе создания режима свободной торговли. Если исходить из международного принципа, по которому зоной свободной торговли является беспошлинное, свободное передвижение товаров и услуг, производимых на территориях этих стран, то она у нас фактически существует. Удалось значительно продвинуться в вопросах отказа от антидемпинговых процедур. Несмотря на то, что сами по себе антидемпинговые процедуры не противоречат принципам зоны свободной торговли, было принято решение отходить от этой практики. И уже только одно его принятие резко сократило использование антидемпинговых процедур в торговле. Если у нас до мая прошлого года, когда президенты пяти государств обсуждали этот вопрос в Москве, было порядка 20 антидемпинговых процедур, то к нынешнему апрельскому саммиту ЕврАзЭс в Душанбе осталась только одна.
Еще одним достижением я бы назвал привлечение представителей бизнес-сообщества всех государств ЕврАзЭС к интеграционным процессам. В этой сфере прогресс очевиден.
Корр.: Каким образом вы строите отношения с представителями бизнеса?
Г.Р.: Каждая задача должна иметь инструмент и финансовые ресурсы. В качестве инструмента здесь служит созданная по инициативе нашего секретариата ассоциация "Деловой совет ЕврАзЭС". Это ассоциация бизнеса, ее учредители ТПП РФ, РСПП и Ассоциация финансово-промышленных групп России. Сейчас в нее входит порядка 50 членов из всех пяти государств, и не только из них. Мы уже провели в рамках ассоциации три крупных мероприятия: выездную сессию в Астане, встречи представителей ассоциации и представителей бизнеса в Душанбе и экономический форум в Москве. Результатом этой работы стал ряд программ и реальных контрактов, которые сейчас находятся в стадии выполнения или детальной проработки. Крупнейший из них -- одобренная пятью президентами в Душанбе в апреле этого года программа освоения гидроэнергетических ресурсов стран Центральной Азии.
Корр.: Какие еще проекты реализуются бизнесом в рамках ЕврАзЭС?
Г.Р.: В области реального сектора экономики есть вещи программного характера, которые реализует сам бизнес. Государство принимает в этом участие, но основной акцент делается все-таки на бизнес. Например, сейчас создана транснациональная транспортная компания "ТрансЕвразия", которая будет еще одним инструментом совершенствования интеграционного процесса в области транспорта. Прорабатываются инициативы создания единой продовольственной биржи, единой валютной биржи. Недавно по результатам работы в рамках ассоциации одна из российских фирм выиграла тендер на оборудование двух аэропортов в Таджикистане. Все это говорит о том, что мы встали на правильный путь. Сейчас мы приступаем к разработке единой платежно-расчетной системы. Этим занимаются центральные банки стран сообщества. У нас также действуют советы руководителей таможенных, налоговых служб, советы по энергетической и транспортной политике.
Корр.: Вы упомянули компанию "ТрансЕвразия". Можно поподробнее рассказать о ее задачах?
Г.Р.: Она только разворачивает свою деятельность. Я не знаю, да, собственно говоря, и не должен знать подробностей. Вообще, у нас есть правило: не вмешиваться туда, где "процесс идет". В данном случае мы видели свою задачу в том, чтобы создать условия для самоорганизации. Наша помощь заключалась лишь в том, что мы проинформировали государства--члены ЕврАзЭС о таком намерении, получили их согласие. Затем все государства выделили туда своих участников. Крайне важно, чтобы там были представлены все страны ЕврАзЭС, а также по возможности и другие заинтересованные государства. К компании уже присоединились представители Украины, и если транспортники других государств захотят вступить в эту организацию, то их с удовольствием примут. Таким образом, мы хотим создать единую транспортную артерию и на этой модели "обкатать" то, что называется созданием единого транспортного пространства. В частности, сейчас участники ЕврАзЭС остро ставят вопрос о формировании единых транспортных тарифов.
