Наверх
22 ноября 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2003 года: "Из ада с любовью"

Состоялась долгожданная премьера «Демона» с Олегом Меньшиковым в главной роли.»Демона» Олег Меньшиков играет для 120 человек. На столько мест рассчитана «Сцена под крышей» Театра им. Моссовета. Для этой небольшой группы людей артист кутается в длинный черный замшевый плащ работы своего придворного модельера Игоря Чапурина, для них поет тихим, чуть надтреснутым голосом «На воздушном океане» и неуверенно пытается извлечь писклявые звуки из умилительно крошечного игрушечного пианино. Для них он с нечеловеческой силой любит Тамару в слегка школьном исполнении Натальи Швец и с такой же силой ненавидит и презирает чистоплюйские божественные силы, которые изображает Анатолий Белый, облаченный, извините за дурной каламбур, во все белое.
Очевидно, что в ближайший театральный сезон эта сила меньшиковской страсти будет лучшим подарком полезному знакомому, любимой девушке или маме на день рождения — цена билетов на спектакль у спекулянтов доходит до восьми тысяч рублей, да и за эти деньги их достать нелегко. Выходит, что такое, на первый взгляд, банальное обстоятельство, как величина зрительного зала, делает проект артиста Олега Меньшикова и режиссера Кирилла Серебренникова чуть ли не экслюзивной продукцией, дорогой игрушкой для избранных или закрытым действом для своих.
И очень жаль. Потому что в серебренниковско-меньшиковском «Демоне» много чего есть. И этого многого давно не хватает нашему уже который год бумирующему театру. Да и жизни — тоже не хватает.
Что есть

Ну, во-первых, в этом спектакле есть страсть. Страсть и энергетика, буквально ощущаемые зрителями, когда Меньшиков находится на сцене. Тот Демон, которого предложил ему играть Серебренников, — эдакий Печорин, влюбленный до головокружения, — позволяет артисту показать лучшее, что он умеет. Вся эта мальчишеская пластика, эти зажмуренные глаза и взъерошенные волосы, эти признания, произнесенные с нескрываемым изумлением: неужели это мои губы все это произносят?. Словом, все то, что казалось таким наигранным и даже неискренним в нацеленном на величие «Сибирском цирюльнике», в камерном «Демоне» оказывается сильным и трогательным.
Да что там говорить — в общем-то, главное, что есть в «Демоне», — это актер Меньшиков. Не просто очень хороший актер, а именно такой, каких сегодня так не хватает. Не звезда — хотя в звездном статусе Меньшикова никто не сомневается, — личность которой с трудом отделяется от персонажей, сыгранных в сериалах, и не герой светской хроники, чья фотогеничная улыбка уже практически перестала ассоциироваться с творчеством. А актер, которому в простых, быть может, будничных словах открывается особенная интонация.
которая делает их восторгом, рыданием и судьбой.
Еще у «Демона» есть режиссер. И хотя все «магнитные линии» спектакля сходятся в точке под названием «Меньшиков», Кирилл Серебренников тоже играет в нем свою роль — не просто важную, а — знаковую.
Союз с поставившим скандальный «Пластилин» и нашумевший «Терроризм» Серебренниковым, который в одном из интервью признается, что собирается сделать пирсинг на лице, для Меньшикова, предпочитающего в качестве аксессуара заслуженные швейцарские часы, равносилен признанию в любви ко всему новому, авангардному, продвинутому. И хотя Серебренников уже заявил о себе на такой солидной сцене, как «Современник», а сейчас собирается начать репетировать во МХАТе, его режиссерская изюминка — молодежное, скажем, неформальное обаяние.
Казалось бы, на этом фоне перешагнувший сорокалетний рубеж Меньшиков рискует показаться если и не устаревшим, то, возможно, излишне классичным и строгим. И тут Серебренников делает очень умную вещь: он ничего не делает с Меньшиковым. Ставит спектакль «на актера», как это было принято с незапамятных, шекспировских еще времен. Дает артисту предельно выразить себя. Показать все, что умеет и может. Ну а все режиссерские находки должны, по идее, лишь создавать достойное центральной фигуры обрамление.
Обрамление, правда, подходит не идеально. По сравнению с мощным и достаточно прямолинейным романтическим напором Меньшикова многие остроумные выдумки Серебренникова выглядят какими-то слишком частными. Например, размещенные в люках колодцы с холодной водой, которой герои охлаждают свои разгоряченные страстью лбы, или специальные когти, как у электриков, чтобы на столбы лазить, — только золотые. С их помощью удостоенные рая персонажи по колоснику забираются на небо. Хрупкой Тамаре это упражнение дается с явным напряжением, и, глядя на то, как она безуспешно пытается подтянуться, трудно отделаться от мысли, что трюк этот сих страданий не стоит.
А еще у «Демона» есть автор. И дело не только в том, что через несколько минут после начала спектакля зритель неизбежно ловит себя на мысленном восклицании: «Какой текст!..» И не то удивительно, что магию лермонтовского ямба, оказывается, можно передать в настоящее, не особенно склонное ни к чтению, ни слушанию стихов время. А то удивительно, что основной конфликт поэмы разыгран в точности как у Лермонтова. И «байронический» настроение главного героя — эдакий Манфред и Каин в одном лице — уместно как раз потому, что к категории именно этих персонажей Лермонтов своего Демона и причислял. И, похоже, ровно такими страстью и одиночеством его наделил. В общем, так и тянет сказать, что Лермонтову бы этот спектакль понравился. Если бы это не звучало слишком уж большой похвалой.
Чего нет

В принципе, то, чего в спектакле нет, является логическим продолжением… того, что в нем есть. А нет там совсем голых людей, откровенных эротических сцен, гомосексуальной тематики, драгдилеров, драк и современных эстрадных шлягеров. Демон не оказывается по ходу дела женщиной, а Тамара — сиамскими близнецами. Словом, нет всего того, что принято называть современной интерпретацией классики. И без чего любую постановку оной принято считать пропахшей нафталином и достойной разве что рубрики «Театр у микрофона» на какой-нибудь провинциальной радиостанции. И иронии нет, что уж совсем удивительно. Без нее, казалось бы, нынче совсем никуда. Так что наконец-то можно не ухмыляться, а всплакнуть немножко.

АННА НАРИНСКАЯ

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK