10 мая 2024
USD 91.82 +0.7 EUR 98.95 +0.64
  1. Главная страница
  2. Архив
  3. Архивная публикация 2010 года: "ИЗМУЧЕННЫЕ ГУЛЬБОЙ"

Архивная публикация 2010 года: "ИЗМУЧЕННЫЕ ГУЛЬБОЙ"

Студенты стонут от растущих нагрузок. Однако свежее исследование свидетельствует: большинство из них отнюдь не надрываются на учебе. Что жизнь студента полна лишений и тягот, ни для кого не секрет: сплошная зубрежка, бесконечная вереница экзаменов, вечерами работа официантом - надо платить за жилье. Прошлой осенью недовольство непомерной нагрузкой в вузах вылилось в массовые протесты: на некоторых факультетах, утверждали участники акций, тянуть учебную лямку приходится по 60 часов в неделю.
В итоге даже функционеры от образования и представители профессуры прониклись состраданием к скорбной до-ле учащихся. Пожалуй, такая обеспокоенность хотя бы от-части безосновательна. Недавнее исследование свиде-тельствует: подавляющее боль-шинство студентов даже с уче-том подработок заняты мень-ше 40 часов в неделю. Сред-нестатистические затраты вре-мени именно на учебу составляют 26 часов в неделю, и то лишь за счет отдельных индивидуумов, отличающихся повышенным прилежанием. А добрая четверть измученных бедняжек ухитряется на протяжении семестра "перебиваться" из недели в неделю 20 часами учебы или даже того меньше.
Таковы результаты выбороч-ного исследования, проведен-ного в четырех вузах Герма-нии под руководством гамбургского эксперта по проблемам образования Рольфа Шульмайстера. Детальному анализу подверглись студенческие будни будущих представителей шести различных специальностей одногоиз курсов бакалавриата, начиная со студентов педагогического факультета в Майнце и заканчивая мехатрониками в Техническом университете Ильменау.
Первоначально ученые искали документальное подтверждение тех колоссальных перегрузок, на которые не сетует только ленивый. "Нас основательно удивило, насколько мало усилий большинство студентов в действительности прилагают к учебе", - рассказывает коллега Шульмайстера Кристиане Метцгер.
Возможно ли, чтобы самовосприятие и реальность студенческой жизни столь сильно рознились друг с другом? Метод, использованный в ис-следовании, сомнений не ос-тавляет: 121 испытуемый на протяжении целого семестра изо дня в день заносил в он-лайн-формуляр сведения о том, когда и сколько време-ни он уделил, к примеру, подготовке к семинару, работе в библиотеке, присутствию на лекциях или же подработке. Не менее скрупулезно требовалось учитывать и свободное время. Когда стали из-вестны результаты, многие участники сами были потря-сены получившейся карти-ной. По их собственным ощу-щениям, они посвящали учебе куда больше времени.
В этом и заключается источник погрешности при привычных исследованиях, когда испытуемым предлагается по памяти указать, сколько времени они уделяли приобре-тению знаний. А задним чи-слом даже пара часов, отвое-ванная от полных различными соблазнами будней, будет восприниматься как ге-роическая жертва. Избежать самообмана по-зволяет только учет практически в режиме реального времени.
Свежая статистика из США позволяет говорить о некой глобальной тенденции. Калифорнийские социологи Филип Бабкок и Мин-ди Маркс проанализи-ровали "временной бюд-жет" учащихся за последние 50 лет. И если в 1961 году студенты еще тратили на самообучение в среднем по 24 часа в неделю, то в 2003 году эта цифра составила всего 14 часов.
Наиболее заметное со-кращение временных затрат произошло еще в пе-риод до 1981 года - как в элитных колледжах, так и в учебных заведениях сред-ней руки. У исследователей есть только одно объяснение: молодых людей стала больше интересовать жизнь вне университетских стен.
Нередко звучат жалобы, что все больше студентов учатся и работают одновременно. И все же столь впечатляющего охлаждения к знаниям это не объясняет: основная масса утруждает себя работой весьма и весьма умеренно. Так, в среднем респонденты уделяли заработкам на стороне 6,4 часа в неделю. Но среди них были отдельные рекордсмены, вкалывавшие по 40 часов в неделю и более и тем самым поднимавшие общую планку. Остальные уделяли работе всего по несколько часов в неделю, что не должно особо сказываться на учебном процессе.
