Наверх
16 декабря 2019
USD EUR
Погода
Без рубрики

Архивная публикация 2010 года: "ИЗМУЧЕННЫЕ ГУЛЬБОЙ"

Студенты стонут от растущих нагрузок. Однако свежее исследование свидетельствует: большинство из них отнюдь не надрываются на учебе.    Что жизнь студента полна лишений и тягот, ни для кого не секрет: сплошная зубрежка, бесконечная вереница экзаменов, вечерами работа официантом — надо платить за жилье. Прошлой осенью недовольство непомерной нагрузкой в вузах вылилось в массовые протесты: на некоторых факультетах, утверждали участники акций, тянуть учебную лямку приходится по 60 часов в неделю.
   В итоге даже функционеры от образования и представители профессуры прониклись состраданием к скорбной до-ле учащихся. Пожалуй, такая обеспокоенность хотя бы от-части безосновательна. Недавнее исследование свиде-тельствует: подавляющее боль-шинство студентов даже с уче-том подработок заняты мень-ше 40 часов в неделю. Сред-нестатистические затраты вре-мени именно на учебу составляют 26 часов в неделю, и то лишь за счет отдельных индивидуумов, отличающихся повышенным прилежанием. А добрая четверть измученных бедняжек ухитряется на протяжении семестра «перебиваться» из недели в неделю 20 часами учебы или даже того меньше.
   Таковы результаты выбороч-ного исследования, проведен-ного в четырех вузах Герма-нии под руководством гамбургского эксперта по проблемам образования Рольфа Шульмайстера. Детальному анализу подверглись студенческие будни будущих представителей шести различных специальностей одногоиз курсов бакалавриата, начиная со студентов педагогического факультета в Майнце и заканчивая мехатрониками в Техническом университете Ильменау.
   Первоначально ученые искали документальное подтверждение тех колоссальных перегрузок, на которые не сетует только ленивый. «Нас основательно удивило, насколько мало усилий большинство студентов в действительности прилагают к учебе», — рассказывает коллега Шульмайстера Кристиане Метцгер.
   Возможно ли, чтобы самовосприятие и реальность студенческой жизни столь сильно рознились друг с другом? Метод, использованный в ис-следовании, сомнений не ос-тавляет: 121 испытуемый на протяжении целого семестра изо дня в день заносил в он-лайн-формуляр сведения о том, когда и сколько време-ни он уделил, к примеру, подготовке к семинару, работе в библиотеке, присутствию на лекциях или же подработке. Не менее скрупулезно требовалось учитывать и свободное время. Когда стали из-вестны результаты, многие участники сами были потря-сены получившейся карти-ной. По их собственным ощу-щениям, они посвящали учебе куда больше времени.
   В этом и заключается источник погрешности при привычных исследованиях, когда испытуемым предлагается по памяти указать, сколько времени они уделяли приобре-тению знаний. А задним чи-слом даже пара часов, отвое-ванная от полных различными соблазнами будней, будет восприниматься как ге-роическая жертва. Избежать самообмана по-зволяет только учет практически в режиме реального времени.
   Свежая статистика из США позволяет говорить о некой глобальной тенденции. Калифорнийские социологи Филип Бабкок и Мин-ди Маркс проанализи-ровали «временной бюд-жет» учащихся за последние 50 лет. И если в 1961 году студенты еще тратили на самообучение в среднем по 24 часа в неделю, то в 2003 году эта цифра составила всего 14 часов.
   Наиболее заметное со-кращение временных затрат произошло еще в пе-риод до 1981 года — как в элитных колледжах, так и в учебных заведениях сред-ней руки. У исследователей есть только одно объяснение: молодых людей стала больше интересовать жизнь вне университетских стен.
   Нередко звучат жалобы, что все больше студентов учатся и работают одновременно. И все же столь впечатляющего охлаждения к знаниям это не объясняет: основная масса утруждает себя работой весьма и весьма умеренно. Так, в среднем респонденты уделяли заработкам на стороне 6,4 часа в неделю. Но среди них были отдельные рекордсмены, вкалывавшие по 40 часов в неделю и более и тем самым поднимавшие общую планку. Остальные уделяли работе всего по несколько часов в неделю, что не должно особо сказываться на учебном процессе.
   В Европе вопрос об измеримости учебной нагрузки в вузах впервые возник в связи с Болонским процессом. Реформы, осуществляемые с 1999 года, не ограничиваются по-этапной переориентацией с подготовки дипломированных специалистов на выпуск бакалавров и магистров — чи-новники от образования так-же установили норматив вре-мени, которое положено тратить на учебу. В Германии бакалавр должен грызть гранит науки в общей сложности 1800 часов в год. С учетом семи недель каникул это как раз 40 часов в неделю. Взрослому человеку такая нагрузка вполне по зубам.
