26 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2003 года: "Из ада с любовью"

Архивная публикация 2003 года: "Из ада с любовью"

Состоялась долгожданная премьера "Демона" с Олегом Меньшиковым в главной роли."Демона" Олег Меньшиков играет для 120 человек. На столько мест рассчитана "Сцена под крышей" Театра им. Моссовета. Для этой небольшой группы людей артист кутается в длинный черный замшевый плащ работы своего придворного модельера Игоря Чапурина, для них поет тихим, чуть надтреснутым голосом "На воздушном океане" и неуверенно пытается извлечь писклявые звуки из умилительно крошечного игрушечного пианино. Для них он с нечеловеческой силой любит Тамару в слегка школьном исполнении Натальи Швец и с такой же силой ненавидит и презирает чистоплюйские божественные силы, которые изображает Анатолий Белый, облаченный, извините за дурной каламбур, во все белое.
Очевидно, что в ближайший театральный сезон эта сила меньшиковской страсти будет лучшим подарком полезному знакомому, любимой девушке или маме на день рождения -- цена билетов на спектакль у спекулянтов доходит до восьми тысяч рублей, да и за эти деньги их достать нелегко. Выходит, что такое, на первый взгляд, банальное обстоятельство, как величина зрительного зала, делает проект артиста Олега Меньшикова и режиссера Кирилла Серебренникова чуть ли не экслюзивной продукцией, дорогой игрушкой для избранных или закрытым действом для своих.
И очень жаль. Потому что в серебренниковско-меньшиковском "Демоне" много чего есть. И этого многого давно не хватает нашему уже который год бумирующему театру. Да и жизни -- тоже не хватает.
Что есть

Ну, во-первых, в этом спектакле есть страсть. Страсть и энергетика, буквально ощущаемые зрителями, когда Меньшиков находится на сцене. Тот Демон, которого предложил ему играть Серебренников, -- эдакий Печорин, влюбленный до головокружения, -- позволяет артисту показать лучшее, что он умеет. Вся эта мальчишеская пластика, эти зажмуренные глаза и взъерошенные волосы, эти признания, произнесенные с нескрываемым изумлением: неужели это мои губы все это произносят?. Словом, все то, что казалось таким наигранным и даже неискренним в нацеленном на величие "Сибирском цирюльнике", в камерном "Демоне" оказывается сильным и трогательным.
Да что там говорить -- в общем-то, главное, что есть в "Демоне", -- это актер Меньшиков. Не просто очень хороший актер, а именно такой, каких сегодня так не хватает. Не звезда -- хотя в звездном статусе Меньшикова никто не сомневается, -- личность которой с трудом отделяется от персонажей, сыгранных в сериалах, и не герой светской хроники, чья фотогеничная улыбка уже практически перестала ассоциироваться с творчеством. А актер, которому в простых, быть может, будничных словах открывается особенная интонация.
которая делает их восторгом, рыданием и судьбой.
Еще у "Демона" есть режиссер. И хотя все "магнитные линии" спектакля сходятся в точке под названием "Меньшиков", Кирилл Серебренников тоже играет в нем свою роль -- не просто важную, а -- знаковую.
Союз с поставившим скандальный "Пластилин" и нашумевший "Терроризм" Серебренниковым, который в одном из интервью признается, что собирается сделать пирсинг на лице, для Меньшикова, предпочитающего в качестве аксессуара заслуженные швейцарские часы, равносилен признанию в любви ко всему новому, авангардному, продвинутому. И хотя Серебренников уже заявил о себе на такой солидной сцене, как "Современник", а сейчас собирается начать репетировать во МХАТе, его режиссерская изюминка -- молодежное, скажем, неформальное обаяние.
Казалось бы, на этом фоне перешагнувший сорокалетний рубеж Меньшиков рискует показаться если и не устаревшим, то, возможно, излишне классичным и строгим. И тут Серебренников делает очень умную вещь: он ничего не делает с Меньшиковым. Ставит спектакль "на актера", как это было принято с незапамятных, шекспировских еще времен. Дает артисту предельно выразить себя. Показать все, что умеет и может. Ну а все режиссерские находки должны, по идее, лишь создавать достойное центральной фигуры обрамление.
Обрамление, правда, подходит не идеально. По сравнению с мощным и достаточно прямолинейным романтическим напором Меньшикова многие остроумные выдумки Серебренникова выглядят какими-то слишком частными. Например, размещенные в люках колодцы с холодной водой, которой герои охлаждают свои разгоряченные страстью лбы, или специальные когти, как у электриков, чтобы на столбы лазить, -- только золотые. С их помощью удостоенные рая персонажи по колоснику забираются на небо. Хрупкой Тамаре это упражнение дается с явным напряжением, и, глядя на то, как она безуспешно пытается подтянуться, трудно отделаться от мысли, что трюк этот сих страданий не стоит.
А еще у "Демона" есть автор. И дело не только в том, что через несколько минут после начала спектакля зритель неизбежно ловит себя на мысленном восклицании: "Какой текст!.." И не то удивительно, что магию лермонтовского ямба, оказывается, можно передать в настоящее, не особенно склонное ни к чтению, ни слушанию стихов время. А то удивительно, что основной конфликт поэмы разыгран в точности как у Лермонтова. И "байронический" настроение главного героя -- эдакий Манфред и Каин в одном лице -- уместно как раз потому, что к категории именно этих персонажей Лермонтов своего Демона и причислял. И, похоже, ровно такими страстью и одиночеством его наделил. В общем, так и тянет сказать, что Лермонтову бы этот спектакль понравился. Если бы это не звучало слишком уж большой похвалой.
Чего нет