В Европе вопрос об измеримости учебной нагрузки в вузах впервые возник в связи с Болонским процессом. Реформы, осуществляемые с 1999 года, не ограничиваются по-этапной переориентацией с подготовки дипломированных специалистов на выпуск бакалавров и магистров - чи-новники от образования так-же установили норматив вре-мени, которое положено тратить на учебу. В Германии бакалавр должен грызть гранит науки в общей сложности 1800 часов в год. С учетом семи недель каникул это как раз 40 часов в неделю. Взрослому человеку такая нагрузка вполне по зубам.
О чем говорит то обстоятельство, что нормальная ра-бочая неделя так изнуряет ны-нешних студентов? Неужто в стране подрастает поколение нытиков и лентяев? Эксперты считают иначе.
"Мы провели детальный оп-рос ряда участников эксперимента, - рассказывает Кристиане Метцгер. - Многие действительно испытывают сильные перегрузки. И потому им начинает казаться, что у них уходит на учебу уйма времени".
Так, одна из студенток рассказывает: до поступления в университет ей приходилось работать по 50 часов в неделю. При этом она утомлялась куда меньше, чем за 30 часов в храме науки. Исследователи предлагают неожиданное объяснение данному парадоксу: учеба организована до крайности "неэргономично".
Типичное расписание будущего бакалавра напоминает лоскутный ковер: по дням не-дели разбросаны семинары и лекции по 10-12 различным предметам. По сути, к каждому семинару нужно так или иначе готовиться, после каждой лекции - закреплять материал, однако рационально использовать временные "прорехи" в учебном плане непросто: слишком уж они малы. И вместо того чтобы на полтора часа отправиться в библиотеку, многие решают провести их в социальной/> "Главный пожиратель времени - Интернет, - убежден Шульмайстер. - Это признают и сами студенты". Впрочем, основная проблема, по его мнению, кроется в хаотичности учебного плана. "Когда нужно заниматься 12 аспектами одновременно, зачастую просто не знаешь, за что хвататься. Очевидно, ребята на это пока не способны, - рассуждает исследователь. - А за книжки садятся, когда этого не избежать - незадолго до сессии".
Как на беду, большинство контрольных тоже проводится в конце семестра; до этого студенты мало ощущают последствия своих трудов или лени. В прошлом зимнем семестре многие из них провели октябрь, ноябрь и декабрь с большой приятностью - как правило, они просто ходили на семинары и лекции, самообучение играло в их графике малозаметную роль. И только в январе, накануне экзаменов, кривая нагрузки устремилась вверх. В частности, мехатроники в Ильменау стали посвящать учебе в три раза больше времени.
"Мы называем это булимической учебой, - смеется Шульмайстер. - Студенты не в состоянии распределить работу".
В четырех вузах, участвующих в исследовательском про-екте - в Гамбурге, Майнце, Хильдесхайме и Ильменау, - теперь предстоит проанализировать положение дел на остальных четырех курсах. В этом зимнем семестре в Гамбурге "на очереди" око-ло ста студентов, изучающих экономику производства. Ис-следователи уверены, что пре-дварительная картина подт-вердится.
"Скорее всего, у юристов картина в целом похожая, - говорит Шульмайстер. - Зато о медиках, а также о будущих специалистах по естественнонаучным дисциплинам можно не беспокоиться - они загружены хорошо".
Студентам других специаль-ностей, считают ученые, необ-ходимо помочь: "Нужно организовать обучение блоками", - говорит исследователь. Не "распылять" знания из 12 са-мостоятельных областей полуторачасовыми порциями на все время семестра, а сконцентрировать их в блоках, за-нимающих целый день. И то-гда каждые 4-5 недель студенты смогут переходить к но-вому аспекту. Это позволит им оставаться "в теме", проще будет распорядиться и перерывами между занятиями.
На следующем этапе экспер-ты по "временному бюджети-рованию" планируют эксперимент, цель которого - оп-ределить пути к преодолению мнимых перегрузок, реально испытываемых студентами. В Техническом университете Ильменау на юных мехатрониках новую систему опробу-ют уже в зимнем семестре: экзамены перестанут быть чем-то, что обрушивается на вас в конце полугодия. Во время семестра вводятся "микроконтрольные", часть из которых не оказывает никакого влияния на отметку в зачетке, - такое новшество обеспечит возможность самоконтроля.
Но, главное, при данном подходе сразу три дня в неделю посвящаются одному ключевому семинару. Как правило, в первой половине дня студенты будут знакомиться с новым материалом, затем разойдутся на самоподготовку, после чего вновь соберутся, чтобы обсудить результаты. Это, надеется Шульмайстер, лучшее лекарство "от хронического распыления сил".

