26 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2009 года: "ИГРА В МОНОПОЛИЮ"

Архивная публикация 2009 года: "ИГРА В МОНОПОЛИЮ"

Крестьянам навязывают низкие цены, что не может происходить без поддержки местных или региональных администраций, считает эксперт. Отом, почему даже при перепроизводстве сельхозпродукции розничные цены на продовольствие не снижаются, корреспондент "Профиля" расспросил вице-президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Александра БРЕЧАЛОВА. Наш собеседник изложил свое видение ситуации и "выписал" довольно неожиданный рецепт лечения болезни.
- Александр Владимирович, в чем секрет российского парадокса, когда даже при отличном урожае фермеры не могут заработать?
- Корень этой проблемы кроется в неразвитой инфраструктуре. Если говорить о зерне, то это элеваторы, если о животноводстве, то это холодильники на близком расстоянии от производителей и компактные мясоразделочные цеха, и для всех нужны хорошие дороги от хозяйства до места переработки продукции.
- По крайней мере, при дешевом зерне животноводство должно процветать - корма ведь тоже должны дешеветь?
- Должны, но этого не происходит. Дешевеет фураж, но на нем ту же свинью можно за десять месяцев вырастить только до веса в 80 кг. И вся рентабельность исчезает. А мощности по изготовлению комбикормов ограниченны, поэтому они в дефиците, отсюда и запредельная цена. То есть это тот же вопрос нехватки инфраструктуры. В результате крестьяне вынуждены продавать скотину по живому весу. Для них это - катастрофа. Чтобы вырастить поросенка до веса в 120 кг, нужно его те же десять месяцев кормить комбикормами. Затраты на корм за это время составят не менее 5500 рублей. Свинью весом 120 кг в лучшем случае можно продать за 5-6 тыс. рублей. Выгодно этим заниматься? Нет. И только этим объясняется систематическое сокращение поголовья скота на протяжении последних лет в самых благоприятных для животноводства регионах, например в Краснодарском крае. Причем сокращение идет в основном в частном секторе и на малых предприятиях. Крупные вертикально интегрированные холдинги имеют какие-то мощности. Так же и с молоком - без холодильников его невозможно хранить долго, отсюда и скупка его за 7,5-9 рублей за литр при себестоимости 10,5 рубля.
- Хлеб для потребителя стоит не 2 рубля за килограмм, как у алтайского крестьянина, а в 5-10 раз больше, свинина не 35 рублей, за которые она закупается на селе, а 350. Откуда такие цены?
- Конечно, какую-то наценку дает переработка, но эта надбавка весьма умеренна и обоснованна. Львиную долю покупатель переплачивает торговцам - розничным сетям, отчасти посредникам.
- Что позволяет торговле получать такую прибыль?
- Я думаю, здесь все дело в отсутствии реальной конкуренции. Крестьянам практически во всех регионах России невозможно попасть на рынок с продукцией собственного производства. Они ограничены в выборе того, кому продавать. Соответственно, ему навязывают монопольно низкие цены. И, конечно, такая монополия не может осуществляться без поддержки местных или региональных администраций.
- То есть все дело в пресловутом региональном монополизме?
- Ну конечно, и так у нас по всем группам товаров: от запчастей до одежды и бензина.
- Ни один из опрошенных экспертов не взялся предложить выход из ситуации. Каким его видите вы?
- Думаю, выход может быть один: перевести глав муниципальных образований на позицию топ-менеджеров своих территорий. Скажем, если претендует кандидат в мэры на соответствующий пост, то с него надо спросить бизнес-план. Распишите подробно, что вы будете делать на данной территории и какими методами,и что будет с экономикой этого субъекта Федерации к концу вашего срока. И отобрать лучший бизнес-план по конкурсу. При этом победитель должен изначально понимать, что он - нанятый управленец. А через год-полтора, если не справился, - получи волчий билет. Если топ-менеджеры из крупных компаний не "потянули", у них нет шансов найти адекватный пост в другой компании. Так же надо поступать не только с мэрами, но и с губернаторами. Пока они назначаются по принципу личной лояльности, экономика будет в загоне.