Корр.: Каждая из стран ЕврАзЭС ведет переговоры по вступлению в ВТО, а Киргизия уже является членом этой организации. Как этот процесс отражается на деятельности сообщества?
Г.Р.: Все пять стран еще в 1998 году договорились о том, что хотя в ВТО каждое государство вступает самостоятельно, но свои действия они координируют друг с другом. Киргизия, действительно, член ВТО. Несмотря на это, существует договоренность с киргизским руководством о совместной работе над согласованием общего таможенного тарифа. У каждого государства есть собственные таможенные тарифы, и их надо привести в соответствие. Сейчас в ЕврАзЭС согласовано и приведено в соответствие только порядка 60% импортных таможенных тарифов, тогда как в мировой практике в таможенном союзе эта доля должна быть 85--90%. Киргизия выпадает из рассмотрения общего таможенного тарифа, хотя и не полностью. Совпадение ее тарифов с остальными составляет где-то порядка 30%. Впоследствии предполагается, что Киргизия проведет дополнительные переговоры с ВТО с тем, чтобы сблизить тарифные позиции с теми, которые будут созданы в рамках сообщества. Мы договорились о том, чтобы все остальные государства по времени и по условиям присоединения к ВТО шли примерно в ногу.
Корр.: Законодательства стран ЕврАзЭС, мягко говоря, не во всем совпадают. Как вы решаете эту проблему?
Г.Р.: Проблема, разумеется, есть. Гармонизация законодательства -- основная задача Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, куда входят парламентарии всех стран сообщества. Мы принимаем в этом активное участие. В частности, в настоящий момент идет процесс согласования таможенных кодексов. Для нас это крайне важно. Таможенные кодексы должны быть совместимы как между собой, так и с международными стандартами, которые формируются Всемирной таможенной организацией.
Корр.: С бизнесом все более-менее понятно. А какие выгоды получат от создания ЕврАзЭС граждане стран сообщества?
Г.Р.: В рамках сообщества реализуется программа "Десять простых шагов навстречу простым людям". Десять шагов -- это десять позиций, определяющих льготные условия решения ряда жизненных проблем граждан стран сообщества. Практически по всем из них подписаны межправительственные соглашения, и они работают. К примеру, есть соглашение, которое позволяет молодым людям стран ЕврАзЭС поступать в высшие учебные заведения любой страны сообщества на тех же основаниях, что и местные граждане. Это правило распространяется только на страны--члены ЕврАзЭС. Также есть соглашение о признании эквивалентности документов о высшем и среднем образовании. Кроме того, принят протокол об облегчении процедур почтовых отправлений, обеспечении свободной переписки и доставки периодических изданий, протокол об упрощении денежных переводов физическими лицами, соглашение о создании благоприятных условий для занятий малым бизнесом, соглашение о безвизовых поездках граждан.
Корр.: Кроме плюсов этой программы наверняка существуют и отрицательные моменты. К примеру, увеличение наркотрафика из южных стран--членов ЕврАзЭС. Рассматриваете ли вы подобные проблемы?
Г.Р.: Тут надо одно отделить от другого. Мы не занимаемся вопросами безопасности, как, впрочем, и политическими вопросами. ЕврАзЭС занимается исключительно экономическими вопросами, а борьба с криминалом -- это задача правоохранительных органов. Одни должны торговать, а другие -- отслеживать, чтобы все было по закону. Каждый должен выполнять свою функцию.

В послании президента прозвучала фраза о необходимости "углубления сотрудничества в рамках Евразийского экономического сообщества". О том, что сегодня представляет из себя эта организация рассказывает Генеральный секретарь ЕврАзЭС Григорий Рапота.

Корр.: Григорий Алексеевич, чего удалось достичь ЕврАзЭС с момента основания в 2000 году?

Григорий Рапота: ЕврАзЭС (объединяет Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан. В статусе наблюдателей в организации участвуют Армения, Молдавия и Украина), в отличие от своего предшественника -- Таможенного союза, конечной целью своей работы считает не только создание общей таможенной территории, но и образование единого экономического пространства. Что уже является следующей степенью интеграции.

Большое значение реализации этой задачи придают все президенты стран--участниц сообщества. Я думаю, что есть ряд достижений, о которых уже можно говорить. Во-первых, мы концептуально определились с тем, как нам соединить два процесса: создание таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вступление каждого государства сообщества в ВТО.

Во-вторых, мы продвинулись в вопросе создания режима свободной торговли. Если исходить из международного принципа, по которому зоной свободной торговли является беспошлинное, свободное передвижение товаров и услуг, производимых на территориях этих стран, то она у нас фактически существует. Удалось значительно продвинуться в вопросах отказа от антидемпинговых процедур. Несмотря на то, что сами по себе антидемпинговые процедуры не противоречат принципам зоны свободной торговли, было принято решение отходить от этой практики. И уже только одно его принятие резко сократило использование антидемпинговых процедур в торговле. Если у нас до мая прошлого года, когда президенты пяти государств обсуждали этот вопрос в Москве, было порядка 20 антидемпинговых процедур, то к нынешнему апрельскому саммиту ЕврАзЭс в Душанбе осталась только одна.

Еще одним достижением я бы назвал привлечение представителей бизнес-сообщества всех государств ЕврАзЭС к интеграционным процессам. В этой сфере прогресс очевиден.

Корр.: Каким образом вы строите отношения с представителями бизнеса?

Г.Р.: Каждая задача должна иметь инструмент и финансовые ресурсы. В качестве инструмента здесь служит созданная по инициативе нашего секретариата ассоциация "Деловой совет ЕврАзЭС". Это ассоциация бизнеса, ее учредители ТПП РФ, РСПП и Ассоциация финансово-промышленных групп России. Сейчас в нее входит порядка 50 членов из всех пяти государств, и не только из них. Мы уже провели в рамках ассоциации три крупных мероприятия: выездную сессию в Астане, встречи представителей ассоциации и представителей бизнеса в Душанбе и экономический форум в Москве. Результатом этой работы стал ряд программ и реальных контрактов, которые сейчас находятся в стадии выполнения или детальной проработки. Крупнейший из них -- одобренная пятью президентами в Душанбе в апреле этого года программа освоения гидроэнергетических ресурсов стран Центральной Азии.

Корр.: Какие еще проекты реализуются бизнесом в рамках ЕврАзЭС?

Г.Р.: В области реального сектора экономики есть вещи программного характера, которые реализует сам бизнес. Государство принимает в этом участие, но основной акцент делается все-таки на бизнес. Например, сейчас создана транснациональная транспортная компания "ТрансЕвразия", которая будет еще одним инструментом совершенствования интеграционного процесса в области транспорта. Прорабатываются инициативы создания единой продовольственной биржи, единой валютной биржи. Недавно по результатам работы в рамках ассоциации одна из российских фирм выиграла тендер на оборудование двух аэропортов в Таджикистане. Все это говорит о том, что мы встали на правильный путь. Сейчас мы приступаем к разработке единой платежно-расчетной системы. Этим занимаются центральные банки стран сообщества. У нас также действуют советы руководителей таможенных, налоговых служб, советы по энергетической и транспортной политике.

Корр.: Вы упомянули компанию "ТрансЕвразия". Можно поподробнее рассказать о ее задачах?

Г.Р.: Она только разворачивает свою деятельность. Я не знаю, да, собственно говоря, и не должен знать подробностей. Вообще, у нас есть правило: не вмешиваться туда, где "процесс идет". В данном случае мы видели свою задачу в том, чтобы создать условия для самоорганизации. Наша помощь заключалась лишь в том, что мы проинформировали государства--члены ЕврАзЭС о таком намерении, получили их согласие. Затем все государства выделили туда своих участников. Крайне важно, чтобы там были представлены все страны ЕврАзЭС, а также по возможности и другие заинтересованные государства. К компании уже присоединились представители Украины, и если транспортники других государств захотят вступить в эту организацию, то их с удовольствием примут. Таким образом, мы хотим создать единую транспортную артерию и на этой модели "обкатать" то, что называется созданием единого транспортного пространства. В частности, сейчас участники ЕврАзЭС остро ставят вопрос о формировании единых транспортных тарифов.

Корр.: Каждая из стран ЕврАзЭС ведет переговоры по вступлению в ВТО, а Киргизия уже является членом этой организации. Как этот процесс отражается на деятельности сообщества?

Г.Р.: Все пять стран еще в 1998 году договорились о том, что хотя в ВТО каждое государство вступает самостоятельно, но свои действия они координируют друг с другом. Киргизия, действительно, член ВТО. Несмотря на это, существует договоренность с киргизским руководством о совместной работе над согласованием общего таможенного тарифа. У каждого государства есть собственные таможенные тарифы, и их надо привести в соответствие. Сейчас в ЕврАзЭС согласовано и приведено в соответствие только порядка 60% импортных таможенных тарифов, тогда как в мировой практике в таможенном союзе эта доля должна быть 85--90%. Киргизия выпадает из рассмотрения общего таможенного тарифа, хотя и не полностью. Совпадение ее тарифов с остальными составляет где-то порядка 30%. Впоследствии предполагается, что Киргизия проведет дополнительные переговоры с ВТО с тем, чтобы сблизить тарифные позиции с теми, которые будут созданы в рамках сообщества. Мы договорились о том, чтобы все остальные государства по времени и по условиям присоединения к ВТО шли примерно в ногу.

Корр.: Законодательства стран ЕврАзЭС, мягко говоря, не во всем совпадают. Как вы решаете эту проблему?

Г.Р.: Проблема, разумеется, есть. Гармонизация законодательства -- основная задача Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, куда входят парламентарии всех стран сообщества. Мы принимаем в этом активное участие. В частности, в настоящий момент идет процесс согласования таможенных кодексов. Для нас это крайне важно. Таможенные кодексы должны быть совместимы как между собой, так и с международными стандартами, которые формируются Всемирной таможенной организацией.

Корр.: С бизнесом все более-менее понятно. А какие выгоды получат от создания ЕврАзЭС граждане стран сообщества?

Г.Р.: В рамках сообщества реализуется программа "Десять простых шагов навстречу простым людям". Десять шагов -- это десять позиций, определяющих льготные условия решения ряда жизненных проблем граждан стран сообщества. Практически по всем из них подписаны межправительственные соглашения, и они работают. К примеру, есть соглашение, которое позволяет молодым людям стран ЕврАзЭС поступать в высшие учебные заведения любой страны сообщества на тех же основаниях, что и местные граждане. Это правило распространяется только на страны--члены ЕврАзЭС. Также есть соглашение о признании эквивалентности документов о высшем и среднем образовании. Кроме того, принят протокол об облегчении процедур почтовых отправлений, обеспечении свободной переписки и доставки периодических изданий, протокол об упрощении денежных переводов физическими лицами, соглашение о создании благоприятных условий для занятий малым бизнесом, соглашение о безвизовых поездках граждан.

Корр.: Кроме плюсов этой программы наверняка существуют и отрицательные моменты. К примеру, увеличение наркотрафика из южных стран--членов ЕврАзЭС. Рассматриваете ли вы подобные проблемы?

Г.Р.: Тут надо одно отделить от другого. Мы не занимаемся вопросами безопасности, как, впрочем, и политическими вопросами. ЕврАзЭС занимается исключительно экономическими вопросами, а борьба с криминалом -- это задача правоохранительных органов. Одни должны торговать, а другие -- отслеживать, чтобы все было по закону. Каждый должен выполнять свою функцию.

Виктор Петров

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».