Студенты стонут от растущих нагрузок. Однако свежее исследование свидетельствует: большинство из них отнюдь не надрываются на учебе. Что жизнь студента полна лишений и тягот, ни для кого не секрет: сплошная зубрежка, бесконечная вереница экзаменов, вечерами работа официантом - надо платить за жилье. Прошлой осенью недовольство непомерной нагрузкой в вузах вылилось в массовые протесты: на некоторых факультетах, утверждали участники акций, тянуть учебную лямку приходится по 60 часов в неделю.
В итоге даже функционеры от образования и представители профессуры прониклись состраданием к скорбной до-ле учащихся. Пожалуй, такая обеспокоенность хотя бы от-части безосновательна. Недавнее исследование свиде-тельствует: подавляющее боль-шинство студентов даже с уче-том подработок заняты мень-ше 40 часов в неделю. Сред-нестатистические затраты вре-мени именно на учебу составляют 26 часов в неделю, и то лишь за счет отдельных индивидуумов, отличающихся повышенным прилежанием. А добрая четверть измученных бедняжек ухитряется на протяжении семестра "перебиваться" из недели в неделю 20 часами учебы или даже того меньше.
Таковы результаты выбороч-ного исследования, проведен-ного в четырех вузах Герма-нии под руководством гамбургского эксперта по проблемам образования Рольфа Шульмайстера. Детальному анализу подверглись студенческие будни будущих представителей шести различных специальностей одногоиз курсов бакалавриата, начиная со студентов педагогического факультета в Майнце и заканчивая мехатрониками в Техническом университете Ильменау.
Первоначально ученые искали документальное подтверждение тех колоссальных перегрузок, на которые не сетует только ленивый. "Нас основательно удивило, насколько мало усилий большинство студентов в действительности прилагают к учебе", - рассказывает коллега Шульмайстера Кристиане Метцгер.
Возможно ли, чтобы самовосприятие и реальность студенческой жизни столь сильно рознились друг с другом? Метод, использованный в ис-следовании, сомнений не ос-тавляет: 121 испытуемый на протяжении целого семестра изо дня в день заносил в он-лайн-формуляр сведения о том, когда и сколько време-ни он уделил, к примеру, подготовке к семинару, работе в библиотеке, присутствию на лекциях или же подработке. Не менее скрупулезно требовалось учитывать и свободное время. Когда стали из-вестны результаты, многие участники сами были потря-сены получившейся карти-ной. По их собственным ощу-щениям, они посвящали учебе куда больше времени.
В этом и заключается источник погрешности при привычных исследованиях, когда испытуемым предлагается по памяти указать, сколько времени они уделяли приобре-тению знаний. А задним чи-слом даже пара часов, отвое-ванная от полных различными соблазнами будней, будет восприниматься как ге-роическая жертва. Избежать самообмана по-зволяет только учет практически в режиме реального времени.
Свежая статистика из США позволяет говорить о некой глобальной тенденции. Калифорнийские социологи Филип Бабкок и Мин-ди Маркс проанализи-ровали "временной бюд-жет" учащихся за последние 50 лет. И если в 1961 году студенты еще тратили на самообучение в среднем по 24 часа в неделю, то в 2003 году эта цифра составила всего 14 часов.
Наиболее заметное со-кращение временных затрат произошло еще в пе-риод до 1981 года - как в элитных колледжах, так и в учебных заведениях сред-ней руки. У исследователей есть только одно объяснение: молодых людей стала больше интересовать жизнь вне университетских стен.
Нередко звучат жалобы, что все больше студентов учатся и работают одновременно. И все же столь впечатляющего охлаждения к знаниям это не объясняет: основная масса утруждает себя работой весьма и весьма умеренно. Так, в среднем респонденты уделяли заработкам на стороне 6,4 часа в неделю. Но среди них были отдельные рекордсмены, вкалывавшие по 40 часов в неделю и более и тем самым поднимавшие общую планку. Остальные уделяли работе всего по несколько часов в неделю, что не должно особо сказываться на учебном процессе.