Крестьянам навязывают низкие цены, что не может происходить без поддержки местных или региональных администраций, считает эксперт. Отом, почему даже при перепроизводстве сельхозпродукции розничные цены на продовольствие не снижаются, корреспондент "Профиля" расспросил вице-президента общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Александра БРЕЧАЛОВА. Наш собеседник изложил свое видение ситуации и "выписал" довольно неожиданный рецепт лечения болезни.
- Александр Владимирович, в чем секрет российского парадокса, когда даже при отличном урожае фермеры не могут заработать?
- Корень этой проблемы кроется в неразвитой инфраструктуре. Если говорить о зерне, то это элеваторы, если о животноводстве, то это холодильники на близком расстоянии от производителей и компактные мясоразделочные цеха, и для всех нужны хорошие дороги от хозяйства до места переработки продукции.
- По крайней мере, при дешевом зерне животноводство должно процветать - корма ведь тоже должны дешеветь?
- Должны, но этого не происходит. Дешевеет фураж, но на нем ту же свинью можно за десять месяцев вырастить только до веса в 80 кг. И вся рентабельность исчезает. А мощности по изготовлению комбикормов ограниченны, поэтому они в дефиците, отсюда и запредельная цена. То есть это тот же вопрос нехватки инфраструктуры. В результате крестьяне вынуждены продавать скотину по живому весу. Для них это - катастрофа. Чтобы вырастить поросенка до веса в 120 кг, нужно его те же десять месяцев кормить комбикормами. Затраты на корм за это время составят не менее 5500 рублей. Свинью весом 120 кг в лучшем случае можно продать за 5-6 тыс. рублей. Выгодно этим заниматься? Нет. И только этим объясняется систематическое сокращение поголовья скота на протяжении последних лет в самых благоприятных для животноводства регионах, например в Краснодарском крае. Причем сокращение идет в основном в частном секторе и на малых предприятиях. Крупные вертикально интегрированные холдинги имеют какие-то мощности. Так же и с молоком - без холодильников его невозможно хранить долго, отсюда и скупка его за 7,5-9 рублей за литр при себестоимости 10,5 рубля.
- Хлеб для потребителя стоит не 2 рубля за килограмм, как у алтайского крестьянина, а в 5-10 раз больше, свинина не 35 рублей, за которые она закупается на селе, а 350. Откуда такие цены?
- Конечно, какую-то наценку дает переработка, но эта надбавка весьма умеренна и обоснованна. Львиную долю покупатель переплачивает торговцам - розничным сетям, отчасти посредникам.
- Что позволяет торговле получать такую прибыль?
- Я думаю, здесь все дело в отсутствии реальной конкуренции. Крестьянам практически во всех регионах России невозможно попасть на рынок с продукцией собственного производства. Они ограничены в выборе того, кому продавать. Соответственно, ему навязывают монопольно низкие цены. И, конечно, такая монополия не может осуществляться без поддержки местных или региональных администраций.
- То есть все дело в пресловутом региональном монополизме?
- Ну конечно, и так у нас по всем группам товаров: от запчастей до одежды и бензина.
- Ни один из опрошенных экспертов не взялся предложить выход из ситуации. Каким его видите вы?
- Думаю, выход может быть один: перевести глав муниципальных образований на позицию топ-менеджеров своих территорий. Скажем, если претендует кандидат в мэры на соответствующий пост, то с него надо спросить бизнес-план. Распишите подробно, что вы будете делать на данной территории и какими методами,и что будет с экономикой этого субъекта Федерации к концу вашего срока. И отобрать лучший бизнес-план по конкурсу. При этом победитель должен изначально понимать, что он - нанятый управленец. А через год-полтора, если не справился, - получи волчий билет. Если топ-менеджеры из крупных компаний не "потянули", у них нет шансов найти адекватный пост в другой компании. Так же надо поступать не только с мэрами, но и с губернаторами. Пока они назначаются по принципу личной лояльности, экономика будет в загоне.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».