   О чем говорит то обстоятельство, что нормальная ра-бочая неделя так изнуряет ны-нешних студентов? Неужто в стране подрастает поколение нытиков и лентяев? Эксперты считают иначе.
   «Мы провели детальный оп-рос ряда участников эксперимента, — рассказывает Кристиане Метцгер. — Многие действительно испытывают сильные перегрузки. И потому им начинает казаться, что у них уходит на учебу уйма времени».
   Так, одна из студенток рассказывает: до поступления в университет ей приходилось работать по 50 часов в неделю. При этом она утомлялась куда меньше, чем за 30 часов в храме науки. Исследователи предлагают неожиданное объяснение данному парадоксу: учеба организована до крайности «неэргономично».
   Типичное расписание будущего бакалавра напоминает лоскутный ковер: по дням не-дели разбросаны семинары и лекции по 10-12 различным предметам. По сути, к каждому семинару нужно так или иначе готовиться, после каждой лекции — закреплять материал, однако рационально использовать временные «прорехи» в учебном плане непросто: слишком уж они малы. И вместо того чтобы на полтора часа отправиться в библиотеку, многие решают провести их в социальной сети Facebook.
   «Главный пожиратель времени — Интернет, — убежден Шульмайстер. — Это признают и сами студенты». Впрочем, основная проблема, по его мнению, кроется в хаотичности учебного плана. «Когда нужно заниматься 12 аспектами одновременно, зачастую просто не знаешь, за что хвататься. Очевидно, ребята на это пока не способны, — рассуждает исследователь. — А за книжки садятся, когда этого не избежать — незадолго до сессии».
   Как на беду, большинство контрольных тоже проводится в конце семестра; до этого студенты мало ощущают последствия своих трудов или лени. В прошлом зимнем семестре многие из них провели октябрь, ноябрь и декабрь с большой приятностью — как правило, они просто ходили на семинары и лекции, самообучение играло в их графике малозаметную роль. И только в январе, накануне экзаменов, кривая нагрузки устремилась вверх. В частности, мехатроники в Ильменау стали посвящать учебе в три раза больше времени.
   «Мы называем это булимической учебой, — смеется Шульмайстер. — Студенты не в состоянии распределить работу».
   В четырех вузах, участвующих в исследовательском про-екте — в Гамбурге, Майнце, Хильдесхайме и Ильменау, — теперь предстоит проанализировать положение дел на остальных четырех курсах. В этом зимнем семестре в Гамбурге «на очереди» око-ло ста студентов, изучающих экономику производства. Ис-следователи уверены, что пре-дварительная картина подт-вердится.
   «Скорее всего, у юристов картина в целом похожая, — говорит Шульмайстер. — Зато о медиках, а также о будущих специалистах по естественнонаучным дисциплинам можно не беспокоиться — они загружены хорошо».
   Студентам других специаль-ностей, считают ученые, необ-ходимо помочь: «Нужно организовать обучение блоками», — говорит исследователь. Не «распылять» знания из 12 са-мостоятельных областей полуторачасовыми порциями на все время семестра, а сконцентрировать их в блоках, за-нимающих целый день. И то-гда каждые 4-5 недель студенты смогут переходить к но-вому аспекту. Это позволит им оставаться «в теме», проще будет распорядиться и перерывами между занятиями.
   На следующем этапе экспер-ты по «временному бюджети-рованию» планируют эксперимент, цель которого — оп-ределить пути к преодолению мнимых перегрузок, реально испытываемых студентами. В Техническом университете Ильменау на юных мехатрониках новую систему опробу-ют уже в зимнем семестре: экзамены перестанут быть чем-то, что обрушивается на вас в конце полугодия. Во время семестра вводятся «микроконтрольные», часть из которых не оказывает никакого влияния на отметку в зачетке, — такое новшество обеспечит возможность самоконтроля.
   Но, главное, при данном подходе сразу три дня в неделю посвящаются одному ключевому семинару. Как правило, в первой половине дня студенты будут знакомиться с новым материалом, затем разойдутся на самоподготовку, после чего вновь соберутся, чтобы обсудить результаты. Это, надеется Шульмайстер, лучшее лекарство «от хронического распыления сил».

Больше интересного на канале: Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK