26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2008 года: "Хороший, чужой, свой"

Архивная публикация 2008 года: "Хороший, чужой, свой"

Может быть, впервые в нашей истории самым популярным человеком в стране оказался наемный менеджер. Да еще и иностранец. Чужак. Славы у него, слов нет, хоть отбавляй, и тем не менее он не звезда. Во всяком случае, не звезда в привычном, тусовочном, понимании.Прежде всего Гус Хиддинк — голландский трудяга-протестант, с детства знающий, что такое хорошо, а что такое плохо, у которого отношение к делу всегда стояло и стоит на первом месте.

Может быть, впервые в нашей истории самым популярным человеком в стране оказался наемный менеджер. Да еще и иностранец. Чужак. Славы у него, слов нет, хоть отбавляй, и тем не менее он не звезда. Во всяком случае, не звезда в привычном, тусовочном, понимании.Прежде всего Гус Хиддинк — голландский трудяга-протестант, с детства знающий, что такое хорошо, а что такое плохо, у которого отношение к делу всегда стояло и стоит на первом месте.

Разумеется, он могучий специалист, великий психолог, умница, но все равно именно отношение к делу для него — главное. Того же он требует от своих подопечных. Он ждет от игроков свободного выбора в пользу общего дела, зная, что свобода — сильнее. Про эту свободу говорят и все игроки нашей сборной. Вспомните: после матча с голландцами сборная России первым делом получила то, чего прежде наши команды на таких турнирах не знали ни после побед, ни после поражений, — выходной. Тренер в них поверил. А вот о Погребняке, отказавшемся по настоянию руководства «Зенита» от участия в Евро, несмотря на разрешение медицинских светил играть, говорит с подчеркнутым уважением и нескрываемым разочарованием.

Начало

Для любителей гороскопов напомним, что Гус Хиддинк — Скорпион. Он родился 8 ноября 1946 года на востоке Нидерландов, в малюсеньком городке Варссевельде (менее 6 тыс. жителей), где, похоже, все знакомы друг с другом. Он оказался третьим из шести сыновей в семье Геррита и Йо Хиддинков.

Детство, проведенное в мужской компании, наверняка сказалось на его умении иметь дело с коллективами молодых мужчин. Важно, разумеется, и то, что его отец и большинство братьев постоянно пинали мяч. И не просто пинали: Хиддинк-старший до 43 лет играл за первую команду своего городка и получил прозвище Стэнли Мэтьюз из Варссевельде. Однако известен он был далеко не только этим. Герой Сопротивления, получивший личное благодарственное письмо от американского генерала, а впоследствии президента Дуайта Эйзенхауэра за спасение сбитых американских летчиков. За спасение евреев голландская корона наградила его орденом. Он проработал всю жизнь учителем, а затем директором в местной школе. Сыновья учились там же, и от них Геррит Хиддинк требовал больше, чем от всех остальных, дабы никто не подумал, что он дает своим детям поблажки. Следовательно, педагогика у его прославленного сына тоже в крови. В юности Гус выбирал между футболом и карьерой учителя. Оказалось, что выбрал и то, и другое.

Правда, в детстве он мечтал быть фермером-животноводом. Научился доить и пахать и часами пропадал у своего деда — кузнеца, заядлого охотника и собачника. Без устали и успешно дрессировал собак, хотя охотником не стал. В 17 лет, убив первым же выстрелом зайца, он больше никогда по животным не стрелял. А вот порыбачить любит. Согласно его биографам, ловил щук руками (что же это за такие голландские щуки? или дело в руках?). В 1993 году, когда его вышвырнули без предупреждения с поста главного тренера «Валенсии», он вернулся в родной Варссевельде, купил ферму и отару овец.

В школе Гус учился по-разному, любил языки, недолюбливал математику — ему это было неинтересно.

Футболист

В 17 лет, определившись со своим выбором, Хиддинк поступил в Центральный институт учителей физкультуры, выдержав конкурс в 100 человек на место. Когда на втором курсе студенты могли выбирать основной вид спорта, он, разумеется, выбрал футбол, взяв в качестве дополнительных баскетбол и бейсбол. Окончил институт с отличием, а учиться и учить не прекращал никогда, даже вступая в конфликты с клубами, в которых играл, если те не желали отпускать его на занятия.

Пока был футболистом-любителем, он совмещал игры и тренировки с преподаванием. Когда стал профессионалом, преподавать уже не мог, но учиться продолжал.