В Европе вопрос об измеримости учебной нагрузки в вузах впервые возник в связи с Болонским процессом. Реформы, осуществляемые с 1999 года, не ограничиваются по-этапной переориентацией с подготовки дипломированных специалистов на выпуск бакалавров и магистров - чи-новники от образования так-же установили норматив вре-мени, которое положено тратить на учебу. В Германии бакалавр должен грызть гранит науки в общей сложности 1800 часов в год. С учетом семи недель каникул это как раз 40 часов в неделю. Взрослому человеку такая нагрузка вполне по зубам.
О чем говорит то обстоятельство, что нормальная ра-бочая неделя так изнуряет ны-нешних студентов? Неужто в стране подрастает поколение нытиков и лентяев? Эксперты считают иначе.
"Мы провели детальный оп-рос ряда участников эксперимента, - рассказывает Кристиане Метцгер. - Многие действительно испытывают сильные перегрузки. И потому им начинает казаться, что у них уходит на учебу уйма времени".
Так, одна из студенток рассказывает: до поступления в университет ей приходилось работать по 50 часов в неделю. При этом она утомлялась куда меньше, чем за 30 часов в храме науки. Исследователи предлагают неожиданное объяснение данному парадоксу: учеба организована до крайности "неэргономично".
Типичное расписание будущего бакалавра напоминает лоскутный ковер: по дням не-дели разбросаны семинары и лекции по 10-12 различным предметам. По сути, к каждому семинару нужно так или иначе готовиться, после каждой лекции - закреплять материал, однако рационально использовать временные "прорехи" в учебном плане непросто: слишком уж они малы. И вместо того чтобы на полтора часа отправиться в библиотеку, многие решают провести их в социальной/> "Главный пожиратель времени - Интернет, - убежден Шульмайстер. - Это признают и сами студенты". Впрочем, основная проблема, по его мнению, кроется в хаотичности учебного плана. "Когда нужно заниматься 12 аспектами одновременно, зачастую просто не знаешь, за что хвататься. Очевидно, ребята на это пока не способны, - рассуждает исследователь. - А за книжки садятся, когда этого не избежать - незадолго до сессии".
Как на беду, большинство контрольных тоже проводится в конце семестра; до этого студенты мало ощущают последствия своих трудов или лени. В прошлом зимнем семестре многие из них провели октябрь, ноябрь и декабрь с большой приятностью - как правило, они просто ходили на семинары и лекции, самообучение играло в их графике малозаметную роль. И только в январе, накануне экзаменов, кривая нагрузки устремилась вверх. В частности, мехатроники в Ильменау стали посвящать учебе в три раза больше времени.
"Мы называем это булимической учебой, - смеется Шульмайстер. - Студенты не в состоянии распределить работу".
В четырех вузах, участвующих в исследовательском про-екте - в Гамбурге, Майнце, Хильдесхайме и Ильменау, - теперь предстоит проанализировать положение дел на остальных четырех курсах. В этом зимнем семестре в Гамбурге "на очереди" око-ло ста студентов, изучающих экономику производства. Ис-следователи уверены, что пре-дварительная картина подт-вердится.
"Скорее всего, у юристов картина в целом похожая, - говорит Шульмайстер. - Зато о медиках, а также о будущих специалистах по естественнонаучным дисциплинам можно не беспокоиться - они загружены хорошо".
Студентам других специаль-ностей, считают ученые, необ-ходимо помочь: "Нужно организовать обучение блоками", - говорит исследователь. Не "распылять" знания из 12 са-мостоятельных областей полуторачасовыми порциями на все время семестра, а сконцентрировать их в блоках, за-нимающих целый день. И то-гда каждые 4-5 недель студенты смогут переходить к но-вому аспекту. Это позволит им оставаться "в теме", проще будет распорядиться и перерывами между занятиями.
На следующем этапе экспер-ты по "временному бюджети-рованию" планируют эксперимент, цель которого - оп-ределить пути к преодолению мнимых перегрузок, реально испытываемых студентами. В Техническом университете Ильменау на юных мехатрониках новую систему опробу-ют уже в зимнем семестре: экзамены перестанут быть чем-то, что обрушивается на вас в конце полугодия. Во время семестра вводятся "микроконтрольные", часть из которых не оказывает никакого влияния на отметку в зачетке, - такое новшество обеспечит возможность самоконтроля.
Но, главное, при данном подходе сразу три дня в неделю посвящаются одному ключевому семинару. Как правило, в первой половине дня студенты будут знакомиться с новым материалом, затем разойдутся на самоподготовку, после чего вновь соберутся, чтобы обсудить результаты. Это, надеется Шульмайстер, лучшее лекарство "от хронического распыления сил".

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «PROFILE-NEWS».