В принципе, то, чего в спектакле нет, является логическим продолжением... того, что в нем есть. А нет там совсем голых людей, откровенных эротических сцен, гомосексуальной тематики, драгдилеров, драк и современных эстрадных шлягеров. Демон не оказывается по ходу дела женщиной, а Тамара -- сиамскими близнецами. Словом, нет всего того, что принято называть современной интерпретацией классики. И без чего любую постановку оной принято считать пропахшей нафталином и достойной разве что рубрики "Театр у микрофона" на какой-нибудь провинциальной радиостанции. И иронии нет, что уж совсем удивительно. Без нее, казалось бы, нынче совсем никуда. Так что наконец-то можно не ухмыляться, а всплакнуть немножко.

Состоялась долгожданная премьера "Демона" с Олегом Меньшиковым в главной роли."Демона" Олег Меньшиков играет для 120 человек. На столько мест рассчитана "Сцена под крышей" Театра им. Моссовета. Для этой небольшой группы людей артист кутается в длинный черный замшевый плащ работы своего придворного модельера Игоря Чапурина, для них поет тихим, чуть надтреснутым голосом "На воздушном океане" и неуверенно пытается извлечь писклявые звуки из умилительно крошечного игрушечного пианино. Для них он с нечеловеческой силой любит Тамару в слегка школьном исполнении Натальи Швец и с такой же силой ненавидит и презирает чистоплюйские божественные силы, которые изображает Анатолий Белый, облаченный, извините за дурной каламбур, во все белое.

Очевидно, что в ближайший театральный сезон эта сила меньшиковской страсти будет лучшим подарком полезному знакомому, любимой девушке или маме на день рождения -- цена билетов на спектакль у спекулянтов доходит до восьми тысяч рублей, да и за эти деньги их достать нелегко. Выходит, что такое, на первый взгляд, банальное обстоятельство, как величина зрительного зала, делает проект артиста Олега Меньшикова и режиссера Кирилла Серебренникова чуть ли не экслюзивной продукцией, дорогой игрушкой для избранных или закрытым действом для своих.

И очень жаль. Потому что в серебренниковско-меньшиковском "Демоне" много чего есть. И этого многого давно не хватает нашему уже который год бумирующему театру. Да и жизни -- тоже не хватает.

Что есть


Ну, во-первых, в этом спектакле есть страсть. Страсть и энергетика, буквально ощущаемые зрителями, когда Меньшиков находится на сцене. Тот Демон, которого предложил ему играть Серебренников, -- эдакий Печорин, влюбленный до головокружения, -- позволяет артисту показать лучшее, что он умеет. Вся эта мальчишеская пластика, эти зажмуренные глаза и взъерошенные волосы, эти признания, произнесенные с нескрываемым изумлением: неужели это мои губы все это произносят?. Словом, все то, что казалось таким наигранным и даже неискренним в нацеленном на величие "Сибирском цирюльнике", в камерном "Демоне" оказывается сильным и трогательным.

Да что там говорить -- в общем-то, главное, что есть в "Демоне", -- это актер Меньшиков. Не просто очень хороший актер, а именно такой, каких сегодня так не хватает. Не звезда -- хотя в звездном статусе Меньшикова никто не сомневается, -- личность которой с трудом отделяется от персонажей, сыгранных в сериалах, и не герой светской хроники, чья фотогеничная улыбка уже практически перестала ассоциироваться с творчеством. А актер, которому в простых, быть может, будничных словах открывается особенная интонация.

которая делает их восторгом, рыданием и судьбой.

Еще у "Демона" есть режиссер. И хотя все "магнитные линии" спектакля сходятся в точке под названием "Меньшиков", Кирилл Серебренников тоже играет в нем свою роль -- не просто важную, а -- знаковую.

Союз с поставившим скандальный "Пластилин" и нашумевший "Терроризм" Серебренниковым, который в одном из интервью признается, что собирается сделать пирсинг на лице, для Меньшикова, предпочитающего в качестве аксессуара заслуженные швейцарские часы, равносилен признанию в любви ко всему новому, авангардному, продвинутому. И хотя Серебренников уже заявил о себе на такой солидной сцене, как "Современник", а сейчас собирается начать репетировать во МХАТе, его режиссерская изюминка -- молодежное, скажем, неформальное обаяние.

Казалось бы, на этом фоне перешагнувший сорокалетний рубеж Меньшиков рискует показаться если и не устаревшим, то, возможно, излишне классичным и строгим. И тут Серебренников делает очень умную вещь: он ничего не делает с Меньшиковым. Ставит спектакль "на актера", как это было принято с незапамятных, шекспировских еще времен. Дает артисту предельно выразить себя. Показать все, что умеет и может. Ну а все режиссерские находки должны, по идее, лишь создавать достойное центральной фигуры обрамление.

Обрамление, правда, подходит не идеально. По сравнению с мощным и достаточно прямолинейным романтическим напором Меньшикова многие остроумные выдумки Серебренникова выглядят какими-то слишком частными. Например, размещенные в люках колодцы с холодной водой, которой герои охлаждают свои разгоряченные страстью лбы, или специальные когти, как у электриков, чтобы на столбы лазить, -- только золотые. С их помощью удостоенные рая персонажи по колоснику забираются на небо. Хрупкой Тамаре это упражнение дается с явным напряжением, и, глядя на то, как она безуспешно пытается подтянуться, трудно отделаться от мысли, что трюк этот сих страданий не стоит.

А еще у "Демона" есть автор. И дело не только в том, что через несколько минут после начала спектакля зритель неизбежно ловит себя на мысленном восклицании: "Какой текст!.." И не то удивительно, что магию лермонтовского ямба, оказывается, можно передать в настоящее, не особенно склонное ни к чтению, ни слушанию стихов время. А то удивительно, что основной конфликт поэмы разыгран в точности как у Лермонтова. И "байронический" настроение главного героя -- эдакий Манфред и Каин в одном лице -- уместно как раз потому, что к категории именно этих персонажей Лермонтов своего Демона и причислял. И, похоже, ровно такими страстью и одиночеством его наделил. В общем, так и тянет сказать, что Лермонтову бы этот спектакль понравился. Если бы это не звучало слишком уж большой похвалой.

Чего нет


В принципе, то, чего в спектакле нет, является логическим продолжением... того, что в нем есть. А нет там совсем голых людей, откровенных эротических сцен, гомосексуальной тематики, драгдилеров, драк и современных эстрадных шлягеров. Демон не оказывается по ходу дела женщиной, а Тамара -- сиамскими близнецами. Словом, нет всего того, что принято называть современной интерпретацией классики. И без чего любую постановку оной принято считать пропахшей нафталином и достойной разве что рубрики "Театр у микрофона" на какой-нибудь провинциальной радиостанции. И иронии нет, что уж совсем удивительно. Без нее, казалось бы, нынче совсем никуда. Так что наконец-то можно не ухмыляться, а всплакнуть немножко.

АННА НАРИНСКАЯ

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».