Первый футбольный контракт он подписал в 1967 году с футбольным клубом «Де Граафсхап», там же спустя 15 с лишним лет он закончил карьеру игрока и начал карьеру тренера. Успел поиграть в голландских ПСВ, НЕК, американских «Вашингтон Дипломатс» и «Сан-Хосе Эрскуэйкс». Великим игроком он так и не стал, но не будем забывать, какое поколение играло за Голландию в 1970-х. Однако Хиддинк не был и игроком эпизода, играл под 10-м номером — то, что теперь называется «плеймейкер». Его товарищи по командам вспоминают, что бегать он не очень любил и оттачивал мастерство длинного паса. В последние годы он был уже играющим тренером, стараясь организовать игру на поле. Он и сейчас уверен в том, что такой игрок необходим, и отмечает, например, Аршавина не только за гениальные ходы в атаке, но и за организацию игры команды везде, включая оборону.

Слава

Если всемирной славы как игрок он не добился, то как тренер прославился сначала у себя на родине, а потом и во всем мире достаточно быстро. Хотя и на тренерском поприще бывало у него всякое.

Первым в табели о рангах он оказывался, между прочим, только вместе с «ПСВ Эйндховен», с которым он в два приема шесть раз выиграл чемпионат Голландии и однажды, в 1988-м, одержал, пожалуй, свою самую выдающуюся турнирную победу, выиграв Кубок европейских чемпионов. Был, конечно, еще и Межконтинентальный кубок, добытый десятью годами позже с мадридским «Реалом». Но это, как известно, приз, разыгрываемый в одном-единственном матче. В Мадриде, кстати, это стало его первым и последним успехом.

Ни в «Реале», ни в других испанских клубах («Валенсия», «Бетис»), ни в турецком «Фенербахче» у Хиддинка особенно не задалось. Может быть, ему было трудно найти себя в атмосфере истерики и интриг, которая окружает упомянутые команды.

К тому же, скорее всего, не его это стезя — работать с капризными кумирами всемирного или даже локального масштаба. Его стихия — возглавить группу единомышленников, готовых прыгать выше головы. Слишком уж многие звезды отказываются заниматься этим специфическим видом спорта на постоянной основе.

В 1994 году Хиддинк впервые возглавил национальную команду — сборную собственной страны. Там тоже были капризы и трения внутри команды, тем не менее он довел своих игроков до 1/4 финала на ЧЕ-96 и до полуфинала на ЧМ-98.

Во всяком случае, «счастливчиком» его считать не приходилось. Это несправедливое прозвище появилось после тех успехов, которых он добился со сборными Южной Кореи, Австралии, а теперь и России. Фирменный хиддинковский стиль, родившийся в родном голландском ПСВ, сработал и на других континентах, в других культурах, с совершенно не похожими друг на друга, но доверившимися ему людьми.

Личное

В России сложилось впечатление, что Гус Хиддинк — лучший друг журналиста. Действительно, его общение с прессой поражает. Особенно если вспомнить, как не баловали прессу предыдущие тренеры сборной, за исключением, наверное, Юрия Семина. На пресс-конференции и интервью голландец ходит как на работу. А все потому, что он уверен: это часть его работы, причем очень важная часть.

Его, правда, здесь, кроме как о футболе, особенно ни о чем и не спрашивают. Совсем иначе было в Корее, Турции, Испании и родной Голландии. Одному журналисту он заявил, что хочет съездить ему по физиономии, другому предложил поискать иное занятие — а все потому, что они задавали бестактные вопросы личного характера, а разговор об этом выходит за рамки того, что Хиддинк считает работой. Бывали и элементарные провокации. То девушку рядом подставят под блицы, то сфотографируют, как он прикуривает самокрутку из голландского табака, и напишут, что это хоть и голландское, но не табак вовсе. Хиддинк возмущался, но продолжал оставлять личное для себя.

Поэтому о нефутбольной жизни главного тренера сборной России известно не слишком много. Но кое-что известно. О своем браке он сам рассказал только то, что женился 18 августа 1969 года на Иене Беумкес, — и все. Известно, что у него есть два сына — 29-летний Микел и 26-летний Марк. Известно, что супружеская жизнь продлилась 30 лет, а потом в жизни Хиддинка появилась Элизабет, которую он скрывает в значительно меньшей степени, хотя и отказывается публично обсуждать свою жизнь с ней. Элизабет сопровождает его почти всюду, в том числе и в Москву, где они поселились в номере первоклассной гостиницы. Они часто гуляют вместе, не отказывая узнающим их прохожим в автографах. Оба они любители сигар, которые пришли на смену голландским самокруткам.

Что касается других вредных привычек, то традиционному для его страны пиву он предпочитает красное вино. Что он еще любит? Любит погонять на «Харлее» по голландским полям. Любит музыку. Считает, что футбольный тренер может многому научиться у классного дирижера. Любит читать, все еще любит учиться, по-прежнему любит работать. Более того, скрупулезно протоколирует каждый свой рабочий день. Может, когда-нибудь будут опубликованы его российские дневники. По-прежнему не любит жаловаться и никогда этого не делает.

А еще — в разговорах о сборной России Хиддинк говорит: «Мы».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».