Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2007 года: "Громкий рык"

В своем новом фильме «О львах и агнцах» режиссер Роберт Редфорд показывает отчаяние Америки перед лицом террора. Своим посланием он стремится встряхнуть молодое поколение, вернуть страну к старым ценностям.Дома горит изба. Или почти горит. У Роберта Редфорда есть дом в Малибу, том предместье Лос-Анджелеса, где живут богатые и знатные и где только что бушевали пожары. Некоторым звездам даже пришлось бросить свои виллы.

71-летний Редфорд в их числе не был. Вот уже четыре десятилетия он слывет самым импозантным из голливудских героев-любовников. Как раз сейчас он представляет в Европе свою новую картину «О львах и агнцах». Это его седьмая режиссерская работа. По-своему тоже игра с огнем.

«Рим пылает, сын мой!» — восклицает университетский профессор, которого играет Редфорд. В его беседе с одним из студентов Рим — метафора американской империи, сверхдержавы, безнадежно запутавшейся в войне с террором. Своим фильмом о львах и агнцах Редфорд ставит безжалостный диагноз состоянию американской нации спустя шесть лет после 11 сентября 2001 года.

Как остро он страдает, видя, что происходит с его страной, Редфорд рассказал в Берлине на форуме «Шпигеля», где он принял участие в подиумной дискуссии с бывшим министром иностранных дел Йошкой Фишером и историком Хайнрихом-Августом Винклером.

Свой фильм Редфорд разделил на три взаимосвязанных эпизода. Прилизанный пройдоха — сенатор от республиканцев (его играет Том Круз) — принимает леволиберальную журналистку (Мерил Стрип) и старается убедить ее в том, что новая стратегия американских войск в Афганистане — это то, что надо. Во второй истории рассказывается о судьбе двух американских солдат, во время операции в афганских горах отбившихся от своей части. А в третьем эпизоде профессор политологии, которого играет сам Редфорд, доказывает способному студенту, что нельзя и дальше идти по пути наименьшего сопротивления, а лучше бы пойти в политику.

В Голливуде фронт обороны давно прорван. Целая волна новых американских игровых фильмов рассказывает об ущербе, понесенном Америкой после 11 сентября в результате войн в Афганистане и Ираке, об утратах, продолжающихся и по сей день, — там гибнут люди, там рушится мораль. Названия этих фильмов у всех на устах: In the Valley of Elah, Operation: Kingdom, Grace Is Gone, Redacted. В них речь о пытках в казематах ЦРУ, о заносчивых стратегах из Пентагона, о кровожадных солдатах и выбитых из равновесия ветеранах войн.

Объединяет их то, что все они более или менее неприкрыто ругают политику правительства США. Они показывают ужас все еще продолжающейся войны. Вьетнамская война, последняя тяжелая моральная травма Америки, уже закончилась, когда появились фильмы, демонстрировавшие ее ужас, — «Апокалипсис сегодня», «Пройти через преисподнюю», «Ударный отряд».

Название фильма Редфорда отсылает к жаргону времен Первой мировой войны: львами тогда называли храбрых фронтовиков, а агнцами — бездарных командиров. По тому, насколько хорошо будет принята работа Редфорда, станет видно, выплеснется ли полемика о ведущейся Бушем войне с терроризмом на голливудские экраны. Удастся ли команде звезд во главе с Томом Крузом пробудить американцев от летаргии? Удастся ли Редфорду, льву с роскошной светлой гривой, на склоне лет рыкнуть, чтобы услышали?

В 70-е годы Редфорд был одной из самых ярких звезд своего поколения и символом либеральной Америки. В его фильмах политика превращалась в захватывающее развлечение. В фильме «Три дня Кондора» (1975) он играл сотрудника ЦРУ, который узнает, что его начальство планирует войну на Ближнем Востоке ради надежного снабжения нефтью. В картине «Неподкупный» (1976) Редфорд сыграл роль Боба Вудворта, журналиста, разоблачившего «уотергейтскую аферу».

Иными словами, темы, которых он касается в своей новой работе, ему знакомы. Но то, что Редфорд сейчас, выступив и режиссером, и продюсером, и исполнителем главной роли, снял самый политический фильм в своей карьере, явно отражает глубокое разочарование по поводу того, в каком состоянии ныне пребывает Америка, досаду, перешедшую в негодование.

Для картины «О львах и агнцах» характерен крайний минимализм, особая сфокусированность взгляда. Здесь нет ни одной пейзажной панорамы, которые так любит режиссер Редфорд. Камера почти полностью обходится без проездов, как если бы автор опасался мельчайшим движением отвлечь от сути.

Даже сцены войны в Афганистане — ночь и снежный буран — смотрятся на удивление абстрактно, без привязки к местности. Фильм не пытается вырвать у физической реальности завораживающие картины. Задача — понять состояние страны, ее политическую и моральную атмосферу. Потому даже съемки под открытым небом получаются камерными.

Судьбу Соединенных Штатов решает не перестрелка, а словесная перепалка. Таково убеждение Редфорда. Разговор между журналисткой, которую играет Мерил Стрип, и сенатором в исполнении Тома Круза режиссер поставил как поединок опытных мастеров риторики, пытающихся выманить друг друга из укрытия.

Оба выжидают, ищут момента для нанесения решающего удара. «Когда мы заняли Ирак…» — начинает сенатор свою атаку. Журналистка прерывает его: «Мы заняли Ирак? Как-то это от меня ускользнуло». В ответ Круз демонстрирует свою улыбку из Top Gun и вопрошает: разве журналисты не громче всех требовали возмездия после 11 сентября?

Беседы между профессором и его студентом производят впечатление затяжной позиционной войны, в которой практически ничего не происходит. Может быть, Редфорд вложил столько души в эту беседу потому, что в студенте он узнает себя самого?

Ведь Редфорд был неискушенным американским парнем, когда после подавления венгерского восстания советскими войсками в 1956 году он во время поездки по Европе попал в водоворот мировой политики. Оказавшись в молодежном приюте в Вене, Редфорд помогал доставать еду и питье для беженцев из Венгрии. «У меня не было никаких политических взглядов, — вспоминает он. — И неожиданно я стал участником исторического события».

Такой школы политического образования Редфорд желает и нынешней американской молодежи. Потому он вложил в свой фильм послание к молодым: используйте свои таланты, не будьте безразличными, боритесь.

«О львах и агнцах» — фильм поучительный. И в своих достоинствах, и в недостатках.

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK